Это загадочное слово Agile, которое для многих компаний звучит сейчас так же странно и загадочно, как Kubernetes года три назад. Кто-то морщится и предпочитает быть консерватором, кто-то верит, что это волшебная серебряная пуля и единорог с радужным хвостом в одном флаконе, которые исправят всё и вся в компании, и обеспечат рост прибыли на 300 процентов в неделю.
Истина, как обычно и бывает, где-то посередине. Не всем Agile подойдёт. Не всем Agile понравится. Не каждая компания в эволюционном развитии доросла до Agile.
Но те, кто готовы и смело пробуют новое — добро пожаловать. Не помню, кто точно это говорил, возможно Роберт Хайнлайн: «Если мир перевернулся, нужно успеть первым встать на голову».
Этот текст рождался дольше и сложнее, чем другие статьи об интенсивах — потому что на этот раз я не был сторонним наблюдателем, а сам участвовал в процессе трансформации. И менялся вместе с другими участниками. Тем интереснее получился результат.
Что нас ожидало на Слёрм Agile было известно сразу — во всяком случае для каждого, кто умел разбирать чёрные русские буквы на белом фоне программы курса.
Нам предстояло понять и проникнуться смыслом и ценностями процессов Agile, примерить их на себя и свою компанию. Изучить такие инструменты, как SCRUM, Кanban, SWAY — и вообще понять, когда их применять, а когда не трогать. Избавиться от ожидания «волшебной пули» и сформировать внутри себя и команды правильные ожидания от Agile-трансформации.
Хотя сразу отмечу, что итоговый результатам будет зависеть не только от сотрудников, но и от топ-менеджмента. Насколько «топы» смогут пересмотреть управленческие традиции и свои личные привычки — некоторым крайне трудно отказаться от микроменеджмента и лёгкой атмосферы священного ужаса, страха и подавления воли в коллективе.
Ещё предстояло понять полностью смысл ритуалов и инструментов, которые внедряет скрам-мастер — чтобы в итоге всё это не превратилось в карго-культ.
Ведущими и спикерами Слёрм Agile были Марина Алекс и Анатолий Иванов.
Марина Алекс, CEO University of Business Agility, Certified Business Agility Coach, является международным экспертом по Agile в бизнесе, консультирует компании в 12 странах. Уже запустила более 170 Agile-команд. Соавтор книги «Lean Agile Marketing», ученица Джеффа Сазерленда и Майка Бидла, создателей Agile-манифеста и авторов SCRUM-гайда.
Анатолий Иванов 20 лет управляет IT-проектами, командами, отделами и разработкой целиком. Работал как в продуктовых, так и в крупных аутсорсинговых IT-компаниях (Люксофт, Т-Системс). Директор по разработке в международной продуктовой компании PropellerAds. Ментор и коуч по профессиональному и личному развитию IT-менеджеров.
Теория чередовалась с практикой и «свадебными конкурсами», чтобы на реальных примерах и лично ощутить, как работают самоорганизующиеся команды.
Например, задание. Всех участников разделяют на две команды. Первая команда, человек 20-25, встают в круг, берутся за руки — и максимально «запутываются», не размыкая цепи. Разрешается всё — хоть друг дружке на шею залезать. А затем заходит человек, который пропустил весь этот увлекательный процесс в коридоре и не мог подсматривать — в данном случае это был опытный CTO Дмитрий Симонов ctorecords — и точными управленческими командами без применения рук и ног распутывает команду. Дима справился с этим очень быстро. Всего лишь за 2 минуты 25 секунд, хотя участники старательно делали морды лица нашкодивших котов и изображали полное непонинмание, что им следует делать — как в обычной разработке.
Второй команде тоже дают задание «запутаться». Только к их удивлению, следом им дают задание «распутаться» самим без привлечения координатора-руководителя. И люди справляются секунд за 25-30. В пять раз быстрее, чем в классической, иерархической командной модели. Очень наглядно и познавательно, как могут работать самоорганизующиеся команды, где нет классических корпоративных менеджеров.
Чтобы понять основные ценности и принципы Agile, затем все дружно переводили манифест Agile на бизнес-язык компаний и разработки в целом. Вот тут уже мозги участников заискрили.
Что мне отдельно понравилось в этом тренинге? Не было классических «инфобиз»-призывов: «Наша технология подходит всем — и кондитерам, и разработчикам, и танкистам. Покупайте нашу технологию здесь и сейчас за 9.99 — и в подарок вы получите чудо-степлер, книгу «Трансформатор 3.0» и фотографию Тони Роббинса с его автографом и отпечатком прикуса его белоснежных зубов».
Потому что перефразируя крылатое выражение Ганса Йоста: «Когда я слышу слова инфобиз, Тони Роббинс и «Бизнес молодость», я снимаю с предохранителя свой браунинг». Лично моё мнение, эта зараза в Москве пострашнее коронавируса.
Ещё больше мне понравилась одна новость, которую рассказал Анатолий. Стэнли Маккристал, один из самых влиятельных американских генералов, принял решение переводить армию США на Agile — и вовсю его лоббирует и применяет. Что можно сказать? Успехов генералу. И хана армии США. Кто служил в армии, и тем более принимал участие в боевых действиях высокой интенсивности, может представить в какой ад, треш, угар и арабов в шлёпках превратится подразделение, если станет «бирюзовым», а не «красным». Если противник и погибнет, то только от хохота.
Марина Алекс очень подробно рассказала, на каком этапе жизненного цикла компании Agile-трансформация возможна, а когда она не нужна и даже может навредить.
Мы разобрали основные ошибки Agile-трансформации, в стиле «Хау ду ю ду, коллеги. Напоминаю, с пятницы у нас Scrum, с понедельника у нас Agile, а прямо с сегодняшнего дня мы бирюзовая компания». Основные ошибки Agile-трансформации мы разобрали ранее в шуточной статье «Agile: 9 вредных советов».
В теории и на практике мы изучали и испытывали Scrum и Kanban – основные фреймворки Agile.
Покомандно снимали презентационные видеоролики, применяя в творческом процессе scrum-технологии.
Разбирались, какими должны быть Scrum-мастер и «продакт оунер». И какими им быть крайне нежелательно, чтобы окончательно не похоронить отдел и рабочий процесс.
Затем подробно разбирали инструменты Agile-лидера и как управлять эффективностью. Алексей Куксенок поделился практическим опытом и рассказал о важности burndown.
Причём проверяли инструменты Agile на реальных примерах — на циклах производства и разработки своих компаний. Что ценно — сразу же увидели узкие места в системе принятия решения и где у нас не слишком эффективно тратится время в ходе взаимодействий.
Так совпало, что Southbridge исполнилось 13 лет. И в Слёрм Agile принимали участие старые клиенты и друзья компании. Потому атмосфера изначально была тёплой и дружелюбной для всех. И интенсив проходил с позитивным настроем и с ощущением неиссякаемой внутренней энергии.
P.S. Через пару дней подоспели и первые отзывы. От Сергея Хованова и Владислава Морозова, участников Слёрма. И от Марины Алекс, тренера и спикера Слёрма.
Сергей Хованов: Личный отзыв о Слёрм Agile
Если исходить из целей, которые я себе ставил на эту поездку, то они выполнились процентов на 70.
Первой главной целью для меня было лично познакомиться с ребятами из Southbridge и Слёрм, вторая цель — получить новые знания и побольше практики.
Если с первой все удалось, то со второй сложнее. У меня есть собственная метрика по которой я оцениваю все аналогичные мероприятия — тренинги, обучения, воркшопы, митапы и так далее — это количество инсайтов/идей/озарений, с которыми я выхожу по итогу. В первые два дня их было «0». Поэтому к концу второго дня я даже впал в некое уныние. Вечерний ужин разбавил это, я узнал новое о компании и в целом все выровнялось. Третий день был более интересен, больше про обсуждения, размышления. И тут было несколько инсайтов, которые я увез с собой.
Если говорить о моих мыслях к концу третьего дня о полезности курса — для себя я не вынес практически никаких новых знаний, это немного огорчало, все что изучали я так или иначе уже знал, со SWAY ознакомился до интенсива.
По истечении некоторого времени, когда я уже был дома, мысли сложились сами, что полезность была в целостности, то есть не в каких-то конкретных практиках и методах, а в формировании полной картины о Agile. Это и есть главная ценность курса — он дает целостное представление о Agile — зачем, почему, где и как, примеры IT и не IT практик.
Формат — классный, два спикера — очень круто, работа с таймингом — пять баллов.
Если говорить о том, что бы я поменял — это подробней разобрал модель Киневина. Это ключевая штука, дающая представление, когда и зачем применять гибкие методологии. А также убрал упражнение про 12 принципов Agile и переводом их на бизнес язык — штука и так довольно сложная для понимания с первого раза, а ей «грузят» людей, только постигающих Agile.
А именно таких я вижу, как целевую аудиторию курса — это компании, их владельцы, команды трансформации. В общем, все те, кто уже понял, что нужно меняться, и чтобы сделать первый шаг им не хватает совсем чуть-чуть — понимания, знаний, структурности, целостной картинки. Пусть интенсив Слёрм Agile будет для них таким приятным «волшебным пинком».
Владислав Морозов: Отзыв об интенсиве Слёрм Agile 27-29 февраля 2020 года
Этот интенсив помог мне взглянуть на себя, как на скрам-мастера, со стороны — так сказать децентрироваться, используя психологические термины. И это очень важный нюанс, потому что эффект замыливания глаз никто не отменял — и очень важно в конкретный момент времени понимать, где ты находишься, какую цель ты преследуешь, что ты используешь, как подручные средства работы, установил ли ты критерии для оценки результатов своей деятельности.
Интенсив был как раз тем самым моментом рефлексии. Почему?
1. Даже если я как скрам-мастер уже имею некоторый опыт работы в этом направлении, то всё равно полезно получать свежий взгляд на свои действия. Два спикера привнесли свежий взгляд на используемые мной практики. Более того, они рассказали и о нюансах тех или иных практик, которые сам часто не можешь заметить/проследить в своей работе. Опыт решает!
2. Возможность во время кофе-брейка подойти и обсудить интересные тебе животрепещущие вопросы является самым важным и полезным моментом во время интенсива. Где ещё ты сможешь обсудить, как тебе кажется, «глупые» вопросы, как не в личной беседе со спикерами? Я использовал эту возможность и остался доволен, так как на интенсиве царила атмосфера принятия, которая поощряет открытость.
3. Интенсив — это место, где ты не только слушаешь лекции/выполняешь упражнения, но и знакомишься с различными людьми, представителями бизнеса и такими же скрам-мастерами! Это можно было бы сделать отдельной темой для разговора, но я расскажу об этом вкратце здесь. Здорово, когда есть возможность почерпнуть знания/практики и от коллег из других областей работы. Я полагаю, что такая возможность — в некотором смысле подарок, и грех не воспользоваться!
В целом, этот интенсив, повторюсь, позволил на многое и на себя в частности посмотреть со стороны, увидеть свои пробелы, задаться вопросами и наметить пути развития себя как профессионала. За что спикерам огромное спасибо! В течение трёх дней появлялись инсайты, которые я буду прорабатывать в своей текущей деятельности — и всегда рад, когда деятельность позволяет таким инсайтам появляться! Спасибо, «Слёрм Аджайл»!
Марина Алекс: Сравнение Слёрма Agile и конференции для госкорпораций
Более четырёх лет я всегда отказывалась от тренингов для айтишников. Потому что я считаю, эксперт должен быть практиком. И не просто теорию рассказывать, а рассказывать, что он пережил сам, что потрогал руками. Так как я не it-коуч, а больше по Business Agility — и в этом я практик. То я считала, что если я выступлю перед айтишниками, то это будет нечестно по отношению к ним, так как я ни разу даже не видела айтишный бэклог.
И однажды мне позвонил мой хороший друг и авторитет в IT-мире для меня Дмитрий Симонов и сказал: «Марина, помоги ребятам из Слёрма провести тренинг по Agile». Я ему ответила: «Дима, я вообще не IT». На что он мне: «Нам это и нужно. Нам нужно показать IT-миру через soft skills, через бизнес-язык, что такое Agility». И так как он меня попросил, то я конечно согласилась. И мы вначале решили записать онлайн-курс, потом сделать тренинг для Слёрма открытый.
И с первого дня, как я прилетела в Питер записывать тренинг онлайн, я увидела огромную заботу со стороны Слёрма. Я сотрудничаю со многими компаниями в разных странах — и меня удивила такая искренняя забота, мы до ночи сидели, всё, что необходимо, переделывали.
И мне пришла идея — чтобы создать максимальную ценность для айтишников — пригласить кого-то из IT. Чтобы на двух языках — на языке бизнес и на языке IT рассказывать про Agile. И мне хотелось, чтобы человек был практиком, а не теоретиком — и я вспомнила про Толю Иванова, мы с ним познакомились в Сан-Диего несколько лет назад, и очень дружим, и часто встречаемся в США на крупных конференциях по Agile. И я предложила ему: «Давай вместе проведём тренинг по Agile». Хотя он ни разу не вёл открытых тренингов, а я никогда не вела тренинги для IT-аудитории. Это был вызов — но мы решили попробовать.
Мы с Толей были настолько в неизвестности, неопределённости. Формировали контент практически на лету, под запросы и интересы участников, чтобы обучение было максимально гибким и понятным. Мы видели горящие глаза участников, более 60 человек — и был бизнес, и был IT, и был малый, и был средний бизнес. И владельцы бизнеса, и финансисты, и разработчики. Такая разная аудитория. И эта свобода творить просто окрыляла.
Такого мы с Толей ещё ни разу не делали. И на сцене просто зажигали. Каждый день мы собирали у участников отзывы, что улучшить. Agile — это про постоянное улучшение. Мы работали единой командой со Слёрмом — потому что мы с ними соединились и сфокусировались для создания ценности для наших гостей и наших студентов. И мы просто спрашивали, что улучшить — и в максимально короткие сроки улучшали и добавляли. И я видела, как происходит трансформация — от отторжения до принятия, от скептицизма до любви к Agile.
И был интересный случай. Ко мне подошёл утром третьего дня тренинга один из участников: «Марина, вы вчера рассказывали про Agile в семье. Я пришёл после тренинга домой — и со своей женой провёл daily». Я улыбнулась и сказала: «Вау, а что имеется в виду?» Он сказал: «Я просто спросил, как прошёл её день. Рассказал, как прошёл мой день, о тренинге, об Аgile. Она у меня домохозяйка. И я узнал, что у неё столько всего происходит за день — проговорили до поздней ночи. И мы решили проводить daily каждый день».
И я утром рассказала Толе: «Представляешь, мы не только проводим тренинги для компаний. Мы ещё делаем семьи счастливыми».
Конечно, после этого тренинга я вышла окрылённая. Настоящая синергия получилась. И я поняла, что айтишники совсем не страшные. :)
После Слёрма я преподавала в MBA. С весёлой улыбкой и огромной внутренней энергией я побежала навстречу новым людям… И врезалась в бетонную стену. Потому что попала в жёсткий бизнес-мир, где были вице-президенты разных крупнейших российских предприятий, банков, государственных корпораций.
И они просто целый день «убивали» меня комментариями, что Agile — зло, и вообще это не нужно, что нельзя давать свободу сотрудникам. Им было вообще непонятно, что такое Agile-ценности и Agile-культура. Прямо мне говорили, что это нормально орать на сотрудников и швыряться в них одиннадцатыми айфонами, потому что сотрудники недоумки. Огромная разница. Как будто тебя обливают ледяной водой — и ты понимаешь, что IT-мир по спиральной динамике на «оранжевом» и выше на «зелёном», а бизнес-мир на «красном». И я поняла, что мне нужно ещё больше стараться навести мостики между IT и бизнесом, помочь им понимать друг друга. Потому что я понимаю и тех, и тех.
И после таких разных тренингов мне ещё больше захотелось создавать ценности для людей.
Вот таким получился тренинг. И я благодарны Слёрму, что он познакомил меня с миром IT. Айтишники очень добрые и очень крутые. И мы со Слёрмом стали единым целым, единой командой — и нас объединили наши студенты, для которых мы создать ценность, слышать их и максимально быстро реагировать на обратную связь.
Это и есть Agile.
P.P.S. С тренингами на ближайшее будущее ситуация очень непонятная. Но мы выпустили онлайн-курс по Agile — и до понедельника его можно купить со скидкой в 50%.
mkrou
Очень не люблю когда коучи берут простую игру и перекладывают выводы из нее на сложные процессы. Люди потом буквально понимают эту метафору и считают что менеджеры не нужны, по результатам получасовой игры. Да, микроменеджмент чаще всего вреден и это единственное, что нужно вынести из этой активности. Руководство в этой игре никуда не пропало, кто то ведь дал играющим задание распутаться самим. Если убрать всех менеджеров, то часть начнет распутываться, часть еще больше запутываться, а часть останется как есть. Вы не можете взять любую команду и сказать им что они теперь самоорганизованные, они не станут от этого резко перформить. Чтобы такую команду собрать и в последствии сбилдить нужен очень скилловый менеджер.