Продажи в онлайн-магазинах США в последние недели выросли до небывалых уровней. При этом люди тратят свои деньги заметно иначе, чем до карантина. С марта произошло несколько изменений моделей поведения покупателей. Их проанализировала фирма Earnest Research, отслеживающая миллионы транзакций по банковским картам. А New York Times составила хорошие графики. Они показывают, как что происходит с привычками людей, какие бизнесы выживут в пандемию, и какие онлайн-игроки получают неожиданное преимущество (спойлер: это не только Amazon).


Например, по первому графику заметно, как на экономику влияет поддержка от государства. На фоне паники в середине марта покупки (особенно офлайн) резко поднялись, больше, чем на 20%. Потом продажи в «реальных» магазинах сильно упали, и онлайн — тоже показали замедление, ведь население не было уверено в своём финансовом будущем. Для новых айфонов и одежды настали не лучшие времена.


Но с 11 апреля правительство начало рассылать чеки — десяткам миллионов взрослых жителей страны дали по $1200, плюс по $500 на ребенка. На этом фоне онлайн-продажи начали волнообразно расти, так что общие траты покупателей в некоторые дни даже превышали предкризисные значения.




Большие изменения произошли, что логично, с покупками продуктов питания. Много лет среднего американца было невозможно заставить покупать овощи и мясо онлайн. Ещё бы, а вдруг подсунут что-то давно испорченное?! Но на фоне пандемии эти привычки изменились всего за пару недель, и онлайн-торговцы продуктами стали вторыми в списке победителей. Они прибавили около +200% к продажам. По данным нескольких опросов, больше трети американцев в апреле впервые купили продукты онлайн.


Но неожиданно ещё больший рост показала онлайн-продажа электроники. Смартфоны, планшеты, даже телевизоры. Рост доходил до +300% (по сравнению со значениями до коронавируса). Причиной называют банальную скуку. Людям стало нечем заниматься дома, и они покупали разные девайсы для развлечения, в том числе игровые приставки. По той же причине в Amazon, если помните, настольные игры были занесены в список «жизненно важных» товаров. Мол, если людям будет, чем заняться дома, то и желания выйти на улицу станет поменьше.




Многие компании в сфере e-commerce укрепили свои позиции. И здесь самым большим победителем стал Instacart, стартап, занимающийся доставкой продуктов питания из разных больших и небольших магазинов. Число заказов выросло на 500%. Хотя большую часть рынка в США до сих пор занимает собственная служба Walmart. Не зря у компании по всей стране стоят супермаркеты с функцией онлайн-доставки.


Вместо Instacart волну популярности могли бы «схватить» другие похожие стартапы — FreshDirect и Peapod. Но первый базируется в Нью-Йорке, и, по их словам, они столкнулись с проблемой поиска здоровых и готовых к работе курьеров. А Peapod как раз уходил с рынка перед коронавирусом, и не успел вернуться в полную силу.




В целом по онлайн-продажам, неожиданно, Amazon стал далеко не главным «выгодоприобретателем» от карантина. Компания прибавила почти 100% в продажах, но это парализовало её систему, и ей даже пришлось принимать меры, чтобы сократить ажиотаж. Меры сработали: люди стали покупать меньше. И ушли к конкурентам! Target и Walmart прибавили 300-400%! Также большим «победителем» во время кризиса стала площадка Etsy, где небольшие мастера торгуют своими поделками. Доходы компании выросли в 2 раза, в основном за счёт продаж людьми самодельных масок с интересными дизайнами.




Target добился самого большого роста. Как считают эксперты, это случилось благодаря своевременному приобретению Shipt — компании, специализирующейся на доставке товаров, в том числе продуктов питания. Target купила сервис за $550 млн в 2017-м, и встроила его в свою систему в 2019-м, за полгода до начала кризиса. За счёт этого она в апреле догнала (замедленную) Amazon в плане скорости доставки. И показала себя намного лучше Walmart.


Правда, по мере того, как Amazon начинает справляться с потоком заказов, рост продаж у конкурентов замедляется. И компания до сих пор продает онлайн в 15 раз больше товаров, чем оба её главных соперника, вместе взятые.




Хуже всего кризис ударил по кафе и ресторанам. Но приложения, помогающие с доставкой блюд, — наоборот, начали процветать. DoorDash, главный игрок в индустрии, прибавила 200%. Uber Eats — 125%. И теперь Uber ведёт переговоры о покупке второй по масштабу компании (GrubHub), чтобы перебить DoorDash и стать лидером рынка доставки еды. Сделка, если Grubhub согласиться, может потянуть на $10 млрд.




Довольно масштабные изменения происходили в сфере продаж электроники. Меньше всех от кризиса приобрёл самый масштабный игрок рынка, Apple. На некоторое время ей даже пришлось остановить продажу айфонов из-за проблем с фабриками в Китае.


Ну а абсолютным рекордсменом и победителем кубка COVID-19 в сфере онлайн-продаж стала GameStop. До карантина компания находилась на грани банкротства. Она теряла по $500-$700 млн в год, потому что все её офлайн-магазины по продаже видеоигр оказались мало кому нужны. Но в кризис, когда все магазины закрылись, ей всё-таки пришлось сосредоточиться на онлайн-бизнеса. А Amazon как раз испытывал проблемы с обработкой огромного объема заказов, и нормально отсылал только маски, санитайзеры и (настольные) игры.


На такой подарок судьбы компания и не рассчитывала. Все её запасы, накопленные в магазинах по всей стране, разошлись за недели. Люди купили сотни тысяч приставок Xbox One X, PS4 и Nintendo Switch, а также миллионы игр и аксессуаров к ним. Видеоигры стали любимым занятием Америки на карантине, а Gamestop прибавила свыше 1500% к своим онлайн-продажам (хотя всё равно остается очень слабым игроком по сравнению с Apple, Best Buy, Newegg и даже B&H).




Но даже в мире онлайн-продаж были лузеры. Стартапы и крупные фирмы, торгующие одеждой и обувью, единственные ушли в сильный минус. Часть упала сильнее, чем на 50%. Все они предлагают доставку до дома, но у людей просто упала потребность в одежде, поскольку они не ходят на работу и не отдыхают в парках.


Единственной историей успеха в этом сегменте стала Lululemon. Секрет тут прост: это главная компания, продающая комфортную домашнюю одежду, вроде леггинсов, футболок и спортивных штанов. Отличная одежда для тех, кто никогда не выходит наружу.