В конце мая в мире отмечается День внимания к проблемам доступности и это отличный повод напомнить о важности инклюзивного подхода в образовании. Миссия Microsoft — дать возможность каждому достичь большего. И ученикам в том числе. Школа — это место, где большинство людей проводят годы становления, оттачивая разнообразные навыки, готовясь к будущей работе и развиваясь рядом со сверстниками. Это должна быть среда, дружественная для всех, включая детей с инвалидностью. Весной 2020 года мы много общались на тему доступности с российскими специалистами и услышали замечательные истории из этой области.
Инклюзивное образование набирает обороты и стало реальностью уже во многих регионах Российской Федерации. В 2018 году московскими школами и Городским психолого-педагогическим центром (ГППЦ) Департамента образования и науки города Москвы была выдвинута инициатива по созданию Ассоциации инклюзивных школ, которая объединяла бы в своих рядах те школы и педагогов, которые уже успешно реализуют или хотят научиться практикам инклюзивного образования. На сегодняшний день членами Ассоциации являются школы из 56 регионов. Это, конечно, не все субъекты РФ, но точно больше половины. Есть даже Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа». Немалую роль в становлении безбарьерной среды сыграло развитие современных ИТ-решений для сферы образования.
Информационные технологии жизненно необходимы учебным заведениям, чтобы поддерживать молодых людей с инвалидностью и различными особенностями, позволяя им обучаться наравне со сверстниками везде и всегда, когда это возможно.
Для Microsoft год этот начался с выставки образовательных технологий BETT 2020, где мы представили некоторые из своих новейших решений, направленных на повышение доступности образования: от нового браузера Microsoft Edge со встроенными инструментами, позволяющими студентам изменять размер текста, читать текст вслух и писать от руки в PDF-файлах, до функции автоматического создания субтитров в OneNote, способной записывать и транскрибировать текст в реальном времени, причем позволяющей при этом делать паузы и выделять фрагменты.
Будущее каждой школы
Развитие российского образования в направлении инклюзии лучше всего видно на примере столицы – самого крупного и густонаселенного города страны. Начальник сопровождения реализации ФГОС ГППЦ и ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ Ольга Егупова рассказывает нам, что в каждой московской школе есть ученики, которым требуется особое внимание педагогов и создание дополнительных условий для успешной учебы. Поэтому педагогические коллективы учатся, набирают необходимые профессиональные компетенции в этой области и, конечно, стремятся к принятию философии инклюзивного образования. Школы движутся вперед в этом направлении. Происходит поиск новых технологий, методов, приемов обучения, эффективных практик работы. В этом помогают городские и международные проекты «Ресурсная школа – территория успеха для каждого», «Профессиональное обучение без границ», движение «Абилимпикс».
Ольга Егупова: «Практика мирового сообщества показывает, что для становления инклюзивного общества требуется не менее 25 лет. И конечно же школы, педагогические коллективы в становлении такого общества играют ключевую роль. Если каждый учитель нашей большой страны станет разделять философию инклюзии, будет обладателем знаний в области обучения разных детей, то этого уже достаточно чтобы начать движение к инклюзивному обществу. Успех школ в области инклюзивного образования измеряется очень просто: это успешно выстроенная образовательная и профессиональная траектория для каждого ребенка, это удовлетворенные работой школы родители, это педагоги, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями, умеющие найти необходимые ресурсы, самостоятельно освоить необходимые ассистивные технологии. Сейчас большое количество компаний предлагают различные решения для универсального дизайна, и не только среды физической, архитектурной, но и образовательной, которая открывает доступ к обучению разным детям».
При внедрении новых решений очень важно не останавливаться. Это верно для всех сфер деятельности, а уж для такого долгосрочного процесса как образование – в особенности. В цифровизации любой организации есть рубеж, на котором многие застревают: мало начать пробовать что-то новое и проводить успешные пилоты, нужно научиться масштабировать удачный опыт и вводить его в повседневную практику. Эта проблема также актуальна для образовательных учреждений. Очень часто оказывается, что практика сложилась, но она уникальна и не переносима на другие школы, поскольку все зависит от большого количества вводных моментов. Одинаковых школ не бывает, как и одинаковых детей или педагогов. И здесь выручает гибкость инклюзивных решений, которые изначально создаются с расчётом на возможность подстраиваться под уникальные ситуации.
Ольга Егупова: «Сейчас технологии становятся верным помощником учителя. Они помогают сделать обучение для каждого доступным: для тех, кто плохо видит, мы увеличиваем изображение и делаем фон более комфортным для глаз, для тех, кто плохо слышит, технологии позволяют сопровождать нашу речь сурдопереводом или визуальным текстом, не прибегая к помощи живого человека. Для тех, кому требуется помощь в чтении, тоже найдены свои решения. И это все очень помогает на уроке. Для тех, кто находится дома, технологии позволяют организовать общение, находится вместе с друзьями в классе, пусть и виртуальном. Главное для учителя знать о этих технологиях, уметь их применять на уроке. Подбирать «ключик» к каждому ученику. Мобильные помощники, электронные ассистенты, вспомогательные гаджеты – такого разнообразия различных решений лет семь назад, я, как педагог, не знала, да я думаю, что и не было. А что будет еще через пять? Десять лет? Мы даже и мечтать об этом не можем, потому что не знаем, про что мечтать».
Понимание и уверенность
Современные технологические решения позволяют перевести весь образовательный процесс в «цифру» или коммуницировать с учениками за тысячи километров, что особенно важно при организации дистанционного обучения. Но самое главное, что они становятся фундаментом построения безбарьерной среды. Возможности информационных технологий помогают ребятам просто прочитать задания, понять, что от них нужно на уроке. Это дает уверенность в своих силах, повышает удовлетворенность результатами своей деятельности, помогает оставаться вовлеченными и сосредоточенными во время групповых занятий.
Это очень хорошо видно, когда об инклюзивных решениях задумываются преподаватели, у которых в классе есть дети с дислексией. Своим опытом поделилась Анна Дягилева из города Лабытнанги, руководитель студии English Club Community, обладатель сертификатов Skype Master Teacher, Microsoft Expert & Trainer. Находясь за Северным полярным кругом, Анна умеет общаться со всем миром за тысячи километров и является победителем конкурса Tech Pill в номинации «Позитивная атмосфера в классе». Но даже ей пришлось непросто, когда в маленькую группу из пяти человек пришли сразу двое детей с дислексией, у которых были сложности с навыками чтения и письма.
Анна Дягилева: «Я столкнулась с понятием дислексия лишь 7 лет назад и благодаря дистанционному образовательному курсу приобрела понимание, что чувствует ребенок с диагнозом дислексия. Деткам-дислексикам эмоционально очень непросто, они часто не выдерживают нагрузки школьной программы или курса, которые рассчитаны на среднестатистического школьника. Ребенок чувствует себя беспомощным, нервничает, не хочет посвящать время учебе, не может сфокусироваться на строке или слове при чтении и поэтому не может читать вслух. Чтение вслух для них бывает настоящим испытанием и поводом для насмешек одноклассников, что, в принципе, никак не может быть мотивацией к погружению в учебный процесс. Для каждого педагога определенно важно снизить до минимума тот отрицательный опыт, который может возникнуть у ребенка с дислексией в классе и постараться максимально заменить его на положительный. Особенные дети очень ранимы и эмоциональны, поэтому важно не высмеивать их особенности, а поддерживать и мотивировать.
Действительно, чтение и письмо являются слабыми сторонами детей-дислексиков, но есть и сильные, такие как творческие и креативные задатки, которые их выделяют и нередко указывают на их уникальность, а иногда и на гениальность.
Таким деткам, безусловно, непросто дается учеба, но при правильном подходе педагога и использовании им соответствующих методик и инструментов, каждый ребенок с особенностями будет чувствовать себя уверенно и на ровне со всеми в классе. Я, безусловно, восхищаюсь такими ребятами и абсолютно уверена, что одним из первых условий для успеха работы с дислексиками является системность.
Анна преподает иностранные языки, но проблемы восприятия информации и контекста точно так же актуальны в физике, в химии, в любом учебном предмете. Человечество передает знания через слова и без навыка работы с текстами сложно обрести уверенность и быть успешными в дальнейшей жизни. Более того, проблема актуальна не только для детей с дислексией. У многих современных школьников нарастает рассеянность, они не могут сосредоточиться, в итоге недостаточная концентрация негативно сказывается на учебе в целом. Решить эту проблему помогает Иммерсивное средство чтения от Microsoft, которое доступно в составе Microsoft Edge, OneNote, Word, PowerPoint и других продуктов Microsoft 365.
Анна Дягилева: «Меня радует, что в России уже более активно начинается движение по изучению дислексии, становится доступно больше информации как учителям, так и родителям. На данный момент Иммерсивное средство чтения – это лучший инструмент, который помогает развить навыки чтения и помочь сфокусироваться. Детям младшего возраста оно дает возможность не просто понять задание, а даже улучшить навыки скорочтения, поскольку позволяет выбрать темп речи диктора, который в свою очередь также может быть выбран гендерно в виде мужского или женского голоса. Функция диктовки улучшает навыки написания собственных текстов. Фокусировка строки и даже строк удерживает внимание и повышает скорость чтения. Разделение на слоги помогает при разновидностях дислексии, при которой ребенок переставляет местами слоги.
Так как я преподаватель иностранных языков меня не может не радовать тот факт, что в арсенале Иммерсивного средства чтения есть функция перевода с выбором: перевести отдельное слово или весь текст, с возможностью прослушать выбранное слово отдельно, и практически каждое слово сопровождается визуальной картинкой. Прием визуализации прекрасно работает с детьми-дислексиками, впрочем, как и со всеми остальными детьми разных категорий и возрастов. Ещё одна полезная функция данного инструмента — это выделение слов в тексте в виде частей речи, что отлично помогает нам прорабатывать и изучать новые слова и их положение в предложении.
Очень важен индивидуальный подход и персонализация обучения. Некоторые функции дети настраивают сами, например, цвет – это их настроение, и шрифт также могут выбрать по предпочтению. Если они чувствуют, что по слогам читать удобнее – это их выбор. Пусть он будет за ними! Пусть будет позитивная атмосфера. Я убедилась на своем положительном опыте, что это работает. У ребят бывает разное настроение, но сейчас те, кто живет с дислексией, приходят на занятие с улыбкой. У нас есть доверие друг к другу, они знают, что я всегда помогу и приду на помощь, но не буду делать за кого-то задание, а только укажу на пути решения задач и предоставлю необходимые инструменты».
Новые уровни
Выступая на BETT 2020, Гектор Минто, старший технический пропагандист специальных возможностей, объяснил, что работодатели должны предвидеть более широкий диапазон потребностей своих сотрудников, чтобы удерживать их от ухода и привлекать новых специалистов из более разнообразного кадрового резерва.
«Системы образования все чаще учитывают проблемы людей с инвалидностью и инстинктивно предлагают решения, но переход к трудовой деятельности может быть не таким гладким. Если в культуре труда не предусмотрено положительное отношение к специальным возможностям, то люди с инвалидностью не будут чувствовать себя комфортно, — объяснил Гектор. — Например, 75% людей с дислексией не говорят о ней своим работодателям. Поэтому очень важно, чтобы инструменты, предоставляющие специальные возможности, были легко доступными и очевидными. Работники должны быть в состоянии найти и использовать их интуитивно, без необходимости спрашивать, как это сделать».
Для Гектора это не просто вопрос справедливого отношения к сотрудникам с любыми способностями, это еще и обязательное требование бизнеса. Чем дольше люди живут, тем дольше они работают. И с каждым годом люди хотят работать во все более инклюзивной среде. Чтобы привлекать и удерживать лучших специалистов, работодатели должны проявлять инициативу и повышать роль специальных возможностей. Кроме того, исследование Accenture показало, что компании, внедряющие инициативы в сфере специальных возможностей, обычно опережают конкурентов по выручке, по чистой прибыли и по рентабельности.
Наконец, компании во всех секторах и отраслях могут получать преимущества от того, что более разнообразный трудовой коллектив будет генерировать новые идеи и стимулировать инновации. Microsoft по собственному опыту знает, что некоторые из лучших инноваций появляются благодаря людям с инвалидностью, которые изначально стремятся решить конкретные проблемы специальных возможностей на своих рабочих местах, но в итоге создают решения с гораздо более широкой сферой применения.
Microsoft продолжит работать над тем, чтобы наши технологии отвечали меняющимся потребностям различных категорий людей и помогали нашим клиентам и партнерам сделать их организации максимально инклюзивными и дружественными. Мы живем в удивительно разнообразном мире, где каждый может внести свой уникальный вклад, и пора учитывать это — как в наших школах, так и в советах директоров.