По ходу, децентрализация ворвалась в рунет. Увидел на Хабре статью «Игры за деньги: опыт работы в распределенной игровой сети владельца нескольких серверов» и понял, что в той же сети работаю. Только майнингом я никогда заниматься не пробовал, у меня вообще игровой клуб.

В октябре прошлого года я открыл в Перми киберспортивный компьютерный клуб 59FPS. Он создавался в качестве базы для проведения киберспортивных турниров, и все шло хорошо до того, как… ну вы все в курсе эпидемии, да. Под катом — рассказ о том, как клубу удается почти нормально работать в кризис благодаря распределенному геймингу.

История открытия клуба




Я несколько лет возглавляю пермское отделение Федерации компьютерного спорта России. Работаем давно, и все это время развитию мешает проблема. А именно — отсутствие современной оборудованной площадки для проведения киберспортивных соревнований. В итоге мне показалось логичным создать такую площадку самому. Правду говорят — “Хочешь хорошо сделать — сделай сам”, чем я и занялся. В итоге открыл компьютерный клуб с мощным оборудованием и комфортным для игроков окружением.

После того, как мы открылись, пошли отзывы. Судя по ним, клуб действительно получился неплохим.

Оборудование клуба




Помещение не очень большое, в нем всего 20 игровых мест, которые, впрочем, размещены так, чтобы киберспортсменам было удобно. Места оборудованы с прицелом на проведение турниров по киберспорту и тренировку киберспортсменов.

Вот характеристики машин:
  • CPU AMD Ryzen 5 3600. Количество ядер — 6, частота — 3.6 GHz.
  • RAM DDR4 16 ГБ PC4-21300 2666 МГ2 Corsair, 2 шт x 8 ГБ.
  • VGA Palit GeForce RTX 2060 SUPER JS PCI-E 3.0 8192 MB.
  • Сетевое подключение — 500 Мбит/c.

Эпидемия и режим работы




Почти с самого открытия к нам пошли посетители. Собственно, почему бы и нет? Компьютерные клубы отнюдь не вымерли — они до сих пор пользуются популярностью среди тех клиентов, кому важен командный дух в процессе игры, личный контакт с другими участниками игрового процесса. Да и одиночки время от времени приходят посмотреть и поиграть.

В целом, дело пошло неплохо. Но, к сожалению, клуб был открыт, как и говорилось выше, в октябре, так что в нормальном режиме удалось поработать всего несколько месяцев.

Даже после того, как стало известно о вирусе в Европе и РФ (но до объявления карантина) посетители продолжали играть. Последние несколько дней перед карантином был небольшой спад посещаемости, но лишь в отдельные дни. В целом, выручка сохранялась на прежнем уровне, с этим проблем не было.

Но, к сожалению, 28 марта пришлось закрыться. Я думал, что клуб сможет продержаться до официальных обязательных выходных (30 марта). Но нет — 28 марта, когда в клубе тренировались несколько киберспортсменов (они участвовали в отборочном этапе на чемпионат РФ по компьютерному спорту) к нам пришли сотрудники полиции. Правоохранители напомнили о том, что клуб нужно закрыть. Пришлось подчиниться. Сейчас соревнования проводим исключительно в онлайне.

Поиск новых возможностей




Клуб пришлось закрыть, и я оказался среди тех, чей бизнес внезапно перестал приносить доход. Даже хуже — он с первого дня карантина стал убыточным, ведь регулярные платежи никуда не делись. Коммуналка, аренда и т.п. — все это нужно продолжать оплачивать. Начал искать возможность заработать на тех ресурсах, которые остались — оборудование и стабильное подключение к интернету.

Многие компьютерные клубы во время карантина стали сдавать игровые ПК в аренду, отдавая машины частным пользователям. Мы тоже решили попробовать и открыли прием заявок на получение игровой машины во временное пользование. Но не бросились в омут с головой, а проявили осторожность. Стали тщательно проверять желающих поиграть дома на мощном компьютере. Как оказалось, осторожность оказалась оправданной: 5 заявителей из 6 имели незакрытые задолженности перед судебными приставами. Это долги по кредитам, штрафы, налоги. Суммы доходили до 180 тысяч рублей, а размер задолженности много лет не менялся или даже увеличивался. Это значило только одно — у человека нет официального источника заработка, из которого приставы могли бы списать долг или часть его.

Соответственно, если такие клиенты по каким-то причинам не смогут вернуть компьютер, или возвратят его не в полной комплектации, то даже обратившись в суд и выиграв его, я не смогу вернуть деньги или оборудование. Риск был огромным, тем более, в текущей ситуации, поэтому я решил отказаться от услуги “игровой ПК в аренду” и придумать еще что-нибудь.



Подходящий вариант удалось найти достаточно быстро. Так, в сообществе владельцев компьютерных клубов активно обсуждали системы распределенного гейминга — чаще всего упоминался сервис Drova и Playkey. Рисков здесь было гораздо меньше, чем в случае аренды, так что решили попробовать.

Выбрал я Playkey — просто потому, что его головной офис находится как раз в Перми, моем родном городе. Не только «родственные» чувства сыграли свою роль, но и желание помочь геймерам из нашего города улучшить навыки игры, плюс дать возможность принять участие в киберспортивных соревнованиях.

Подключение к сети




Я оставил заявку на сайте, и со мной сразу же связались. Началась работа по подключению оборудования к сервису. В ходе реализации проекта возникли некоторые проблемы, но их быстро решили — благо, саппорт у компании не только вменяемый, но и грамотный. Главная проблема была связана с тем, что процессоры в моих серверах — от AMD. Они в геймерских машинах встречаются реже, поэтому и подключение несколько более сложное. Также пришлось извлечь SSD M.2 из машин, поскольку они, по словам сотрудников поддержки, мешали нормальной работе ПО от Playkey. Но все технические сложности мы быстро решили. Как мне объяснили — версия CentOS, которая использовалась сервисом для установки на клиентские ПК, не поддерживала этот тип SSD. Позже проблему решили обновлением ядра ОС, поэтому сейчас снимать накопители с компьютеров для работы с распределенной сетью уже не нужно.

Компьютеры, подключенные к распределенной сети, становятся нодами, ресурсы которых доступны для геймеров, которые хотят поиграть в облаке. В момент подключения геймера сервис ищет ближайшую к нему ноду и запускает игру именно на этом сервере. Плюс для геймера — низкие задержки, качество игры приближается к геймплею на собственном ПК. Ну а компания и партнер, предоставивший сервер, получают оплату.



Сколько зарабатывает клуб при помощи сервиса?


Каждая машина приносит $50 в месяц — оплата фиксированная. В договоре зафиксирована сумма в 130 рублей в день, это получается 78 000 в месяц при 20 машинах, работающих в сети.

Это около 6-10 часов загрузки для каждой машины в день.



Но около 60% от этой суммы уходят на затраты, которые связаны с работой клуба. В первую очередь, это коммунальные платежи — электричество, интернет и т.п. Плюс расходы самого клуба, которые не удалось заморозить на период карантина. Чистая прибыль составляет около 30 тысяч рублей в месяц. В принципе, это неплохо, поскольку то, что бизнес не терпит убытки, это уже хорошо, мы не закроемся. И после завершения карантина тренировки киберспортсменов возобновятся.



Мне кажется, что распределенная схема работы в будущем будет развиваться, поскольку это выгодно всем, как участникам сети, так и сервисам, которые эту схему предлагают. Мой клуб продолжает работать, можно сказать, что в нем и в период карантина полно геймеров, хотя и виртуально. Если статью читают пермяки, то вот его адрес — ул. Советская, 3. Находится он рядом с социокультурным пространством “Завод Шпагина”.