Помню, как пару-тройку лет назад общественность взбудоражила новость о внедрении системы видеоаналитики на станциях московского метро. Люди как-то не особо обрадовались тогда этому. Все доводы о повышении безопасности на территории метрополитена работали слабо – распознавание лиц воспринимали как вторжение в личное пространство. И это одна из главных причин, почему использование системы распознавания лиц в отелях, ресторанах, банках, супермаркетах и даже в обычных кофейнях не торопятся афишировать.
При использовании видеоаналитики, в частности распознавания лиц, сталкиваются мнения двух противоположных сторон: 1) клиентов, которые не хотят, чтобы за ними следили и 2) владельцев компаний, которые хотят усилить охрану и улучшить качество обслуживания. Обычных людей, клиентов компаний понять не сложно. Но почему бизнес так стремится внедрить у себя распознавание лиц, несмотря на всеобщее негодование?
Супермаркеты
С распространением шоплифтинга увеличились и финансовые убытки розничных магазинов. Еще бы, ведь воровать стали не только клептоманы и представители неблагополучных слоев, но и достаточно обеспеченная молодежь. Естественно, такие воры уже охотятся не за куском хлеба. Они воруют ради получения определенных эмоций, поэтому рискуют и выносят дорогие сыры, икру, брендовую одежду.
В интернете не мало советов, как незаметно вынести ту или иную вещь. Ловить таких любителей острых ощущений стало сложнее. Видеоаналитика для владельцев розничных магазинов в данном случае практически единственный инструмент для борьбы с шоплифтерами. Как это работает?
В первую очередь система позволяет держать под контролем тех, кто хотя бы один раз попадался на воровстве. Магазинного вора фотографируют и помещают снимок в «черный список». Тут даже не важно, в каком магазине он попался – доступ к базе данных имеют все серверы сетевых магазинов. И когда нежелательный покупатель заходит в супермаркет, охранник уже знает об этом, ведь система предупредила его. Использование видеоаналитики в «Пятерочке», «Дикси» и «Перекрестке», по данным X5 Retail Group, позволило сократить потери от краж до 20%.
Но для ритейла видеоаналитика это не только борьба с воровством, но и маркетинговый инструмент. Например, в «Дикси» с помощью распознавания лиц анализируют, кого в данный момент больше среди посетителей магазина мужчин или женщин и, в зависимости от этого, меняют рекламу. А в «Ленте» изучают реакцию покупателей на информацию о тех или иных скидках, сканируя лица в тот момент, когда они узнают о них. Это позволяет им разрабатывать в последующем новые рекламные акции.
А вот торговая сеть «Пятерочка» планирует запускать оплату покупок при помощи технологии распознавания лиц. Как это будет работать, пока не особо понятно. И нужно ли это самим покупателям, вопрос.
Банки
С Банками все проще. Их главная задача – обеспечить безопасность. Поэтому они создают списки, отделяя сотрудников от клиентов и мошенников. Последние соответственно попадают в «черный список» и при появлении нежелательного посетителя, охрана получает предупреждение. Существуют и «белые списки», в них попадают вип-клиенты, которым необходимо обеспечить теплый прием. Например, в «Почта банке» более 50 000 рабочих мест оборудовано камерами с системой распознавания лиц. Сотрудник приходит и перед началом работы фотографирует себя и вводит изображение в компьютер. Программа сравнивает фото с архивом персонала и, если все ок, разрешает работу с системным функционалом.
Также идентификация личности через распознавание лиц помогает предоставлять клиентам персональный доступ к своим банковским счетам. В этом направлении разрабатываются нововведения для клиентов банков «Тинькофф» и «Сбербанк». Скоро воспользоваться картой мужа будет сложнее. На банкоматы установят систему распознавания лиц и если твой фейс не будет совпадать с тем, который указан в биометрических данных владельца карты, то и денег тебе банкомат не выдаст.
Гостиничный бизнес
Когда вы входите в отель, который использует систему распознавания лиц, персонал уже знает, зарегистрировались ли вы или еще нет, подозрительная ли вы личность и как с вами необходимо обращаться. Здесь действует такая же система как и в банках со списками. В питерском отеле «VOX Hotel», в шереметьевском «Воздушном экспрессе» и гостинице «Ареал» пошли дальше и решили с помощью видеоаналитики повысить качество обслуживания, ускорив процесс регистрации и заселения. Теперь вы можете подтвердить свою бронь, поднеся к терминалу свой паспорт и QR-код бронирования. Система самостоятельно сравнит изображение в паспорте с вашим лицом. Тут уж заселиться по чужому паспорту не получится, к тому же у отеля сохранится запись изображения постояльцев, которые могут пригодиться в будущем при возникновении каких-либо неприятных ситуаций.
Промышленные предприятия
На различных фабриках и заводах система распознавания лиц и видеоаналитики работает для предотвращения несчастных случаев. Например, система следит, надел ли рабочий каску там, где она ему нужна для спасения жизни. Также важно, чтобы на территорию не проникали посторонние личности. Поэтому в красноярском «Красцветмете» используют систему распознавания лиц для слежения за сотрудниками и гостями предприятия. Видеоаналитика идентифицирует человека и рисует интерактивную карту его перемещений по территории. Согласитесь, при таком подходе значительно увеличивается индекс защищенности объекта. Больше об использовании видеоаналитики на производственных предприятиях можно узнать здесь.
Если вам интересна эта тема и вы хотели бы узнать, какие камеры лучше использовать для видеоаналитики, как еще ее можно применять, как устанавливается система распознавания лиц – посмотрите вебинар в прямом эфире или в записи. Он бесплатный.
Wesha
Магазинных. Краж.
Как же за… ели эти транслитерации. Прямо карго-культ: "Давайте будем говорить на англицкий манер — тогда нас точно примут за своих и возьмут в Европу/Америку/куда-нибудь".
ooki2day
cargo cult — поклонение грузу, верно?