Сегодня я сообщил о премьере документального фильма «Профессии будущего». Одна из героинь фильма, Кристина Михайлова, в рамках школьного проекта (в возрасте 17 лет) создала прототип зарядного устройства, которое использует энергию человеческого тела для зарядки гаджетов. Девушка открыто заявила о желании учиться и развивать свой проект в Соединенных Штатах, а также о том, что хочет работать в американской космической отрасли в будущем.



Это вызвало бурную дискуссию и резонанс во время закрытых показов фильма. Однако, что именно должно произойти в российском образовании, чтобы девушка осталась в России, Кристина в фильме подробно не рассказала. Сегодня Кристина Михайлова учится в США. Мне показалось интересным узнать её мнение о российском образовании в данный момент, когда у неё уже есть небольшой опыт обучения в американском ВУЗе. В этом посте короткое интервью с героиней о российском образовании и вопросы к сообществу по этому поводу.

Насколько, по твоему мнению, перспективнее реализация твоего проекта в США, какие именно условия там лучше? А что — наоборот не оправдало ожиданий?
Ещё год назад, в конце первого курса, я для себя поняла, что в Америке относительно проще реализовывать свои идеи, если есть только стремление, желание и время. Какие условия лучше? Наверное, усовершенствованная среда для создания бизнесов разных уровней и масштабов. У меня не было особых ожиданий от США, и ехала я сюда больше за новым видом обучения, нежели, чтобы развивать свой проект.

Какие можно было бы внедрить изменения, которые сделают Россию более привлекательной в смысле обучения студентов?
Здесь студенты свободны выбирать сами себе курсы, которые им интересно изучать. Студенты сами вправе создавать себе направление обучения, и во всем этом им помогает их персональный наставник — профессор, работа которого нравится студенту больше всего. Мне кажется, если бы, например, ВШЭ стала более доступной большему количеству студентов в России, наше образование вышло бы на новый уровень на мировой арене. ВШЭ непосредственно сочетает в себе международные качества обучения, которых так не хватает во многих российских вузах.

Что именно в российском высшем образовании требуется улучшить, чтобы «Кристина и подобные ей могли учиться и делать свои первые проекты в России»?
Необходимо предоставить свободу выбора предметов, может быть и не с первого курса, но однозначно, студент должен иметь право выбирать, что ему изучать. Также, размеры аудиторий должны быть меньше, чтобы профессор мог больше времени уделять каждому студенту. И бюджет должен быть иным, чтобы качество соответствующих лабораторных работ улучшилось, да и всего, в целом. Вуз не должен быть местом, где знания «записывают» в наш мозг, вуз должен быть местом, где ищут таланты и делают все чтобы их развивать.

Мнение сообщества


Полагаю, что несмотря на возраст, Кристина достаточно точно отразила некоторые из проблем, существующих в отечественной системе высшего образования. Множество моих знакомых, имевших опыт обучения в России и за рубежом, также считают, что возможность выбора — является одним из главных достоинств американского и европейского образования.

Мне искренне интересно мнение сообщества о том, какие изменения и реформы необходимы российским техническим ВУЗам? Что мешает им стать настолько же популярными, как ВУЗы в США? Что может коренным образом изменить ситуацию с утечкой мозгов? Нужны ли коренные изменения в системе образования или достаточно внедрения лишь нескольких новых методик? Согласны ли вы с героиней интервью или имеете иную точку зрения? Буду благодарен за ваши мнения в комментариях.