Водитель этой машины почти сроднился с нами за время командировки. Кстати, с собой у него было ружьё. Спрашивали, зачем. Получили ёмкий ответ: «На всякий случай».

Банк, аудит системы хладоснабжения ЦОДа. Есть действующая служба эксплуатации банка, у них сервисный договор с организацией ООО «Весёлые медузы». Ребята работают, деньги получают. Но системы сбоят регулярно, останавливаясь по высокому давлению, когда температура на улице повышается.

Приезжаем на место на Дальний Восток разбираться. Собрали фреон, взвесили, сравнили проектный расчёт от производителя и фактическую заправку. Всё просто: предыдущий «сервис» налил в него больше, чем нужно.

Есть шильдик, где написаны модель, серийный номер и большими буквами, сколько нужно заправлять хладагента. Но всё это игнорируется, люди работают по ощущениям:

— Зачем весы? Я же и так знаю, сколько туда надо. Был баллон 15 килограммов — стал весить примерно 12. Ну я и заправил три килограмма. Почему три? Ну этого же достаточно.

Или вот, например, крупный завод на Урале, там другая проблема. На монтаже подрядчик забыл добавить в хладоноситель присадку, которая снижает агрессивность среды. Через два года металлическую трубу разъело изнутри коррозией. Дальше — аварийная остановка оборудования. Мы приехали, перебрали. Почему изначально после запуска системы в работу никто не сделал отбор пробы хладоносителя, не провёл анализ химического состава для безопасной эксплуатации — вопрос.

Это классическая проблема: люди делают по ощущениям, игнорируют простые вещи из учебников и инструкций. Поэтому у нас всегда будет работа (и байки). А занимаемся мы тем, что делаем ТО, профилактику, ПНР и ремонт инженерки — и не только в России. Обычно приезжаем, когда заказчик или его местные подрядчики не могут разобраться.

Один раз приехали, в здании что-то странное с запахами вентиляции. Незадолго до этого там косметический ремонт был. Начали смотреть: при монтаже системы вентиляции умельцы завели не тот вытяжной рукав. В итоге воздух из санузлов вытягивался с нехилым давлением и дальше подавался в общий объём.

На другом объекте на нас были автоматизация, диспетчеризация и пожарка. А подрядчик по вентиляции стал менять фильтр на вентиляционной системе без её остановки. Разгерметизировали её, открыли отсек с фильтром… Повалила пыль. Попала на датчики пожарки. В итоге — эвакуация большого высокого здания посреди рабочего дня. Стали нам говорить, что это ложное срабатывание пожарной сигнализации. Но мы, конечно, быстро поняли, в чём причина.

В другой раз в Тыве делали техобслуживание ИБП и кондиционера. У кондиционера конденсаторный блок оказался сильно загрязнён. На улице — зима, мыть водой нельзя. Купили ящик-другой водки. Сидим, открываем бутылки, сливаем содержимое в ведро. Прохожие, которые шли мимо, смотрели осуждающе. И с большим сожалением.


А вот один из вариантов транспорта в командировках. Фото, кстати, тоже из Тывы.

Про Север


Вообще про условия работы можно долго рассказывать. Работаем на Севере, в степи, за океаном, иногда по месяцу проводим в командировках. Но даже в Москве бывает интересно. На одном небоскрёбе монтировали внешние блоки кондиционеров на 27-м этаже. Самое высокое здание в районе, минус 20 с московской влажностью, и ветер со всех сторон. Незабываемо! Это, кстати, были одни из самых дорогих такелажных работ у нас.

Прошлой весной команда проехалась на автомобиле из Магадана в Тёплый ключ, потом — от Алдана до Якутска. За две недели отремонтировали кондиционеры при -40 °C, а потом ловили по всей Якутии представителя заказчика, чтобы подписать у него документы.


Типичный якутский пейзаж. И топоним тоже типичный.


Иногда в командировках у нас бывает немного свободного времени. Якутия, Царство вечной мерзлоты.

А в Мурманской области как-то сломалась система управления ветряком. Это автономная базовая станция, до ближайших точек подключения — десятки километров. Если она не работает — люди остаются без связи, а в тех краях без неё никак. Приехали мы к сотовому оператору, а нам говорят:

— О, стоп, куртки не снимайте, поверх вот это берите.

И дают пуховики с такой штукой типа забрала впереди, чтобы в лицо метель не задувала. В ту поездку было -30 °C, ветер — под 10 м/с, судя по логам базовой станции. И влажность там процентов 90–100. Забрало нельзя сильно открывать, чтобы снег в лицо не бил. И надо почаще моргать, потому что ресницы могут примёрзнуть.
В полярную ночь нас выгружают, на снегоходе забрасывают с дороги на сопку. Вверх с трудом идёт. Мы:

— Может, мы слезем, пешком пойдём?
— Да вы с головой уйдёте под снег, там три-четыре метра, мы не откопаем потом.

Как закончили — надо было забрать с собой электрощит. А он с оборудованием под 40 килограммов весил. И вот его по этому снегу надо было тащить минут 20. Он продавливает сугробы, встаёт вертикально, и ты его, как плуг, за собой тянешь. Час ползли.

Идём и ничего не видим. У нас была полярная система координат, единственная точка отсчёта — это маяк на базовой станции. Больше источников света нет. И телефон замёрз. Увидели маленький источник света, решили идти к нему. Оказалось, что водила приехал, заглушил машину и с фонариком читал. Такой интеллектуальный товарищ, что ему делать. А то, что нам свет от фар нужен для ориентира, не подумал.

Вот так эксперименты с автономными базовыми станциями вдали от цивилизации ставить.

Про Иваново


Поехали недавно в Иваново на плановое обслуживание источника бесперебойного питания и замену аккумуляторов в крупном торговом центре. История для нас обычная: переводим потребителей на внешнее энергоснабжение, потом силовой модуль весом около 70 кг вынимаем из шкафа сантиметров на 10–15 вперёд, чтобы он обесточился, и начинаем работы… И вот когда мы модуль вынимали, произошёл характерный хлопок. Вспышка, клубы дыма. А у заказчика — рабочее время, покупатели…


Тот самый силовой модуль.

Чтобы восстановить энергоснабжение хотя бы по временной схеме, входные и выходные провода просто посадили на одну шину. Поставили новые предохранители в электрическом шкафу, подали питание. Кассы не работали в итоге минут 10–15.



Ну а дальше встал вопрос, что с этим делать. Вспомнили, что у нас в московской лаборатории стоит такой же кабинет. Решили использовать его в качестве подменного и везти в Иваново кабинет и запасной силовой модуль. Коллеги загрузили, наш сервисный автомобиль рванул в город невест Иваново. Всё это за один день: началось всё у нас около 11 утра, в начале третьего автомобиль стартовал из Москвы и около полвосьмого вечера был на месте.

Я весь день выполнял плановую работу — перебирал аккумуляторные батарейки. Там ещё одна засада. Открываю коробку, а в ней вместо десяти аккумуляторов — девять. Получается, некомплект. Опять позвонил коллегам, говорю: посмотрите, где в Иванове такой могу приобрести? Отработали быстро: буквально через 10 минут прислали координаты магазина, где можно такой аккумулятор забрать.

Водитель приехал, мы его разгрузили, стали ждать, когда торговый центр закроется. К 22:30 приехали на место, дособирали батарейные модули и потом до часа ночи демонтировали сгоревший ИБП и ставили новый, пусконалаживали машину. Заодно нашли ещё два сгоревших предохранителя. А потом, когда ИБП отладили, ждали, когда поднимут серверы удалённо, так как сотрудник местный давным-давно спал. Весь этот процесс закончился к половине четвёртого утра. А в восемь утра — подъём, чтобы опять ехать в торговый центр и вывозить на утилизацию старые аккумуляторы.

В этот же день в 17 часов были в офисе. Ну что сказать: в сроки плановой командировки уложились, хоть и пришлось поработать в авральном режиме.

Про тёплые края


Бывает у нас работа и совсем в экзотических краях, Латинской Америке, например. Живём там на сайте — так называются отдалённые объекты. Сайт — на горе, высота вроде бы небольшая. Но это самое сухое место на планете — Атакама. У меня есть фотографии с гигрометра, где он показывает 8 % влажности. Местные говорят: «Это ещё хорошо, у нас и 1 % бывал». Ну, для нас это не очень, потому что кровь постоянно из носа идёт: сказываются низкая влажность, давление, непривычная высота 1 550 м над уровнем моря.

У местных меняли солярку на воду по курсу один к одному: один литр ДТ на большой бак воды. Когда моешься, рот лучше не открывать, потому что, если глотнуть, последствия могут быть плачевные. С собой у нас всегда антибиотики.

Но это не всё: там ещё и пауки чёрные вдовы, и другая живность. Когда ложишься спать, нужно всю постель и одежду протрясти, чтобы никого в ней не осталось. Потому что днём могут заползти насекомые, и утром можно не встать. Если кто-то укусит, то есть примерно два часа, чтобы выжить. За это время можно только спуститься с горы и, если повезёт, найти врача. Поэтому, кстати, мы не ездим туда весной, когда насекомые особенно активны. В остальные периоды времени там всё тихо, и такое ощущение, как будто никого нет. Просто пустыня с высокими кактусами. Иголки у них такие, что человека проткнуть можно.


И это тоже чилийские будни. Не всё же инженеркой заниматься!


Оранжевые ленты нужны на случай землетрясения. Чили регулярно трясёт. Если что, то ленты не дадут аккумуляторам, каждый из которых весит под 50 кг, упасть со стойки.


А на этом снимке — два в одном: телескоп и… наш автомобиль, на котором мы ездили в последнюю поездку. Машина 1999 года выпуска, купили её за 500 баксов.

И ещё немного


Бывает так, что мы своё делаем, а другие подрядчики рядом свой проект ведут. Пока реконструировали одно крупное здание, наблюдали, как работают электрики из другой компании. Начиналось всё у них как комплексные испытания. Нужно было перевести здание на питание от городского луча к питанию от дизеля. Электрики дизель на мегаватт поставили, но со схемой не разобрались. Здание стояло на пересечении двух районов и имело соответственно два ввода. Перевод на автономное питание отработали хорошо, а вот обратно начали переключать… Бам! Встречка! Мы в это время своё оборудование связи монтировали (не подключали ещё), слышим громкий хлопок, как от взрыва, — и кромешная тьма. Тишина. Только монитор в углу гореть остался на бесперебойнике. Потом по зданию ходил оглохший от взрыва электрик и на все вопросы отвечал:

— Ничего не говорите, всё равно не слышу.

В торговом центре мы заказали для работ шесть метров кабеля большого сечения, а нам привезли целую катушку. Хватило бы микрорайон подключить. Они распечатали наши требования, но, похоже, не всё пропечаталось. Когда всё выяснилось, больше всех завхоз переживал:

— Вы же сказали ИБП менять, прислали маркировку кабеля. А я половину людей из торгового центра собрал, чтобы затолкать эту катушку в помещение!

Думаю, обрезкам применение нашлось. Кстати, про обрезки. На одном из объектов слышал историю, когда подрядчику разрешили вывезти невостребованные монтажные материалы. Фраза полностью звучала так: «Можете вывезти себе, только надо документально оформить». Вторую часть предложения они почему-то не услышали, и в результате водитель с этим грузом чуть в тюрьму не сел. Хорошо, что разобрались.

Кстати, в марте-апреле у нас в сервисе самый сезон — и по ТО, и по сервисным процедурам в целом. В этом году вирус внёс свои коррективы, но, например, не так давно звонили нам из одного славного сибирского города. Там у заказчика проблема — влажность в ЦОДе не соответствует проектным показателям. Пока знаем, что нагрузка на ИТ-оборудование там недостаточная, а кондиционеры при этом работают, охлаждают. Так что, когда командировки снова начнутся, будем на месте с их настройками разбираться.