![](https://habrastorage.org/webt/qt/z3/xc/qtz3xcnrhmygmfjqmurdqxa-cxi.jpeg)
А вот и обещанное продолжение предыдущего поста, посвященного попытке сравнить проекторы с профессиональными ЖК-панелями и видеостенами. В первой части я, в основном, коснулся вопросов, связанных с принципом работы, установкой и подключением такого оборудования. Даже о диагонали изображения речь шла строго в этом контексте – как это влияет на сложность установки и подключения, и не более.
Самое время коснуться вопроса качества изображения, а также, наконец, сравнить стоимость получения большого изображения при использовании ЖК-панелей и проекторов.
Давайте же закроем эту тему!
Для тех, кто спешит
«Не хочу я читать очередную занудную статью, дайте мне выводы!» – вам сюда: выводы №2.
Большая «бесшовная» картинка
Думаю, не нужно особо расписывать, о чем идет речь: если речь идет об изображении, которое нельзя получить силами одной ЖК-панели или одного проектора, то два и более изображений потребуется «сшивать» или каким-то образом объединять.
Посмотрим, как это происходит при использовании проекторов:
![](https://habrastorage.org/webt/oh/2i/gu/oh2igubt100k9vtmxpio1569hky.jpeg)
Пример обратной проекции на специальную «пленку обратной проекции».
Прежде всего, изображения двух проекторов можно сочетать двумя способами:
Наложение и сведение изображений проекторов
Два изображения могут накладываться просто одно на другое. Иногда это используется для увеличения яркости. Например, когда 2 или 4 проектора объединяются в «стек», это приводит к общему увеличению яркости изображения в 2 или 4 раза. Вроде логично.
Яркий пример – то, как проекторы Epson использовались на одной из площадок фестиваля Круг Света 2018, о чем я рассказывал в другом посте. Там изображения двух или трех проекторов сводились в единую картинку и из трёх проекторов яркостью 15000 люмен. Получался своеобразный «мегапроектор» яркостью до 45000 лм.
В нашем репортаже можно увидеть, как выполнялась эта процедура:
«Сшивка» нескольких изображений проекторов в одно единое
Объединение нескольких проекций в одну позволяет создать громадное бесшовное изображение даже в многоэкранной инсталляции.
![](https://habrastorage.org/webt/x1/f7/uq/x1f7uqqmz4wk_ix3iwww1l-npbi.jpeg)
Стадии сшивки двух изображений: коррекция геометрии и ликвидация области взаимного наложения двух изображений.
Для этого несколько изображений должны проецироваться немного «внахлест» по краям, а настройка области, в которой два изображения накладываются, происходит в несколько этапов:
- Сначала с помощью функции «сдвиг объектива» несколько изображений совмещаются пиксель-в-пиксель – так, чтобы появилась область взаимного наложения изображений;
- Затем с помощью функции «Edge Blending» (на примере наших проекторов) настраиваются зоны плавного затухания яркости, в результате чего одно изображение плавно переходит в другое (это и позволяет сделать шов незаметным, иначе в области пересечения была бы заметна полоса «двойной» яркости);
- Затем на стороне источника сигнала задается размер этой области перехода. Другими словами, часть изображения дублируется на нескольких экранах, а общее разрешение изображения немного снижается;
- В дополнение к этому, эстеты могут откалибровать баланс белого по 9 зонам экрана для различных уровней яркости. Это позволяет исключить возможность неоднородности изображения по яркости или цветовому оттенку.
![](https://habrastorage.org/webt/ip/gb/b4/ipgbb4jgef7e74aq7ifkg_tlfmc.jpeg)
Здесь приведен пример дизайна рекламной видеостены: единое изображение проецируется на многочисленные «осколки зеркала» в виде панелей с различной диагональю и «бьется» на фрагменты только там, где задумано геометрией стены. Схожего эффекта можно достичь и просто на белой стене, с соответствующим «фрагментированным» видео в качестве изображения проекции. Даже дешевле получится!
«Сшивка» экранов ЖК-видеостены
Тут тоже, думаю, ни для кого не секрет, что ЖК-панели можно «подгонять» друг к другу впритык, что было подробно описано в первом посте по теме.
Однако между соединенными в видеостену ЖК-панелями всегда будет присутствовать рамка. Ее толщина зависит от конкретной модели. В идеальном случае (и самом дорогостоящем варианте) она может составлять менее миллиметра.
![](https://habrastorage.org/webt/te/c5/pw/tec5pws0l6bsdgmjdlrwexrzfou.jpeg)
А бюджетные панели и вовсе могут обладать рамкой в 4 мм и более.
С другой стороны, если по-честному, в сфере цифровой рекламы рамка часто становится как бы «дизайнерской фишкой». Вы наверняка видели такие инсталляции, состоящие словно из хаотично разбросанных панелей различной диагонали, проецирующих единое изображение.
![](https://habrastorage.org/webt/l9/if/dl/l9ifdl1mbk2v87s7nnooledqygk.jpeg)
Пример интерфейса ПО для управления видеостеной – мы видим, как видеоконтент «распределяют» по панелям, расположенным под различным наклоном.
Однако во многих других случаях это может оказаться проблемой и не подойдет для случаев, когда предполагается, что наблюдатель имеет возможность подойти к стене так близко, что сможет разглядеть «стыковочные швы».
Видеостены, безусловно, тоже можно и нужно калибровать, даже если они шли в одной партии. При этом, в отличие от проекторов Epson со встроенной камерой, которая позволяет серии проекторов по расписанию автоматически калибровать свои проекции так, чтобы они обладали одинаковой цветопередачей и яркостью, панели нужно калибровать внешним устройством.
![](https://habrastorage.org/webt/uk/x6/hy/ukx6hylpjdlx_zsrq2jg_jyq8m8.jpeg)
И, уверен, вы не раз встречали ситуацию, когда в случае ЖК-стен на эту процедуру попросту «забивали» и одна сшитая картинка пестрила разными оттенками в разных сегментах стены или какие-то панели в стеке и вовсе вышли из строя.
С одной стороны – такой себе даже авангард, а с другой – форменное безобразие.
Другие параметры изображения
Если говорить о разрешении изображения, видеостена обычно обладает преимуществом перед проекторами, поскольку каждая панель в массиве имеет разрешение Full HD (как наиболее распространенный вариант), что в итоге может обеспечить более резкую картинку после сшивки.
Исключением тут будет разве что сравнение видеостены из четырех Full HD-панелей с проектором с нативным 4K или 4K, полученным путем «сдвига изображения», что немногим хуже.
Тем не менее, нужно видеть разницу между возможностями видеостены и потребностями заказчика: часто система, рассчитанная на большие диагонали, строится под контент в формате 4K, так что избыточные пиксели могут оказаться невостребованными и проецировать крупные «виртуальные» пиксели, интерполированные из 4K-сигнала.
Также нелишним будет напомнить принцип, что чем меньше экран, тем раньше высокое разрешение потеряет актуальность при удалении зрителя от экрана. Это особенно важно при создании информационных панелей. Опять-таки, углубляться не буду, об этом уже рассказывалось в предыдущем посте.
![](https://habrastorage.org/webt/av/yz/_6/avyz_6wvpyb8hiyi3ytm7dmm90w.jpeg)
Сравнение 120-дюймового изображения проектора с 65-дюймовой интерактивной панелью. Единственная заметная ошибка состоит в том, что панель демонстрирует «горчичный» цвет скатерти вместо ярко-желтого, хотя обладает более глубоким черным цветом. Кроме того, у данной панели выбор цветового режима отсутствует, тогда как у проектора он есть.
Проекторы Epson, как и у большинство панелей, предлагают режимы цветопередачи, обладающие различным уровнем точности. Как правило, устройство способно обеспечить максимальную яркость при некотором дисбалансе цветов (к примеру, с некоторым переизбытком синего или зеленого). Менее точные режимы часто неплохо себя показывают в ярко освещенных помещениях, успешно справляясь с внешней засветкой. А при умеренной или нулевой засветке уместным будет сделать ставку на высокую точность цветов.
Данную тему я также освещал в блоге:
![](https://habrastorage.org/webt/na/no/gv/nanogv6x3oxcz9pyflsuy9hocqm.jpeg)
Некоторые производители панелей по тем или иным причинам отказываются от возможности выбора режима цвета пользователем, аргументируя это стремлением к точности и единообразию цветопередачи у всех устройств. Тем не менее, отсутствие различных режимов гарантией точности цветопередачи, собственно, никогда не являлось.
На протяжении последних лет компании Epson удалось многого добиться в плане улучшения точности цветопередачи, и нет ничего удивительного в том, что ЖК-панели порой проигрывают проекторам по данному параметру при сравнении «бок о бок».
Что касается единообразия, то все проекторы Epson обладают режимом «sRGB», или «Нейтральный», которые всегда будут давать почти идентичное с точки зрения цветовых оттенков изображение. В итоге, нет никаких оснований говорить о превосходстве проекторов, либо ЖК-панелей по точности цветов, хотя панели зачастую по понятным причинам дают более глубокий черный цвет в условиях частичной засветки.
![](https://habrastorage.org/webt/ay/w4/rv/ayw4rvqkbv4b_0hmkm5ygo03xvq.jpeg)
Яркая, разборчивая, контрастная проекция в умеренно освещенном помещении.
Доллары за квадратный дюйм изображения
Ох, и «скользкая» же тема… Но раз уж пообещал ее коснуться в предыдущем посте, то сдержу слово и сделаю это как можно более наглядно и без какого-либо «маркетингового буллшита».
Начну с того, что яркость имеет прямое отношение к «воспринимаемой» наблюдателем цветопередаче устройства. Можно поставить рядом два монитора – один ярче, другой темнее – и почти в 100% случаев цвета на том, что ярче, будут восприниматься как более сочные и эффектные. Несмотря на то, что частота вибрации жидкого кристалла и спектры излучаемых оттенков у них могут быть идентичны.
![](https://habrastorage.org/webt/yz/wz/jr/yzwzjr0fkwwfokpwlyjz15v-ml4.jpeg)
Поэтому было бы интересно прикинуть, как именно параметр яркости ЖК-панелей, измеряемой в нитах (канделы/м2) соотносится со световым потоком проекторов, который измеряется уже в люменах. Это поможет нам хоть как-то сравнить проекторы и видеостены по их стоимости.
Давайте посчитаем
Для начала сразу же договоримся зафиксировать на неизменном уровне яркость и диагональ изображения, чтобы сравнение было максимально предметным.
Далее определим ориентировочную стоимость проектора и видеостены под конкретную диагональ.
Как я уже говорил, чтобы получить диагональ в 110 дюймов потребуется 4 ЖК-панели. Такая диагональ без проблем достигается одним недорогим офисным проектором с ценой от 30 тыс. до 60 тыс. рублей. Хотя… Для этого можно выбрать и на порядок более дорогостоящий инсталляционный проектор с яркостью от 5000 люмен...
В общем, без заранее известных условий эксплуатации (уровень освещенности помещения, требования к цветопередаче т.п.) задачка получается ну очень размытая.
Но я не сдамся и рассмотрю варианты с большей диагональю, где универсальный проектор уже «не прокатит» и все же потребуется раскошелиться на инсталляционный аппарат.
Панель 3?3 или 165 дюймов
Итак, следующий шаг – это видеостена из 9 панелей, дающая диагональ 165 дюймов. Размер 165-дюймового изображения у проектора составит 365?205 см или 366?222 см в зависимости от выбранного соотношения сторон (16:9 или 16:10). И вот для такой диагонали уже потребуется яркий инсталляционный проектор, а стоимость девяти ЖК-панелей от одного из популярных производителей составит от 4 млн. до 6 млн. рублей (по результатам моего исследования цен, вы вольны провести свое).
Что касается проекторов, то данную диагональ способен выдать Epson EB-L1755U со световым потоком в 15000 люмен. И обойдется он заказчику примерно в 2,4 млн. рублей. Безусловно, есть и другие варианты – с большей яркостью и с менее выгодным соотношением цены и яркости, но я прикидываю максимально «общий» вариант решения задачи.
![](https://habrastorage.org/webt/gy/36/cw/gy36cwlg_dyzchvgqbd6kreglau.jpeg)
Видеостены для digital signage.
При этом яркость вышеупомянутых панелей будет в среднем находиться в диапазоне 500-700 нит (канделы/м2). Давайте теперь попробуем определить, проектор с каким световым потоком потребуется, чтобы получить проекцию схожей яркости.
Площадь экрана составит около 8 м2. Стало быть, проектор на 15000 люмен дает 1875 люмен/м2 (а это – освещенность 1875 люкс). Чтобы получить ниты, делим на 3,14 и получаем ~600 нит. Оговорюсь на всякий случай, что для вычисления яркости предполагается усиление поверхности экрана (gain) равное 1,0, т.е. «просто белая стена/матовый белый экран» без каких-либо ухищрений для фокусировки отражаемого света от поверхности.
А ведь бывают экраны и с «усилением», но они предполагают, что зритель имеет возможность перемещаться в ограниченном диапазоне, а не обходить экран со всех сторон.
Таким образом, один проектор в моем примере заменяет 9 панелей по яркости и диагонали, будет существенно проще в установке и обойдется значительно дешевле.
Больше, еще больше!
Но что произойдет, если противопоставить этот же проектор видеостене еще большего размера?
![](https://habrastorage.org/webt/8s/j3/hw/8sj3hwczarvyksepzbzv0ure_hc.jpeg)
Демонстрация 300-дюймового экрана в сочетании с блокирующим засветку ALR-экраном от компании Screen Innovations.
Следующий уровень диагонали – 220 дюймов (16 панелей по 55 дюймов каждая).
Как вы понимаете, яркость видеостены остается неизменной. Цена 16-ти панелей составит уже в районе 7–10 млн. рублей. Один проектор Epson EB-L1755U при диагонали 220 дюймов способен обеспечить 1153 люмен на квадратный метр (площадь экрана составит примерно 13 м2), что можно конвертировать в 367 нит, а это вполне соответствует яркости бюджетных ЖК-панелей, которые все равно будут дороже.
Однако, если говорить об инсталляциях в затемненном помещении или в темное время суток, то следует учитывать рекомендацию SMPTE: яркость изображения проектора должна составлять 48 нит (14 фут-ламберт).
Это именно тот уровень, который рекомендуется для классических кинотеатров. Т.е. изображение рассматриваемого проектора может при некоторых условиях выйти далеко за пределы диагонали в 165 дюймов, сохраняя высокое качество. А мы вообще получили не 48, а 367 нит при диагонали 220 дюймов, не меняя проектор, а лишь перенеся его на новое место!
И этого мало! Даешь экран еще больше!
Пойдем еще дальше и возьмем в качестве примера… проекцию на церковь в Коломенском (фестиваль «Круг Света» в 2019 году, мой пост с «инсайдом»).
Площадь проекции на церковь составила около 2750 м2, что примерно соответствует экрану диагональю 3250 дюймов (70?39 м). В инсталляции были задействованы 12 проекторов Epson с общей яркостью в 240 000 люмен. Получается, что они давали всего 88 люмен на квадратный метр, или 28 нит.
И все же, этой яркости вполне хватило чтобы организовать зрелищный вечерне-ночной маппинг:
Считать стоимость ЖК-стены подобной диагонали не стал. Страшно. Но в данном случае заказчик даже проекторы не покупал, а взял их в аренду, ибо это рациональнее, чем покупать 12 инсталляционных проекторов и затем положить их на склад до следующего года.
Подведем итоги
Кратко и по пунктам, чтобы вас не утомлять:
- У проекторов и видеостен есть свои особенности в плане изображения: проекторы способны обеспечить бесшовное изображение даже в многоэкранной инсталляции, видеостены обладают более глубоким уровнем черного при засветке и могут обладать преимуществом по резкости изображения.
- Проекторы, как правило, обеспечивают более простую установку, более простое подключение, простоту хранения и транспортировки, отсутствие головной боли по поводу возможности повреждения большого экрана и т.п.
- Проекторы позволяют элементарно и «естественно» увеличивать диагональ, если позволяют условия освещения: перенес проектор на новое место/вставил другой объектив – вот тебе новая диагональ. Если судить по нашему опыту, в ряде случаев именно диагональ изображения будет для заказчика абсолютным приоритетом. Задача большинства инсталляций какая? — Создать у зрителя «вау-эффект». И достичь такого результата куда проще, увеличив диагональ изображения, а не его яркость.
- При выборе оборудования в подавляющем большинстве случаев следует отталкиваться от конкретных задач заказчика и действовать в рамках ограниченного бюджета. По нашем опыту, которым я постарался поделиться в этих двух публикациях, проекторы позволяют получить отличный результат в рамках ограниченного бюджета в львиной доле задач от заказчиков.
- Если снизить требования, предъявляемые к яркости, или дополнительно подготовить помещение, то можно взять проекторы подешевле или вообще обойтись одним ярким аппаратом. Таким, например. Соответственно, стоимость каждого дюйма диагонали станет исключительно низкой, оставив ЖК-панели далеко позади.
- Многие задачи в принципе не могут быть решены с помощью видеостен (маппинг на здания и сложные объекты, мобильные презентации), а сами проекторы позволяют работать с поверхностями, не приспособленными к креплению на них тяжелых ЖК-панелей. Проекторы демонстрируют невероятную способность создавать изображение любой формы, любого размера и в любом месте. Проще говоря — они универсальнее.
- К преимуществам видеостен же можно отнести некоторые эстетические факторы, такие как отсутствие в поле зрения какого-либо лишнего оборудования кроме самого экрана.
Вот таким я и мои коллеги видим список достоинств и недостатков двух рассматриваемых типов устройств.
![](https://habrastorage.org/webt/0_/zb/rk/0_zbrk4fvlgmmibhqsr_jy8c8ie.jpeg)
Epson EB-L1755U проецирует на столик. Тут снова иллюстрируется принцип, что почти любой проектор – габаритный и не очень – может работать как с большими, так и с малыми поверхностями.
Ваши комментарии?
Мы очень старались, когда готовили эти публикации. Конечно, нам было бы крайне интересно узнать ваше мнение. Особенно, если вам приходилось сталкиваться с тематикой данной публикации на практике. В любом случае, будем рады вашим комментариям как по данной теме, так и предложения по темам будущих постов.
Благодарю за внимание!
200sx_Pilot
На велосипеде сложно ехать по заснеженному лесу, а на лыжах — по летнему асфальту.
tvr
на лыжах — по летнему асфальту.