Риск – дело благородное, но при ведении бизнеса деньги любят счет и порядок. Для того, чтобы сохранить теплые отношения с клиентами и вместе с тем уменьшить рисковые факторы, сервисные компании создают свои юридические службы – Legal Support. Мы уже много лет работаем в IT и индивидуально подходим к потребностям и пожеланиям наших клиентов. Рассказываем о том, как можно организовать работу с новыми контрагентами, чтобы обеспечить баланс между клиентоориентированностью и необходимыми проверками.



Когда бизнес заказывает ПО у IT-компании, возможны самые разные ситуации. Например, если клиент выходит на рынок с новой идеей, как правило, он снижает свои риски за счет “минимальной версии продукта” (MVP), которую можно постепенно наращивать и масштабировать при наличии спроса. Обе стороны обсуждают и находят такую модель сотрудничества, которая им удобна. Мы всегда относимся с пониманием к потребностям бизнеса, например, необходимости разработать продукт в сжатые сроки или “спасти” устаревшее IT-решение.

При этом нельзя забывать и о негативных примерах: неуплате задолженности. Как известно, у бизнеса бывают взлеты и падения, порой падение превращается в пике, из которого компания не может выйти. Российские компании в случае «экономического пике» нередко оформляют банкротство, ведь это самый простой способ уйти от оплаты задолженности. Они делают это исключительно в соответствии с требованиями закона, не принимая во внимание моральных обязательств перед партнерами, по принципу: «Ничего личного – просто бизнес».

Любой бизнес – риск, а бизнес в России – риск вдвойне. Развивая бизнес, проявляй должную осмотрительность, оставаясь клиентоориентированным.

Если поставщик услуг работает в области информационных технологий (IT), его деятельность имеет следующие особенности:

  • выпускаемый IT-продукт (программный код) нельзя «пощупать и потрогать»;
  • как правило, разработчик создает продукт во внутренней информационной системе клиента;
  • до иностранных клиентов сложнее всего «достучаться» для получения оплаты: необходимо знать специфику законодательства той страны, в которой работает компания.

Далее мы рассмотрим, как можно учесть потребности разработчика и клиента и снизить риски на старте проекта, а также поделимся рекомендациями.

Как анализировать деятельность контрагентов


Законодательство РФ устанавливает, что все хозяйствующие субъекты при заключении договоров должны проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Однако, ни в законодательстве, ни в комментариях к нему нет списка конкретных шагов, которые нужно проводить каждый раз при заключении сделок.

Под «должной осмотрительностью» можно понимать анализ экономического состояния будущего контрагента – то есть его платёжеспособность.

Хороший юрист, особенно в IT, в силу описанных выше особенностей отрасли – это аналитик и стратег. Это значит, что ему нужно уметь читать бухгалтерский баланс и иные финансовые документы, составлять полную картину состояния контрагента и прогнозировать его дальнейшее финансовое развитие. Причем сделать все это юрист должен еще до заключения сделки.

Не стоит спешить: осмотрись, а потом уже подписывай контракт


Как же анализирует риски юрист, в отличие, например, от своего коллеги – бухгалтера?
Никто не спорит, что бухгалтер или экономист может провести исчерпывающий анализ бухгалтерской отчетности будущего контрагента. Однако, юрист анализирует ряд статей баланса, соотнося их с теми мероприятиями, которые осуществляет будущий контрагент.

Рассмотрим на примере.

Баланс Общества 1 во всех смыслах положительный. У него есть запасы, есть основные средства, внушительный уставный капитал, чистая прибыль и выручка. Но при этом дебиторская задолженность чрезмерно большая, это говорит о том, что у Общества 1 много должников.

Предположим, что компания заключила договор с этим Обществом 1. В определенный момент оно не оплатило оказываемые услуги по разработке программного продукта и, имея множество должников, предложило заключить договор цессии.

При согласии на такую форму оплаты есть риск, что компания получит долги, которые невозможно вернуть – например, если большинство должников Общества 1 находятся в предбанкротном состоянии. Таким образом, программный продукт сделан, Общество 1 рассчиталось, но денег разработчик не получил и вряд ли получит в ближайшие годы.


Пример выше доказывает необходимость комплексного подхода к анализу контрагента. Если юрист не имеет расшифровки отдельных статей баланса контрагента, он может получить информацию о наличии или отсутствии судебных процессов и исполнительных производств в отношении потенциального контрагента с помощью специальных сервисов (о них далее). При этом юрист не ставит предполагаемого партнера в потенциально неловкое положение, поскольку ему не нужно обращаться за информацией непосредственно к компании.

Вывод:

Для снижения финансовых рисков обеим сторонам нужно тщательно анализировать информацию о контрагенте и продумывать условия будущих контрактов.

В случае каких-либо проблем компания, которая проверяет надежность контрагентов, останется в выигрыше: ей не придется тратить время на суды, составление исков и претензий, также это дополнительная забота о репутации компании.

«Должная осмотрительность» – необходимая практика при выборе контрагента, особенно в IT-компании, в силу особенностей отрасли: в первую очередь, это высокая стоимость услуг и мгновенный доступ клиента к результату работ (ежедневная выгрузка исходного кода в репозиторий клиента).
Законодательство требует от юриста быть аналитиком. В его обязанности входит составление рекомендаций в отношении заключаемых сделок, поэтому юрист становится гарантом безопасности компании.


Как соблюсти интересы обеих сторон


Перед юристом стоит задача предусмотреть в договорах выгодные – как для клиента, так и компании – условия, которые снижают риск финансовых потерь и помогают исполнителю своевременно получить оплату по контракту. Чем лучше юрист пропишет в договоре гарантии получения оплаты, тем больше вероятность, что компания не будет обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав.

Фактически юрист добивается оплаты по договору еще на этапе его заключения, но каким образом?

Согласно законодательству, договор – это волеизъявление двух сторон. Каждая сторона в правоотношениях стремится получить максимальную выгоду, а также максимально себя обезопасить. Бывает, что для этого заказчики включают в будущий контракт условия, которые сложно назвать выгодными для партнера условий. В этой ситуации юристы в ответ используют принцип «сдержек и противовесов».

Это значит, что юрист нивелирует негативные моменты предлагаемого клиентом договора, внося выгодные для компании правки, при этом максимально сохраняя редакцию договора клиента. Со стороны может показаться, что невозможно сохранить редакцию договора клиента, если она ущемляет права другой стороны, но мы можем с уверенностью сказать, что это не так.

В качестве примера можно использовать один из самых действенных способов – «зазеркаливание», то есть дублирование пункта договора, чье действие направлено исключительно на компанию, но с указанием, что эти же условия применимы к клиенту. Зачастую этот метод используют в разделах договоров об ответственности сторон.

Пример: договорная подсудность

Еще одним примером реализации системы сдержек и противовесов в договорах является договорная подсудность.

Клиенты предлагают включить в договор такие условия рассмотрения возникающих споров в суде, которые им удобны. Например, это выглядит следующим образом:

«В случае невозможности разрешения спорной ситуации путем переговоров, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде г. Москва».

Юрист предлагает для соблюдения баланса интересов включить в договор следующую формулировку:

«В случае невозможности разрешения спорной ситуации путем переговоров, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения истца».

Эти примеры показывают, как юрист может соблюсти баланс интересов каждой из сторон сделки на стадии заключения контракта.

Большинство компаний имеют свои рамочные договоры. Однако, важно понимать, что они оптимальны для работы с основной массой клиентов, но не подходят для компаний, которые следуют клиентоориентированной политике и ищут к каждому клиенту индивидуальный подход.



Что еще нужно предусмотреть


Даже если договор идеален, бывает, что юристу приходится воздействовать на контрагентов путем направления претензий. Однако, всегда есть выбор, как это сделать.

Если партнер намеренно уклоняется от оплаты, то вероятнее всего, что претензию воспримут исключительно как формальную «бумагу», которая необходима до предъявления иска в суд. И все же, если в документе четко изложены негативные последствия неуплаты для контрагента, он может подтолкнуть партнера к погашению долга в досудебном порядке.

Задача юриста IT-компании – не только анализировать экономическое состояние контрагента (например, с помощью СБИС), но и отслеживать его судебные дела – для этого можно использовать как СБИС, так и другие системы, такие как «Электронное правосудие». Юристу важно быстро и полно оценивать возможность контрагента выиграть в судебных процессах, где тот участвует.

Чем значима роль юриста


Для юриста в IT-компании недостаточно просто следовать букве закона. Он должен держать в голове в актуальном состоянии весь объем норм, регулирующих ту или иную ситуацию.
Если формулировки в законодательстве размыты, юристу необходимо анализировать судебную практику по соответствующему вопросу и уметь находить подходящее обоснование решения в различных спорных ситуациях.

Навыки поиска информации и анализа законодательства, подзаконных актов и судебной практики позволяют юристу давать рекомендации по заключению договоров с тем или иным контрагентом по результатам анализа его финансовых документов.

Таким образом, юрист не просто ищет в законодательстве нормы, регулирующие те или иные отношения. В сфере IT юрист – это аналитик, который помогает компании не потерять свои деньги.

Со стороны может казаться, что юрист тормозит работу компании своей дотошностью при проверке контрагентов и формировании условий контракта. Однако, если компания нацелена на развитие и снижение финансовых рисков, то уже на стадии заключения сделки необходимо анализировать деятельность контрагентов и определять, какое сотрудничество не только не принесет компании желаемой прибыли, но и может отнять время и другие ресурсы. Как правило, риски наиболее высоки в случае работы с небольшими компаниями. Компания должна внимательно изучать потенциальных партнеров, чтобы избежать так называемых фирм-«однодневок», которые заинтересованы в получении продукта без оплаты и будут скрываться от взыскания дебиторской задолженности.

Вывод очевиден: для исполнителя желательно заключать договора с проверенным контрагентами, которые сотрудничают в течение длительного промежутка времени. Это позволяет минимизировать финансовые риски IT-компании. При этом, все ситуации индивидуальны и компании важен каждый клиент.



Подводя итоги


Юрист IT-компании осуществляет правовую поддержку бизнеса, применяя выгодные для компании нормы права и учитывая сложившуюся судебную практику.

Юрист анализирует будущую платежеспособность потенциальных контрагентов до заключения сделки и помогает сформулировать договор так, чтобы соблюсти интересы сторон и обеспечить получение оплаты после выполнения работ.

Мы в компании SimbirSoft с вниманием относимся к каждому клиенту и предусматриваем различные сценарии сотрудничества. С помощью юридической службы выстраиваем баланс взаимных обязательств на старте проекта, что позволяет гарантировать безопасность бизнеса и решить задачи наших клиентов.

Спасибо за внимание, надеемся, что эта статья была для вас полезна!

Комментарии (0)