Компьютерные и видеоигры неуклонно развиваются. Согласно прогнозам Newzoo, к 2023 году количество геймеров составит 3 млрд.
Растет и доля рынка облачных игр — по оценкам экспертов совокупный среднегодовой темп роста (GAGR) этой сферы вплоть до 2025 года составит более 30%. Если говорить про финансовые показатели, то объем рынка к 2025-2026 году достигнет около $3-6 млрд. Пандемия при этом не замедляет, а ускоряет развитие всей отрасли. Сейчас в сфере облачных игр сформировалось несколько устойчивых трендов, которые усилятся в ближайшем будущем. Подробнее о них — под катом.
5G и облачные игры
Пропускная способность беспроводных сетей, задержки — основные факторы, которые влияют на качество игры, поскольку данные обрабатываются в дата-центре сервиса, после чего готовый видеопоток передается на устройство пользователя. Чем качественнее связь, тем плавнее картинка и выше разрешение изображения. Если раньше добиться хорошего качества можно было только при Ethernet-подключении, то сейчас мобильный широкополосный интернет постепенно освобождает игроков от проводов.
Благодаря проникновению 5G облачные игры становятся доступнее. Сети пятого поколения позволяют запускать сервисы вроде Google Stadia и Playkey не только на ПК и ноутбуках, но и на мобильных устройствах в любом регионе, где есть 5G покрытие. У геймеров появляется возможность играть в тайтлы класса ААА по дороге в аэропорт, в кафе, да и просто на лавочке в парке, если возникнет такое желание. Фактически, на руках у пользователей мобильных девайсов — миллионы игровых гаджетов. Уже сейчас количество мобильных геймеров превышает 2 млрд, а с течением времени их количество будет только расти.
Коммерческая 5G связь уже работает в Южной Корее, некоторых регионах Китая, в Японии. Другие страны активно развивают инфраструктуру мобильных сетей пятого поколения. Все это способствует активному развитию cloud gaming.
Приход крупных игроков
Облачными играми заинтересовались крупнейшие компании мира, включая Microsoft, Google, Amazon, Nvidia, Sony, Tencent, NetEase. Участников рынка становится все больше. Например, компания Amazon пообещала в этом году запустить собственную игровую платформу “Project Tempo”.
Активно расширяется ниша облачных игр в Азии. Так, в марте 2020 года компании Sanqi Interactive Entertainment и Huawei Cloud договорились совместно развивать платформу облачного гейминга.
Не отстает и Россия. Сейчас в стране доступны:
- GeForceNow.
- Playkey.
- Loudplay.
- Megadrom.
- Power Cloud Game.
- Drova.
С этими сервисами сотрудничают российские и зарубежные операторы, включая «Билайн», Мегафон, МТС, Tele2 и другие. Они вкладывают значительные средства в развитие облачного гейминга. Реализуются совместные проекты, которые постепенно улучшают качество сервисов, одновременно расширяя их возможности. Работать еще есть над чем, но прогресс очевиден.
О возможностях, достоинствах и недостатках российских сервисов облачных игр я писала ранее.
Облака, консоли и дорогое “железо”
Стоимость игровых ПК и консолей последних поколений весьма высока>. Так, стоимость low-end игровых систем составляет $300-400. Стоимость топовых моделей, которые способны справиться даже с самой “тяжелой” игрой, выше на порядок.
Конечно, приобрести систему за $4000-$5000 может себе позволить далеко не каждый геймер. В среднем на приобретение или модификацию игровой системы игрок тратит $800-1000. Но и это много. Высокие цены на игровое оборудование отпугивают миллионы геймеров. По оценкам специалистов, около 70% потенциальных покупателей игровых компьютеров или ноутбуков не имеют желания или возможности приобрести то, что им хотелось бы получить. В итоге характеристики 60% пользовательских ПК не дотягивают до ресурсных требований игр ААА-класса. Если бы стоимость мощных игровых систем снизилась, рынок сразу бы получил миллионы новых игроков.
И здесь приходят на помощь сервисы облачных игр, позволяя избежать ненужных трат на компьютерное железо или консоли. Для игры в те самые игры ААА-класса нужен лишь соответствующий сервис, недорогой ПК, ноутбук, планшет или смартфон, хороший интернет и контроллер или клавиатура.
Игры как сервис
Благодаря отказу от “железа” у облачного гейминга практически нет порога входа. Формируется новая модель потребления игрового контента. Кроме того, развивается новый класс игр, сloud-native, которые изначально создаются под облачные платформы и у которых нет требований к железу. Яркий представитель этой ниши — Fortnite.
Сервисы облачных игр делают все возможное, чтобы упростить игрокам доступ к контенту. Например, Google совмещает YouTube и Google Stadia. Так, YouTube демонстрирует трансляцию игры. Для того, чтобы присоединиться к процессу, нужно просто кликнуть на кнопку. Не нужно ничего загружать, покупать — кликаешь на кнопку “присоединиться” и играешь. Такая модель получила собственное название — click to keep play.
Пример интеграции в демоверсии Google Stadia с лайвстримом NBA 2K?
Зайдя в игру, пользователь сразу погружается в дружественную среду, где можно не только играть, но и общаться с “коллегами”. К слову, игры постепенно социализируются, превращаясь в своего рода социальные сети.
Расширение аудитории облачного гейминга
Всего несколько лет назад пользователь, который хотел поиграть в облачные игры, должен был быть достаточно подкованным в техническом смысле. Скачать клиент, настроить его, выбрать сервер — для некоторых пользователей это сложная задача. Сейчас же начать облачную игру можно буквально в пару кликов.
Аудитория облачного гейминга постепенно расширяется, увеличивается доля молодой аудитории. Так, в январе 2020 года доля игроков до 20 лет была близкой к 25%. Уже в конце мая — начале июня этот показатель увеличился вдвое. Возможно, на это повлиял переход студентов и школьников на дистанционную форму обучения. Свободного времени стало больше, и учащиеся стали тратить его на игры. По данным Telecom Italia, после введения режима самоизоляции игровой трафик вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В России количество игроков во время карантина увеличилось в 1,5 раза, а вот выручка провайдеров облачных сервисов выросла сразу на 300%.
В целом, “Netflix for gaming”, как называют индустрию облачных игр, развивается все активнее день ото дня. Прогресс заметен, развитие отрасли не остановят ни пандемии, ни возможные экономические проблемы. Главное для сервисов — развивать техническую сторону, не забывая о разнообразии доступных игровых тайтлов и низком пороге входа для пользователей любого возраста, с любым багажом технических знаний.
Amokmorg
Xbox gamepass — это «Netflix for gaming». Ключевое — подписочная система, способ доставки — вторично.