В этой статье я хотел бы рассказать об интересной находке, полученной нами в результате социального эксперимента по созданию Клуба Творческого Общения. По форме клуб задумывался как игровая образовательно-развивающая среда, помогающая новым людям адаптироваться в нашем обществе, избавиться от стеснения и прочих психологических барьеров, мешающих раскрытию творческих способностей. В последствие была выработана формулировка, что в идеале благодаря этой среде человек, в пылу игрового азарта мог бы получить блестящее всестороннее образование. Суть клуба заключается в том, чтобы создать открытое сообщество творческих людей, которые собираются вместе для того, чтобы помочь друг другу реализовать самые разные проекты. Создание элементов игровой образовательной среды было повесткой дня наших первых встреч в новом формате. В результате родилась игра, в высшей степени соответствующая желаемым свойствам. Подробности о нашем изобретении и клубе под катом.



Не надо быть специалистом психологом, чтобы понять, что игровая мотивация благодаря высочайшей степени вовлеченности субъекта высвобождает колоссальную энергию, стимулирует повышенный интерес, активно работают память и мышление, восприятие и реакция. Специалисты давно обратили внимание на то, что игровые методы в обучении и образовании обеспечивают очень высокую скорость и степень усвоения материала. При этом никого не надо заставлять играть — колбасится не горбатиться. От игры невозможно оторваться, что будет, если невозможно будет оторваться от образования? В действительности далеко не все игры столь увлекательны, а наиболее азартные — могут развивать вовсе не лучшие качества личности. И если вы однажды решите заняться игровым образованием, то рискуете потерять ни мало времени в поисках действительно интересных игровых методик. И, несмотря на то, что я серьезно интересовался этим вопросом, я не в состоянии предложить читателям ни одной ссылки на хороший сборник по данной теме за исключением, пожалуй этого. Буду премного благодарен, если кто-либо поделится столь ценной информацией в комментариях. Конкретные методики обладают большой ценностью.
Впереди рассказ о новой методике, на которую я возлагаю большие надежды.

ГеоДартс


Суть игры очень проста, и как всегда можно удивляться, почему этого никто не сделал раньше? Это просто географическая карта в качестве мишени для дартса. Ведущий, или один из игроков, выбранный по определенному алгоритму, загадывает цель: а кто попадет в … Америку? Или в Африку, Китай, Кемеровскую область, Гималаи, Крым или любую другую точку в зависимости от темы урока. Разумеется выигрывает тот, кто первым попадет в цель, или чей дротик окажется ближе всего к заданной точке. При этом вопрос может быть поставлен совершенно по-разному, например: в какой стране находятся самые большие запасы нефти? Или: кто попадет в страну с самой высокой плотностью населения? Здесь уже мало уметь читать названия на карте и метко метать дротики. Победителей, кстати, в таком случае может быть много, ведь можно распределить места между теми, чьи “ответы” были ближе всего к истине. И в общем-то будет не страшно, а даже весьма уместно, если дети на таких уроках будут пользоваться Интернетом — уметь быстро находить нужную информацию — навык ныне очень полезный, но чтобы победить, этой информацией надо еще уметь воспользоваться. Да и после она, наверняка, не сразу испариться из памяти. Здесь у каждого человека могут быть свои преимущества и своя тактика: у кого-то обширные знания и хорошая память, а у кого-то твердая рука и меткий глаз.
Могу себе представить, что если бы в нашем детстве так проходили уроки по географии, нас было бы не оттащить от карты. Но ведь в действительности так можно изучать не только географию, но и историю, культурологию, краеведение, геополитику или любую другую дисциплину, в которой уместен вопрос “где?”

Вот приблизительный перечень типов вопросов, которые могут быть заданы:
  • Вопросы по географии
    • Континенты, страны, провинции, моря, океаны...
    • В каком водоеме самые большие запасы пресной воды?
  • Вопросы по экономике
    • Где самый высокий ВВП на душу населения?
    • В какой стране самые большие инвестиции в науку и образование?
  • Вопросы по истории
    • Кто попадет в ближайших союзников Германии во второй мировой?
    • Государство в которых сегодня находятся Вавилон, Троя, Карфаген...
    • В какой стране находится самый древний город?
    • Где была изобретена бумага?
    • Где Наполеон потерпел поражение?
    • Какую страну называли “Владычица морей”?
    • В какой стране находится штаб-квартира НАТО?
    • Кто попадет в страну, входившую в состав СССР? Или Османскую империю?
  • Демография
    • Где самая высокая средняя продолжительность жизни?
    • В какой стране самый низкий уровень самоубийств?
    • В какой стране живет больше всего национальностей?
    • В какой стране самая высокая смертность от голода?
  • Культурология
    • В каких странах буддизм является самой популярной религией?
    • В каких странах сохранились племена с палиолитическим укладом жизни?
  • Биология
    • Где находится родина слонов?
    • В каких странах растут бананы?
    • Где живут самые маленькие приматы?
  • Туристические
    • Где самый большой в мире действующий вулкан?
    • В каком городе самый большой метрополитен?

Безусловно, список этих вопросов может быть продолжен бесконечно. При этом интереснее, если ответы на вопросы будут не однозначными, это будет стимулировать дебаты между игроками, в результате которых игроки могут обмениваться знаниями и закреплять их в своей памяти.
Вероятно для уроков по конкретной теме нужна специальная карта и подготовленный перечень вопросов с генератором случайностей. В простейшем случае это могла бы быть колода карточек с вопросами по теме, где победитель получает право вытянуть очередное задание. Но нам бы хотелось разработать мобильное приложение, куда пользователи могли бы добавлять свои варианты вопросов на заданную тему с определенным уровнем сложности, а другие пользователи могли бы оценивать качество этих вопросов. Приложение может выполнять и функцию генератора случайностей. Здесь же мог бы быть и набор карт, которые даже не обязательно печатать — в зависимости от темы урока можно вывести проектором нужную карту на специальный экран, в который можно метать дротики.
Но это пока скорее фантазии, чем отдаленные планы. Пока же мы просто распечатали политическую карту мира на пено-картоне и приглашаем вас завтра (1-го августа) на встречу нашего клуба, чтобы вместе с нами провести первые испытания нашей новой игры, в которой для получения знания вовсе не нужно ботанеть за учебниками, отращивая горб, а можно развиваться физически, оттачивая ловкость и меткость.

Клуб Творческого Общения


Клуб Творческого Общения задумывался как развитие Клуба Изобретателей, который собирается в Дарвиновском музее с осени прошлого года. Целью нашего клуба было создание сообщества людей с идеями, ресурсами, навыками и знаниями для того, чтобы на взаимовыгодном основании совместными усилиями реализовывать проекты участников. В идеале хотелось бы видеть клуб как краудсосинговый Народный Инкубатор Проектов, где любой человек мог бы найти идею проекта, команду единомышленников, менторов и все необходимые ресурсы. В дружеской обстановке мы регулярно собираемся вместе за “круглым столом” для того, чтобы развивать идеи и совместными усилиями искать способы к их реализации.
И несмотря на то, что на сегодняшний момент можно сказать, что клуб действительно состоялся, хотя до идеала нам еще далеко, сообщество у нас получилось достаточно замкнутое, новые люди в него попадают исключительно благодаря личным знакомствам. Нам же изначально хотелось создать более открытое и массовое движение. И как шаг на этом пути родилась идея нового формата нашего клуба.
Мы решили создать игровую среду, где люди разных поколений, социальных ролей и статусов могут беспрепятственно общаться. Это место для семейного досуга, где каждый может найти нечто интересное для себя. Но это не место место для приятного времяпрепровождения, где можно весело и бессмысленно прожигать время жизни. Мы хотим, чтобы общение в нашем клубе было конструктивным и содержательным. Мы создаем Клуб Творческого общения — это сообщество творцов, созидателей, тех людей, кто реализует какие-то проекты или занимается саморазвитием, т.е. созидает самого себя. Мы хотим создать такое место, где любой творческий человек мог бы в дружеской атмосфере рассказать о своей идее или проекте, найти единомышленников и получить поддержку. То есть место встречи творческих людей, которые собираются вместе для того, чтобы помочь друг другу творчески реализоваться. Творческая реализация личности является экзистенциальной необходимостью — одним из основных смыслов жизни.
Мы хотим помогать свободному творчеству, и не только проектной деятельности. Также можно подумать и о других видах творчества. Например, здесь будет уместно, если кто-то прочитает стих, или сыграет на музыкальном инструменте, но не в виде отдельных концертов (хотя и это возмжно), а эпизодически или в виде фона. Мы совсем не против докладов, семинаров, лекций и круглых столов, но на данной площадке мы хотели бы поддерживать свободное неформальное общение. И ни в коем случае не допускать в рамки нашего клуба никакого безобразного или безнравственного творчества. В идеале мы, сообщество клуба, должны у наших участников вырабатывать идеальный творческий вкус.
Хочется, чтобы этот клуб был одновременно и творческим и интеллектуальным и научно-популярным, в котором не приветствуется пустое бессодержательное общение.
Приглашаем вас принять участие в жизни нашего клуба, подробности здесь.

Комментарии (4)


  1. ibnteo
    31.07.2015 20:47

    Идея просто отличная, в карту кидать дротики было бы интереснее, чем в надоевшую уже мишень, тем более, что надо сначала понять, куда надо кидать.


    1. GreatNonentity Автор
      02.08.2015 14:01

      Спасибо за отзыв!

      Должен сказать, что испытания игры прошли успешно, родители взмолились, чтобы мы остановили игру, так как сами детей они увести были не в состоянии :)

      Однако из минусов: обнаружилось, что придумать сходу много интересных вопросов оказалось весьма сложно — вопросы нужно коллекционировать.


      1. ibnteo
        03.08.2015 13:24

        Есть же онлайн игры, основанные на географии (давно в какую-то играл, название уже не помню), можно найти подходящую, и сделать их вариант игры офлановый.


        1. GreatNonentity Автор
          07.08.2015 01:20

          Если вспомните, напишите, пожалуйста!
          А мне вот такую, кстати, предложили: vk.com/app777865_7122720