Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи "Python?0????????????????????(1. ???)".

1.1 Что такое Decision Tree?


1.1.1 Пример Decision Tree


Например, у нас есть следующий набор данных (дата сет): погода, температура, влажность, ветер, игра в гольф. В зависимости от погоды и остального, мы ходили (?) или не ходили (?) играть в гольф. Предположим, что у нас есть 14 сложившихся вариантов.



Из этих данных мы можем составить структуру данных, показывающую, в каких случаях мы шли на гольф. Такая структура из-за своей ветвистой формы называется Decision Tree.



Например, если посмотреть на Decision Tree, изображенный на картинке выше, мы поймем, что сначала проверяли погоду. Если было ясно, мы проверяли влажность: если она высокая, то не шли играть в гольф, если низкая — шли. А если погода была облачная, то шли играть в гольф вне зависимости от других условий.

1.1.2 Об этой статье


Существуют алгоритмы, которые создают такие Decision Tree автоматически, на основе имеющихся данных. В этой статье мы будем использовать алгоритм ID3 на Python.

Эта статья — первая из серии. Следующие статьи:

(Прим. переводчика: “если вас заинтересует продолжение, пожалуйста, сообщите нам в в комментариях”.)

  • Основы программирования на Python
  • Необходимые основы библиотеки для анализа данных Pandas
  • Основы структуры данных (в случае с Decision Tree)
  • Основы информационной энтропии
  • Учим алгоритм для генерации Decision Tree

1.1.3 Немного о Decision Tree


Генерация Decision Tree связана с машинным обучением с учителем и классификацией. Классификация в машинном обучении — способ, позволяющий создать модель, ведущую к правильному ответу, на основе обучении на дата сете с правильными ответами и ведущими к ним данными. Глубокое обучение (Deep Learning), которое в последние годы очень популярно, особенно в сфере распознавания изображений, тоже является частью машинного обучения на основе классификационного метода. Разница Deep Learning и Decision Tree в том, приводится ли конечный результат к форме, при которой человек понимает принципы генерации конечной структуры данных. Особенность Deep Learning — мы получаем конечный результат, но не понимаем принцип его генерации. В отличие от Deep Learning, принцип построения Decision Tree прост для понимания человеком, что также является его важной особенностью.

Эта особенность Decision Tree хороша не только для машинного обучения, но и дата майнинга, где также важно понимание данных пользователем.

1.2 Об алгоритме ID3


ID3 — алгоритм генерации Decision Tree, разработанный в 1986 году Россом Куинланом. У него есть две важные особенности:

  1. Категориальные данные. Это данные по типу нашего примера выше (пойду на гольф или не пойду), данные с определенным категорийным ярлыком. ID3 не может использовать численные данные.
  2. Информационная энтропия — индикатор, который указывает на последовательность данных с наименьшей дисперсией свойств класса значений.

1.2.1 Об использовании численных данных


Алгоритм С4.5, который является более продвинутой версией ID3, может использовать численные данные, но так как базовая идея такая же, в этой серии статей, мы, для начала, будет использовать ID3.

1.3 Среда разработки


Программа, которую я описал ниже, я проверил и запустил в следующих условиях:

  • Jupyter Notebooks (с использованием Azure Notebooks)
  • Python 3.6
  • Библиотеки: math, pandas, functools (не использовал scikit-learn, tensorflow и т.д.)

1.4 Пример программы


1.4.1 Собственно, программа


Для начала, скопируем программу в Jupyter Notebook и запустим.

import math
import pandas as pd
from functools import reduce

# Дата сет
d = {
    "Погода":["ясно","ясно","облачно","дождь","дождь","дождь","облачно","ясно","ясно","дождь","ясно","облачно","облачно","дождь"],
    "Температура":["Жарко","Жарко","Жарко","Тепло","Холодно","Холодно","Холодно","Тепло","Холодно","Тепло","Тепло","Тепло","Жарко","Тепло"], 
    "Влажность":["Высокая","Высокая","Высокая","Высокая","Норм","Норм","Норм","Высокая","Норм","Норм","Норм","Высокая","Норм","Высокая"],
    "Ветер":["Нет","Есть","Нет","Нет","Нет","Есть","Есть","Нет","Нет","Нет","Есть","Есть","Нет","Есть"],
    # Последний массив - это наша целевая переменная, показывающая результат, 
    # основывающийся на предыдущих данных.
    "Гольф":["?","?","0","0","0","?","0","?","0","0","0","0","0","?"],
}
df0 = pd.DataFrame(d)

# Лямбда-выражение для распределения значений, аргумент - pandas.Series, 
# возвращаемое значение - массив с количеством каждого из значений
# Из вводных данных s с помощью value_counts() находим частоту каждого из значений, 
# и пока в нашем словаре есть элементы, будет работать цикл, запускаемый items().
# Чтобы выходные данные не менялись с каждым запуском цикла, мы используем sorted, 
# который меняет порядок от большего к меньшему
# В итоге, генерируется массив, содержащий строку из следующих компонентов: ключ (k) и значение (v).
cstr = lambda s:[k+":"+str(v) for k,v in sorted(s.value_counts().items())]

# Структура данных Decision Tree
tree = {
    # name: Название этого нода (узла)
    "name":"decision tree "+df0.columns[-1]+" "+str(cstr(df0.iloc[:,-1])),
    # df: Данные, связанные с этим нодом (узлом)
    "df":df0,
    # edges: Список ребер (ветвей), выходящих из этого узла, 
    # или пустой массив, если ниже нет листового узла.
    "edges":[],
}

# Генерацию дерева, у узлов которого могут быть ветви, сохраняем в open
open = [tree]

# Лямба-выражение для вычесления энтропии. 
# Аргумент - pandas.Series?возвращаемое значение - число энтропии
entropy = lambda s:-reduce(lambda x,y:x+y,map(lambda x:(x/len(s))*math.log2(x/len(s)),s.value_counts()))

# Зацикливаем, пока open не станет пустым
while(len(open)!=0):
    # Вытаскиваем из массива open первый элемент,
    # и вытаскиваем данные, хранящиеся в этом узле
    n = open.pop(0)
    df_n = n["df"]

    # В случае, если энтропия этого узла равна 0, мы больше не можем вырастить из него новые ветви
    # поэтому прекращаем ветвление от этого узла
    if 0==entropy(df_n.iloc[:,-1]):
        continue
    # Создаем переменную, в которую будем сохранять список значений атрибута с возможностью разветвления
    attrs = {}
    # Исследуем все атрибуты, кроме последнего столбца класса атрибутов
    for attr in df_n.columns[:-1]:
        # Создаем переменную, которая хранит значение энтропии при ветвлении с этим атрибутом,
        # данные после разветвления и значение атрибута, который разветвляется.
        attrs[attr] = {"entropy":0,"dfs":[],"values":[]}
        # Исследуем все возможные значения этого атрибута. 
        # Кроме того, sorted предназначен для предотвращения изменения порядка массива, 
        # из которого были удалены повторяющиеся значения атрибутов, при каждом его выполнении.
        for value in sorted(set(df_n[attr])):
            # Фильтруем данные по значению атрибута
            df_m = df_n.query(attr+"=='"+value+"'")
            # Высчитываем энтропию, данные и значения сохрнаяем
            attrs[attr]["entropy"] += entropy(df_m.iloc[:,-1])*df_m.shape[0]/df_n.shape[0]
            attrs[attr]["dfs"] += [df_m]
            attrs[attr]["values"] += [value]
            pass
        pass
    # Если не осталось ни одного атрибута, значение которого можно разделить, 
    # прерываем исследование этого узла.
    if len(attrs)==0:
        continue
    # Получаем атрибут с наименьшим значением энтропии
    attr = min(attrs,key=lambda x:attrs[x]["entropy"])
    # Добавляем каждое значение разветвленного атрибута
    # и данные, полученные после разветвления, в наше дерево и в open.
    for d,v in zip(attrs[attr]["dfs"],attrs[attr]["values"]):
        m = {"name":attr+"="+v,"edges":[],"df":d.drop(columns=attr)}
        n["edges"].append(m)
        open.append(m)
    pass

# Выводим дата сет
print(df0,"\n-------------")
# Метод преобразования дерева в символы, аргуметы - tree:структура данных древа,
# indent:присоединяймый к дочернему узлу indent,
# Возвращаемое значение - символьное представление древа.
# Этот метод вызывается рекурсивно для преобразования всех данных в дереве в символы.
def tstr(tree,indent=""):
    # Создаем символьное представление этого узла.
    # Если этот узел является листовым узлом (количество элементов в массиве ребер равно 0), 
    # частотное распределение последнего столбца данных df, связанных с деревом, преобразуется в символы.
    s = indent+tree["name"]+str(cstr(tree["df"].iloc[:,-1]) if len(tree["edges"])==0 else "")+"\n"
    # Зацикливаем все ветви этого узла.
    for e in tree["edges"]:
        # Добавляем символьное представление дочернего узла к символьному представлению родительского узла.
        # Добавляем еще больше символов к indent этого узла.
        s += tstr(e,indent+"  ")
        pass
    return s
# Выводим древо в его символьном представлении.
print(tstr(tree))


1.4.2 Результат


Если запустить вышеописанную программу, наш Decision Tree будет представлен в виде символьной таблицы, как показано ниже.
decision tree Гольф ['?:5', '0:9']
  Погода=Ясно
    Влажность=Обычная['0:2']
    Влажность=Высокая['?:3']
  Погода=Облачно['0:4']
  Погода=Дождь
    Ветер=Есть['?:2']
    Ветер=Нет['0:3']

1.4.3 Меняем атрибуты (массивы данных), которые хотим исследовать


Последний массив в дата сете d — это атрибут класса (массив данных, который хотим классифицировать).

d = {    
"Погода":["ясно","ясно","облачно","дождь","дождь","дождь","облачно","ясно","ясно","дождь","ясно","облачно","облачно","дождь"],    
"Температура":["Жарко","Жарко","Жарко","Тепло","Холодно","Холодно","Холодно","Тепло","Холодно","Тепло","Тепло","Тепло","Жарко","Тепло"],     
"Влажность":["Высокая","Высокая","Высокая","Высокая","Норм","Норм","Норм","Высокая","Норм","Норм","Норм","Высокая","Норм","Высокая"],    
"Гольф":["?","?","0","0","0","?","0","?","0","0","0","0","0","?"],}    
# Последний массив - это наша целевая переменная, показывающая результат, основывающийся на предыдущих данных.    
"Ветер":["Нет","Есть","Нет","Нет","Нет","Есть","Есть","Нет","Нет","Нет","Есть","Есть","Нет","Есть"],
}

Например, если поменять местами массивы “Гольф” и “Ветер”, как указано на примере выше, получится следующий результат:

decision tree Ветер ['Есть:6', 'Нет:8']
  Гольф=?
    Погода=ясно
      Температура=Жарко
        Влажность=Высокая['Есть:1', 'Нет:1']
      Температура=Тепло['Нет:1']
    Погода=Дождь['Есть:2']
  Гольф=0
    Погода=ясно
      Температура=Тепло['Есть:1']
      Температура=Холодно['Нет:1']
    Погода=облачно
      Температура=Жарко['Нет:2']
      Температура=Тепло['Есть:1']
      Температура=Холодно['Есть:1']
    Погода=Дождь['Нет:3']

По сути, мы создаем правило, при котором сообщаем программе, что разветвляться нужно сначала по наличию и отсутствию ветра и по тому, идем играть в гольф или нет.

Спасибо за прочтение!

Мы будем очень рады, если вы расскажете нам, понравилась ли вам данная статья, понятен ли перевод, была ли она вам полезна?