Алексей Клянин — дизайнер из Уфы, увлекающийся туризмом и фотографией. Не так давно он с помощью данных из OpenStreetMap и личного усердия нарисовал настоящую географическую карту Южного Урала. Как он ее сделал, какие для этого использовал инструменты и почему не может остановиться, когда начинает картировать в OSM — обо всем этом он рассказал в интервью.
— Когда и как вы познакомились с OpenStreetMap?
— О проекте узнал достаточно давно, уже не вспомню когда именно. До 2018 года я использовал OSM только в качестве подложки в своем блоге, на которой отображал GPS-треки и маршруты походов. Но два года назад всё кардинально изменилось: я решил сделать один картографический проект и купил для этого хороший навигатор Garmin. Он-то меня и привел в мир OSM.
— Что случилось?
— Карта, которая шла с ним в комплекте, не была старой, но постепенно я стал находить на ней всё больше и больше неточностей, в основном не хватало дорог. Поэтому я начал искать более актуальные и детальные карты. Мне попался сайт maptourist.org, поддерживаемый пользователем ValentinAK, на котором выкладываются ежедневные сборки карт для Garmin из данных OSM. Кстати, в дальнейшем он мне очень помог в настройке и запуске генератора карт, когда я решил их собирать у себя на компьютере. Это очень важный момент, что карты были сделаны на основе OSM. Это означало, что теперь, когда я видел, что на карте что-то не так, я мог это исправить сам и тут же сделать новую карту для навигатора. Мне хотелось, чтобы мои карты были самыми точными, и я начал картировать в OSM.
— Сложно было начать?
— Нет. Изучил всё, что касается внесения правок в OSM, скачал редактор JOSM и по GPS-треку отрисовал недостающую дорогу. Это была моя самая первая правка. И все бы ничего, можно было бы закрыть редактор и забыть об OSM до следующей проблемы, но она появилась сразу же — я увидел на спутниковом снимке, что вокруг этой дороги столько интересных объектов, которых почему-то нет на карте. Нарисовал ручей, продлил его до реки, отметил сенокосную поляну, рядом еще одна, а между ними лесная дорога и тянется она далеко в лес… и всё это надо рисовать! Именно тогда я и начал активно заниматься уточнением OSM.
— Продолжаете картографировать?
— Конечно, до сих пор в интересующих меня местах есть «белые пятна», поэтому не вижу причин останавливаться. Но в основном я отрисовываю локации своих будущих походов.
— Как вы это делаете? Поделитесь секретами?
— Процесс подготовки к походам в плане картографии выглядит следующим образом: открываю интересующий район и уточняю важные для меня объекты, чаще всего, — ручьи, лесные массивы и дороги. Уже на следующий день мои правки есть в ежедневной выгрузке данных из OSM от компании Geofabrika. После того, как скачан нужный регион, запускаю скрипты для генерации карт для Garmin. Так у меня получается максимально свежая и наиболее актуальная карта нужной мне территории.
Процесс картографирования невероятно затягивает. И затягивает, прежде всего, тем, что добавленные тобой данные почти сразу можно использовать для практических целей. Когда знаешь, что через пару дней пойдешь по этой тропе или поедешь по этой дороге, хочется максимально отрисовать эти места. Но когда начинаешь рисовать одно, за этим тянется все остальное. Рисуешь лес, но заметил ручей. Начинаешь, пока не потерял, рисовать его. Дошел до истока, отметил. Пошел вниз. Пока вел к реке, нашел еще с десяток ответвлений — их тоже приходится отрисовывать. После подтягиваются лесные дороги с бродами через эти ручьи и еще что-нибудь… Так постепенно ты оказываешься значительно дальше, чем планировал, но остановиться и перестать рисовать — уже практически невозможно.
— Не так давно вы сделали подробную карту Южного Урала. В основе нее — данные из OSM. Расскажите об этом.
— Два года назад я принял участие в проекте по изданию книги Бориса Прохорова «К вершинам Южного Урала». В ней очень много отсылок к географическим объектам, поэтому нам нужна была своя карта этой территории. Так как к тому моменту я уже имел опыт работы с данными OSM, решил попробовать сделать её на их основе.
Для первого раза получилось неплохо, но, конечно же, были и промахи. В основном, они касались моей невнимательности при анализе данных OSM. Допустим, есть две похожих дороги, каждая из которых ведет к конкретной деревне. В реальности по качеству они одинаковые, но в OSM одна из них отмечена тегом, имеющим более низкий статус, потому эта дорога не отобразилась во время рендера.
Сейчас готовится переиздание книги. Она дополнится рядом снимков, а также обновится карта, на которой уже не будет таких досадных ошибок.
— Как вы делали карту? С помощью каких инструментов?
— Все начинается в редакторе JOSM. Сначала я определяю для себя структуру данных, которые планирую использовать. Например, реки, дороги, города и веси. Затем определяю границы карты. В их пределах по отдельности выкачиваю из OSM нужные мне группы объектов. Полученные данные с помощью программы maperitive, и написанными под эти задачи стилями, перевожу в векторный формат svg. Далее я в Adobe Illustrator открываю эти файлы и по слоям собираю карту. После редактирую слои, настраиваю цвета, толщину линий, что-то правлю руками, как показала практика, почти все требует такого внимания. Потому что, например, название реки может наложиться на что-нибудь.
Часть данных, такие как лес, реки и прочее — уходят в подложку, которая растрируется. Если все оставлять в векторах, то отрисовка карты будет происходит настолько медленно, что физически не получится работать. Фактически получается так, что есть основной файл с данными, которые можно оперативно править. В основном это названия населенных пунктов, рек, озер, вершин. К нему прилинкованы растровые файлы, которые генерируются из других векторных слоев, таких как дорожная сеть, реки, лес и т. д. Когда они в растре, то не мешают прорисовке всей карты, но при этом можно править их исходники, а растры генерировать заново. Получается вполне удобно и производительно. Если кому интересно, то я записал процесс подготовки карты на видео.
— Сколько времени занимает работа над одной такой картой?
— Над картой я работал примерно год, но нужно понимать, что я ей занимался эпизодически, то есть не все это время ее рисовал. Если же рисовать исключительно карту, то по моим оценкам, потребуется минимум пару недель.
— Какие еще использовали данные, кроме OSM?
— Через maperitive генерировал изолинии высот с файлов SRTM. Уже когда все нарисовал, нашел отличный набор открытых данных с геометрией лесов. Если придется делать новую карту, буду использовать его. Для моей карты его точности хватит, но при этом будут все лесные массивы, а не только те, что нарисованы в OSM.
— Насколько сложно было работать с данными из OSM? Быстро ли вы разобрались в тегах и архитектуре проекта?
— Довольно просто. Любые вопросы с тегами решаются через поиск по документации на WikiOSM, в ней всё вполне подробно расписано.
— Как бы охарактеризовали сообщество RU-OSM?
— Когда я писал скрипты для генерации карт для Garmin, я активно перечитывал форум и нашел необходимые решения. Это было примерно два года назад. В дальнейшем заходил туда, но там не особо активное общение. Сейчас фактически на форум не захожу. Все вопросы, которые там помогли решить, касались дальнейшего использования полученных данных из OSM. Для рисования карты вполне достаточно информации в WikiOSM. Чатик в Telegram — в основном для болтовни. Бесполезной, но часто по теме. Еще есть канал челябинских осмеров— в нем иногда можно с соседями по области оперативно обсудить некоторые моменты, связанные с рисованием карты — удобно.
— Зачем нужно править карту в OSM? Что бы вы сказали человеку, который находится вне проекта.
— Сценариев может быть много. Например, есть территория, где проходят какие-то соревнования. Можно самому нарисовать детальную карту этой локации, по ней даже все будут замечательно ориентироваться, но в итоге эти данные пропадут. А можно сделать все тоже самое, но на базе OSM. Тогда эти данные сохранятся и пригодятся кому-то другому.
Также карту в OSM может уточнить абстрактный опытный турист, который знает места в деталях. Туристу это, конечно, лишняя работа, но зато он передаст свои знания остальным. Я считаю, что знания должны работать и помогать другим, а не лежать мертвым грузом. Это сценарии входа в проект близкие мне, хотя на самом деле их гораздо больше.
— Что вам нравится в OSM? Не нравится? Что бы сделали лучше?
— Сложно сказать. Как инструмент, он вполне неплох для моего сценария. Для других, скорее всего, есть определенные вещи, которые можно сделать намного лучше. Возможно, было бы круто, если бы в OSM появились инструменты на основе искусственного интеллекта, с помощью которых можно было бы быстро отрисовать огромные однотипные объекты, например, леса, реки или поля. Пока же приходится их рисовать руками и это очень трудоемкая задача. Я даже для этих целей купил графический планшет. Иначе это невозможно сделать качественно и аккуратно. Но все-таки в XXI веке хочется не самому по 4 часа в день рисовать леса, а заставить это делать роботов. Слышал, что уже есть определенные наработки в этом направлении, но хочется, чтобы это скорее стало решением «из коробки», доступным для многих.
— Используете OSM по работе?
— Эпизодически бывает, что нужно выдернуть какие-либо данные. Например, контур границ определенного региона. На этом все.
— Может быть, у вас есть какая-то история, связанная с OSM?
— Как-то я решил перед соревнованиями по ориентированию подробно отрисовать место их проведения. Сделал это загодя — в начале августа, когда сами соревнования намечались на середину октября. Думал, что карты в Maps.Me точно к этому времени обновятся и вместо пустоты у всех будет подробная карта. В итоге этого не случилось, карты обновили только в ноябре, хотя на сайте написано, что это происходит «раз в месяц». Такое вот фиаско, братан.
— Что скажете или пожелаете нашим читателям?
— Не ленитесь приложить усилия, чтобы поделиться с миром накопленными знаниями!
Общение российских участников OpenStreetMap идёт в чатике Telegram и на форуме.
Также есть группы в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, но в них, в основном, публикуются новости.
> Присоединяйтесь к OSM!
Предыдущие интервью: Максим Дубинин, Александр Павлюк, Сергей Зайченко, Георгий Потапов, Владимир Маршинин, Евгений Усвицкий, wowik, SviMik, Кирилл Бондаренко, Артем Светлов, Сергей Синицын, Наталья Козловская, Виктор Вяличкин, Иван aka BANO.notIT, Антон Беличков, Елена Балашова, Илья Зверев, Тимофей Субботин, Сергей Голубев.
tagirb
Алексей Клянин — это же… Uralla! Эх, сколько ж лет, сколько зим! Привет Велоуфе!!!