Стартовая платформа «Одиссей»
Наиболее полное ощущение присутствия, как и в случае с космодромом «Восточный», вы получите, посмотрев видео в формате 360°.
Цифры не всегда воспринимаются сознанием. Тот факт, что сборочно-командное судно Sea Launch Commander имеет длину 221 метр ни о чем не говорит. А вот то, что оно с расстояния 300 метров не помещается целиком в телеобъектив, и приходится ставить обычный, уже впечатляет. Наша экскурсия началась с побережья неподалеку, но, увы, из-за погоды общий вид конструкций получился «серым по серому» даже с усилением цветов при постобработке.
Но вот вблизи уже приходится использовать возможности 360° камеры, просто чтобы суда уместились в кадре. Конструкция справа на корме — рампа для перегрузки ракеты со сборочно-командного судна на платформу.
А между судами даже 360° камера перестает справляться, оптические искажения разрушают величественность сцены.
Первым делом поднимаемся на сборочно-командное судно. Его конструкция базируется на ролкерах (по-английски они называются RO-RO) — вдоль всего корпуса идет большой ангар, а жилые помещения и помещения управления располагаются в надстройке. Таким образом, Sea Launch Commander является родственником, например, больших океанских паромов. Сборочно-командное судно было построено в Глазго, в 1997 прошло дооснащение в России и в следующем году прибыло на базу в Лонг-Бич (Калифорния).
Иллюстрация Sea Launch
При всей серьезности выполняемой работы, некоторые элементы дизайна сложно назвать иначе, нежели милыми.
Поднимаемся на четвертую мостковую палубу. Название звучит непривычно, но это официальное именование, неоднократно нанесенное на стенах. Это почти самый верх корабля. Видны антенны командно-измерительного комплекса. Они сопровождают ракету и разгонный блок даже в условиях качки судна. Развевающийся рядом флаг либерийский, там долгое время был зарегистрирован «Морской старт».
С палубы открывается отличный вид на стартовую платформу.
Для перебазирования в Россию с «Морского старта» в 2019 году сняли американское и украинское оборудование. Поэтому мы увидим находящиеся в отличном состоянии мостик и пусковое оборудование, но не увидим разобранные пультовые, с которых выполнялась подготовка ракеты-носителя к пуску. Проходим на мостик, он выполнен по современным корабельным стандартам, и, например, мостик ледокола «Ленин» сделан в похожем форм-факторе и отличается только более старым оборудованием.
Левое крыло мостика, место для отдыха и дублирующий пульт управления. Сейчас это называется не «машинный телеграф», а «дистанционное автоматическое управление» двигателями.
Типовая вахта длится четыре часа, так что на мостике есть штатно установленные средства для того, чтобы выпить кофе.
Вид на рулевую рубку с поста рулевого.
Правая часть пульта крупным планом. Красные обозначения прямо по центру — данные о ветре. За последние 10 минут ветер дул с левой раковины с силой в среднем 8 узлов. Очень интересная инструкция внизу — из-за того, что радиостанции мешают приему телеметрии, их требуется устанавливать на мощность не выше одного ватта и использовать только при крайней необходимости.
Трекболы практически вымерли на домашних компьютерах, но распространены на кораблях, зенитно-ракетных комплексах и прочих мобильных системах — они зафиксированы жестко и не упадут со стола в самый неподходящий момент.
Панели управления освещением.
Очень интересный огромный стол с подробной схемой судна и набором шаблонов для действий в аварийных ситуациях.
Вид с центра мостика вперед. Прямо перед нами вертолетный ангар, справа — подвижная переходная галерея, которая перебрасывалась на стартовую платформу. Обратите внимание на эмблемы спутников, которыми украшен ангар. Крайний справа во втором сверху ряду в траурной рамке — NSS-8, авария которого в 2007 году стала поворотной точкой проекта — после нее поток клиентов иссяк.
Вид сбоку на мостик, ангар и переходную галерею для большей ясности.
Спускаемся на одну палубу вниз и оказываемся на, ожидаемо, третьей мостковой палубе. В передней части что-то вроде кают-компании. Иллюминаторы смотрят вперед, и, получается, на реальных судах можно встретить полный аналог Ten Forward (носовой отсек десятой палубы) — комнаты отдыха и бара из Star Trek: The Next Generation. На этой же палубе расположены столовая, спортзал и кинозал. Экипаж Sea Launch Commander составляет до 240 человек.
Следующая наша остановка — разделенный на несколько помещений ангар для сборки ракеты-носителя, подготовки и заправки разгонного блока. Любопытно, наш гид рассказал о том, как головная часть поступала в сборе, с донной проставкой, которая по сути была лишней массой. Единственным ее предназначением было предотвращение доступа к полезной нагрузке, и если «Морской старт» вернется к пускам, то для своих полезных нагрузок эту проставку можно и нужно убрать. Сейчас в ангаре хранится в том числе и увезенное с наземной базы в Лонг-Бич российское оборудование. На фотографии мы смотрим в корму судна (где загрузочные ворота). Теоретически, «Морской старт» может выйти из порта с тремя ракетами — одна на платформе, две на сборочно-командном судне, и отстреляться «очередью». Но в реальности на каждый выход в море приходился один пуск. Учитывая расчеты, что для покрытия расходов надо было делать четыре пуска в год, это особенно ни на что не влияло. Тем более, что, с одной стороны, выход в точку старта из порта расходует ресурс платформы, но с другой, если держать ее в точке старта длительное время, то нужно не только перегружать ракеты в море, но и заправлять платформу компонентами ракетного топлива, включая испаряющийся жидкий кислород, и обеспечивать всем необходимым находящихся на ней людей.
«Морской старт» интересным образом сочетает космические и морские особенности. На космодроме «Восточный» ракеты стоят на колесных конструкциях просто так — сами по себе они не покатятся. Здесь же все принайтовлено тросами и цепями к специальным отверстиям в палубе, чтобы осталось на своем месте при качке.
Собранная ракета выезжает на транспортере по рельсам, но в комплекте есть и вот такое колесное устройство. Синий контейнер справа использовался для транспортировки разгонного блока ДМ-SL.
А вот эта конструкция — стапель для работы с разгонным блоком.
Переходим на стартовую платформу. Она была перестроена из буровой платформы для Северного моря. В длину платформа короче сборочно-командного судна, «всего» 137 метров. Но зато ее водоизмещение в полупогруженном для пуска положении составляет 50600 тонн. В транзитном (поднятом) положении, правда, платформа проигрывает «Коммандеру» — 27400 тонн против 34000. А вот высота платформы на уровне вертолетной площадки составляет 71 метр. Оценить глубину опускания «Одиссея» можно по большим желтым маркерам на одной из колонн. Самая широкая линия — уровень для пуска.
Поднимаемся в район перегрузочного устройства. Колонны платформы стоят на двух поплавках, каждый длиной с современную атомную подводную лодку. С подлодкой их роднит и наличие балластных цистерн. Осушая или заливая их меняют высоту платформы. Высота нашей площадки в районе 50 метров.
Переходим в ангар, в котором собранная ракета хранилась на платформе. Здесь работала система кондиционирования и создавались все условия, чтобы ракета с разгонным блоком и полезной нагрузкой прошла пять тысяч километров от Лонг-Бич до острова Рождества в Тихом океане. Слева загрузочные ворота, справа выезд на старт.
Вид в сторону старта. Масса установщика 140 тонн, он был изготовлен ПО «Атоммаш» в Волгодонске.
Тележка установщика крупным планом. Особенностью ракеты-носителя «Зенит» является высокоавтоматизированный старт — все 68 человек, работающих на платформе, покидают ее перед пуском — основная часть через поворотную галерею, небольшая группа в последнюю очередь на вертолете. Пуск проходит в автоматическом режиме с дистанционным управлением со сборочно-командного судна.
Вид снаружи. Ракета-носитель «Зенит-3SL» длинная, почти 60 метров, и для установки ее в стартовое сооружение приходилось убирать часть крыши ангара, приглядитесь, можно заметить границу стационарной и съемной крыши. Обратите внимание на ворота — во время аварии 2007 года они были лишь слегка сбиты с направляющих взрывной волной.
Заглядываем в газоход. По бокам можно разглядеть крышки, закрывающие узлы крепления ракеты, заправочные и прочие коммуникации. На первой ступени РН «Зенит» стоит самый мощный из жидкостных двигатель РД-171 с тягой на уровне моря 740 тонн. Представьте, какая мощь уходит в это отверстие и разделяется рассекателем. Если посмотреть видео пусков, то видно, что вся пусковая палуба окатывается исходящими газами.
Геометрия станет понятней, если мы посмотрим на эту же конструкцию снизу и сбоку, с причала. Вообще, рассекатель — часто встречающаяся конструкция на космодромах.
На фоне прекрасно смотрящегося «Морского старта» особенно депрессивно выглядят пейзажи Славянского судоремонтного завода. Бухта была выбрана из-за требуемой плавучему космодрому глубины, но она не очень подходит для базирования — не хватает электропитания. Даже если в России уже в ноябре, как это недавно появилось в новостях, создадут консорциум для возрождения «Морского старта», двум судам комплекса придется где-то базироваться несколько лет и пройти дооборудование под ракету «Союз-5», которая по характеристикам близка к «Зениту».
Кто знает, может быть через несколько лет любой из нас сможет слетать во Владивосток и сфотографировать уходящую к месту запуска платформу на фоне Русского моста, а, может быть, даже и посмотреть на запуск — на полярные орбиты «Морской старт» может пускать откуда угодно, были бы подходящие районы падения. Прибыль от туризма вполне может стать ощутимым дополнением к оплате пусковых услуг.
Дополнительные материалы: Более подробная история «Морского старта», история ракеты-носителя «Зенит».
Выражаю благодарность Роскосмосу за приглашение на пресс-тур.
lrrr11
в голос с этого бреда. Интересно, в Роскосмосе хоть один инженер остался на руководящих должностях, или всех уже заменили тупыми пиарщиками и продажными блоггерами? По факту корабль бросили ржаветь у списанных доков, вот и вся история.
lozga Автор
Наверное, вы не слышали новость о том, что Маск думает о том, чтобы построить туристический комплекс в Бока-Чика, где собирают и испытывают прототипы Starship
ClearAirTurbulence
Фишка в том, что мы точно знаем, что пусть с опозданием, но у Маска-то получится. А что получится у строителя баз на луне, марсе, и русской венере — это максимум гостиница где-нибудь на развалинах какого-нибудь КБ. Заодно будети, кому вакансии в клиниговой службе предложить.
awdawd2
Так может продолжить сравнение, углубившись самую малость в детали? SpaceX создают этот самый туристический комплекс для посещения производственной/пусковой площадки первой полностью многоразовой ракеты, крупнейшей и мощнейшей за всю историю. Делают они это, наработав уважение и доверие космического сообщества, что выражается в суммарном количестве подписчиков в 43 миллиона в одном только твиттере.
На другой чаше весов Роскосмос, что справедливо ассоциируется у большинства с негативными моментами, по типу отсутствующих достижений, показательно низкой эффективности и уровне компетенций, чудовищном уровне коррупции. Их трансляции смотрят 4-6к человек (SpaceX в среднем 200-600к), а у Морского старта история сугубо провального и неконкурентоспособного проекта, с которого будет запускаться разжиревший советский Зенит лет эдак через 5-8. Как вообще могли зародиться мысли о том, что это принесет хоть какую-то прибыль? Вы видели прилегающий город? Даже самые отъявленные фанаты не рискнут в эту заброшенную глушь ехать.
vvzvlad
А, так вот в чем измеряется уважение космического сообщества.
ClearAirTurbulence
Уважение тех, кто имеет существенное для бизнеса значение — контрагентов — измеряется в готовности заключать контракты (в итоге, эта метрика вырождается в деньги).
Уважение людей как участников процессов — да, в том числе измеряется в твиттер-подписках, в этом есть что-то удивительное или плохое?
vvzvlad
В том, что количество подписчиков в твиттере никоем образом не коррелирует с уважением и готовностью заключать контракты реальных игроков рынка.
ClearAirTurbulence
Фишка в том, что если у компании высокая visibility и положительный имидж — отношение к ней априори лучше. А еще это свидетельствует о возможности компании легко привлекать нужные ей кадры.
Понятное дело, что много людей в твиттере — это еще не значит, что компания классная. Но вот когда в твиттере (или еще где) у компании мало людей, значит, она или сверхзакрытая, или нафиг никому не нужная, или и то, и другое.
vvzvlad
Вы переоцениваете корреляцию между SMM и закрытостью/ненужностью. В случае с космической отраслью оно как минимум нулевое.
awdawd2
Тем более что с Бока-Чика будут непосредственно стартовать ракеты — в то время как туристы, посещающие этот порт, будут видеть только отплывающую буровую платформу. Тут нужно проводить более точное сравнение — с портом Канаверал, куда приплывают баржи с севшими ступенями. И как, много там людей собирается?
sintech
Кстати решил посмотреть сколько зарабатывают на туристах в Kennedy Space Center Visitor Complex (Флорида). Что интересно, в FAQ на сайте написано что visitor complex полностью на самообеспечении, и зарабатывает только на сборах за парковку, посещение, еду и продажу сувениров.
В отчете NASA о KSC за 2017 указано, что комплекс посетили 1.6 миллиона человек, что при стоимости билета ~50$ дает нам приблизительно 80 миллионов долларов в год.
Что мешает сделать подобный комплекс в России? К сожалению не получится его сделать поблизости от космодрома (потому что они все расположены черт-те где), но как минимум можно активно (без записи за месяц) проводить экскурсии в ЦУП, центр подготовки космонавтов и на сборочные предприятия. Построить в дополнение к храму армии и парку «патриот», парк «Космос» для патриотов космоса.
Хотя о чем я? Денег едва ли хватит на новый офис роскосмоса и пресс-туры блогеров (спасибо за фотки и рассказы).
zapimir
Наверное то же самое, что помешало России сделать российский Лас-Вегас.
А космодром вещь ещё более специфическая, тем более в такой «дырище».
lorodin
Проживаю в той самой Славянке и, возможно, удивлю вас, но доки мало того, что не списаны, так еще и эксплуатируются после серьезной (3 ех летней давности) аварии, в результате которой док раскололся надвое и практически ушел на дно.