Меня зовут Вадим Рожнов, я работаю в команде, которая разрабатывает мобильное приложение сети АЗС «Газпромнефть», где можно заправляться, смотреть акции или бонусную программу. Я UX/UI-дизайнер. Делаю так, чтобы клиенту было удобно, понятно и легко пользоваться нашим мобильным приложением с ежемесячной миллионной аудиторией.
Источник
Для кого: новичков в UX/UI-дизайне
Текст подготовил журналист Иван Сурвилло
Чтение займет: 15 минут
Я дизайнер уже семь лет. Никакого специального образования нет, всему сам научился. До Петербурга жил в Бердске, маленький такой город рядом с Новосибирском.
Вообще, у меня медицинское образование, я врач скорой помощи. Династийная профессия: дедушка и папа тоже врачи. После девятого класса поступил на медбрата, отучился четыре года. Потом повысил квалификацию до врача скорой помощи. Но медициной так и не загорелся. На скорой работа тяжелая, но захватывающая. Я попробовал поработать. Но меня больше увлекали творческие профессии.
Начал «бизнес» еще в колледже лет в 17. У меня был друг, которому родители подарили зеркалку. Я ему предложил: «Денис, в колледже много девчонок, давай их фоткать, обрабатывать в фотошопе, потом им же продавать. Сделаем бизнес, фотостудию откроем...» Никакие бизнес-планы не продумывали, такие «мамкины бизнесмены». Попробовали фотографировать, вроде получилось. Начали с фотошопом разбираться, просто в Интернете находили уроки. Друг быстро охладел, а мне стало интересно, начал изучать фотошоп. Это было прозрением: я понял, что уже есть достаточно ресурсов, переведенных на русский. Заработали мы, кстати, не очень много. В самый лучший день, наверное, полторы тысячи рублей.
Потом работал в мебельном магазине продавцом-консультантом. Это было странно. Мне было 19 лет, а продавал я антикварные диваны в стиле ампир. Около года проработал, учитывая то, что у нас зарплата складывалась от процента. Считаю, что получалось довольно неплохо для того возраста, учитывая, что приходили те, кому за 40 и довольно обеспеченные.
Вообще, чтобы продать что-то, надо установить контакт, но ненавязчиво. Это просто интуиция: ты понимаешь, что сейчас человек готов с тобой общаться, и нужно именно сейчас вступать в диалог. Еще нужно не болтать много и штампами не разговаривать, чтобы ты не звучал, как говорящий рекламный буклет. Но если хочешь стать хорошим продажником, теория не очень нужна. Просто иди и продавай, но анализируй. Всегда.
Во время работы купил себе ноутбук и в перерывах между работой пытался в фотошопе работать. Начальник приметил: «Ой, Вадик, а можешь сделать нам листовку?» Даже доплачивал немного. Мне же было несложно: позволяло развиваться.
Потом устроился в типографию дизайнером: фотки обрабатывал, рекламные вывески и баннеры. Еще работал дизайнером на шоколадной фабрике, делал обертки конфет и рекламные материалы для выставок. Обычно на планерке мне говорили, что будут запускать набор ассорти конфет: «Вадим, вот нам нужно, чтобы упаковка прям была яркая, вкусная, насыщенная!» Дальше я смотрел референсы, как у конкурентов сделано, как у зарубежных, просто современные тенденции и потихонечку собирал макет.
Один раз на Новый год надо было придумать упаковку для жестяных шаров в новогодней тематике и набора конфет. Я долго не мог понять, что же такое придумать, потому что все получалось довольно вторичное: снег, елка, игрушки, хлопушки, вьюга, Дед Мороз, снеговик… Это идеи первого уровня, их чаще всего не стоит и брать. В итоге упаковка получилась красно-зеленая, словно рукавица, а снег как вышивка. Всем понравилось.
После шоколадной фабрики работал в компании мобильной разработки. Там был большой штат дизайнеров, которые делали очень много приложений. Фокус был нацелен на количество, не на качество, но за день сделать адекватный дизайн невозможно. Зато там я открыл двери в мир IT.
Сначала работал джуном в отделе дизайна интерфейсов. Мои работы всегда оценивал мидл, более опытный и крутой дизайнер, поэтому приходилось много читать, быстро всему учиться и переделывать. Это был хороший курс молодого бойца – научился воспринимать критику и профессионально вырос. Меньше чем через год я уже сам стал мидлом с командой своих джунов.
Через несколько месяцев ушел в аутсорс-компанию, где платили больше. Здесь я уже ощущал себя уверенным профессионалом. Появился опыт работы с иностранными заказчиками. Делали сервис для ребят из Великобритании, у которых было 30 отелей, и они хотели сделать систему, которая позволит гостям забронировать конференц-комнаты в них. И мы с нуля делали мобильное приложение, веб-сервис и сервис бронирования для администраторов отелей.
Самый необычный заказчик, которого помню, – ассенизатор с автопарком. Он хотел приложение вроде «Яндекс.Такси»: можно заказать машину, указать объем и оплатить онлайн. Клевая тема, у него бы это стрельнуло, потому что он монополистом был. Реально удобно: у человека есть коттедж, ему надо очистить туалет – взял смартфон, указал, сколько, когда приехать, оплатил онлайн. Дальше идеи проект не пошел, а жаль.
Однажды с девушкой, которая тоже дизайнер, слетали в Питер, нам очень понравился город. Поняли, что надо переезжать. Причем приехали первый раз в январе, когда все холодное, хмурое, но нас все равно зацепило. Почувствовали, что здесь классно работать айтишником. Сначала девушка нашла работу, дистанционно прошла собеседование, ей выслали оффер. Потом уже в Питере я через «Хэдхантер» нашел вакансию дизайнера в «Газпром нефти».
По трудовой я «дизайнер», но на самом деле я UX/UI-дизайнер.
UX-дизайн – про удобство, про логику, про продумывание клиентского пути: на этом экране будет это, тот экран поведет сюда, на нем будет это. В итоге пользователь придет к финальному действию, которое предполагала задача.
UI-дизайн – про красоту, стили, цвета, «тенюшки», градиенты, отрисовку иконок, чтобы они имели одинаковый визуальный вес.
Например, надо сделать, чтобы пользователь мог активировать промокод. Я начинаю, как UX-дизайнер, выяснять, что за промокод, у каких он будет пользователей, можно ли любому или только зарегистрированному пользователю использовать промокод. Потом обсуждаю с разработчиками, как это будет работать на бэке; что будет на фронте; что будет на серверной части; что будет на части мобильного приложения; что думают пользователи, когда нажимают кнопки на телефоне… Когда с этим все ясно, начинается отрисовка: плашечки, шрифты, кнопки… Это уже UI.
Мы, кстати, сейчас весь UI-дизайн унифицируем: делаем библиотеку стилей, чтобы было все четко структурировано, одинаково. В итоге получится библиотека со всеми элементами нашего приложения. Можно будет из нее их брать и собирать макет нового экрана, как в конструкторе. Сможем быстрее работать, плюс ее можно передавать внешним дизайнерам, чтобы они сразу понимали, что можно, что нельзя. А еще будет проще менять цвет темы. Захотели сделать темную, не придется вручную каждый элемент перекрашивать, просто в библиотеке меняешь цвет кнопки, и он применится во всех документах, где эта кнопка использовалась. Кайф.
В «Газпром нефти» занимаюсь продуктовым дизайном. Я не распыляюсь на другие проекты, сижу и работаю над одним уже почти два года. Не скучно совершенно, потому что много что еще можно улучшить и сделать классно.
Работа над приложением состоит из множества интересных и разнообразных задач. Это и добавление нового функционала (вот сейчас новую фичу сделали – «Перевод бонусов»), и отрисовка маркетинговых акций (тоже недавно запустили новые «Тарифы»), также бывают задачи сделать иллюстрации, например, на обучающих экранах, когда релизнули новый функционал.
Я не один участвую в создании дизайна. Все, что нарисую, проходит через два фильтра: команду и пользователей. Обычно за завтраком смотрю чатик с отзывами пользователей. В день просматриваю примерно по 50–100 отзывов.
Отзывы очень полезны, потому что, когда долгое время с приложениями работаешь, появляется насмотренность. Если ты чувствуешь в процессе разработки дизайна, что есть момент, где тебе кажется, что пользователь затупит, он 100% затупит на этом месте. Потому что реальные юзеры очень быстро взаимодействуют с приложением. Плюс у нашего приложения довольно консервативная аудитория, для которой нужно стараться делать проще, понятнее. Лучше где-то добавить лишний шаг с объяснением или, наоборот, очистить экран от второстепенной информации. За годы работы понял очевидное, но важное: любой экран несет на себе функцию. Он должен быть для чего-то нужен. Нельзя просто взять и нарисовать экран. Надо в голове держать, зачем он, для чего, что здесь нужно будет показать, что на нем главное, какая мысль.
Самая трудная задача за все время работы в «Газпром нефти» – выпуск виртуальной кобренд-карты. У нас есть программа лояльности. Чтобы в нее попасть, нужно приобрести пластиковую бонусную карту, активировать ее и добавить в личный кабинет. Но добавление в личный кабинет карты раньше давало только информационный характер: можно было смотреть количество бонусов, операции, транзакции, и все.
Приятно, когда ты видишь, что люди пользуются тем, в чем ты принимал участие. С «Газпром нефтью» – особенно, потому что аудитория приложения – миллионы пользователей. Когда думаешь об этом, интерес проявляется, азарт. Хочется сделать лучше, пробовать постоянно и анализировать, стрельнуло / не стрельнуло.
Работа у нас двухнедельными спринтами. Есть некий пул задач, утром включил компьютер, посмотрел почту, открыл джиру с задачами и начал потихоньку делать. В 12 часов – созвон: говорим, что мы сделали вчера и что планируем сделать сегодня. Если есть какие-то вопросы, остаемся после общего созвона и обсуждаем. Не сказать, что это прямо рутина, потому что можно переключаться с UX на продумывание интерфейсов или клиентских путей, можно переключаться на задачу «нарисовать баннер» про шестой кофе в подарок, то есть на что-то чуть более творческое.
Главный кайф в работе – когда что-то получается. Это подтверждение, что ты все делаешь правильно. Можно сравнить с тем, как ты головоломку собираешь: так попробовал, так попробовал, потом подумал – чик, она собралась. В этот момент тебе классно.
Источник
Для кого: новичков в UX/UI-дизайне
Текст подготовил журналист Иван Сурвилло
Чтение займет: 15 минут
Как пошел в дизайнеры
Я дизайнер уже семь лет. Никакого специального образования нет, всему сам научился. До Петербурга жил в Бердске, маленький такой город рядом с Новосибирском.
Вообще, у меня медицинское образование, я врач скорой помощи. Династийная профессия: дедушка и папа тоже врачи. После девятого класса поступил на медбрата, отучился четыре года. Потом повысил квалификацию до врача скорой помощи. Но медициной так и не загорелся. На скорой работа тяжелая, но захватывающая. Я попробовал поработать. Но меня больше увлекали творческие профессии.
Как был бизнесменом
Начал «бизнес» еще в колледже лет в 17. У меня был друг, которому родители подарили зеркалку. Я ему предложил: «Денис, в колледже много девчонок, давай их фоткать, обрабатывать в фотошопе, потом им же продавать. Сделаем бизнес, фотостудию откроем...» Никакие бизнес-планы не продумывали, такие «мамкины бизнесмены». Попробовали фотографировать, вроде получилось. Начали с фотошопом разбираться, просто в Интернете находили уроки. Друг быстро охладел, а мне стало интересно, начал изучать фотошоп. Это было прозрением: я понял, что уже есть достаточно ресурсов, переведенных на русский. Заработали мы, кстати, не очень много. В самый лучший день, наверное, полторы тысячи рублей.
Потом работал в мебельном магазине продавцом-консультантом. Это было странно. Мне было 19 лет, а продавал я антикварные диваны в стиле ампир. Около года проработал, учитывая то, что у нас зарплата складывалась от процента. Считаю, что получалось довольно неплохо для того возраста, учитывая, что приходили те, кому за 40 и довольно обеспеченные.
Вообще, чтобы продать что-то, надо установить контакт, но ненавязчиво. Это просто интуиция: ты понимаешь, что сейчас человек готов с тобой общаться, и нужно именно сейчас вступать в диалог. Еще нужно не болтать много и штампами не разговаривать, чтобы ты не звучал, как говорящий рекламный буклет. Но если хочешь стать хорошим продажником, теория не очень нужна. Просто иди и продавай, но анализируй. Всегда.
СЛУЧИЛСЯ КАКОЙ-ТО УСПЕХ – ПОДУМАЙ, ПОЧЕМУ ОН СЛУЧИЛСЯ. ЕСЛИ, НАОБОРОТ, НЕ СЛУЧИЛСЯ, ТО ПОДУМАЙ, ИЗ-ЗА ЧЕГО. И ТАК В ЛЮБОМ ДЕЛЕ
Во время работы купил себе ноутбук и в перерывах между работой пытался в фотошопе работать. Начальник приметил: «Ой, Вадик, а можешь сделать нам листовку?» Даже доплачивал немного. Мне же было несложно: позволяло развиваться.
Потом устроился в типографию дизайнером: фотки обрабатывал, рекламные вывески и баннеры. Еще работал дизайнером на шоколадной фабрике, делал обертки конфет и рекламные материалы для выставок. Обычно на планерке мне говорили, что будут запускать набор ассорти конфет: «Вадим, вот нам нужно, чтобы упаковка прям была яркая, вкусная, насыщенная!» Дальше я смотрел референсы, как у конкурентов сделано, как у зарубежных, просто современные тенденции и потихонечку собирал макет.
МАКЕТ, ВООБЩЕ, РОЖДАЕТСЯ ИЗ НАСМОТРЕННОСТИ, ИЗ ВКУСА И ПОНИМАНИЯ, ЧТО ХОЧЕТ ЗАКАЗЧИК
Один раз на Новый год надо было придумать упаковку для жестяных шаров в новогодней тематике и набора конфет. Я долго не мог понять, что же такое придумать, потому что все получалось довольно вторичное: снег, елка, игрушки, хлопушки, вьюга, Дед Мороз, снеговик… Это идеи первого уровня, их чаще всего не стоит и брать. В итоге упаковка получилась красно-зеленая, словно рукавица, а снег как вышивка. Всем понравилось.
После шоколадной фабрики работал в компании мобильной разработки. Там был большой штат дизайнеров, которые делали очень много приложений. Фокус был нацелен на количество, не на качество, но за день сделать адекватный дизайн невозможно. Зато там я открыл двери в мир IT.
Сначала работал джуном в отделе дизайна интерфейсов. Мои работы всегда оценивал мидл, более опытный и крутой дизайнер, поэтому приходилось много читать, быстро всему учиться и переделывать. Это был хороший курс молодого бойца – научился воспринимать критику и профессионально вырос. Меньше чем через год я уже сам стал мидлом с командой своих джунов.
Через несколько месяцев ушел в аутсорс-компанию, где платили больше. Здесь я уже ощущал себя уверенным профессионалом. Появился опыт работы с иностранными заказчиками. Делали сервис для ребят из Великобритании, у которых было 30 отелей, и они хотели сделать систему, которая позволит гостям забронировать конференц-комнаты в них. И мы с нуля делали мобильное приложение, веб-сервис и сервис бронирования для администраторов отелей.
МНОГИЕ МОИ ЗНАКОМЫЕ ДУМАЮТ, ЧТО ДИЗАЙН – ЭТО РИСОВАНИЕ ЛОГОТИПОВ. НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО БОЛЬШЕ ПРО МЫШЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. НУЖНО, ЧТОБЫ БЫЛО И ГЛАЗУ ПРИЯТНО, И МОЗГУ ПОНЯТНО
Самый необычный заказчик, которого помню, – ассенизатор с автопарком. Он хотел приложение вроде «Яндекс.Такси»: можно заказать машину, указать объем и оплатить онлайн. Клевая тема, у него бы это стрельнуло, потому что он монополистом был. Реально удобно: у человека есть коттедж, ему надо очистить туалет – взял смартфон, указал, сколько, когда приехать, оплатил онлайн. Дальше идеи проект не пошел, а жаль.
О переезде в Петербург
Однажды с девушкой, которая тоже дизайнер, слетали в Питер, нам очень понравился город. Поняли, что надо переезжать. Причем приехали первый раз в январе, когда все холодное, хмурое, но нас все равно зацепило. Почувствовали, что здесь классно работать айтишником. Сначала девушка нашла работу, дистанционно прошла собеседование, ей выслали оффер. Потом уже в Питере я через «Хэдхантер» нашел вакансию дизайнера в «Газпром нефти».
О специфике UX/UI-дизайна
По трудовой я «дизайнер», но на самом деле я UX/UI-дизайнер.
UX-дизайн – про удобство, про логику, про продумывание клиентского пути: на этом экране будет это, тот экран поведет сюда, на нем будет это. В итоге пользователь придет к финальному действию, которое предполагала задача.
UI-дизайн – про красоту, стили, цвета, «тенюшки», градиенты, отрисовку иконок, чтобы они имели одинаковый визуальный вес.
Например, надо сделать, чтобы пользователь мог активировать промокод. Я начинаю, как UX-дизайнер, выяснять, что за промокод, у каких он будет пользователей, можно ли любому или только зарегистрированному пользователю использовать промокод. Потом обсуждаю с разработчиками, как это будет работать на бэке; что будет на фронте; что будет на серверной части; что будет на части мобильного приложения; что думают пользователи, когда нажимают кнопки на телефоне… Когда с этим все ясно, начинается отрисовка: плашечки, шрифты, кнопки… Это уже UI.
ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ UX/UI-ДИЗАЙНЕРА ОТ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ – КАК РАЗ ЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. У МЕНЯ ОЧЕНЬ МНОГО «ПРОДУМЫВАТЕЛЬНОЙ» РАБОТЫ, ЧТОБЫ КЛИЕНТСКИЙ ПУТЬ БЫЛ МАКСИМАЛЬНО ЛЕГКИЙ
Мы, кстати, сейчас весь UI-дизайн унифицируем: делаем библиотеку стилей, чтобы было все четко структурировано, одинаково. В итоге получится библиотека со всеми элементами нашего приложения. Можно будет из нее их брать и собирать макет нового экрана, как в конструкторе. Сможем быстрее работать, плюс ее можно передавать внешним дизайнерам, чтобы они сразу понимали, что можно, что нельзя. А еще будет проще менять цвет темы. Захотели сделать темную, не придется вручную каждый элемент перекрашивать, просто в библиотеке меняешь цвет кнопки, и он применится во всех документах, где эта кнопка использовалась. Кайф.
О работе и гордости за нее
В «Газпром нефти» занимаюсь продуктовым дизайном. Я не распыляюсь на другие проекты, сижу и работаю над одним уже почти два года. Не скучно совершенно, потому что много что еще можно улучшить и сделать классно.
Работа над приложением состоит из множества интересных и разнообразных задач. Это и добавление нового функционала (вот сейчас новую фичу сделали – «Перевод бонусов»), и отрисовка маркетинговых акций (тоже недавно запустили новые «Тарифы»), также бывают задачи сделать иллюстрации, например, на обучающих экранах, когда релизнули новый функционал.
Я не один участвую в создании дизайна. Все, что нарисую, проходит через два фильтра: команду и пользователей. Обычно за завтраком смотрю чатик с отзывами пользователей. В день просматриваю примерно по 50–100 отзывов.
АУДИТОРИЯ БЫСТРО ОТКЛИКАЕТСЯ: ЕСЛИ ТЫ ЧТО-ТО СДЕЛАЛ НЕ ТАК, ТО ТЕБЕ СРАЗУ ОБЪЯСНЯТ, ГДЕ ТЫ НЕ ПРАВ. А ЕСЛИ СДЕЛАЛ ПРИКОЛЬНО, ТО ТОЖЕ БЫСТРО ОТЗЫВАЮТСЯ
Отзывы очень полезны, потому что, когда долгое время с приложениями работаешь, появляется насмотренность. Если ты чувствуешь в процессе разработки дизайна, что есть момент, где тебе кажется, что пользователь затупит, он 100% затупит на этом месте. Потому что реальные юзеры очень быстро взаимодействуют с приложением. Плюс у нашего приложения довольно консервативная аудитория, для которой нужно стараться делать проще, понятнее. Лучше где-то добавить лишний шаг с объяснением или, наоборот, очистить экран от второстепенной информации. За годы работы понял очевидное, но важное: любой экран несет на себе функцию. Он должен быть для чего-то нужен. Нельзя просто взять и нарисовать экран. Надо в голове держать, зачем он, для чего, что здесь нужно будет показать, что на нем главное, какая мысль.
Самая трудная задача за все время работы в «Газпром нефти» – выпуск виртуальной кобренд-карты. У нас есть программа лояльности. Чтобы в нее попасть, нужно приобрести пластиковую бонусную карту, активировать ее и добавить в личный кабинет. Но добавление в личный кабинет карты раньше давало только информационный характер: можно было смотреть количество бонусов, операции, транзакции, и все.
Приятно, когда ты видишь, что люди пользуются тем, в чем ты принимал участие. С «Газпром нефтью» – особенно, потому что аудитория приложения – миллионы пользователей. Когда думаешь об этом, интерес проявляется, азарт. Хочется сделать лучше, пробовать постоянно и анализировать, стрельнуло / не стрельнуло.
О повседневной работе
Работа у нас двухнедельными спринтами. Есть некий пул задач, утром включил компьютер, посмотрел почту, открыл джиру с задачами и начал потихоньку делать. В 12 часов – созвон: говорим, что мы сделали вчера и что планируем сделать сегодня. Если есть какие-то вопросы, остаемся после общего созвона и обсуждаем. Не сказать, что это прямо рутина, потому что можно переключаться с UX на продумывание интерфейсов или клиентских путей, можно переключаться на задачу «нарисовать баннер» про шестой кофе в подарок, то есть на что-то чуть более творческое.
Главный кайф в работе – когда что-то получается. Это подтверждение, что ты все делаешь правильно. Можно сравнить с тем, как ты головоломку собираешь: так попробовал, так попробовал, потом подумал – чик, она собралась. В этот момент тебе классно.
Gengenid
А сколько нажатий на экране нужно чтобы заправиться?
Сначала нужно нажать кнопку с нарисованной бензоколонкой, потом на карте выбрать заправку и нажать заправиться. Выбрать бензин и нажать далее, выбрать колонку и нажать далее, выбрать сколько литров или рублей потратить и нажать готово. Вы там наркоманы, да? Я через два месяца после установки приложения первый раз смог заправиться, специально в 7 утра на заправку подъехал, так как сидеть и тупить в вашем приложении, когда ждут еще три машины на колонку, нифига не хотелось. Особенно когда колонка уже полминуты свободна, а в приложении все еще занята.
Вы же, блин, видите на какой заправке я стою, видите что у меня люк бензобака слева и что я пять лет заливаю по 35 литров 92. Ваше приложение наверняка же телеметрией напичкано по самое не могу, вы чего этим не пользуетесь то?
dom1n1k