Артём Васинюк с проектом «Автолётъ» победил во 2-м ежегодном конкурсе «Телеком Идея Юниор». Он представил двухместный бикоптер с закрытой кабиной. Сейчас Артём сотрудничает с Московским авиационным институтом и готовит масштабную модель, пригодную к полёту.



Попытки наделить транспортное средство способностью летать предпринимались с 1917 года. Большая часть летающих автомобилей-гибридов была смесью самолёта и автомобиля. Для взлёта им нужна полоса, у них есть выдвигающиеся части. Складные конструкции часто бывают ненадежными.

Преимущества Автолёта перед другими летающими автомобилями: отсутствие выдвижных частей — лопастей и крыльев, возможность вертикального взлёта и посадки, высокая манёвренность, автоматическая стабилизация.

3D-модель аппарата напоминает летающий мотоцикл Hoverbike. В обоих случаях транспортное средство взлетает вертикально, но есть разница в конструкции. Основное отличие: Автолётъ — двухместный и имеет закрытую кабину. Пассажир и водитель сидят друг за другом.

Автолётъ оснащён четырьмя винтами, по два на каждой оси. Бикоптеры имеют общий недостаток: они неустойчивы по продольной оси. Устойчивость по этой оси в Автолёте будет достигаться за счет двух независимых друг от друга створок «жалюзи», контролируемых автоматикой. С помощью сервопривода жалюзи будут синхронно принимать заданный угол, отклоняя воздушный поток.

Скорость Автолёта — до 160 километров в час. Высота полёта — до двухсот метров, что позволяет перемещаться как в городе, так и за его пределами.

Полномасштабная модель будет работать на дизеле. Использовать электрические двигатели пока не представляется возможным: не хватит мощности поднять в воздух аккумуляторы.

Технические характеристики (предполагаемые):
  • Габариты: 4400 х 1760 х 1500 мм
  • Масса: 500 кг
  • Маршевая скорость: 165 км/ч
  • Двигатель: два по 190-200 лс, 3200 об/мин
  • Топливо: дизель
  • Взлетная скорость: 35 км/ч
  • Высота полёта: 200 м
  • Грузоподъемность: 350 кг

Сейчас Артём готовит масштабную модель, пригодную к полёту. К 2017 году он планирует построить первый образец-беспилотник, в 2018 году — пилотируемый аппарат, а к 2020 году выйти на малосерийный выпуск.

У разработчика нет планов посадить сразу всех на Автолёты. В связи с правовыми и законодательными вопросами, возникающими при внедрении нового гибридного вида транспорта, на начальных этапах планируется использовать АвтолетЪ спецслужбами: это разгрузит дорожный поток, увеличит мобильность и эффективность спецтранспорта.

Остаётся решить юридические вопросы: нужно ли будет удостоверение пилота водителям такого транспорта.


Прототип Автолёта, напечатанный на 3D-принтере

Среди современных аналогов — Aeromobil словацкого дизайнера Штефана Кляйна. Версию 2.5 он разрабатывал 20 лет. Дальность полёта — 700 километров, скорость — 200 километров в час. Мощность двигателя Rotax 912 — 100 лошадиных сил. Этому аппарату нужна взлётная полоса. Версия 3.0 в мае 2015 года разбилась, дизайнеру удалось катапультироваться.



Американская компания Transition тестирует одноимённый автосамолёт. Его скорость — 185 километров в час, запас хода в воздухе — 724 километра. Стоимость аппарата — 289 тысяч долларов. В аппарате использована сложная система трансформации крыльев.



Британская Malloy Aeronautics решила проблему устойчивости в продольной оси другим способом: они разнесли винты, сделав из бикоптера узкий квадрокоптер.

Комментарии (22)


  1. robofox
    31.07.2015 16:16
    +7

    Если конкурс был по компьютерной графике, то еще можно понять.
    Судя по картинке, боковые зеркала будут обозревать выпирающую заднюю часть транспорта. Если выпустить его на дороги общего пользования, то он поднимет пыль и мусор, чему окружающие машины и пешеходы будут не рады. И да, он сразу же опрокинется набок, так как центр тяжести явно выше плоскости винтов.


    1. Abac
      31.07.2015 16:22

      На бок не опрокинется, т.к. там есть одно очень интересное техническое решение. Читал о нем раньше, а вы сделали поспешный вывод.

      Кстати, почему вы против конкурсов для проектов ранних стадий? У парня реально сложный проект и еще нет самой машины, но он работает над моделью которая сможет летать. И при этом – в эту работу включились МАИ. Сам факт такого партнера говорит о многом.


      1. putnik
        31.07.2015 17:03
        +8

        Можете рассказать подробнее про техническое решение? Потому что вопрос стабилизации тут один из самых критичных.


        1. ivansychev Автор
          31.07.2015 17:05
          +2

          Автолётъ оснащён четырьмя винтами, по два на каждой оси. Бикоптеры имеют общий недостаток: они неустойчивы по продольной оси. Устойчивость по этой оси в Автолёте будет достигаться за счет двух независимых друг от друга створок «жалюзи», контролируемых автоматикой. С помощью сервопривода жалюзи будут синхронно принимать заданный угол, отклоняя воздушный поток.


          1. semlanik
            31.07.2015 17:41
            +3

            Система действительно сложная, если я правильно представил как она должна работать, получается что при изменении угла наклона жалюзи, моментально будет теряться мощность одной из «половин» турбины. Я не эксперт в аэродинамике, но при такой схеме могут образовываться неконтролируемые воздушные потоки, которые не слишком хорошо будут влиять на желаемую стабилизацию. Ну и еще это не самое энергоэффективное решение.


            1. Avtolet969
              31.07.2015 18:03

              Согласен, что мощность будет теряться(не не на столько сильно), однако за счет этого и происходит крен/поворот на месте/стабилизация. Ведь примерно такого эффекта мы добиваемся на квадрокоптере. Потоки, как показали аэродинамические расчеты вполне управляемые.


      1. robofox
        31.07.2015 17:58
        +9

        Я не против таких конкурсов, я обеими руками за. Но взрослые дяденьки должны понимать разницу между красивой картинкой и инженерным решением, и объяснить это детям как можно раньше.
        Можно нарисовать красивую модель вечного двигателя, подробно расписать принцип его работы и несколько лет делать прототип. Но я сомневаюсь, что цель конкурса — привить детям ложные надежды или осознание того, что красивая картинка — залог успеха.

        По поводу жалюзи у меня есть большие сомнения в эффективности такого способа стабилизации и, главное, нужно хорошенько посчитать прочности элементов конструкции: вращательный момент прикладывается к центральной оси системы, а снаряженная масса агрегата немалая, и центр тяжести сильно выше оси.
        Сомневаюсь, что в таком возрасте изучают сопромат и аэродинамику, но взрослые товарищи должны были озаботиться этими вопросами.


        1. Color
          31.07.2015 18:05
          +5

          > взрослые дяденьки должны понимать разницу между красивой картинкой и инженерным решением
          Объясните это Сколково и прочим петрикам…


          1. semlanik
            31.07.2015 18:13
            +4

            Взрослые дяденьки на самом деле понимают, насколько взрослые денежки можно срубить при гос. финансировании этого проекта. А главное, что в случае провала максимум, что их ждет — высмеивание и срачь на просторах интернета. Поверьте при масштабах гос. финансирования цена расплаты ничтожна.


  1. unwrecker
    31.07.2015 17:14
    +23

    Поставьте на полочку рядом с BolgenOS.

    За 2 года летающий прототип… Ну-ну… Куда более простые проекты при куда более понятном финансировании в нашей стране проваливались…


    1. Abac
      01.08.2015 11:58
      +1

      В стране вечно проваливается все, что связано с инновациями поддерживаемыми государством. МТС — частная компания, а МАИ — профильный ВУЗ. Предпосылки хорошие, госденег нет.


  1. semlanik
    31.07.2015 17:23
    +4

    Основной вопрос в таких изобретениях — массовость производства и применения. Воздушное пространство должно быть должным образом оснащено для применения подобных аппаратов, коих сделано не мало, свидетельства в самой статье. Касательно безопасности, при столнковении высокая вероятность что одна из лопостей пробьет кабину насквозь. Опять же полезный объем по отношению к габаритам получился сравнительно не большой. Вертолеты в этом плане уже выигрывают.

    Полномасштабная модель будет работать на дизеле.
    — это печалит.

    Ну и не могу не поддержать первого оратора в том, что это скорее проект по компьютерной графике aka «фантазии на тему», а не инженерный проект.

    Мое мнение, что «Автолетъ» не взлетит.


    1. PoliTeX
      31.07.2015 19:55
      +4

      Не просто не взлетит, а первого лежачего полицейского не проедет.


  1. kahi4
    31.07.2015 22:33
    +3

    МАИ, за что? Цепляются уже за все подряд, лишь бы привлечь внимание к университету.

    И при этом – в эту работу включились МАИ. Сам факт такого партнера говорит о многом.

    Вообще ни о чем не говорит. Там куча небольших лабораторий, которые делают все, что не попадя. Гексоход столько, лет 6 делают, а он все не может переступить через небольшой бордюр.
    Зная, как и кто работает в таких лабораториях (ребята оттуда, без обид, вы сами все прекрасно знаете) — оно взлетит лет через 40, будет сделано из труб, и напоминать скорее бронепоезд, чем что-то летающее.


    1. Abac
      01.08.2015 12:01

      Слушайте, лучше пусть делают, чем не делают ничего! Пусть хотя бы университет дает возможности для технического творчества и поиска, в наше стране сейчас вообще ни одна структура за это не отвечает. Есть только бумажные отчеты и непонятно куда уходящие деньги.
      Пусть делают! И однажды у кого-то получится прорыв.


      1. SovGVD
        02.08.2015 16:15
        +1

        И однажды у кого-то получится прорыв.

        У одного уже случился прорыв, чуть 11 лет не дали.


  1. rPman
    01.08.2015 11:51

    А что говорит великий %username% по поводу стабилизации такого автомобиля массивным гироскопом?


    1. eugenius_nsk
      02.08.2015 07:26

      Массивный гироскоп у летающей машины, которая должна быть лёгкой и простой в управлении? Оригинально. Помимо веса — вы представляете, куда будут направлены результирующие силы будут при попытке наклонить маховик (например, при наборе агрегатом скорости и, соответственно, наклоне вперёд)?


      1. rPman
        02.08.2015 14:58

        По поводу поворота все просто

        Кордановый подвес
        image


        1. Avtolet969
          02.08.2015 21:27

          Полностью поддерживаю Вашу идею, только такой массивный гироскоп будет занимать значительный объем в корпусе (+система управления корданным подвесом).
          Или же массивный гироскоп можно «разбить» на 2-4 поменьше?


        1. eugenius_nsk
          03.08.2015 14:54
          -1

          Да, с кардановым подвесом вы, разумеется, избавитесь от паразитной прецессии гироскопа. Вот только вы при этом избавитесь и от _полезной_ прецессии, которая и стабилизирует аппарат. И в таком случае становится вообще непонятно, зачем нужен гироскоп.


          1. rPman
            03.08.2015 22:22

            Ну зачем так прямо, маховик будет той опорой, на которую с помощью специальных электродвигателей будет опираться аппарат. Такие двигатели устанавливают, к примеру, в оси корданового подвеса (либо по периметру, если крепление в конструкции осуществляется снаружи).