Немногим менее месяца назад Google представил свой облачный игровой сервис Stadia. Слухи о возможностях новой платформы ходили уже давно, и в ноябре представители корпорации сорвали все покровы с таинственной Stadia. Было заявлено, что эта платформа — революция в игровой индустрии. Некоторые пользователи довольны тем, что получилось, но все же у Stadia есть и большое количество недостатков. Один из них — не до конца понятная схема монетизации.

Прежде, чем приступить к ее обсуждению и анализу, стоит вспомнить основные претензии геймеров к Stadia. Некоторые из этих претензий появились сразу после презентации, остальные — во время тестирования платформы.

Ложки дегтя в небольшом бочонке с медом


О недостатках сервиса писали и говорили многие, так что нет смысла повторяться. Сейчас лишь коротко вспомним главные минусы игровой платформы Google.

Региональные ограничения

Основная проблема — сервис доступен далеко не для всех геймеров. И дело даже не в том, что для игры нужна очень хорошая связь, а в том, что Stadia на данный момент работает в тестовом режиме лишь в некоторых странах, причем России в этом списке нет.

Кроме того, играть получили возможность обладатели премиум-комплектов, количество которых ограничено. Стоимость не такая уж и маленькая — Chromecast Ultra, контроллер Stadia и кабель обойдется любителю игр в $129.



В следующем году, по словам представителей Google, играть можно будет и без необходимости приобретать устройства, чтобы получить подписку. Но все же это лишь обещание, выполнения которого можно ждать долго. К слову, в дополнение к оборудованию нужно покупать еще и подписку, которая стоит $25 в месяц.

Играть можно, но список игр невелик



На старте корпорация Google обещала пользователям Stadia дать доступ к списку из 30 игр. Потом его сократили до 12 и чуть позже расширили до 22-х. При этом игр, в которые действительно хочется поиграть, там не очень много. Самая известная из них — Red Dead Redemption 2.

Плюс ко всему, игры придется покупать отдельно, вне зависимости от того, есть ли эти же тайтлы в Steam. Многие другие игровые сервисы, включая Geforce Now или Playkey, позволяют подключить свой Steam-аккаунт и играть в свое удовольствие в уже купленные ранее игры.

Цены на игры


И вот теперь самое интересное — стоимость игр и финансовая политика Google в отношении их покупки. Цена на игры довольно высокая, причем не только на новые тайтлы, но и на проекты пятилетней и более давности. В Steam многие из них стоят пару долларов, тогда как в Stadia редко можно найти игру дешевле $20.

Правда, на некоторые игры pro-подписчикам положена скидка вплоть до 50%. Они же могут загрузить бесплатно Samurai Shodown и Destiny 2: The Collection. Правда, базовая версия игры недавно стала бесплатной для всех. А вот издание The Collection включает в себя дополнения Forsaken и Shadowkeep, которые необходимо покупать в Steam отдельно.

Ниже показана таблица со сравнением цен на одни и те же игры в Stadia, Stadia Pro, Steam/EGS US, Steam/EGS RU. Для удобства цены переведены в рубли из долларовых ценников игр Stadia для американского рынка, хотя оставлена и изначальная стоимость. Вполне вероятно, что в других странах стоимость будет отличной от цен в США, но сейчас об этом можно лишь гадать. В таблице же — фактическая цена.



Цены на подавляющее большинство игр у Stadia куда выше, чем у Steam. Самым наглядным примером может служить Tomb Raider, цена которого в российском Steam — всего 249 рублей.

В итоге игрок, которому хотелось бы играть много и часто, будет вынужден оставить в магазине Stadia больше денег, чем в обычных сервисах. Если приложить к этому цену игрового комплекта и стоимость подписки, получается, что экономия на «облаках» в случае Google, если сравнивать с консольным геймингом, невелика.

И ведь конкуренты Stadia предлагают облачный гейминг без дополнительных затрат на оборудование, включая GFN, PlayKey, LoudPlay, Drova и т.п.

Почему все так сложно?


Скорее всего, Google в рамках Stadia пытается опробовать совершенно новую и в какой-то мере странную схему монетизации. Предоставляя базовую услугу облачного гейминга бесплатно (что само по себе случится только в следующем году), компания попробует заработать путем повышения цен на игр. Вероятнее всего отбить затраты на владельцев бесплатных аккаунтов полностью так не получится, но так можно хотя бы частично покрыть расходы.

Если бы речь шла не о Google, то можно было бы предположить, что завышенные цены на игры — результат неудачных переговоров с издателями. Но поверить в то, что корпорация не смогла получить низкие ценники у поставщиков контент, сложно — уж слишком большое влияние у Google. Компания без проблем могла бы сделать топовые новинки бесплатными, завалив издателей авансовыми платежами. Но это сделано не было, поэтому можно предположить, что для Google проект Stadia не настолько важен, как компания пыталась это представить.



Перспективы игровой платформы


Похоже на то, что компания пока не знает в каком направлении двигаться, поэтому осторожно нащупывает путь. Но такой вариант может оказаться опасным — ведь игр пока не очень много, ажиотаж понемногу спадает, так что хардкорные геймеры, которые готовы платить за оборудование и подписку, не слишком охотно идут в Stadia. Ну а всем остальным это просто не нужно. Дефицит игр обусловлен еще и тем, что компания решила не получать права на эксклюзивы за деньги, а разрабатывать их силами дочерних студий (которых тоже нет, они только создаются). Одна задержка накладывается на другую, так что новые классные игры можно ожидать не ранее, чем через несколько лет.

Может быть у Google есть какой-то козырь в рукаве, который вскоре сыграет. Но надежда на это не слишком велика, ведь пока команда Stadia даже намека не дала на то, что готовится нечто крупное. Плюс ко всему, были у корпорации и другие крупные проекты, правда, неигровые. Речь идет о Wave, Google Plus и некоторых других — изначально они тоже заявлялись, как революционные, но закончились ничем.

Хотелось бы думать, что Google воспользуется опытом своих прошлых неудач и не станет тянуть с доводкой сервиса до уровня «доступен для любого пользователя». Сейчас сервис убыточен, и если не предпринять срочные меры, он будет потреблять ресурсы компании многие месяцы или даже годы, ничего не давая взамен. А Google очень не любит проекты, которые приносят только убытки.

В качестве вывода можно сказать, что Stadia в настоящий момент — платная бета-версия, которой еще только предстоит превратиться в полноценный сервис, победив конкурентов (PlayKey, GeForce Now, Loudplay, и др). Про последних забывать не стоит, ведь на рынке облачного гейминга немало компаний, которые предоставляют качественные и доступные услуги.

Комментарии (13)


  1. DrunkBear
    12.12.2019 15:39

    С такой задержкой, которая попала в твиттер (человек нажимает на кнопку и только секунды через 2 начинает реагировать персонаж) и облетела весь мир, Stadia не нужна.
    Недавно натыкался на восторженную статью, где объяснялось, что задержки и физика — это ерунда, гугл сделает хитрые алгоритмы на своих серверах с отрицательными задержками и всё компенсируется.
    Может, и заодно цены сделает отрицательными — и всё компенсируется? /irony


    1. 25080205
      12.12.2019 22:51

      Облачный гейминг победит только если центры будут в каждом крупном городе, чтобы сигнал не оббегал полмира туда-назад. В принципе, тогда сгодится… Отвлекаясь — кто эксплуатирует локальный почтовый клиент, а кто ходит посмотреть почту через web-интерфейс? Помните время, когда заход через web воспринимался не менее странно, чем игра «в облаках»? Во-во… Вероятно, за этим делом будущее, но не ближайшее.


      1. Forum3
        13.12.2019 10:58

        Сравнение не верное.
        Разница между локальным приложением и веб-приложением в UI, но никак не в скорости. Получать и показывать данные будет с одинаковой скоростью.


      1. Fox_exe
        13.12.2019 11:24

        На это сделали упор создатели Drova — там «Сервером» выступает обычный юзер, пожелавший сдать свой комп, так сказать, в аренду.
        И это вполне себе работает — при некотором везении (Что сервер будет в твоём городе или гдето рядом) задержки столь малы, что можно даже в шутеры играть.


      1. korobkov-k
        13.12.2019 12:44

        Особо упорные, да и не очень геймеры борятся с задержками >5мс у мониторов и инпут-лагами телевизоров, причем последний реально ощущается. Пробовал на домашней сетке через трансляцию steam поиграть в cities skylines на через схему пк -> 150 mbit wifi -> ноут. Получил неприятные лаги, и половина кадров дико пережатые, с квадратиками, как видео в 480p. Облачный гейминг странный зверь, тем более с такими ценами. Докидываешь 20к, покупаешь приставку на N лет вперед, игры покупаешь по тем же ценам/подпискам и ничего не лагает.


        1. qw1
          13.12.2019 13:17

          На последней чёрной пятнице XBOX One стоил 12к в DNS.


  1. hyperwolf
    12.12.2019 16:01

    Я думаю, что Stadia — просто попытка быть на волне с остальными игроками рынка. Даже если и не взлетит — попробовали, потестировали, не взлетело и не принесло денег.
    Себя хардкорным геймером не считаю, но играть предпочитаю локально и стримминговые сервисы даже не рассматриваю (в отличие от апгрейда видеокарты).


  1. silvestr22
    12.12.2019 17:41

    Накупил такой игр 20 — 30 на сервисе гугла по завышенным ценам
    а они года через 2 — Извините — не взлетело — мы закрываемся

    Что они уже не раз проделывали с своими сервисами


  1. Brenwen
    12.12.2019 17:58

    Уже сколько было попыток запуска таких систем — и где они все?


  1. WicRus
    12.12.2019 19:03
    +1

    Слишком мало игр, слишком большая цена. А вот у Valve уже есть подобная технология Steam Link и основанная на ней Steam Remote Play Together, а так же магазин с играми, дешевыми играми. При грамотном подборе игр для облачной игровой платформы и удачном расположение серверов, может быть у них получится что-нибудь, чем можно будет пользоваться.


  1. qw1
    12.12.2019 20:53
    +1

    На анонсе Stadia были такие невероятные возможности, типа генерации в любой момент http-ссылки, которую можно дать любому игроку и он продолжит с места, где ты сейчас играешь. Или стримить игру на youtube со возможностью зрителю в один клик начать с того места, где сейчас играет стример. И ничего из этого пока не выкатили. Обман, сплошной обман.


  1. mkovalevskyi
    12.12.2019 21:36
    -1

    Задержка 2 секунды там бывает только если канал подзабит. Другой вопрос, что там бывает «сервер не доступен» ;)
    Плюс в те 129 долларов еще хромкаст ультра входит, а как отдельный девайс он таки тоже стоит.
    Ну и как бы… А если к стоимости стим игр добавить стоимость игрового компа, который для стадии не нужен, там сколько выйдет?


  1. mad_nazgul
    13.12.2019 11:31

    ИМХО Google стадия это просто попил бабла менеджерами Google.
    1. Стрясли бабки с директората.
    2. Придумали изначально провальный план монетизации.

    3. PROFIT