Время от времени нам нужно найти тестировщика. Рамки поиска могут быть разными: срочно или нет, несколько или один, с определенными скиллами или просто адекватный джуниор. Вопросы сводятся к одному — как понять, что перед нами нужный человек?

Здесь поможет очерк из психологии.

Личность человека — это сложная многослойная структура. Её самый глубокий уровень состоит из личностных качеств. Это стабильные внутренние особенности человека, как, например, искренность. Извлечь их достаточно сложно, немногие проявляют их на каждом шагу. Они открываются только спустя несколько лет работы бок о бок.

Следующий слой — ценности и убеждения. Это те характеристики, которые отвечают на вопрос “почему?” и “зачем?”. Это чувство прекрасного или желание общаться с хорошими людьми. Это важно знать, но вам об этом не расскажут. За час собеседования это не удастся раскрыть, ведь надо ещё поговорить о компании и о позиции.

Следующий слой — поступки. То, как человек обычно поступает, как он решает свою проблему. Вероятно, если он действовал подобным образом раньше, то и на работе будет себя вести также. Мы часто путаем поступки со свойствами личности. У человека может быть масса причин тянуть с закрытием задачи, но мы видим только его поступок.

На работе иногда всё равно почему человек поступает именно так, главное, чтобы сделал свою работу. Изменить чьё-то неприятное поведение, такое как опоздания или обман, можно. Но на это уйдут годы.

Следующий слой: знания и навыки. Это то, чему человек научился, что он умеет. Если мы ищем junior QA, то знаний и навыков у него нет. Но это и не страшно, ведь их можно нарастить.

Следующий слой: область иллюзий. Это то, что человек о себе думает. Это самый легко изменяемый слой личности. Лишиться иллюзий по поводу собственных способностей гораздо легче, чем изменить убеждение пользоваться одним смартфоном вместо другого.

Какие качества ищем?


Чтобы лучше понять, кого мы ищем, нужно составить профиль сотрудника.

  1. Выбрать четыре или пять ключевых характеристик, которые ищите в соискателе.
    Самые популярные: ответственный, критичный, придирчивый, любознательный, усидчивый, изобретательный, внимательный, продуманный, способный к рутинной работе, логичный, командный игрок.
  2. Каждой характеристике присвоить балл от одного до пяти. Что подразумевает, насколько ярко в человеке должно проявляться это свойство характера.

Надо иметь в виду, что некоторые качества плохо стыкуются. Человек, склонный к изобретательному, творческому подходу редко сидит над одним и тем же. А дотошный на пятёрку может быть невыносимым в общении.

Как выбрать?


Всё зависит от целей и методов компании. В молодом коллективе обычно доминирует принцип «как угодно, лишь бы было сделано». Здесь нужен подвижный и командный тестировщик, который нацелен на результат.

Когда компания разрослась, она может себе позволить многоступенчатую заботу о клиенте. В такой команде необходим дотошный и усидчивый коллега, который покроет тестами всё.

Давайте перечислим самые востребованные черты характера для профессии тестировщика.

Внимательный / Бдительный


Такой тестировщик всегда начеку и всё записывает. У него всегда под рукой набор для конспекта: блокнот с ручкой, ноутбук с текстовым редактором или смартфон с заметками. Чтобы сразу записать мимолётное озарение или неожиданное замечание.

С момента как такой QA узнаёт про задачу он сразу фиксирует для себя всё что собирает по крупицам — из требований, от разработчиков, из своего опыта или опыта коллег. Он может даже сразу накидать примерный чек-лист для проверок, ведь главное уловить суть, а расписать детали можно и позже.


Создать чеклист — это быстро

Почему?


Наступит день, когда уйдут старожилы проекта. Надежды на документацию могут не оправдаться: текст содержит устаревшие понятия, либо отсутствует вовсе. Можно попробовать обратиться к коллегам из бизнес отдела. Но скорее всего, у них всё раскидано по тикетам, википедии и мессенджерам. Сложность проверки функционала возрастёт, ведь время будет уходить на поиск описаний простейших действий.

Критичный / Логичный


Как говорил доктор Хаус — “Все люди лгут”. Разработчик завершил работу над мелкой ошибкой, тестировщик сразу проверил. Если есть время, то проверил дважды. Тестировщик ни за что не поверит, что можно что-то исправить с первого раза и до конца. Ошибаются все. А чем опытнее разработчик, тем загадочнее его ошибки.
Критически мыслящий QA выявляет не явные ошибки, а логичные с точки зрения технического задания. Его тест-кейсы не повторяют требования, а проверяют их.


«Нелогичное» и «невозможное» — разные вещи

Почему?


Тестировать — значит подвергать продукт сомнению. Всегда есть шанс, что пользователь пойдет своим путём. Чаще всего такой путь отличается от очевидного. Чтобы проверить самые невероятные сценарии, стоит каждую часть требования рассматривать как отдельную переменную. Комбинаций из переменных можно придумать сколько угодно. От этой информации и необходимо отталкиваться.

А если вы нашли плавающий баг и не исправили, то по всем законам, пользователи укажут вам именно на него. Тестирование — это свободное исследование, его логика не поддаётся автоматизации.

Любознательный / Дотошный


Тестировщик часто работает в условиях нехватки входных данных и нечётких требований. Порой приходится самостоятельно лезть в код, чтобы понять как работает система.

Для любознательного тест инженера такой процесс может быть увлекательным. Может получится локализовать плавающий баг. Тогда останется тщательно его задокументировать в виде краткого отчёта об ошибке, расписав последовательность шагов воспроизведения.

А бывает, что техническое задание состоит из пары слов, и код не добавляет ясности. Тогда самое верное решение — отправить задачу к заказчику на дополнение.


Подробные шаги тест-кейса внушают спокойствие

Почему?


Актуальность информации живёт недолго. В процессе разработки кажется, что все помнят нюансы задачи. А когда она поступает в тестирование, выясняется грустная правда. Требований нет, а разработчики накодили то, что поняли.

Чтобы избежать неприятных разговоров, надо на основе задачи создать свой тест-кейс. В нём детально расписать всё, что должно быть проверено. Последним шагом в тестировании стоит составить отчёт, понятный даже не посвящённому человеку. ПМ увидит результат тестирования и найдёт слабые места. Педантичность поможет детально следить за процессом тестирования.

Коммуникабельный / Сговорчивый


В тестировщике ценится умение рассказать про проблему. Донести до команды серьёзность и критичность положения, а иногда и наоборот — классическая задача этой профессии.

Инженер тестирования должен быть настойчивым по отношению к бизнес-заказчикам. Придётся уговаривать их записывать свои пожелания в тексте задаче или комментариях. Ведь всё, сказанное вслух или описанное в чате — может там и остаться. Повторять уговоры стоит до тех пор, пока они не возьмут это в привычку. Иначе задача может далеко не сдвинуться.
Когда отсутствует анализ требований, тестировщику приходится самостоятельно ставить задачи на разработку. В этом случае, не обойтись без взаимопонимания с девелоперами. Нужно рассказать коллегам что и как должно работать. Стоит объяснить, что неважно как это будет исполнено в коде, главное чтобы работало как следует.


Чем раньше рассказать о проблеме, тем дешевле её исправить

Почему?


Тестировщику не нужна коммуникабельность менеджера продаж или харизматичность лидера. Акцент не на то, как хорошо он говорит, а на умение обмениваться информацией, коммуницировать. Хватит способности давать обратную связь и внятно просить помощи, когда она потребуется.

Ответственный / Исполнительный


Разумный тестировщик понимает, что ответственность — это помощь себе в будущем.
Ответственный QA не ждёт, пока разработчик закончит писать код, а вовлечён в процесс заранее. Он обращает внимание на задачу, как только она появилась на канбан-доске. В этом промежутке можно уточнить требования у заказчика, и предотвратить повторное открытие задачи. А когда функционал заканчивают разрабатывать, тестировщик уже имеет о ней полное представление.


Готовь сани летом, а тест-кейс с кодом

Почему?


Исполнительный сотрудник ценится за понимание поставленной задачи и за её выполнение. Не «постараюсь», а «сделаю» говорит тестировщик нацеленный на результат.
В ответственности кроется понятное желание оптимизировать рабочие процессы. Лучше заранее позаботиться о выполнении необходимых действий того, что и так надо будет сделать. Настроил конфигурации тестовой среды сейчас — освободился от этих занятий в будущем.

В заключение


Найти хорошего тестировщика — большая проблема. Цели QA инженера балансируют на грани желаний бизнеса и желаний пользователей. О чём он постоянно напоминает заинтересованным лицам. Это позиция для человека, который решает и технические проблемы и коммуникационные.

Тестировщик — это больше, чем профессия. Это образ жизни. Если вовлечённость во многом зависит от умелого руководства и своевременного поощрения за работу. То энергия и адекватность это то, что можно распознать в человеке с первого часа общения. В конце концов, идеальных людей не существует, а к выбору кандидата на позицию тест инженера надо подходить со здравым смыслом.

Комментарии (8)


  1. yuliyamikheeva
    27.08.2019 12:04

    Спасибо за статью! а что за программа на скрине про чек-листы?


    1. Tom617
      28.08.2019 10:58

      Мне тоже очень интересно, что за программа. Буду признателен за название.


    1. qa_meister Автор
      28.08.2019 10:58

      Это TMS, которую мы используем на своих проектах — Test IT



  1. Orange11Sky
    27.08.2019 23:15

    Так не бывает — по Вашим требованиям тестировщик должен быть умнее, дотошнее, сознательнее, внимательнее, ответственнее, исполнительнее и лояльнее программиста.
    И понимать и разбираться прям как архитектор проекта.
    Но при этом заниматься однообразной, унылой и не требующей особых интеллектуальных усилий деятельностью.
    Уметь практически всё, что умеет программист и системный администратор, но зарабатывать при этом существенно меньше.
    И кто же, обладая всеми перечисленными требованиями, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, согласится с этузиазмом заполнять чек-листы и при этом не планировать сменить подобную работу на нечто более вменяемое?

    Поэтому описанный в статье образ тестировщика так и останется набором хотелок от руководства, возжелавшего странного.

    Основная ошибка Ваших требований заключается в реактивной сути деятельности любого QA -инженера, вся деятельность которого — это реакция на уже принятые решения по дизайну продукта, способам и срокам его реализации.
    И про-активному индивиду, которого Вы пытаетесь заполучить, там просто нет места.

    Хотя в одном Вы правы: тестировщик — это в определенной степени образ жизни, подобный тому, что ведет золотарь из анекдота о «главном королевском говночерпии»


  1. szelga
    28.08.2019 06:15

    Инженер тестирования должен быть настойчивым по отношению к бизнес-заказчикам. Придётся уговаривать их записывать свои пожелания в тексте задаче или комментариях.
    это QA или Product Owner у вас?


    1. qa_meister Автор
      28.08.2019 17:46

      Возможно я романтизирую профессию QA-инженера, но думаю, чем в большем количестве процессов он участвует, тем лучше :)


      1. szelga
        29.08.2019 06:25

        участвовать в процессе и отдуваться «за того парня» — это не одно и то же. если QA так или иначе не метит в менеджеры, ему общение с заказчиком никаким боком не сдалось. понятно, что в каком-нибудь стартапе, возможно, на него свалится такая роль, но в «большой» компании если уже есть отдельный человек с ролью Product Owner, то QA сюда совать не стоит.