![](https://habrastorage.org/webt/f5/a3/zx/f5a3zx3f09dorfuf9y8tff9d2im.jpeg)
Стартовая платформа «Одиссей»
Наиболее полное ощущение присутствия, как и в случае с космодромом «Восточный», вы получите, посмотрев видео в формате 360°.
Цифры не всегда воспринимаются сознанием. Тот факт, что сборочно-командное судно Sea Launch Commander имеет длину 221 метр ни о чем не говорит. А вот то, что оно с расстояния 300 метров не помещается целиком в телеобъектив, и приходится ставить обычный, уже впечатляет. Наша экскурсия началась с побережья неподалеку, но, увы, из-за погоды общий вид конструкций получился «серым по серому» даже с усилением цветов при постобработке.
![](https://habrastorage.org/webt/zi/j1/jm/zij1jmdqyix_lkkwdne354br3u4.jpeg)
Но вот вблизи уже приходится использовать возможности 360° камеры, просто чтобы суда уместились в кадре. Конструкция справа на корме — рампа для перегрузки ракеты со сборочно-командного судна на платформу.
![](https://habrastorage.org/webt/ap/d8/us/apd8usw3gziub3c6x65eerpwpgm.jpeg)
А между судами даже 360° камера перестает справляться, оптические искажения разрушают величественность сцены.
Первым делом поднимаемся на сборочно-командное судно. Его конструкция базируется на ролкерах (по-английски они называются RO-RO) — вдоль всего корпуса идет большой ангар, а жилые помещения и помещения управления располагаются в надстройке. Таким образом, Sea Launch Commander является родственником, например, больших океанских паромов. Сборочно-командное судно было построено в Глазго, в 1997 прошло дооснащение в России и в следующем году прибыло на базу в Лонг-Бич (Калифорния).
![](https://habrastorage.org/webt/2s/fx/py/2sfxpy24uihbkghycjjcxnwb9ec.jpeg)
Иллюстрация Sea Launch
При всей серьезности выполняемой работы, некоторые элементы дизайна сложно назвать иначе, нежели милыми.
![](https://habrastorage.org/webt/gm/yh/pt/gmyhpt3ilgf8no3eevpzaopgnqq.jpeg)
Поднимаемся на четвертую мостковую палубу. Название звучит непривычно, но это официальное именование, неоднократно нанесенное на стенах. Это почти самый верх корабля. Видны антенны командно-измерительного комплекса. Они сопровождают ракету и разгонный блок даже в условиях качки судна. Развевающийся рядом флаг либерийский, там долгое время был зарегистрирован «Морской старт».
![](https://habrastorage.org/webt/7w/oi/9q/7woi9qlkqgz0e02fugreq4wex84.jpeg)
С палубы открывается отличный вид на стартовую платформу.
![](https://habrastorage.org/webt/wm/vi/jy/wmvijyye-beqicpt0xiigixbb-y.jpeg)
Для перебазирования в Россию с «Морского старта» в 2019 году сняли американское и украинское оборудование. Поэтому мы увидим находящиеся в отличном состоянии мостик и пусковое оборудование, но не увидим разобранные пультовые, с которых выполнялась подготовка ракеты-носителя к пуску. Проходим на мостик, он выполнен по современным корабельным стандартам, и, например, мостик ледокола «Ленин» сделан в похожем форм-факторе и отличается только более старым оборудованием.
Левое крыло мостика, место для отдыха и дублирующий пульт управления. Сейчас это называется не «машинный телеграф», а «дистанционное автоматическое управление» двигателями.
![](https://habrastorage.org/webt/fb/su/st/fbsustssfob8iwypqkqzg34p4jo.jpeg)
Типовая вахта длится четыре часа, так что на мостике есть штатно установленные средства для того, чтобы выпить кофе.
![](https://habrastorage.org/webt/k7/tr/6v/k7tr6vnivn1i7zli9qckqfnfxc0.jpeg)
Вид на рулевую рубку с поста рулевого.
![](https://habrastorage.org/webt/lf/t9/zl/lft9zlnpsxhxtnuhkngc5naki4o.jpeg)
Правая часть пульта крупным планом. Красные обозначения прямо по центру — данные о ветре. За последние 10 минут ветер дул с левой раковины с силой в среднем 8 узлов. Очень интересная инструкция внизу — из-за того, что радиостанции мешают приему телеметрии, их требуется устанавливать на мощность не выше одного ватта и использовать только при крайней необходимости.
![](https://habrastorage.org/webt/dk/dx/9o/dkdx9odxy9ajwf3sp6jcmq82qgo.jpeg)
Трекболы практически вымерли на домашних компьютерах, но распространены на кораблях, зенитно-ракетных комплексах и прочих мобильных системах — они зафиксированы жестко и не упадут со стола в самый неподходящий момент.
![](https://habrastorage.org/webt/pa/3m/ud/pa3mud4ox_tev51nbvx5qluruze.jpeg)
Панели управления освещением.
![](https://habrastorage.org/webt/o5/yu/ra/o5yura-kzkmwvwbcfxeqj9ykepw.jpeg)
Очень интересный огромный стол с подробной схемой судна и набором шаблонов для действий в аварийных ситуациях.
![](https://habrastorage.org/webt/sr/em/-a/srem-a0y-kg2q0g7s6gip9ykl5q.jpeg)
Вид с центра мостика вперед. Прямо перед нами вертолетный ангар, справа — подвижная переходная галерея, которая перебрасывалась на стартовую платформу. Обратите внимание на эмблемы спутников, которыми украшен ангар. Крайний справа во втором сверху ряду в траурной рамке — NSS-8, авария которого в 2007 году стала поворотной точкой проекта — после нее поток клиентов иссяк.
![](https://habrastorage.org/webt/bj/sv/b-/bjsvb-c-nksxtmbfag9q4q4udzs.jpeg)
Вид сбоку на мостик, ангар и переходную галерею для большей ясности.
![](https://habrastorage.org/webt/jq/hb/qt/jqhbqtaez5-2t8c2evm3anq1kfy.jpeg)
Спускаемся на одну палубу вниз и оказываемся на, ожидаемо, третьей мостковой палубе. В передней части что-то вроде кают-компании. Иллюминаторы смотрят вперед, и, получается, на реальных судах можно встретить полный аналог Ten Forward (носовой отсек десятой палубы) — комнаты отдыха и бара из Star Trek: The Next Generation. На этой же палубе расположены столовая, спортзал и кинозал. Экипаж Sea Launch Commander составляет до 240 человек.
![](https://habrastorage.org/webt/pd/se/nv/pdsenvbctjkdezqq4qxxerloew0.jpeg)
Следующая наша остановка — разделенный на несколько помещений ангар для сборки ракеты-носителя, подготовки и заправки разгонного блока. Любопытно, наш гид рассказал о том, как головная часть поступала в сборе, с донной проставкой, которая по сути была лишней массой. Единственным ее предназначением было предотвращение доступа к полезной нагрузке, и если «Морской старт» вернется к пускам, то для своих полезных нагрузок эту проставку можно и нужно убрать. Сейчас в ангаре хранится в том числе и увезенное с наземной базы в Лонг-Бич российское оборудование. На фотографии мы смотрим в корму судна (где загрузочные ворота). Теоретически, «Морской старт» может выйти из порта с тремя ракетами — одна на платформе, две на сборочно-командном судне, и отстреляться «очередью». Но в реальности на каждый выход в море приходился один пуск. Учитывая расчеты, что для покрытия расходов надо было делать четыре пуска в год, это особенно ни на что не влияло. Тем более, что, с одной стороны, выход в точку старта из порта расходует ресурс платформы, но с другой, если держать ее в точке старта длительное время, то нужно не только перегружать ракеты в море, но и заправлять платформу компонентами ракетного топлива, включая испаряющийся жидкий кислород, и обеспечивать всем необходимым находящихся на ней людей.
![](https://habrastorage.org/webt/vq/lh/lr/vqlhlrmcjk3fdgitavkwhziazck.jpeg)
«Морской старт» интересным образом сочетает космические и морские особенности. На космодроме «Восточный» ракеты стоят на колесных конструкциях просто так — сами по себе они не покатятся. Здесь же все принайтовлено тросами и цепями к специальным отверстиям в палубе, чтобы осталось на своем месте при качке.
![](https://habrastorage.org/webt/wv/ct/za/wvctzavihkybqwf3wmqotkrat6a.jpeg)
Собранная ракета выезжает на транспортере по рельсам, но в комплекте есть и вот такое колесное устройство. Синий контейнер справа использовался для транспортировки разгонного блока ДМ-SL.
![](https://habrastorage.org/webt/fk/oz/xo/fkozxo8hidbgnkj2rxlc1lmjjpg.jpeg)
А вот эта конструкция — стапель для работы с разгонным блоком.
![](https://habrastorage.org/webt/yv/8q/u8/yv8qu83s3upfjewihylnxsqramo.jpeg)
Переходим на стартовую платформу. Она была перестроена из буровой платформы для Северного моря. В длину платформа короче сборочно-командного судна, «всего» 137 метров. Но зато ее водоизмещение в полупогруженном для пуска положении составляет 50600 тонн. В транзитном (поднятом) положении, правда, платформа проигрывает «Коммандеру» — 27400 тонн против 34000. А вот высота платформы на уровне вертолетной площадки составляет 71 метр. Оценить глубину опускания «Одиссея» можно по большим желтым маркерам на одной из колонн. Самая широкая линия — уровень для пуска.
![](https://habrastorage.org/webt/ii/3x/wf/ii3xwf2bnzrwcbpljxaclk2kwsq.jpeg)
Поднимаемся в район перегрузочного устройства. Колонны платформы стоят на двух поплавках, каждый длиной с современную атомную подводную лодку. С подлодкой их роднит и наличие балластных цистерн. Осушая или заливая их меняют высоту платформы. Высота нашей площадки в районе 50 метров.
![](https://habrastorage.org/webt/rv/m-/cn/rvm-cn0bg5ttt8d1ychsltcali0.jpeg)
Переходим в ангар, в котором собранная ракета хранилась на платформе. Здесь работала система кондиционирования и создавались все условия, чтобы ракета с разгонным блоком и полезной нагрузкой прошла пять тысяч километров от Лонг-Бич до острова Рождества в Тихом океане. Слева загрузочные ворота, справа выезд на старт.
![](https://habrastorage.org/webt/_1/tr/xn/_1trxnrldqzoumgqkogk-syfz2i.jpeg)
Вид в сторону старта. Масса установщика 140 тонн, он был изготовлен ПО «Атоммаш» в Волгодонске.
![](https://habrastorage.org/webt/fg/x3/e2/fgx3e2setscp1su8kmzorrkyelu.jpeg)
Тележка установщика крупным планом. Особенностью ракеты-носителя «Зенит» является высокоавтоматизированный старт — все 68 человек, работающих на платформе, покидают ее перед пуском — основная часть через поворотную галерею, небольшая группа в последнюю очередь на вертолете. Пуск проходит в автоматическом режиме с дистанционным управлением со сборочно-командного судна.
![](https://habrastorage.org/webt/cu/wq/s5/cuwqs5ot0ybcxz1d07sca73rmqi.jpeg)
Вид снаружи. Ракета-носитель «Зенит-3SL» длинная, почти 60 метров, и для установки ее в стартовое сооружение приходилось убирать часть крыши ангара, приглядитесь, можно заметить границу стационарной и съемной крыши. Обратите внимание на ворота — во время аварии 2007 года они были лишь слегка сбиты с направляющих взрывной волной.
![](https://habrastorage.org/webt/wq/z5/pe/wqz5peam-gx6tyxmoyawlkwtmdq.jpeg)
Заглядываем в газоход. По бокам можно разглядеть крышки, закрывающие узлы крепления ракеты, заправочные и прочие коммуникации. На первой ступени РН «Зенит» стоит самый мощный из жидкостных двигатель РД-171 с тягой на уровне моря 740 тонн. Представьте, какая мощь уходит в это отверстие и разделяется рассекателем. Если посмотреть видео пусков, то видно, что вся пусковая палуба окатывается исходящими газами.
![](https://habrastorage.org/webt/xp/4e/vo/xp4evouzomwd--pfwxr_xnz3js0.jpeg)
Геометрия станет понятней, если мы посмотрим на эту же конструкцию снизу и сбоку, с причала. Вообще, рассекатель — часто встречающаяся конструкция на космодромах.
![](https://habrastorage.org/webt/p0/tz/b3/p0tzb3lt8dkkyfqbwu-zq5aajse.jpeg)
На фоне прекрасно смотрящегося «Морского старта» особенно депрессивно выглядят пейзажи Славянского судоремонтного завода. Бухта была выбрана из-за требуемой плавучему космодрому глубины, но она не очень подходит для базирования — не хватает электропитания. Даже если в России уже в ноябре, как это недавно появилось в новостях, создадут консорциум для возрождения «Морского старта», двум судам комплекса придется где-то базироваться несколько лет и пройти дооборудование под ракету «Союз-5», которая по характеристикам близка к «Зениту».
![](https://habrastorage.org/webt/wr/3s/yh/wr3syhqh80low7brk6mp27_buzc.jpeg)
Кто знает, может быть через несколько лет любой из нас сможет слетать во Владивосток и сфотографировать уходящую к месту запуска платформу на фоне Русского моста, а, может быть, даже и посмотреть на запуск — на полярные орбиты «Морской старт» может пускать откуда угодно, были бы подходящие районы падения. Прибыль от туризма вполне может стать ощутимым дополнением к оплате пусковых услуг.
Дополнительные материалы: Более подробная история «Морского старта», история ракеты-носителя «Зенит».
Выражаю благодарность Роскосмосу за приглашение на пресс-тур.
lrrr11
в голос с этого бреда. Интересно, в Роскосмосе хоть один инженер остался на руководящих должностях, или всех уже заменили тупыми пиарщиками и продажными блоггерами? По факту корабль бросили ржаветь у списанных доков, вот и вся история.
lozga Автор
Наверное, вы не слышали новость о том, что Маск думает о том, чтобы построить туристический комплекс в Бока-Чика, где собирают и испытывают прототипы Starship
ClearAirTurbulence
Фишка в том, что мы точно знаем, что пусть с опозданием, но у Маска-то получится. А что получится у строителя баз на луне, марсе, и русской венере — это максимум гостиница где-нибудь на развалинах какого-нибудь КБ. Заодно будети, кому вакансии в клиниговой службе предложить.
awdawd2
Так может продолжить сравнение, углубившись самую малость в детали? SpaceX создают этот самый туристический комплекс для посещения производственной/пусковой площадки первой полностью многоразовой ракеты, крупнейшей и мощнейшей за всю историю. Делают они это, наработав уважение и доверие космического сообщества, что выражается в суммарном количестве подписчиков в 43 миллиона в одном только твиттере.
На другой чаше весов Роскосмос, что справедливо ассоциируется у большинства с негативными моментами, по типу отсутствующих достижений, показательно низкой эффективности и уровне компетенций, чудовищном уровне коррупции. Их трансляции смотрят 4-6к человек (SpaceX в среднем 200-600к), а у Морского старта история сугубо провального и неконкурентоспособного проекта, с которого будет запускаться разжиревший советский Зенит лет эдак через 5-8. Как вообще могли зародиться мысли о том, что это принесет хоть какую-то прибыль? Вы видели прилегающий город? Даже самые отъявленные фанаты не рискнут в эту заброшенную глушь ехать.
vvzvlad
А, так вот в чем измеряется уважение космического сообщества.
ClearAirTurbulence
Уважение тех, кто имеет существенное для бизнеса значение — контрагентов — измеряется в готовности заключать контракты (в итоге, эта метрика вырождается в деньги).
Уважение людей как участников процессов — да, в том числе измеряется в твиттер-подписках, в этом есть что-то удивительное или плохое?
vvzvlad
В том, что количество подписчиков в твиттере никоем образом не коррелирует с уважением и готовностью заключать контракты реальных игроков рынка.
ClearAirTurbulence
Фишка в том, что если у компании высокая visibility и положительный имидж — отношение к ней априори лучше. А еще это свидетельствует о возможности компании легко привлекать нужные ей кадры.
Понятное дело, что много людей в твиттере — это еще не значит, что компания классная. Но вот когда в твиттере (или еще где) у компании мало людей, значит, она или сверхзакрытая, или нафиг никому не нужная, или и то, и другое.
vvzvlad
Вы переоцениваете корреляцию между SMM и закрытостью/ненужностью. В случае с космической отраслью оно как минимум нулевое.
awdawd2
Тем более что с Бока-Чика будут непосредственно стартовать ракеты — в то время как туристы, посещающие этот порт, будут видеть только отплывающую буровую платформу. Тут нужно проводить более точное сравнение — с портом Канаверал, куда приплывают баржи с севшими ступенями. И как, много там людей собирается?
sintech
Кстати решил посмотреть сколько зарабатывают на туристах в Kennedy Space Center Visitor Complex (Флорида). Что интересно, в FAQ на сайте написано что visitor complex полностью на самообеспечении, и зарабатывает только на сборах за парковку, посещение, еду и продажу сувениров.
В отчете NASA о KSC за 2017 указано, что комплекс посетили 1.6 миллиона человек, что при стоимости билета ~50$ дает нам приблизительно 80 миллионов долларов в год.
Что мешает сделать подобный комплекс в России? К сожалению не получится его сделать поблизости от космодрома (потому что они все расположены черт-те где), но как минимум можно активно (без записи за месяц) проводить экскурсии в ЦУП, центр подготовки космонавтов и на сборочные предприятия. Построить в дополнение к храму армии и парку «патриот», парк «Космос» для патриотов космоса.
Хотя о чем я? Денег едва ли хватит на новый офис роскосмоса и пресс-туры блогеров (спасибо за фотки и рассказы).
zapimir
Наверное то же самое, что помешало России сделать российский Лас-Вегас.
А космодром вещь ещё более специфическая, тем более в такой «дырище».
lorodin
Проживаю в той самой Славянке и, возможно, удивлю вас, но доки мало того, что не списаны, так еще и эксплуатируются после серьезной (3 ех летней давности) аварии, в результате которой док раскололся надвое и практически ушел на дно.