Проанализировав путь своей компании, разделил его на несколько этапов и добавил интересные истории и курьезы, которые сопровождали нас на этом пути.

«Поиск себя и болей клиентов (нет наемных сотрудников)»


Первый почти год проработали как консалтинговая компания по управлению чужими командами и как прожект менеджеры. Учитывая, что это были наши знакомые или компании, где мы с партнером работали, наша привлекательность заключалась в том, что наш ресурс дешевле было арендовать за половину, а то и за треть стоимости полноценного руководителя проектов, да и экспертиза проверена временем.

Начали сталкивать с болями, которые есть в этом бизнесе: постоянно проср*нные сроки, увеличение в несколько раз изначального бюджета, не до конца внедренный продукт и т. п. И поймали себя на мысли, что можем просто аутсорсить разработку.
Начали уже продавать не свою экспертизу, а полноценные проекты, благодаря сотрудникам на аутсорсе.

И что вы думаете: с какими проблемами мы столкнулись? Да, именно с теми же, что и наши клиенты. Поэтому наступил новый этап нашего развития.

«Первые наемные сотрудники и комплектация команды»


Мы поняли, что без штатных сотрудников не перебороть боли клиентов, и придется выращивать компетенцию и новую экспертизу. Первые сотрудники в нашем случае хантились из уже существующих компаний, с которыми я работал ранее.

Мне были понятны эти люди. Я знал, что их мотивирует и что я могу им дать.
Наши первые проекты уже укомплектованы, так что нам как бы повезло придти «на готовое»: контракт подписан, команда собрана, процесс запущен.

Мы начинаем проекты в коворкинге с командой из двух разработчиков и двух аналитиков, постепенно погружаемся в проект. И сразу чувствуем два сильных полюса притяжения — клиента, который (почти) всегда прав, и команду, авторитет в которой еще придется заслужить.

Умение находить баланс между их интересами становится нашей главной задачей. Это мастерство мы оттачиваем день за днем, стараемся как можно больше коммуницировать и с клиентом, и с командой, чтобы принимать верные решения.

Мы максимально сконцентрированы на текущих задачах и сроках их выполнения, чувствуем ответственность за каждый этап, и поэтому часто вкладываемся в проект плечом к плечу с командой.

Все круто: даже на этапе незаконченных проектов нас начинают рекомендовать!
Сотрудничество с клиентом дало несколько новых проектов, и теперь наступил следующий этап.

Я бы сравнил прошедший этап с «конфетно-букетным» периодам в отношениях: есть еще романтика, запал и ты думаешь, что это будет вечно. Но мы же хотим больше…

«Новые люди и управление приоритетами»


Круг наших обязанностей расширился, и на первый план выходит управление приоритетами.

Мы столкнулись с тем, что новых людей не так уж просто найти, и с момента поиска первого программиста в штат из вне прошло без преувеличений полгода. Пока мы не поняли, что каждый должен заниматься своим делом, и нужно найти рекрутера, который по сей день закрывает абсолютно все наши вакансии.

Привлечение новых людей в команду и их ротация между проектами становится привычным делом, а муки выбора — наиболее часто испытываемой эмоцией. Например, есть проект, с которого мы начинали и где остались сильные личные связи с членами команды. А есть другой, который попал к нам сравнительно недавно. И хочется отдать все самое лучшее своему «первенцу», но бизнес-приоритеты уже могут быть другими. Если раньше нам как-то удавалось совмещать рабочие задачи, но при этом оставаться «своим в доску», то сейчас все чаще и чаще наши решения будут непопулярными. Хотя бы для кого-то. И личная дистанция с командой (к сожалению!) начнет понемногу расти.

Мы столкнулись с первыми конфликтами, и не пониманием как же распределять проекты и задачи между программистами и аналитиками. На первом и втором этапе актуально было ставить приоритеты изо дня в день, но тут это недопустимо, и по планированию нужно было перепрыгнуть даже не на неделю, а на месяц. Приходит осознание, что все проекты имеют свое начало и конец. Так что приходится все чаще задумываться о том, какой выхлоп они дадут в будущем, а не о насущных проблемах.

На этом этапе как раз хорошо, что я не был никогда программистом, и слава богу не начал кодить сам и затыкать дыры. Я стал реально решать управленческие задачи. На данном этапе компания еще была хаотичной. У нас что-то получалось плохо или где-то простаивали бизнес-процессы. Здесь мы научились системно загружать работой всех своих сотрудников. Все вроде бы налаживается, но мы сталкиваемся с первыми кассовыми разрывами и понимаем — цикл продаж должен быть постоянным, а не от з*дницы до следующей з*дницы с деньгами.
Следующий этап я б назвал:

«Теперь о нас должен узнать весь мир!»


Мы начали понимать, что нужно продвигать компанию, но только начали думать и ничего для этого не делать. Тут произошел интересный случай: мне подарили билет на тренинг Петра Осипова «Метаморфозы. Погружение», который проходил во «Дворце спорта» в Киеве.

Осипова не пустили в Украину, и вместо него начали выступление Евгений Черняк и Давид Арахамия, чтобы дать фору для телемоста из Москвы.

Через пару часов я решил сходить в туалет по нужде, до обещанного обеда.

Выходя из зала, увидел в коридоре какую-то сьемку передачи. Ради любопытства подошел, это была запись передачи Big Money, которой я большой поклонник.

Я, конечно, начал записывать сторизы и прямой эфир, весь мир должен же знать куда я попал вместо туалета. И тут Евгений Черняк задает вопрос в толпу — мол, какие зарплаты у айтишников. Я пока видео записывал поднял руку, и оказалась единственный «АЙТИШНИКом» из стоявшей вокруг. Таким образом я попал в передачу, даже подискутировал с Давидом Арахамией, и доказал что местный рынок IT существует. Ну и, конечно, получил рекламу, и самое главное нового клиента в виде компании Global Spirits, где Евгений является акционером.

Кстати в туалет так я и не сходил, и вспомнил об этом через пару часов)
Так я начал ходить на конференции и искать абсолютно новых клиентов без рекомендаций. И тут мы подошли к следующему этапу масштабирования.

«Не достаточно просто говорить, надо что-то и делать»


Цикл сделки в нашей сфере в среднем составляет от трех до девяти месяцев, то есть очередной кассовый разрыв не за горами. Да и команда разрослась до 20 человек.

К работе между командами и клиентами добавляется третий вектор — компания. Именно сейчас мы отчетливо ощущаем, что растим компанию, а не шарашкину контору. А для компании все, что мы делаем в рамках взаимодействия с клиентами — это бизнес. Так что к нашим задачам прибавляется финансовый менеджмент, и фактор прибыльности начинает играть все большую роль в том, какие решения мы принимаем при формировании команд.

А точно ли клиент всегда прав? Мы сравниваем клиентов и видим, что чем выше стратегическая важность клиента, тем выше степень гибкости при работе с ним и тем больше ему разрешается, ведь это уже стратегия. В то же время небольшой проект уходит на второй план. Внутренний голос меня чаще спрашивает: «Зачем?». В контексте «зачем это нашей компании?». Новые проблемы — вовлечь дополнительных людей в проект, приобрести лицензии за счет компании, вложиться в разработку инновационных прототипов типовых решений.

А тут еще и маркетинг нужен оказывается, первые спущенные деньги на классическую рекламу. Знаете, мне как-то на встрече в агентстве BANDA (мы у них хотели заказывать нейминг) рассказали крутую вещь: что название компании может быть плохое или очень плохое.

Я очень надеялся, что оно просто плохое, но на первых публичных выступлениях понял — это моя иллюзия. (кстати за плечами полгода курсов по публичным выступлениям, чтобы избавиться от страха перед публикой).

Вроде бы и здесь мы начали балансировать, и уже на полгода есть запас прочности. Мы расслабили булки… Но ничего так не заставляет двигаться вперед, как очередной кассовый разрыв.

«Наши заказы растут вместе с командой»


Мы горды: научились управляться сами с собой и отвечать за свои проекты. Но путь в никуда, нужно наращивать бренд и диверсифицировать риски.

У нас за спиной уже достаточно много успешных проектов, и появляются договора поддержке проектов. Зачем что-то делать, давайте те же люди и буду их суппортить. И тут через месяц очередной хаос, бардак и кассовый разрыв. Куда ж, конечно, без него?! Мы эволюционно разделяем службу поддержки и команды проектов, потому что не эффективно использовать проектных ребят на поддержку мелких задач в течении дня.

Так же мы заходим в тупик по писку людей, а именно менеджеров проектов. Их просто нет или они не подходят нам по ценностям. Самое шикарное, что запомнил из собеседования, — ответ на мой вопрос: «Что для Вас является успешным завершеннием проекта?». Соискатель заявил: «Подписанный акт выполненных работ».

Пришли к выводу, что надо растить своих и уделять еще больше времени обучению.
Здесь мало места для управленческого творчества. Все должно быть прописано и регламентировано. Обниматься, поздравлять всех коллег с Днем рождения или ходить вечером курить кальян — ок, но мы поняли, что наша система должна быть радикально другой. Иначе люди попросту начнут прикрываться ее недостатками. Когда косяк — «мы же друзья», когда молодцы — «дайте премию, мы ведь молодцы».

В то же время я замечаю, что многим спецам характерен defensive mindset. Этот подход проявляется в нежелании взять на себя лишнего и идти на риски.

Как же с этим бороться?


И мы поняли, что недостаточно мотивировать людей деньгами и своим вниманием.

Я начал публично писать и делиться своим кейсами. Это улучшило имидж компании и добавило ответственности сотрудникам. Мы перестали влазить в долгие переговоры и начали продавать небольшие проекты (от одного до трех месяцев). За счет разнообразия разных компаний и проектов увеличился интерес и вовлеченность в работу.

P.S.


Было сложно начать и развивать бизнес, не будучи инженером-программистом, но на втором и третьем этапе это дало толчек не закопаться в операционке.

Одна из ключевых задач основателя — выращивать людей. И это не просто альтруизм или вклад в новые поколения, а конкретная бизнес-задача, которая помогает растить бизнес и расти самому дальше, выше.

IT-индустрия в Украине продолжает набирать обороты, предлагая отличную платформу
для профессионального развития не только в программировании, но и в менеджменте. Наш теперешний уровень развития — далеко не предел.

И самое важное — не профукивайте свои возможности, даже когда идете в туалет!