На реке Кланг, в Малайзии

Год назад мы рассказывали о глобальном проекте очистки мировых океанов. Фонд Ocean Cleanup был основан молодым голландским пареньком, и, собрав несколько миллионов пожертвований, запустил несколько гигантских автономных понтонов на солнечных батареях, собирающих пластик, плавающий около поверхности воды. У проекта нашлось немало критиков, в основном говорящих, что даже такой системой океан не очистить. Особенно если каждый год в него прибывает несколько новых миллионов тонн мусора.


Теперь Боян Слат, молодой изобретатель и руководитель фонда, займется устранением еще и этой проблемы. Ocean Cleanup объединяется с государственными организациями, некоммерческими фондами и мэрами городов, чтобы очищать самые загрязненные реки в метрополиях. Для этого на днях в Нидерландах был представлен их новый автономный агрегат – The Interceptor.





Путь «всемирного чистильщика» у Бояна Слата начался в 2012 году. Тогда на конференции TEDx он впервые предложил построить ряд автономных сооружений, которые позволили бы океанам постепенно, год за годом, чистить себя. А человеку оставалось бы только периодически подъезжать и забирать собранный мусор на переработку. После этого выступления Слат бросил учебу и основал Ocean Cleanup. Первые $90 тысяч на старт проекта он собрал через краудфандинг, еще $100 тысяч принёс грант от основателя PayPal Питера Тиля. В 2013 году, в 18 лет, Слат начал готовиться к реализации своей идеи.


Спустя 2 года команда волонтёров, в том числе около сотни инженеров и океанографов, подготовила для фонда доклад о пластике в океане. Ocean Cleanup начала вторую по счёту кампанию по сбору средств, которая собрала $2,2 млн. В итоге Боян Слат с тысячей волонтёров построили плавучую систему на $25 млн. От первоначального дизайна в виде огромного ската, представленного на TEDx в 2012-м, почти ничего не осталось. Система стала гораздо проще – солнечные батареи, сенсоры и GPS на понтонах, собранных в виде большой дуги. Под понтонами – длинная «юбка», собирающая пластик, под которой могут свободно перемещаться рыбы и другие морские существа.




System 001 с кодовым названием «Вилсон» была пущена на океан в конце 2018-го, в районе Большого тихоокеанского мусорного пятна. С тех пор ей пришлось столкнуться с рядом неприятностей. В неё попадали брошенные рыбацкие сети, некоторый мусор возвращался обратно в океан, а в январе-2019 был обнаружен прорыв, и её пришлось отбуксировать на Гавайи для ремонта. Теперь на воде работает проапгрейженая System 001/B, которая вот уже несколько месяцев активно собирает пластик, вплоть до частиц размером в 1 миллиметр. Этот пластик отправляется на станции переработки или сжигается для выработки электричества.




Но главная проблема оставалась – новый мусор постоянно поступает из рек. В куда большем объеме, чем Ocean Cleanup пока может убрать. Пока её не решить, о том, чтобы сделать океаны чище и дать нашей гидросфере свободно дышать, даже мечтать не приходится. Всё, начиная от зоопланктона и дальше по цепочке до рыб и людей, постепенно, год за годом, отравляется частицами микропластика.



Филиппины, Манилла (да, это река)

Ocean Cleanup вместе с океанологами изучили более 40?000 рек и обнаружили, что большую часть пластиковых отходов в океан приносят всего 20 рек. Почти все они расположены в Юго-Восточной Азии. Также они узнали, что на тысячу самых грязных рек мира (меньше 1% от общего числа) приходится около 80% мусора. Если убрать мусор, поступающий из этих рек, очистка океана становится вполне реалистичной задачей.



Так сейчас очищают реку Кланг в Малайзии. Это стоит правительству $1,4 млн в год

Вот их интерактивная карта самых грязных рек мира. Большинство – небольшие и довольно узкие водные пути, проходящие через городские районы. Идеально подходящие для того, чтобы улавливать в них мусор (не говоря уже о том, что доставлять его на переработку потом намного ближе, чем из Тихого океана, где до ближайшего завода тысячи километров).


Именно в этих реках планируют запустить новый агрегат – The Interceptor.










25-летний голландец представил свое изобретение на форуме в Роттердаме. Interceptor («Перехватчик») – огромный катамаран длиной 24 метра и шириной 8 метров, в котором конвейерная лента фильтрует воду, вылавливая мусор и распределяя его в плавучие контейнеры. После их заполнения оператор на земле получает сигнал, отправляет лодку, и пластик забирают на переработку. Система способна собирать 50-110 тонн мусора в день.




Устройство работает от солнечной батареи и имеет встроенные литий-ионные аккумуляторы, благодаря чему может работать днем и ночью без шума и выхлопных газов. Во время ловли мусора система перекрывает только половину реки (и только верхний слой), а значит, не становится препятствием для других судов и обитателей дикой природы. Аппарат рассчитан на 20 лет службы, создано так, чтобы не переворачиваться даже в случае резкого наводнения или больших волн. Он также не боится тяжелых больших объектов (у устройства есть «нос», который отталкивает их с пути).




Стоимость постройки одного «Перехватчика» составляет 700 тысяч евро. Также несколько тысяч евро каждый месяц требуется на обслуживание. Но часть затрат покрывается за счет продажи собранного пластика. Одна тонна ПЭТ стоит до 500 евро (в странах третьего мира, где сейчас будет происходить большая часть сбора – около 200 евро). Если запустить массовое производство таких «перехватчиков», и заключить хорошие контракты на переработку отходов, со временем это может даже превратиться в прибыльный бизнес. Хотя Ocean Cleanup – фонд некоммерческий, и о прибыли он пока не задумывается.




Боян Слат рассказывает в интервью New Atlas:


Чтобы по-настоящему избавить океаны от пластика, нам нужно и очистить текущее «мусорное наследие», и перестать мусорить. Теперь существуют решения для обеих частей уравнения.

Interceptor разработан так, чтобы его можно было ставить почти на любой речке. Но у него есть возможность адаптироваться под ситуации. Например, многие реки, о которых Слат говорит в презентации, имеют «узкое место», куда прибивается весь мусор, несясь сплошным потоком. Там конвейерная лента просто сидит и принимает мусор, который плывет в направлении судна. На других реках используется тонкое плавучее заграждение, закрывающее отходам дорогу по поверхности воды и направляющее их к приемному отверстию в катамаране. А иногда, если течение слабое, Interceptor отправляется плавать, собирая весь мусор, который найдет по пути.




Первый, тестовый «Перехватчик» установлен в Джакарте, Индонезия. Второй, уже полномасштабный, – работает на реке Кланг, в Малайзии, одной из самых грязных на планете. Видео его сборки и начала работы можно посмотреть тут. Третий скоро появится в дельте реки Меконг во Вьетнаме. А четвертый (который стоял на сцене в Роттердаме со Слатом) – поедет в Доминиканскую Республику, в Санто-Доминго.


Таиланд уже подписал соглашение о размещении очистительного судна вблизи Бангкока. Также ведутся переговоры о том, чтобы установить «Перехватчик» в Лос-Анджелесе.


Боян Слат намерен работать совместно с правительственными лидерами, фондами и частными организациями для установки очистительных сооружений на тысяче самых загрязненных рек мира в течение ближайших пяти лет.


P. S. Доставлять любые покупки из магазинов США умеет Pochtoy.com. Стоимость доставки 0,5 кг – $12. В ваш город теперь приезжает за 4-8 дней (мы ускорились!). Для читателей нашего блога – бесплатный выкуп из американских магазинов после регистрации по коду HABR. Просто дайте нашим операторам ссылку и пополните счет, всё остальное сделаем мы.


Комментарии (28)


  1. agat000
    07.11.2019 11:54
    +3

    Если удастся монетизировать дело — вполне возможно и массовое строительство, и последователи, и мировая слава. По сути халявные ресурсы, собирай, перерабатывай и продавай.

    Одна проблема — когда правительства всяких Папуасий увидят деньги… Начнут отжимать долю от продажи, продажу концессий и все такое прочее.

    Вообще, парень вызывает уважение. В таком возрасте организовать такое дело — нужно иметь нехилый организаторский талант и штопор пониже спины.


  1. Pochtoycom Автор
    07.11.2019 12:25

    Вы видео его выступления посмотрите — youtu.be/KyZArQMFhQ4?t=10

    Почти Стив Джобс)


    1. striver
      07.11.2019 14:21

      Он круто пошутил об объеме, который может поместиться в контейнерах. Назвал цифру в кубических метрах, а кто не знаком с ней, то в кубиках-рубиках ).


  1. striver
    07.11.2019 14:24

    Да, выглядит очень круто. Плохо то, что прошлом году не получилось вылавливать в океане мусор и я подумал, что будут дорабатывать, но они сделали круче — начали бороться с причиной, а не следствием. Хотя и океан бы не помешало очищать.
    Вот их твиттер — есть на что посмотреть.


  1. gekt0r
    07.11.2019 14:36

    А какого чёрта вообще разным странам позволяется из своих рек выпускать в общую «воду» свой мусор? Пускай платят миллиарды долларов штрафа!


    1. fishca
      07.11.2019 14:50

      Тогда уж пусть платят и те кто завозит такой мусор?


      1. AndrewDvizhok
        07.11.2019 16:17

        А далее по цепочке, те кто его производит. Вроде, НДС уже для этого?


      1. krab4yar
        07.11.2019 16:37

        Кому платят? На что эти деньги пойдут? Какое государство будет это регулировать? Опять США? :)


  1. RusikR2D2
    07.11.2019 17:48
    +1

    Идея хорошая. Но для азиатских (и африканских) стран нанять тысячи местных за небольшую зарплату может оказаться выгоднее. Заодно будет плюс в виде рабочих мест внутри страны. А т.к. за очисткой будут стоять наверняка внешние капиталы, то еще будет приток «чистых» денег из-за границы. А другой возможный плюс — начнется перевоспитание жителей в вопросах распространения мусора, сначала тех кто работает на очистке, а потом, может они и на своих соседей повлияют.


    1. ua30
      08.11.2019 09:59

      Но для азиатских (и африканских) стран нанять тысячи местных за небольшую зарплату может оказаться выгоднее.
      Не во всех. Но в многих азиатских (и африканских) странах зарплаты не такие маленькие, как может показаться.


    1. beerhunter
      08.11.2019 11:59
      +1

      начнется перевоспитание жителей в вопросах распространения мусора, сначала тех кто работает на очистке, а потом, может они и на своих соседей повлияют.


      Перевоспитание жителей займет годы, возможно, поколения. Мировоззрение не меняется за 5 минут. А мусор надо убирать уже сейчас.

      По поводу дешевле нанять тысячи местных — если платить местному по 700 евро в год (совсем немного, даже по меркам бедных стран), то 1000 человек зарплатой съест цену одного такого аппарата за год. А он способен работать 20 лет (по факту, может и больше).


    1. kulikovDenis
      08.11.2019 12:03
      +1

      — ты почему, не бросил бутылку в реку, ты что хочешь, что бы люди потеряли работу.
      Сократить железяку, легче чем сократить людей.


    1. agat000
      08.11.2019 20:44

      В мире довольно развит бизнес на мусоре. Наверняка умные люди уже обсчитали такие бизнес-планы и забраковали.

      Нанять большое количество народа на неквалифицированную работу, организовать инструктаж, обучение, оформление документов, транспорт, проживание, санитарию и медицину — весьма геморройное занятие даже в развитых странах. В «Папуасиях» это просто превратится в треш.
      Это не игра, где можно жамкнуть кнопку «построить мусоросборку, потребности — 1М$, 1000 человек.»
      С учетом психологии люмпен-пролеариата (неквалифицированные работники) и азиатских народов, люди будут работать спустя рукава, минимальное время до первой зарплаты, потом исчезать. Придется искать новых, обучать, оформлять… и все по новой.
      Роботизированные комплексы дороже изначально, но проще и дешевле в итоге.


  1. Sly_tom_cat
    08.11.2019 14:31

    Я помню когда этот парень несколько лет назад (тогда он совсем мальчишкой выглядел) предложил очищать океан — над ним довольно много народу смеялось. Мало кто верил, что из его мальчишеской затеи что-то вообще получится.

    Но ведь он смог оседлать эту нынешнюю волну борцов за экологию, собрал денег с этой волны и на океанский очиститель (сомнительной эффективности) и на эти «лодочки». И ведь наверняка соберет и на все 1000 «лодочек».

    Однако рентабельность переработки мусора — всегда очень не простой вопрос.

    В океане его собирать (даже с учетом дешёвого транспорта до берега, по воде оно всегда довольно дешево) — вряд-ли когда-то станет рентабельным. А вот на реках — кто его знает — может и реально там рентабельную модель реализовать. Хотя сомневаюсь, что постройки «лодок» можно будет окупить теми доходами даже за десятки лет. Так что, господа экологи, расчехляйте ваши кошельки.

    ЗЫ а презентация 004 вышла действительно воодушевляющей я вот прямо так и представляю сколько на организацию этой презентации было истрачено сил, денег и времени (сцена, свет, оборудование, акустика, операторы, спичи, сценарий, прогоны, уточки, трансфер посетителей мероприятия и еще сотни незаметных глазу вещей, которые реально работали на это мероприятие, что бы сделать его именно таким.


    1. striver
      08.11.2019 14:54

      Система способна собирать 50-110 тонн мусора в день.

      Стоимость постройки одного «Перехватчика» составляет 700 тысяч евро. Также несколько тысяч евро каждый месяц требуется на обслуживание. Но часть затрат покрывается за счет продажи собранного пластика. Одна тонна ПЭТ стоит до 500 евро (в странах третьего мира, где сейчас будет происходить большая часть сбора – около 200 евро).

      2 тыс. эксплуатация в месяц/30 = 66 евро/день. 1 т — 200 евро. Думаю, что собрать 1 т мусора в день- не проблема. Есть реки, где мусор можно просто руками грузить. Даже если и так, то 200-66 = 133,33*30 = 4 тыс. месяц прибыли. 700 тыс. /4 тыс. = 14,5 лет вернется бабло. А если добавить еще 1 тонну за 200 евро в день, то это будет дохода 10 тыс. в месяц и чуть менее 6 лет окупаемости.

      Берем минималки. 50т в день по 200 евро/т = 10 тыс. в день. 2 тыс. в месяц затраты.


      1. Sly_tom_cat
        08.11.2019 15:44
        +2

        Это вы мусор по 200 евро/т продавать собрались, а в статье был ПЭТ по цене 200 евро/т…

        Так вот, на то что бы из мусора (сколько его там но явно больше тонны, хорошо если не в разы) получить тонну _чистого_ ПЭТ, нужно тоже изрядно денег потратить. И еще придется потратится на утилизацию оставшегося мусора (не ПЭТ).

        Поздравляю, вы попались на удочку так удобно подготовленного спича, в котором сказана правда, но много вещей сознательно не озвучены, и если не задумываясь броситься цифры считать, то вы и не заметите подмены понятий: мусор -> ПЭТ.

        ЗЫ Как вы из «несколько тысяч на обслуживание» получили 2 — отдельный вопрос. Но оставим его пока за рамками.
        ЗЫЫ и да я еще раз убедился что спичрайтеры на все 100% отработали свои деньги.


        1. Pochtoycom Автор
          08.11.2019 15:50
          +1

          Да, конкретные цифры пока озвучены не были. И в ближайшие пять лет эта вещь явно не будет прибыльной. С другой стороны, это хороший способ мэрам городов показать, что они что-то делают, завоевать себе пару процентов голосов. А затраты в рамках мегаполиса крошечные.


          1. striver
            08.11.2019 16:01
            +1

            Да, если в странах Азии это просто катастрофа, то в Европе это будет еще и местная достопримечательность. Красиво, стильно еще и чисто. Тем более за такие смехотворные деньги, как 700 тыс. Честно сказать, я не совсем понимаю, где там эти 700 тыс. Себестоимость может быть до 100 тыс.


            1. Sly_tom_cat
              08.11.2019 16:42
              +1

              700 тыс. это потому что лодка из переработанного пластика вытащенного из океана. Видать не дешёвый вышел этот переработанный пластик…

              Ну а если серьезно — то там одних солнечных панелей/электроники/аккумуляторов — на приличную сумму выходит… Сама то лодка — да дешёвая, но начинка…

              Хотя, если честно, у меня тоже эта озвученная стоимость вызвала некоторые сомнения…
              Но «продавец» не зря так вложился в презентацию… продаст и по такой цене — в легкую.


              1. striver
                08.11.2019 21:01

                Видать не дешёвый вышел этот переработанный пластик…
                Там 1 боковая панель такая. На счет остального — не знаю. Откуда данные, что всё сделано из переработанного пластика?


                1. Sly_tom_cat
                  08.11.2019 23:49

                  Я правильно понимаю, что вы ни шуток ни легкого сарказма просто никак не воспринимаете?

                  Я не обладаю никакой доп. информацией кроме того, что можно получить из стати и нескольких видео на твоятруба. Но, глядя на сборные поплавки катамарана, у меня сложилось впечатление, что они пластиковые или пластиком покрытые. Ну, а дальше чисто фантазия и стеб.

                  ЗЫ как-то даже не привычно шутки свои объяснять…


                  1. striver
                    09.11.2019 00:03

                    Я правильно понимаю, что вы ни шуток ни легкого сарказма просто никак не воспринимаете?
                    Честного говоря, на Хабре — это очень сложно различать. За 2 недели, в т.ч. и на Хабре навалилось столько «положительных» эмоций по причине общения, что пришлось писать 5 репортов, чтобы не скатываться до обоюдных оскорблений. Поэтому я там не увидел сарказма, с учетом того, что вы мне выше писали
                    Поздравляю, вы попались на удочку так удобно подготовленного спича
                    и вообще, сарказм — низшая форма юмора. Я люблю сатиру.
                    Ну, а дальше чисто фантазия и стеб.
                    Если это так рассматривать, то да. Но когда вам не понравились мои цифры, то вместо констрктивных предложений, вы решили стебануться. Ну ок, я прошу прощения, что я этого не понял.
                    ЗЫ как-то даже не привычно шутки свои объяснять…
                    Есть чудесная тема на Хабре, но там столько оффтопа и откровенного флуда, что тошно, когда человек не в состоянии перейти по ссылыке и сравнить со скрином и доказывает обратное, что другой не прав, то после такого, ваши шутки уже не воспринимаются шутками, ибо вы можете говорить это серьезно. Более того, у вас может быть инфа, о которой другие не знают. Вот я и уточняю. Вы же разъясняете. То есть, исходя из это, мой вопрос был риторическим, не более.


        1. striver
          08.11.2019 15:53
          +1

          Это вы мусор по 200 евро/т продавать собрались, а в статье был ПЭТ по цене 200 евро/т…
          Мусора там может собираться не один десяток тон. На одном из видео, показано, что мусор валит просто островами. Там 50 т забить на несколько часов работы. Цифры очень условные. У вас есть другие данные?
          Поздравляю, вы попались на удочку так удобно подготовленного спича, в котором сказана правда, но много вещей сознательно не озвучены, и если не задумываясь броситься цифры считать, то вы и не заметите подмены понятий: мусор -> ПЭТ.

          Ага, еще нужно помыть, почистить отсортировать по цвету и т.д. Этого я тоже не знал. Хорошо, что вы сказали.
          Как вы из «несколько тысяч на обслуживание» получили 2 — отдельный вопрос. Но оставим его пока за рамками.
          У вас есть точные цифры? Сколько это несколько?


          1. Sly_tom_cat
            08.11.2019 16:37
            +1

            Так в том то и дело — точных данных не было в презентации — только округленные (неизвестно куда) цены, тонны… И это безусловно + в карму спичрайтерам…

            Подозреваю, что точных данные попросту и нет, причем ни у кого.

            Одно дело собрать 4 «лодочки» и совсем другое 1000. Да себестоимость должна упасть, но и вложения в производство нужны будут другие.

            И одно дело абстрактные 200 евро/т за ПЭТ и совсем другое — реальные тонны мусора. Даже не сомневаюсь, что одинаковым состав мусора не то, что в разных реках не будет, но и в одной и той же реке будет меняться. И считать хоть какую-то рентабельность можно только «на выходе» т.е. на практике. А практики той — еще кот наплакал.

            Наладил ли он сбыт переработанного мусора от двух уже работающих «лодок»? Почему то об этом ни слова не сказано…

            Нет, я не спорю с вам, мусор перерабатывать может быть рентабельно, но пока нет реальных цифр по результатам эксплуатации, я бы воздержался от расчетов виртуального сферического коня в вакууме.


            1. striver
              08.11.2019 21:04

              Этому кораблю не хватает роботизированной сортировки мусора по категориям. Вот это было бы очень круто. Всё бы было упаковано и готово к транспортировке и продажи. А так. Да, я немного оптимистичные цифры взял, на практике, доходы могут быть на порядок меньше. Более того, он может быть полностью убыточным. Но чистые реки того стоят.


              1. Sly_tom_cat
                08.11.2019 23:55

                Это бы и деньги за кораблик были бы совсем другие…

                А вы знаете о примерах таких линий по сортировке мусора где люди совсем не при делах? Да еще компактных размеров, что бы не нужно было огромного плавучего понтона под такой заводище.

                И все-же выносить завод по сортировке мусора на воду — нужны какие-то особые причины. На берегу то его куда как проще поставить (если конечно цена земли не как в Японии в районах мегаполисов).


                1. striver
                  09.11.2019 00:11

                  А вы знаете о примерах таких линий по сортировке мусора где люди совсем не при делах?
                  Нет. Есть какие-то жалкие попытки, но они очень не надежные. То есть, как я и написал, что было бы круто. Но это очень сложно сделать.
                  Да еще компактных размеров, что бы не нужно было огромного плавучего понтона под такой заводище.
                  Поскольку я не знаю, что из себя может представлять такая сортировка, но на фоне роботизированных заводов, места занимают они меньше, если бы там работали люди. Поэтому, исходя из этого, можно предполагать, что для робота нужно меньше места и вообще, я же говорил о фантазиях. А раз так, то сбор и сортировка в одном месте — это лучше, чем сначала сбор, потом перевозка к заводу по переработке — это лишние движения. Да и место еще нужно искать под застройку. А тут, ничего не нужно, просто притянули эту баржу и поставил на якорь, а потом только отгружай упакованный мусор по категориям. В моем понимании, это то, к чему нужно стремится.


                  1. agat000
                    11.11.2019 04:02

                    Сортировка мусора из реки гораздо проще, чем с наземной помойки. Нет металла, строительного мусора и прочих тяжёлых фракций. По сути там идёт пластик, дерево, ткани и немного органики. То есть роботизированная сортировка вполне реальна, вопрос только в цене. Манипуляторы штука дорогая. Но вполне реально.