Ветеранам Хабра пора напрячься: время летит слишком быстро... В этом году нашему корпоративному блогу стукнуло 10 лет! За это время мы исследовали мир айтишки через самые разные сферы: от киберспорта и «фантазий о будущем» до классических технических «заглядываний под капот» с сотнями строк кода.
В честь юбилея вспоминаем 10 лучших (по версии редакции) текстов — по одному на каждый год. Это статьи, без которых невозможно представить нас как команду и блог.
P.S. А вас просим оценить нас в ежегодном опросе Хабр/ЭКОПСИ. Это займёт всего 5–7 минут. Мы соберём важную обратную связь, а индустрия получит объективную картину IT-брендов в 2025 году.
2015 год
Разработка дизайна для приложений МойОфис / Хабр
В первый год блог был посвящён исключительно нашим продуктам и их разработке — и эта статья стала самой популярной. В ней мы подробно рассказали, как устроена наша работа над дизайном приложений: от фреймфорков (хоть что-то в индустрии стабильно — тут у нас старый-добрый scrum:)) до особенностей макетов (некоторым из них мы остаёмся верны и сегодня).
Да, инструменты из текста уже частично устарели (истинные ценители пускают скупую слезу на пакете Adobe), но тем интереснее перечитать материал спустя годы.
Текст подойдет для: ностальгирующих дизайнеров всех грейдов.
2016 год
История офисных приложений (три части)
Большой цикл про эволюцию офисных редакторов.
Начали мы с 1970-80-х, когда только зарождались прототипы того, что мы сейчас называем офисными редакторами: Electric Pencil, Wordstar и другие. И даже рассказали не такую известную историю, как подобные продукты недолго создавали ребята из Apple. Конечно, в вопросах с редакторами невозможно обойти стороной и Microsoft. В тексте мы разобрали всю историю их доминирования на рынке и показали, каким образом они стали лидером.
Во второй части мы рассказали, как Sun MicroSystems и Apple попытались составить конкуренцию гегемонии Microsoft, а Google Docs совершил мини-революцию в индустрии.
В третьей — гонка между Apple и Android по разработке мобильных редакторов и рост облачных решений.
Текст подойдет для: интересующихся историей IT-энтузиастов вне зависимости от стека и направления.
2017 год
Ланнистеры всегда платят свои долги! (и технические тоже) / Хабр
Подробный разбор манагерского кейса, в контексте которого наша команда выстроила стратегию по устранению технического долга (устаревшие решения и библиотеки, «некрасивый» код).
До этого ребята уже опробовали подходы, которые в итоге не сработали: стремление «кровь из носа» сдать задачи или релиз в нужный срок (авось и костыли сработают), желание переписать весь код проекта заново и другие радикальные методы.
В итоге команда пришла к следующим принципам:
Чистый код важнее, чем кажется (как бы ни было лень его редачить).
Планировать и внедрять фичи нужно ТОЛЬКО исходя из бизнес-приоритетов.
Бэклог — наше всё: фиксируем в нём все задачи, чтобы хоть как-то контролировать неизбежный техдолг.
В итоге получился конкретный порядок действий + список полезной литературы.
Текст подойдёт для: проджектов и синьоров, которые не боятся техдолга, а ищут методы борьбы с ним.
2018
Оптимизация Android-приложения для работы с док-станцией Samsung DeX / Хабр
В этой статье мы разбирали, как можно интегрировать приложения разных размеров и функциональности в новый на тот момент смартфон Samsung S8 c его док станцией DeX (как же давно это было).
На примере нашего продукта «МойОфис Документы» мы показали такую возможность: со скринами, кодом и другими техническими подробностями.
Автор также выделил ключевые сложности, которые возникают при внедрении в DeX: трудности с поддержкой разной плотности пикселей экрана, работа с «многооконностью», и — знакомые каждому мобильному разрабу — проблемы со скроллом интерфейса. В итоге получилась хардовая статья с практической ценностью.
Текст подойдет для: android-разрабов, которые ценят ностальгию.
2019
Как за 28 часов создать прототип сервиса сравнения документов и выиграть хакатон / Хабр
Первый репортаж в нашей подборке! Мы рассказали, как прошёл хакатон DiversityHack, в котором выступили партнёрами. Задача у студентов была следующая: придумать удобный инструмент (алгоритм, UI) для анализа изменений в документах при сравнении двух и более версий. И всё это за 28 часов!
В статье мы описали решения победителей и призёров с их преимуществами и особенностями и добавили видеофрагменты работы команд.
Да, репортажи с хакатонов — не самый популярный формат для Хабра, но бывалые ветераны CFP и других подобных соревнований наверняка почувствуют ностальгию (c каждого такого игрока по плюсику!).
Текст подойдет для: студентов, которые готовятся к своему первому хакатону.
2020
Концепция Network 2030: как изменится интернет через 10 лет / Хабр
В 2020 году мы решили немного побыть футурологами и проанализировали инициированную Huawei стратегию Network 2030 после выпуска нового протокола New IP взамен устаревшего Ipv4.
Статья – аналитический лонгрид про разработку сетевых протоколов и их влияние на будущее Интернета. Автор подробно рассказал о работе Международного союза электросвязи, который курирует стандарты, и объяснил смысл концепции Ричарда Ли «Network 2030», во имя которой и происходили все эти метаморфозы.
Мы не обошли стороной и этическую дилемму: в стремлении за ужесточением безопасности независимые эксперты задают вопросы о допустимости такого контроля над интернет-пользователями. И, похоже, эта дискуссия до сих пор не потеряла актуальности.
2030 ещё впереди, поэтому к тексту можно возвращаться и сравнивать прогнозы с реальностью.
Текст подойдет для: ценителей аналитики, которые любят смотреть в будущее и отслеживать стратегические тренды.
2021
Опыт тимбилдинга на удалёнке. Как мы проводили турниры по Counter-Strike для сотрудников / Хабр
Тимбилдинг – слово, ставшее мемом. Чаще всего под ним подразумевают скучные или откровенно нелепые практики, которые тем не менее продолжают использовать для укрепления «командного духа». Но ведь всё можно сделать по-другому!
В статье мы рассказали, как в условиях «пандемийной удалёнки» организовали корпоративный онлайн-турнир по киберспорту. Дисциплины были такие: Counter-Strike GO, DOTA2, Hearthstone, Fortnite, PUBG Mobile, Mobile Legends.
Мы описали, как удалось провести турнир, почему выбрали именно эти игры и какой отклики от сотрудников в итоге получили (спойлер: по их результатом позже мы провели ещё один турнир).
Текст подойдет для: тех, кто понимает, что киберспорт – это классный инструмент HR-бренда (и, конечно, видел последний триумф Team Spirit).
2022
Как работать с атомарными типами данных в C++ / Хабр
Прерываем серию «софтовых» статей крепкой технической базой — введением в атомарные типы данных в C++ (ключевые инструменты для безопасной работы с многопоточностью). Это хардовый лонгрид рассказывает:
как многопоточность появилась в стандартах плюсов и с какой версии;
как работать с шаблонным классом std::atomic<T> и какие у него есть базовые операции;
как это всё помогает бороться с race condition (с конкретными примерами и порядком действий).
Материал снабжён подробными пояснениями и кодом, так что придётся запастись терпением:)
Текст подойдет: для «плюсеров» всех грейдов, которые не боятся «кирпичей» кода в статьях.
2023
Зализняк: основа русской прикладной лингвистики / Хабр
Следующий текст посвящён языку — только не питону или плюсам, а русскому. Прикладной лингвист, работавший над нашими поисковыми системами, рассказывает про работу морфологического анализатора, который помогает «разобрать» полученный текст и выдать на него релевантный ответ.
Кроме того, автор обращается к книге знакового лингвиста Андрея Зализняка и на её основе показывает, как можно разбирать ударения, склонения и другие составные части любого слова.
Почему слова пишутся и звучат именно так? На этот вопрос отвечает Зализняк.
Текст подойдёт: для гуманитариев и тех, кто (как и редактор этого текста) просыпал уроки русского и теперь хочет закрыть этот гештальт.
2024
Как мы создаём редакторы документов. Ядро и его роль в кроссплатформенной разработке / Хабр
Завершает нашу подборку большой ознакомительный текст о разработке редакторов «МойОфис Текст» и «МойОфис Таблица». В нём мы подробно рассказываем, из чего состоит ядро продуктов, и как мы реализовали его на плюсах.
Кроме того, объясняем, почему выбрали именно вариант с собственным ядром, и какими компиляторами пользовались (с примерами кода). Отдельно разобрали сложности: рендеринг интерфейса, добавление и реализация шрифтов.
Получился полноценный гайд по разработке больших продуктов через плюсы и собственное ядро, с визуализацией конкретных элементов. Как и в статье выше, кода здесь немало, но еще больше поэтапных графиков по каждому шагу: заблудиться в тексте не получится :)
Текст пригодится для опытных разрабов, особенно js-еров, которые работают с кроссплатформенными продуктами.
Вот такая получилась подборка за 10 лет. Делитесь в комментариях, какие статьи вы уже читали и что запомнилось больше всего!