На фото космическая компания Galactic Energy тестирует разделение створок головного обтекателя. Источник: Galactic Energy.
Китайская частная космонавтика — весьма молодое явление. В 2014 году Китай открыл сектор космической отрасли для частного капитала и за прошедшие годы было создано более 140 коммерческих аэрокосмических компаний, разрабатывающих ракеты-носители, небольшие спутниковые платформы, спутниковые группировки дистанционного зондирования и связи, наземные станции и различные части цепочек поставок.
Ряд китайских частных пусковых компаний сообщили о прогрессе в разработке ряда ракет-носителей для растущего коммерческого космического сектора (в том числе и многоразовых).
Landspace и iSpace сообщают о прогрессе с метановыми ракетными двигателями, в то время как Galactic Energy приближается к запуску своей ракеты-носителя Ceres-1. Тем временем Deep Blue Aerospace получила финансирование для разработки целой серии жидкостных ракет-носителей.
iSpace — многоразовый носитель и тесты вертикальной посадки
Базирующаяся в Пекине iSpace, которая вышла на орбиту еще в июле 2019 года, также продвинулась в разработке собственного кислород-метанового двигателя.
Концепция Hyperbola-2 подразумевает 9 двигателей на первой ступени, решетчатые рули, посадочные опоры, в точь как на Falcon9. Источник: iSpace.
19 мая двигатель JD-1 с тягой 19 тонн-сил прошел 200-секундное огневое испытание. Двигатель прошел испытание на повторный запуск 27 мая, открыв дорогу для будущих испытаний на вертикального взлета и посадки. Двигатели JD-1 будут приводить в действие многоразовую ракету-носитель Hyperbola-2, способную доставить 1900 кг на низкую околоземную орбиту (НОО).
Компания намерена на первом этапе провести 100-километровые испытания взлета и посадки Hyperbola-2 в конце этого года. Полноценный орбитальный испытательный полет запланирован на первую половину 2021 года.
Вице-президент iSpace Яо Боуэн заявил китайским СМИ после миссии SpaceX Demo-2, что «SpaceX еще дальше, но мы разделяем их видение отправки пассажиров в космос с помощью экономически эффективных разработок».
Landspace
Landspace в начале мая завершила три огневых испытания двигателя на криогенном метане и жидком кислороде SkyLark (Tianque-12) с тягой на уровне 80 т. Tianque-11, меньший 10-тонный двигатель также на жидким кислороде и метане, 5 июня успешно завершил прожиг длительностью 2000 секунд.
Двигатели будут приводить в действие двухступенчатую ракету-носитель Zhuque-2 высотой 48,8 метра, способную доставить 4000 кг на 200-километровую НОО. Также Zhuque-2 может поднимать 2000 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту (ССО).
Ведущий инженер LandSpace по двигательным установкам заявляет, что успех испытаний Tianque-12 является первым тестом совместимости двигателя и системы управления, подтверждая летную конфигурацию двигателя для Zhuque-2. Теперь носитель вступает в фазу интеграционного тестирования перед первым запуском в конце 2020 или начале 2021 года.
Компания LandSpace проводит огневые испытания кислородно-метанового двигателя для ракеты Tianque-12. Источник: LandSpace
Landspace была основана в 2015 году, а в октябре 2018 года была предпринята первая попытка частного китайского запуска с помощью твердой ракеты Zhuque-1.
Galactic Energy близка к запуску Ceres-1
Galactic Energy, созданная в феврале 2018 года и являющаяся одной из новых частных китайских компаний, быстро прогрессирует и в этом году уже планирует осуществить первый запуск. Четырехступенчатая твердотопливная ракета Ceres-1 сможет доставить до 350 кг полезной нагрузки на 200-километровую орбиту.
Генеральный директор и основатель Galactic Energy Лю Байки считает, что сейчас правильный момент для экспансии в сфере космических пусков и мы скоро увидим космическую экономику на триллион долларов. Лю приводит прогнозы о том, что в период с 2018 по 2025 год в мире будет запущено около 20 000 спутников, причем значительная их часть прийдется на Китай. Таким образом, рынок требует увеличения поставок недорогих, высоконадежных ракет-носителей.
По словам Лю, запуск ракеты Ceres-1 обойдется клиентам в фиксированную сумму 4 миллиона долларов США, и «мы работаем над снижением цены запуска до уровня менее 10 000 долларов США за килограмм». В то время как Falcon 9 от SpaceX с частичным повторным использованием предлагает более низкие цены за килограмм, меньшие спутники, которые являются попутной нагрузкой, зависят от расписания и выбранной орбиты основной полезной нагрузки.
Твердотопливные ускорители для Ceres-1 в сборочном цехе. Источник Galactic Energy.
На этой неделе компания объявила, что в мае было проведено успешное испытание разделения створок обтекателя полезной нагрузки. Огневое испытание двигателя ориентации верхней ступени состоялось в апреле, а в мае — испытание всех подсистем верхней ступени.
Galactic Energy была нацелена на запуск Ceres-1 в июне, но пандемия COVID-19 неизбежно привела к задержкам. Теперь запуск с космодрома Jiuquan ожидается не раньше августа-сентября.
В декабре фирма получила финансирование в размере 21,5 млн. долл. США для запуска ракеты-носителя Ceres-1 и разработки ракеты-носителя Pallas-1 на керосине (RP-1) и жидком кислороде. Обе ракеты в стильном черном цвете напоминают Electron от Rocket Lab. Частично многоразовый Pallas-1, названный в честь большого астероида, сможет запустить 4 метрических тонны на НОО или две тонны для солнечно-синхронную орбиту. Как и Falcon9, первая ступень сможет приземлиться вертикально после запуска благодаря кластеру из семи двигателей переменной тяги, решетчатых рулей и посадочных опор, а затем запущена повторно.
На вопрос, почему Galactic Energy выбрала RP-1, а китайские фирмы Landspace и iSpace разрабатывают двигатели на жидком метане, Лю привел в пример SpaceX. «Ракета SpaceX Falcon 9 на жидком кислороде/керосине показывает, что этот вариант пригоден для повторного использования», — говорит Лю.
Galactic Energy планирует вывести Pallas-1 на стартовую площадку к концу 2022 года. Компания завершила огневые испытания нового газогенератора собственной разработки для двигателя Cangqiong с тягой 40 тонн-сил.
Deep Blue Aerospace
Пекинская компания Deep Blue Aerospace Technology Co., Ltd. объявила в пятницу, что ей удалось получить начальное финансирование на сумму более 14,1 млн. Долларов (100 млн. Юаней). Финансирование будет использовано для исследований и разработок, проверки технологии вертикальной посадки и испытаний керосин-кислородных жидкостных двигателей.
Основанная в 2017 году, Deep Blue Aerospace разрабатывает жидкостные ракеты-носители Nebula-1 и многоразовые Nebula-2. Первая ступень Nebula-1 будет оснащаться девятью двигателями Leiting-20, а на второй — одним двигателем, что полностью повторяет концепцию ракеты Falcon9 от компании SpaceX и позволяет имея не самый мощный двигатель быстро разработать и протестировать дизайн РН.
Nebula-1 диаметром 2,25 метра и Nebula-2 диаметром 3,35 метра будут способны запускать 500 кг на 500 км солнечно-синхронную орбиту и 4500 кг на НОО, соответственно. Дата проведения тестовых полетов не указана.
Национальная комиссия Китая по развитию и реформам на апрельском заседании добавила спутниковый интернет в дорожную карту развития «Новых инфраструктур». Спутниковый интернет, 5G, Интернет вещей и искусственный интеллект — все это приоритетные объекты для инвестиций. Этот шаг воспринимается как попытка стимулировать инновации в технологическом секторе и ещё больше стимулировать экономику Китая.
Источник
Также есть новость не из Китая о новой ракете Vulcan от компании ULA, которая будет использовать топливную пару метан-кислород на первой ступени:
«Все части ракеты-носителя для первого полета Vulcan почти готовы», заявил Тори Бруно, генеральный директор и президент ULA, который также отметил, что ULA «не пропустит сроки», тогда как Vulcan готовится к своему первому запуску в начале 2021 со стартовой площадки SLC-41 во Флориде. В первой миссии Vulcan запустит посадочный аппарат Peregrine от компании Astrobotic на Луну, которая, в свою очередь, является частью программы CLPS НАСА по отправке полезных грузов на поверхность нашего спутника.
Dmitry88
Прикольно, хотя китайцы еще те жуки в плане бла-бла-бла… хочется увидеть хотя-бы вертикальные прыжки