Близится осень и приближаются проблемы с электроэнергией. Вполне типичная ситуация, когда отопление еще не включили, а все соседи начинают обогреваться электрокаминами и различными обогревателями, просаживая и без того нагруженную сеть. Бури ломают провода, провода рвутся, оборудование оказывается без питания. Выручает спасительный бесперебойник или ИБП. Но что делать, когда авария на линии продолжается больше часа, а бесперебойник вырабатывает весь ресурс за десятки минут? Наращивать емкость встроенных батарей. Как это сделать правильно и безопасно, а также как подобрать необходимую батарею я сегодня расскажу на реальном примере.




Буквально на днях возникла довольно тривиальная, но интересная задача. Уже давно существующая серверная стойка с небольшим количеством оборудования и примерным потреблением 250-400 Вт оснащена ИБП IPPON Smart Winner Pro 2000. Время его автономной работы составляет порядка часа, а в случае более продолжительного отсутствия электропитания вручную заводился бензогенератор, установленный на улице. Задача: с минимальными затратами обеспечить время автономной работы стойки не менее 6 часов.

Сразу напрашивается вывод оснастить генератор какой-нибудь системой автоматического пуска, типа этой. Плюс в том, что стоимость такой переделки составляет порядка 13 тысяч рублей, а минус в том, что требуется регулярное обслуживание и заправка генератора. Добавляется человеческий фактор, а значит, снижается общая надежность системы.

Вторым способом, который был избран за простоту и надежность, является наращивание емкости аккумуляторов. В этом случае достаточно просто нарастить емкость аккумуляторов, благо в данном экземпляре блок батарей выносной и подключается отдельным проводом. Так как стандартные аккумуляторы имеют емкость в 9 Ач и собраны в батарею на 48 В, то достаточно заменить их на аналогичные гелевые батареи, емкостью 40-50 Ач. Так как блок зарядки оснащен принудительной системой охлаждения, подобная нагрузка не будет критичной и повлияет только на время зарядки батарей.

А что делать тем, у кого и потребление гораздо выше и требования к времени автономной работы заметно отличаются. К примеру, стойка в 1-1.5 кВт и требуется до 24 часов автономии. В этом случае проще всего поставить бесперебойники на 10 минут работы и мощные генераторы с системой автоматического пуска, которые будут заводиться через 5 минут после отключения питания. Вся эта система стоит заметных денег, но иногда стабильность работы это окупает.

Я хочу рассмотреть промежуточный вариант для небольшого офиса или частного дома, когда требуется резерв для переменной нагрузки, с пиком в 6 кВт и средним потреблением до 1 кВт в течение длительного времени без внешней подпитки. Возможно дополнение генератором, тогда система становится полностью автономной.

В качестве бесперебойника для себя я выбрал стоечный вариант ИБП от компании МикроАРТ. Благо такой экземпляр отработал достаточно времени и продемонстрировал безотказную работу. Кроме того, он обладает широким диапазоном настроек, позволяя беречь ресурс аккумуляторов и правильно их эксплуатировать.

Пояснение: Во всех офисных ИБП используются гелевые аккумуляторы, которые имеют массу преимуществ: они поставляются заряженными, не требуют обслуживания и электролит находится в загущенном состоянии, а значит, никогда не выльется. Но все бесперебойники поддерживают на аккумуляторах повышенное напряжение, что позволяет использовать 100% емкости и заряжать их максимально быстро. Вот как раз два последних пункта заметно снижают срок службы аккумуляторов, приводя их к цифре 2-3 года до отказа.

Мне же хотелось 5-7 лет, а лучше все 10 без замены аккумуляторов. И тут мы приходим к выбору типа аккумуляторов.

Типы аккумуляторов
AGM


Технология AGM использует пропитанный жидким электролитом пористый заполнитель отсеков корпуса из стекловолокна. Микропоры этого материала заполнены электролитом не полностью. Свободный объем используется для рекомбинации газов.
Герметичные, необслуживаемые, не требуют вентилируемого помещения для установки. Батареи AGM отлично работают в режиме подзарядки (буферном режиме) со сроком службы до 10-12 лет. Если же их использовать в циклическом режиме (т.е. постоянно заряжать-разряжать на хотя бы 60%-80% от емкости), то их срок службы сокращается чуть ли не в два-три раза. Срок службы при полной автономии до 3-х лет. Рекомендуются для резервного бесперебойного электропитания.

GEL

В жидкий электролит добавляют вещество на основе двуокиси кремния (SiO2), в результате чего образуется густая масса, напоминающая по консистенции желе. Этой массой и заполнено пространство между электродами внутри аккумулятора. В процессе химических реакций в толще электролита возникают многочисленные газовые пузыри. В этих порах и раковинах происходит встреча молекул водорода и кислорода, т.е. газовая рекомбинация. Почти все испарения, таким образом, возвращаются обратно в аккумулятор и это называется рекомбинацией газа. Сепаратор в гелевых аккумуляторах тоже необычный — микропористый дюропластик, за счёт присадок из алюминия он обладает высокой стойкостью в агрессивной среде, обладает высокой температурной стабильностью и механической прочностью; последнее обеспечивает высокую вибростойкость и ударопрочность конструкции. При производстве гелевых аккумуляторов используют высокочистый свинец — это увеличивает эксплуатационные характеристики АКБ в несколько раз. Срок службы при автономии до 4-х лет, при резервном питании до 12 лет. Рекомендуются для резервного бесперебойного электропитания.

Аккумуляторы типа GEL и AGM практически неотличимы внешне и имеют довольно близкие характеристики. Дальше интереснее.

Панцирные


Основой панцирной пластины является чехол (панцирь), изготовленный из нетканого микропористого пластика в виде ряда параллельных трубок. Внутри трубок заключена активная масса. Токоотводящей деталью пластины служит запрессованная в активную массу стержневая рамка, отлитая из свинцово-сурьмянистого сплава. Стержневая рамка отливается под давлением, что исключает образование в токоотводящих стержнях раковин и других литейных дефектов, значительно увеличивая срок службы. Микропористый панцирь надежно защищает положительную активную массу от осыпания и оползания на протяжении всего периода эксплуатации аккумулятор. Рекомендуются для полной автономии и/или резервных систем. Срок службы панцирных АКБ в условиях автономии не менее 10 лет при правильной эксплуатации (или 1500 циклов 80% разрядов), или 15 — 17 лет при резервном питании. Поставляются в сухозаряженном виде.

Литий-железо-фосфатные (LiFePo4):



Изготовленные по литий-железо фосфатной технологии герметичные АКБ. Рекомендуются для полной автономии и/или резервных систем. Срок службы литий-железофосфатных АКБ в условиях автономии до 20 лет при правильной эксплуатации (или 5000 циклов 70%-ных разрядах), или 25 — 30 лет при резервном питании. Поставляются в комплекте с BMS. Данные АКБ имеют ряд важнейших преимуществ и являются самыми перспективными АКБ в мире.

Выбор
Все говорит в пользу Литий-железо-фосфатных батарей(LiFePo4), но первоначальные вложения довольно-таки велики, хотя преимущества неоспоримы: никакой кислоты, герметичные, не требуют обслуживания и самая низкая стоимость цикла заряд-разряд. С учетом всех плюсов и минусов, я решил остановиться на сухозаряженных панцирных аккумуляторах.

Подготовка и сборка аккумуляторной батареи



Так как панцирные аккумуляторы, которые я выбрал, поставляются банками по 2В, а мне необходимо было получить 24В, то потребовалось самостоятельно собирать батарею из 12 штук. Первым этапом стала заправка электролитом. Процедура связана с риском для здоровья, поэтому требуется использовать защитные средства: очки или маска для глаз, респиратор, резиновые перчатки, резиновые сапоги. Еще я добавил дождевик, на случай расплескивания электролита, в котором содержится кислота. Также аккумуляторы лучше всего заливать на резиновом или пластиковом коврике, чтобы в случае проливания электролита на полу не осталось следов.

Для заливания электролита я воспользовался вот таким ручным насосом, устойчивым к кислоте.



Сама заправка аккумулятора достаточно проста, но с учетом 12 банок отнимает немало времени. Сода в кадре не просто так. Из курса химии известно, что кислоту гораздо эффективнее не смывать водой, а нейтрализовать содой, поэтому по технике безопасности лучше держать открытую пачку соды поблизости.



После заправки аккумуляторов электролитом требуется поставить батарею на дозарядку не позднее, чем через 3 часа. Сама процедура зарядки должна осуществляться соответствующим зарядником с током, составляющим 10% (0,1С) от емкости аккумуляторной батареи. К примеру, если емкость составляет 210 Ач, то максимальный зарядный ток должен быть не более 21 А. Толстые перемычки используются для того, чтобы они не стали бутылочным горлышком при протекании больших стартовых токов. Кроме того, при протекании тока по тонким проводам, они заметно разогреваются, что может привести к преждевременному износу аккумуляторов или пожару. Ведь нагрев аккумулятора с +25 до +35 градусов вдвое снижает срок службы батареи.



Следующим этапом, позволяющим из обслуживаемых аккумуляторов сделать малообслуживаемые или совсем необслуживаемые, стала установка пробок рекуперации. Выделяемый при зарядке водород, поднимаясь в такую пробку, объединяется с кислородом и стекает назад в аккумулятор. Прежде чем установить такие пробки, требуется полностью зарядить батарею и дать ей отстояться несколько дней, так как первое время возможно повышенное газообразование, на которое такие рекуператоры не рассчитаны. Если же пренебречь этой ситуацией, то возможен печальный итог: перегрев рекуператора.



В итоге батарея приобрела вот такой вид и потребует лишь профилактической проверки разницы напряжений между аккумуляторными банками раз в год, и проверки уровня электролита раз в 6 лет. Если напряжение у разных АКБ начнёт «разбегаться», то необходимо провести уравнивающий заряд (заряд повышенным напряжением). Если уровень электролита окажется ниже – достаточно долить дистиллированной воды.

Здесь стоит преимущество подобного решения: у герметизированных АКБ (GEL и AGM), водород, несмотря на внутреннюю рекуперацию, тоже всё же потихоньку испаряется, но вот долить воды уже невозможно и такие герметизированные АКБ приходится выкидывать намного раньше.



Запасенная энергия конкретно этой сборки составляет 5040 Вт*ч, а без особых потерь для здоровья батареи можно потратить половину. То есть два-три ноутбука в нормальном режиме работы смогут просуществовать сутки и еще останется запас энергии. Если добавить к этому внешний генератор или солнечные батареи, то система становится полностью автономной и позволит работать не один год.

Заключение
Инвертор с внешним блоком батарей оказался габаритнее стандартного компактного ИБП со встроенными аккумуляторами, но практически бесконечная емкость внешних батарей позволяет заметно увеличить время автономной работы. И если время аварийного питания от ИБП составляет минуты или десятки минут, то при использовании инвертора с внешними аккумуляторами время автономной работы считается в часах или днях.

Если будет интересно, то могу сравнить в лоб два устройства: ИБП Powercom Smart King SMK-2000A-RM-LCD и инвертор МАП SIN Энергия Pro HYBRID с внешним блоком батарей.

Комментарии (48)


  1. casuss
    25.08.2015 13:49

    Конкурируете с Теслой с ее Tesla Powerwal?


    1. Rumlin
      25.08.2015 14:19

      По весу свинцовые аккумуляторы не конкуренты.


      1. shuvaevgl
        25.08.2015 14:53

        У свнцово-кислотных и деградация быстрее, да и число циклов заряд-разряд меньше, по сравнению с LiFePo.


        1. Rumlin
          25.08.2015 18:53
          +1

          У меня всё критичное оборудование (сервера, связь, каналы) работает от инвертора на таких аккумуляторах (примерно 8 часов работы):

          Sonnenschein A602/800 (8 OPzV 800) — гелевый необслуживаемый аккумулятор на основе желеобразного электролита. Аккумуляторные батареи A602/800 (8 OPzV 800) имеют низкий уровень газовыделения, что позволяет использовать их в закрытых и слабопроветриваемых помещениях где работают люди и незащищенное электрооборудование. Аккумуляторы серии A602/800 (8 OPzV 800) не требуют обслуживания в течение всего жизненного цикла. Срок службы блока A602/800 (8 OPzV 800) составляет более 15 лет, а элемента – 18-20 лет, при температуре 20 градусов Цельсия.

          две полки аккумуляторов (на фото видна нижняя) стоят в аккумуляторной, там же и инвертор ( шкаф с воздуховодами)


          1. shuvaevgl
            25.08.2015 19:29

            Да, в плане простоты эксплуатации GEL очень удобен, потому и нашел применение в бесперебойных системах. Если правильно хранить(не на повышенном напряжении-высыхают) и не заряжать большими токами, то служить будет долго.


    1. Mad__Max
      27.08.2015 02:19

      DIY эквивалент для гиков. Powerwal для «домохозяек». Так что разные сегменты рынка :)


  1. xirahai
    25.08.2015 14:34

    Очень интересная статья, спасибо автору!
    Хотелось бы уточнить, как обстоят дела с взрыво- и пожарной безопасностью у Л-Ж-Ф аккумуляторов? Для сравнения, сам лично два раза за последние годы видел последствия возгорания Li-ion в сотовых телефонах. Мебель прожжена насквозь, пожар не состоялся лишь благодаря присуствию людей.


    1. shuvaevgl
      25.08.2015 15:01
      +1

      Они понадежнее, чем литий-ионные. Если целенаправленно не убивать, то очень живучие. Еще их нельзя заряжать при отрицательной температуре


      1. idiv
        25.08.2015 19:54

        И с вами снова К.О.

        Во-первых, не LiFePo4, а LiFePO4 — O здесь за кислород отвечает.
        Во-вторых. Литий-ионный — способ передачи заряда, а LiFePO4 — катод. Т.е. это один из вариантов литий-ионного аккумулятора, не больше, хотя и со своими особенностями, вроде большей безопасности в эксплуатации, особенно в комбинации с анодом LTO. Потому говорить «они понадежнее, чем литий-ионные» — крайне безграмотно.


        1. shuvaevgl
          25.08.2015 21:27

          Тогда правильно будет- они стабильнее, в сравнении с Li-Ion.


          1. idiv
            25.08.2015 21:37
            +1

            Они и есть Li-Ion.
            Вы же не говорите, что «Bugatti быстрее автомобиля» или «автомат Калашникова скорострельнее автомата».


  1. darkalexey
    25.08.2015 15:18
    +1

    Пояснение: Во всех офисных ИБП используются гелевые аккумуляторы


    Простите, что? Назовите хотя бы один офисный ИБП, где стоят АКБ Sonnensein — как раз создатели гелевых АКБ.

    Все говорит в пользу Литий-железо-фосфатных батарей(LiFePo4), но первоначальные вложения довольно-таки велики, хотя преимущества неоспоримы: никакой кислоты, герметичные, не требуют обслуживания и самая низкая стоимость цикла заряд-разряд.


    А вы когда кислоту из AGM и GEL видели в последний раз? Или когда их обслуживали? Они вообще-то тоже герметичные и необслуживаемые.

    В общем, статья откровенно рекламная с соответствующей подтасовкой фактов.
    И еще автор весьма мудро не указал реальной стоимости своего решения, т.к. тогда все вопросы отпали бы сразу.


    1. Iv38
      25.08.2015 15:54
      +1

      Простите, я не особо в теме, чтобы спорить по предмету, но ваши аргументы выглядят странно.

      Пояснение: Во всех офисных ИБП используются гелевые аккумуляторы

      Простите, что? Назовите хотя бы один офисный ИБП, где стоят АКБ Sonnensein — как раз создатели гелевых АКБ.

      Это как-то не совсем в рамках логики. Чтобы это утверждение было верным, надо сперва указать, что гелевые акки делает только эта компания. Это так? Ускоренный гуглинг показывает, что, вроде бы, нет.

      А вы когда кислоту из AGM и GEL видели в последний раз? Или когда их обслуживали? Они вообще-то тоже герметичные и необслуживаемые.

      Речь идет о наборе характеристик, в том числе о стоимости цикла. А по поводу обслуживания сказано ниже:
      Здесь стоит преимущество подобного решения: у герметизированных АКБ (GEL и AGM), водород, несмотря на внутреннюю рекуперацию, тоже всё же потихоньку испаряется, но вот долить воды уже невозможно и такие герметизированные АКБ приходится выкидывать намного раньше.


      1. darkalexey
        25.08.2015 20:23

        Чтобы это утверждение было верным, надо сперва указать, что гелевые акки делает только эта компания.

        Нет, не только, но:
        В 1910 году в г. Бюдинген (Германия) ученым Теодором Зонненшайном был основан завод по производству аккумуляторов. Сегодня завод входит в структуру концерна Exide Technologies, а Sonnensсhein является торговой маркой свинцово-кислотных аккумуляторов, производимых по технологии dryfit. В 1957 году инженеры завода Sonnensсhein разработали технологию производства аккумуляторов с предохранительным клапаном, в которых реализован процесс рекомбинации кислорода и водорода внутри аккумулятора за счет применения загущенного (GEL) электролита. Технология получила название dryfit, а аккумуляторам, изготовленным по данной технологии, была присвоена торговая марка Sonnensсhein. Впервые в мире был создан герметизированный аккумулятор.

        Все остальное — это копии с отступлением от патента.

        Ну и просто справочно, любой GEL АКБ примерно на 30-40% дороже AGM АКБ. Поэтому ни в один офисный ИБП их не ставят.
        На самом деле чистые GEL АКБ (которые являются таковыми не только по названию на коробке) я видел только в двух ЦОДах и на одной северной станции связи.

        А по обслуживанию — фигня все это. Есть АКБ со сроками службы 20-25 лет, есть специальные системы заряда, продлевающие срок службы.
        А любой обслуживаемый АКБ — это сразу риск человеческой ошибки при обслуживании (представьте, заправить или проверить пару сотен таких — задолбаешься и ошибешься), риск некачественного электролита при доливке, проблемы с хранением расходников, требования к проверке ПДК, утилизация и т.д.
        Это на даче можно еще рассматривать, считать, экспериментировать… серьезный объект себе такого геморроя не будет брать.
        Но, опять-таки, дома проще купить обычный ИБП и бензиновый/дизельный генератор, чем парить себе мозги.


        1. shuvaevgl
          25.08.2015 21:29

          GEL_необслуживаемые по своей природе, а как Вам свинцово-кислотные с пробками рекуперации, о которых я писал? Они становятся практически необслуживаемыми.


    1. shuvaevgl
      25.08.2015 18:31

      В общем, статья откровенно рекламная с соответствующей подтасовкой фактов.
      И еще автор весьма мудро не указал реальной стоимости своего решения, т.к. тогда все вопросы отпали бы сразу.

      В самом начале статьи я описал задачу и методы ее решения, а далее уже предложил различные типы аккумуляторов и обосновал свой выбор. Мой вариант реально работает и уже дважды за последний месяц подтвердил правоту моего выбора — система работает невзирая на перебои и качество внешней сети.


      1. darkalexey
        25.08.2015 20:12

        Как и любая система с нормальным ИБП и правильным подходом к конфигурации. Особенно когда задача — поддержка дома с допусками по чистоте энергии от дофига до дофига.
        Правда, инвертор вас не спасет от высоких импульсов, так что при неудачном КЗ на линии всей технике хана. Не спасет от косяков частоты, что начнет выводить из строя все приводы. Но для всего остального сгодится, да.

        Вот только гораздо проще, дешевле и разумнее реализовать локальный мелкий ИБП на станционарный комп (если не ноут) и питание на СБ (если она есть), да защитить входной автомат защитой от импульсов за 2 т.р., а на автономию поставить просто генератор… Но кого это волнует, когда нужно прорекламировать конкретную марку?

        Просто я проектировал и реализовывал решения по бесперебойным резервным схемам для больниц, ЦОДов, операционных комнат, колл-центров и так далее, поэтому ваша статья вызывает только ухмылку на самом деле.


        1. shuvaevgl
          25.08.2015 21:31

          Защиту от перепадов, всплесков и даже наводок я уже реализовал. И даже написал об этом здесь. Это не промышленная система, а домашняя, поэтому гораздо ближе к реализации.


    1. JerleShannara
      25.08.2015 19:55

      Кислоту (или что там было аккумах «Лонг» в бесперебойниках «Legendary Reliability») видел полгода назад, когда аккум тупо лопнул в бесперебойнике. Предварительно вздувшись. Да, сдохло за 4 года, причем повально и по всей фирме. Да, ценовой диапазон от «нищеброд», до «сохо» уровня 2-3квт. Не знаю, что там было в акуме, но пятно на дсп он оставить сумел, постояв два дня.


      1. darkalexey
        25.08.2015 20:03

        Ну а что вы хотели от Лонга? К тому же, это аварийный случай, летучими соединениями лития и разными фосфатами при взрыве вы тоже не захотите дышать, уверяю.

        Это не отменяет того, что ни один из аккумуляторов не является обслуживаемым.


        1. JerleShannara
          26.08.2015 16:59

          Ну я от легендарЫти релиабилЫте ожидал условно-нормальных аккумов. Хохма на заметку: лежат у меня два ихних ИБП одной модели, у одного на плате та самая надпись. А теперь вопрос — какой из них дохлый? :)


      1. shuvaevgl
        25.08.2015 21:34

        Поддержание повышенного напряжения — болезнь почти всех ИБП. Аккумуляторы греются, сохнут, вспучиваются. Заодно продавцы ИБП поддерживают отрасль аккумуляторов-расходников. Мало какие девайсы позволяют влезать в настройки и самостоятельно выставлять напряжение на аккумуляторе в простое.


        1. yosemity
          25.08.2015 22:02

          Мы для себя колхозили на базе АРС. Вместо штатных АКБ — внешние MHB MNG 100-12 (та же Delta, если не врут). Последовательно 2 шт. Полет нормальный, требуется подключение через терминал, для изменения регистра, отвечающего за кол-во внешних батарей, т.к. штатно используемые ИБП не позволяют подключать доп. батареи. Если принудительно не указать, то ИБП отрубит нагрузку, даже если врямя работы будет составлять еще несколько часов. Ну и калибровка, естественно. Мониторинг через заббикс, алерты при при превышении вольтажа. Зарядка, конечно всего 0.035С вместо положенных 0.1, но вполне себе нищебродское решение, заслуживающее внимания.


          1. shuvaevgl
            25.08.2015 22:07

            Да, слышал, что у них есть счетчик времени, в не зависимости от реального заряда батарей. Причем работает не на всех моделях-какие-то прошить не удавалось. Да и малыми токами большую батарею не забить до 100% — ну как током в 500 мА закачать батарею в 400 Ач? Может там уже саморазряд выше будет?


            1. yosemity
              25.08.2015 22:12

              Я же написал ток заряда при 100Ач/24В ~ 0.035C (одна треть номинала). Вполне себе заряжает до положенного вольтажа, дальше останавливается (мониторинг постоянный), т.е. ИБП считает, что батарея заряжена и она действительно заряжена. Еще важное замечание. Обязательное наличие принудительного охлаждения, т.к. если к какому-нибудь ИБП с пассивным охлаждением подключить намного более емкую АКБ, результат будет немного предсказуем.


              1. shuvaevgl
                25.08.2015 22:28

                А какой ИБП использовали?
                Еще в конце 90х слышал байки про бесперебойники APC с танковыми аккумуляторами, позволявшими работать сутками. Лично не видел.


                1. yosemity
                  25.08.2015 22:35

                  APC SUPS1500 и APC SUPS1400. Естественно, они в районе 1000VA, но мне было нужно только время. Есть и генератор, но ИБП сейчас тянут по 3 часа. Если вдруг умрет гена, то его можно и привести за это время и подключить.


                  1. shuvaevgl
                    25.08.2015 22:37

                    А насколько спокойно ИБП воспринимает сигнал от генератора? У меня APC от китайского генератора не хотел заряжаться, периодически выдавая ошибки.


                    1. yosemity
                      25.08.2015 22:39

                      Отлично, на гене правильный синус, плюс у них есть корректировка по чувствительности. Даже иппоны нормально себя ведут. Единственный кто выпендривался — APC SC1500I, то работает — то нет, «выкинули» его.

                      P.S. Генератор с KOHLER`овским движком, точнее щас не скажу, но на 15000Квт.


                      1. shuvaevgl
                        25.08.2015 22:41

                        А может тогда поставить к гене САП (АВР) и не мучаться с перепрошивкой упсов?


                        1. yosemity
                          25.08.2015 22:43

                          До этого ИБП держали очень мало (5-15 мин). АВР есть, но «ручной» )) В любом случае на работе круглосуточно есть персонал.

                          И еще, гена живет в отапливаемой будке, так что проблемы сведены к минимуму.


                          1. shuvaevgl
                            25.08.2015 22:44

                            А сколько живет у вас большая батарея? Я в пользовательских ИБП Ippon/APC до 500Вт (аккумы по 7-9 Ач) меняю самое редкое раз в полтора\два года — дальше либо ошибка ИБП при самодиагностике вываливается, либо при первом скачке напряжения просто отключается.


                            1. yosemity
                              25.08.2015 22:49

                              «Большие» батареи пока живут пока всего по полгода, но буквально неделю назад при боевом тесте (1 час, дальше не стал держать), графики в районе погрешности, по сравнению с вводом в эксплуатацию, т.е. просадка не замечена.


                1. Greendq
                  26.08.2015 10:47

                  На границе веков — буквально в 1999 году — довелось устанавливать в супермаркете ИБП на 1.5КВт с аккумуляторами от автомобилей (3 аккума по 100 А*ч) — начальство ворчало, что дорогое удовльствие, но потом весь магазин (весы, кассы и сервер) работали 5 часов от всего этого дела. А все соседние магазины стояли, бо такого у них не было. ИБП был производства какой-то российской конторы и гооврили, что может работать даже от БЕЛАЗ-овских аккумов, т.е. он именно под внешние батареи и был заточен. Так что про танковые аккумуляторы — вполне возможно, что и не сказки.


                  1. darkalexey
                    26.08.2015 11:35

                    Сам ИБП требует от АКБ уровень напряжения в его диапазоне. При этом он забирает ток, требуемый от нагрузки. Выдержит ли такой ток АКБ — почти всем бюджетным ИБП пофигу, оттого батареи и взрываются / текут / плавятся / вздуваются и т.д.

                    При этом ИБП ограничен еще своим током заряда-подзаряда. Если АКБ слишком емкие — тока просто не хватит. Если АКБ конструктивно будет рассчитан на малые токи заряда, а ИБП начнет его заряжать большими — АКБ накроются.

                    Так что на самом деле практически любой ИБП может работать с разными АКБ, а не только со штатными. Просто есть соответствующие риски.


                  1. Alexeyslav
                    26.08.2015 12:09

                    Ну, танковые аккумуляторы товар штучный. А вот от дизель-электровоза заказать можно.
                    Нам как-то на запрос прайсов по поводу покупки акумуляторов для бесперебойников такие невероятные предложения слали(всё что угодно кроме нужного).
                    Причем судя по стоимости этого аккумулятора, им можно было запитать сервера на сутки…


    1. Ezhyg
      25.08.2015 22:43

      Powercom, APC, Ippon — три марки обычных офисных бесперебойников, во всех трёх стоят обычные т.н. «гелевые аккумуляторы». Каким образом там электролит в виде геля, я пока не хочу расказывать, мне интересно, что на это скажет автор статьи.

      2 shuvaevgl — и так, откуда взялся «силикагель» в аккумуляторе?


      1. shuvaevgl
        25.08.2015 22:48

        Спасибо за «наводку». Исправился.


  1. yosemity
    25.08.2015 19:40

    Интересно, а где вы разместили эти батареи? Без проветриваемого нежилого помещения наливные АКБ использовать нельзя, если вы не хотите квартиру или дом превратить в газенваген. В этом заключается еще один плюс герметичных батарей, их можно ставить в ИБП под стол.


    1. shuvaevgl
      25.08.2015 21:38

      Пробки рекуперации исключают испарение. Но даже на аварийный случай ничего страшного не произойдет. Аккумуляторы стоят на плитке в техническом помещении с принудительной вентиляцией — каждый час вытяжка работает в течении 10 минут. Производительность вытяжки на все помещения 300 куб.м\час. Общий объем всех помещений дома ~550 куб.м. Добавляем естественную вентиляцию благодаря открытым окнам и высоте трубы и получается вполне здорово.


      1. yosemity
        25.08.2015 22:05

        Какова стоимость вашего решения на 24В в 210Ач?
        *Учитывая только батареи. Стоимость инвертора я видел.


        1. yosemity
          25.08.2015 22:21

          Нашел сам. С учетом пробок у меня в первом попавшемся магазине получилось 62тыр рублей. Это почти 1в1 сопоставимо с двумя MHB MNG 200-12. Так стоит ли возиться с панцирными батареями?.. Согласен, в GEL банку не заменишь, но все же… В общем, похоже, это решения под разные задачии и возможностми, при равной цене.


          1. Mad__Max
            27.08.2015 02:16
            +1

            У панцирных ресурс все-таки существенно больше, так что имеет.

            Впрочем если использовать в основном как UPS (резервирование) это не особо актуально, а гелевый поудобнее в использовании.
            А вот если система не просто UPS от сети, а с собственной генерацией(например солнечные батареи поставить) и постоянными циклами, то подобный вариант с обслуживаемыми панцирными уже выглядит заметно лучше «геля».


            1. yosemity
              27.08.2015 12:35

              Так я и согласился, что каждое решение под свои задачи. Обязательно рассмотрим такой вариант при следующем плановом колхозе ИБП :)


        1. shuvaevgl
          25.08.2015 22:25

          Ну тут сравнивать не очень корректно с обычными бесперебойниками. Давайте смотреть с девайсами аналогичной мощности, то есть в нормальном режиме 5100 ВА, в обычном рабочем 7500 ВА.
          Берем близкий по характеристикам Powercom VANGUARD VGS-6000 — 138500р
          С ним мы имеем максимальную мощность 5400 Вт, работу в течении 6 минут на такой мощности, 15 минут при половинной нагрузке (2700 Вт)

          Теперь смотрим мою сборку:
          МАП 4.5 кВт HYBRID (инвертор) — 70400
          Аккумулятор тяговый панцирный 2В 210А*ч — 3570*12=42840
          Электролит особо чистый (ОСЧ) для тяговых панцирных аккумуляторов в канистре 10 л — 530*4=2120
          Гибкая перемычка 105 мм. для тяговых панцирных аккумуляторов, ёмкостью до 400 Ач*2В — 360*11=3960
          Итого:119320 р

          С этим оборудованием мы имеем максимальную мощность 4500 Вт, в пике до 7000 Вт (10 секунд). На максимальной мощности возможна работа в течении 20 минут, на половинной мощности(2250Вт) и расходом 80% заряда МАП проработает 107 минут- время расчетное.


          1. yosemity
            25.08.2015 22:31

            Пробки забыли посчитать, это еще примерно 19тыр. за 12 шт. И да, я говорил только про батареи. Инвертор или ИБП я не считал. Т.е. при прочих равных только АКБ.


            1. shuvaevgl
              25.08.2015 22:40

              Корректнее будет сравнивать всю систему в целом. Мы же не будем ставить на оку двигатель от ламбо.
              Так и тут: чистый синус, высокая мощность, время автономной работы на полной и половинной мощностях.
              Кстати, если добавить пробки, то цена сравняется, а вот выигрыш во времени автономной работы, как и в работе с пиковыми мощностями, остается за российским продуктом.


  1. Alexeyslav
    26.08.2015 02:33
    +1

    Наконец-то в бесперебойник можно безопасно включить чайник а то и два и вскипятить воду.