Я не совсем беспомощная и могу защитить себя, если соседи сожгли мне дом или работодатель нарушает трудовое законодательство. У меня отличный юрист, который не слил ни одной проблемы, за которую брался. Но когда доходит до авторских прав, я впадаю в кому. Не считала, сколько раз я встречала в сети свои тексты, сколько планов публикаций и образовательных программ я «подарила» «нерешительным» работодателям, а однажды моя фотография в стиле Half-Life 2 на билборде целый месяц рекламировала магазин одежды.

Но думать о том, чтобы устроить разборку «чей совочек», так тошно, что я даже не пыталась никогда что-то с этим сделать. А послушав друзей, быстро поняла, что про «срочно в суд!» болтают те, у кого не было никакого реального опыта. Кому действительно случалось судиться, вспоминают это как травматичный и крайне разорительный эксперимент, говорить о нем не любят и повторять не хотят.

Но тут мне попалась история, как Максим Ильяхов без шума, пыли и обмороков взял и отстоял права на книгу «Пиши, сокращай» у «инфобизнесмена с Бали» Даниила Галта. Не сам отстоял, конечно, с юристами, но смог, выжил и получил с грабителя 300 тысяч за упущенную выгоду и вред деловой репутации.
Сумма, на мой взгляд, очень маленькая. В Штатах бы взыскали полную стоимость скачанных книг плюс двойной тариф — за саму попытку.
Тут победа несет скорее педагогическую функцию: отдав деньги, пират задумается (наверно), нужны ли ему такие риски, друзей отговорит, а там, шаг-другой, — и станет немодно продавать чужое. Помечтать-то можно?

Ну ладно, в ситуации с книгой и теоретически упущенной миллионной прибылью все более-менее понятно, там и издательство может вступиться, и ущерб очевиден. А много ли упущенной выгоды с картинки или статьи в интернете? Даже если и получится доказать свою правоту, компенсация наверняка не покроет даже расходы на юристов. Меня захватили вопросы, как отстаивать свои права на тексты, иллюстрации и рассылки простым смертным, отстаивать ли вообще и как не чувствовать себя при этом беспомощным идиотом.

Внезапно оказалось, что я знаю юриста Алексея Башука, который вел всю историю. Однажды я увидела в чате сообщение, что притяжательное местоимение «ейный» в Курске имеет функцию времени. Восхитилась. А через пару месяцев делала тренинг про притяжательные местоимения и спросила автора, можно ли использовать скрин. Оказалось, что за это время фраза в чате превратилась в статью про Курск, то есть стала полноценным объектом авторского права. Этим автором сообщения и статьи был Альберт Эйн… Алексей.

Я поняла, что это знак, и я просто обязана выяснить, как защищать свои права, не чувствуя себя идиотом. Поэтому я пришла к Алексею с вопросами, он на них ответил, а я решила не держать это знание в себе. Сразу оговорюсь, речь не о том, чтобы воспитать в себе сутягу и немедленно бежать со всеми судиться.

Алексей, вот ситуация: человек видит на случайном сайте свой текст или иллюстрацию. Обычно он вздохнет, пожалуется друзьям, те с умным видом посоветуют обратиться в суд, на том все и закончится. Я понимаю пиратов почему бы и не использовать чужое, если никто не против. А что делать? Вот прям по шагам, для самых беспомощных.

Первое, что логично сделать, — просто написать претензию. Посмотреть, кто отвечает за публикацию: если это сайт, то обычно есть форма обратной связи, если это в соцсетях — то владельцу страницы. Можно написать в техподдержку самой соцсети: формы для жалоб по авторским правам почти везде предусмотрены.

Ты, не советуясь с юристами, которые здесь особо не нужны, просто берешь и пишешь обычное письмо на электронную почту или в личку: «Здравствуйте, у вас на странице такой-то опубликовано мое произведение, ранее я его публиковала там-то, права на него принадлежат мне в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Гражданского кодекса».
По гражданскому кодексу возникновение авторских прав не требует регистрации и других формальностей.
Отправляешь письмо — и смотришь на реакцию нарушителя. В большинстве случаев нарушитель просто все удаляет. Если не удалил, то встает вопрос: стоит идти судиться или нет? Картина следующая: если права нарушила компания, например, опубликовала твою фотографию или статью у себя на сайте, то судиться точно имеет смысл. Тут есть ответчик, его можно найти, у него, скорее всего, есть деньги на счетах.

В этом случае имеет смысл идти к профильному юристу, сделать у нотариуса протокол осмотра сайта, чтобы зафиксировать нарушение. Это нужно на случай, если нарушитель решит тихо удалить публикацию и сказать, что так и было.

Компенсацию по авторским правам взыскивают — это обычная судебная рутина, любой желающий может эти суды нагуглить и убедиться.
В зависимости от того, сколько объектов было, изменяли их или нет, компенсации разные. За фотографию это обычно 20, 30 или 50 тысяч за каждую.
Второй вариант — когда публикацию разместило неизвестное частное лицо. Здесь только один сценарий: обратиться в Мосгорсуд с иском о защите авторских прав, а к нему приложить ходатайство об обеспечении иска путем блокировки доступа к сайту через Роскомнадзор. Мосгорсуд блокирует доступ к домену, а дальше будет рассматривать твой иск о защите авторских прав.
Понятно, что эти иски ничем не заканчиваются, и всё это делают только ради того, чтобы заблокировать доступ к сайту, но это вполне рабочий инструмент.
Чем еще плохо, когда нарушитель-«физик»: никогда не знаешь, кто там, по ту сторону. Там может быть школьник. Или дедушка, которого хватит инфаркт, когда он увидит досудебную претензию. Все сложно. Поэтому обычно судятся только в тех случаях, когда нарушитель — компания или предприниматель. Российские, понятное дело. Тогда есть реальный шанс что-то взыскать.

Еще ситуация: автор создает статью или иллюстрацию для клиента, клиент вносит замечания, потом говорит: нет, что-то как-то не то, спасибо, но нет. А через неделю публикует статью. Что делать? Автор, конечно, не публиковал заказную статью у себя в блоге и не визировал черновик у нотариуса.

В этой ситуации вы едва ли что-то докажете, поэтому железное правило: всегда заключать договор авторского заказа. У автора будет техзадание, по которому он пишет статью или рисует картинку. Всю переписку стоит вести в электронной почте: обменялись сканами, оговорили, что сканы имеют юридическую силу. О том, что писать в договорах, чтобы они имели юридическую силу, я недавно писал в своем ТГ-канале.

Подписали договор — а дальше всеми черновиками и эскизами обмениваетесь по почте. Если клиент использовал статью, не заплатив, то он нарушил исключительное право, он обычный нарушитель, и тогда мы возвращаемся к предыдущему пункту и получаем компенсацию. В спорных ситуациях предъявляем переписку как доказательство передачи данных.

Здесь даже есть небольшой перекос законодательства в сторону интересов автора: если в договоре не указать, что исключительное право на произведение переходит заказчику, то он получит только лицензию, то есть право использовать статью, и ничего больше. Если клиент не глядя скачал и подписал шаблонный договор из интернета, где не предусмотрена передача исключительного права, автор может это произведение продать еще миллион раз.

Третья ситуация, злободневная: рассылка. Человек пишет рассылку или публикует советы в ТГ-канале, а подписчик в простоте своей перерабатывает каждый выпуск в статью, а потом собирает их все в учебный курс и продает. Приходилось защищать правообладателей в такой ситуации, что посоветуешь?

У меня таких случаев в практике не было, и судов я тоже не видел. То есть если такие споры и были, они все решались на уровне досудебного разрешения конфликта. В спорах об авторских правах есть особенность: очень мало судов, потому что в 90% случаев стороны договариваются в досудебном порядке.

Поэтому из общих принципов права ответ такой: все зависит от того, насколько человек переработал исходное произведение.
Вдохновиться идеей и написать свою статью — не запрещено, на этом весь мир стоит. А если он тупо зарерайтил чужую статью, то есть последовательность мысли осталась той же, местами предложения совпадают и примеры те же самые, — то он нарушитель, а у вас есть авторские права.
В истории с книгой у меня сложилось впечатление, что встревать в драку стоит, только если соблюдено много условий: зарегистрирован товарный знак, скачано копий на несколько миллионов, а у пирата есть деньги. Означает ли это, что отдельные тексты и картинки можно красть безнаказанно, а пиратам-нищебродам ничего не грозит, все равно ущерб не докажешь и денег не выбьешь?

Регистрация товарного знака на книгу — необязательное условие для защиты произведения. В нашем случае регистрация товарного знака помогла нам отметить грубость нарушения и увеличить расчет ущерба. Без него мы насчитали бы ущерб тысяч на 300, а так насчитали на 700.

С пиратами-физлицами действительно нет смысла идти в суд: во-первых, их сложно найти, во-вторых, у них может просто не оказаться денег, чтобы заплатить. Поэтому в суде воюют с компаниями и предпринимателями, а одиноких пиратов просят удалить чужую собственность — и они соглашаются. Да, в интернете распространено мнение, дескать, «авторское право не работает, и на торрентах все есть». Но на самом деле оно там есть до тех пор, пока правообладатель не попросил удалить.

Вот живой пример: недавно я убирал из интернета пиратские копии «Пиши, сокращай». Книга не выходила в электронном виде, поэтому ее сначала плохо отсканировали, потом криво отформатировали и затем много где выложили. Вот статистика: из 42 сайтов 39 книгу сразу удалили.

Если не удаляют — просим заблокировать сайт через Роскомнадзор. Бегать за ними и требовать денег действительно глупо. Другое дело, если пират — это корпорация или предприниматель — тут разворачиваем полномасштабную досудебную претензию, суды и так далее.

В случае с книгой работа нотариуса обошлась в 50 тысяч, еще в 50 — юридическое сопровождение. Если бы пошли в суд, во сколько встал бы весь процесс?

Обычно адвокаты рассчитывают стоимость суда так. Сто тысяч — это первая инстанция: предварительное судебное заседание, возможно, второе предварительное судебное заседание, основное судебное заседание и еще одно. Одна инстанция — это минимум три-четыре суда, меньше почти не бывает. В каждый из них надо сходить, подготовить документы, часто — съездить в другой город. Но обычно нет проблемы взыскать эти расходы с проигравшей стороны, если не все, то хотя бы часть.

Как тебе такой план, назовем его «метод Робинзона Крузо»: довести один процесс до конца, даже без шанса выйти в плюс, а потом обугленную тушку пирата демонстрировать в назидание остальным?

(Смеется.) Ну да, так это обычно и работает. В целом именно этим мы сейчас и занимаемся: рассказали эту историю в соцсетях, чтобы другим неповадно было.

Что делать, если все суды прошли, всё доказали, а ответчик сидит на своем Бали и все игнорит?

Важное правило: не стоит ввязываться в судебные процессы, где не знаешь, как достать ответчика. Почему мы пошли воевать в случае с Галтом: у него в России гражданство, прописка и ИП. Если есть прописка, значит, есть имущество, счета в банках, с которых он платит налоги, — с этим можно работать. Если собираешься судиться против иностранной компании или, еще хуже, иностранного гражданина, где вообще непонятно, что на той стороне происходит, — туда лучше не лезть.

Много басен ходит про то, что ответчик, проиграв суд, сразу объявит себя банкротом и легко уйдет от ответственности. На самом деле это маловероятно. Из-за штрафа в 300 тысяч ни компания, ни даже «физик» банкротиться скорее всего не будут, потому что нормальное банкротство физлица, где арбитражный управляющий чем-то занимается, а не просто подает шаблонные бумажки, само по себе стоит тысяч 200–400, плюс накладывает на банкрота море ограничений. Там все совсем не так просто, как это рекламируют те, кто первый день занимаются банкротством физлиц.

И важный момент: да, может быть ситуация, в которой вам не получится отстоять права. Допустим, из десяти нарушителей семь уберут ваше произведение со своего сайта по первому требованию, еще двое — заплатят компенсацию после суда или досудебного соглашения, а с одним вы ничего не сможете сделать. Если вы пишете или рисуете и получаете за это какие угодно деньги — вы предприниматель, это не трагедия, а просто обычные риски, их тоже надо учитывать.

Вопрос жизни и смерти — на что и как регистрировать права? Что патентовать, что заверять другими способами, а что оставить так?

Патентуют изобретения и товарные знаки, об этом у меня есть серия статей, я их собрал все вместе на своем сайте — bashuk.ru. Если пишешь тексты или рисуешь иллюстрации, то патентовать там нечего, но можно заверить дату на произведении, чтобы при необходимости доказать авторство. Задепонировать программу можно в Роспатенте. Любые объекты авторского права можно заверить в системе Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO PROOF. Также это можно сделать у нотариуса, в РАО или даже отправляя самому себе письма, про это у меня есть подробная статья и отдельная — о том, как защитить код.

Заверять произведение у нотариуса — дорого, а Почтой России — странно, хотя теоретически возможно. Пару месяцев назад Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — организация ООН и международный администратор в сфере интеллектуальной собственности — запустила онлайн-сервис WIPO PROOF. С его помощью можно задепонировать объект авторского права: то есть зафиксировать, что на эту дату у тебя есть это произведение. Депонирование стоит порядка 1,5 тысяч рублей, система простая, и все в онлайне. Ничто не мешает раз в месяц собирать все, что сделал, и депонировать в WIPO. Про это у меня тоже есть подробный разбор.

Когда надо идти за помощью к специалистам по праву, а когда человек в состоянии справиться сам?

К юристу имеет смысл идти в том случае, если ты серьезно хочешь идти до конца, судиться, взыскивать компенсацию. А вот написать нарушителям: «Здравствуйте, это мое произведение», вполне может сам автор, для этого не надо знать и приводить миллион законов. Если с той стороны люди адекватные, они и так все уберут. А если нет — тогда к юристу.

Часто покушаются на твои авторские права? Все защищаешь? Какая самая поразительная история была?

Постоянно покушаются, иногда рерайтят, иногда просто весь сайт перерисовывают. Как бы смешно это ни звучало, юристы по интеллектуальной собственности зачастую нарушают чужие права. Была прекрасная история, когда я зашел на сайт к женщине, которая занимается регистрацией товарных знаков, и увидел видео, где она проговаривает текст моего ролика. Своего там было только ее имя вместо моего. Первый раз видел, как кто-то «снялся в моей роли».
Я решил, что это слишком весело, чтобы не обращать на это внимания. Поэтому позвонил по телефону, по которому она предлагала обращаться. И сказал: «Мой ролик пересняли, вы поможете мне защитить мои права?» «Конечно! — сказала она. — Надо бороться! Присылайте материалы, посчитаем бюджет и сроки!»
Когда я отправил ей оба ролика, она сама перезвонила, очень ругала безответственных подрядчиков, которые во всем виноваты (это было ожидаемо), извинялась и обещала все удалить. Удалила она ролик только с сайта, а в своем ютуб-канале оставила. Я не стал ее уговаривать. Написал в админку Ютуба, и ее заблочили.


Теперь у юриста по защите авторских прав на канале висит объявление, что ее заблокировали за нарушение авторских прав.

У нас катастрофически «не модно» защищать свои права. Это очень хорошо видно по осторожным формулировкам Максима Ильяхова и по тому, как он в итоге даже полученную компенсацию отдал на образование: провел конкурс «Вызов Главреда», а деньги направил на призовой фонд этого конкурса. Я уверена, человека, который напишет статью «Как я отсудил у пиратов миллион и купил машину», хейтеры разорвут и пойдут жалеть пиратов. Так вот, слишком философский вопрос: как сделать, чтобы стало «модно» защищать свой труд?

Ответ потянет на книгу. Откуда вообще это мнение, что защищать свои права стыдно? Во-первых, многие люди считают, что если у человека украли рубль, то у него теперь на рубль меньше, а если скопировали иллюстрацию, то от него нигде не убыло: ведь его иллюстрация при нем. Во-вторых, позицию свободного копирования поддерживают в основном люди, которые ничего не создают: не пишут музыку, не рисуют, не снимают фильмы. Да, они где-то работают, но активным творчеством не занимаются. Если бы такой человек создал что-то ценное, то, наверное, первым пошел бы выяснять, как взыскать компенсацию за нарушение. В-третьих, у нас вообще принято романтизировать нелегальное.

И менять это, очевидно, должны создатели интеллектуальной собственности, само собой ничего не изменится. Я интересуюсь европейским и американским правом интеллектуальной собственности, там все по-другому. Недавно читал английскую статью, где автор пишет: «Представьте, что вы сделали изобретение, подали предварительную патентную заявку, потом рассказали друзьям, те предложили улучшения, а заявку уже изменить нельзя». И меня поразила не предварительная патентная заявка, которой в России, кстати, нет.
Поразило то, что он считает само собой разумеющимся, что он сначала подает патентную заявку, а потом рассказывает друзьям.
У нас же вообще не так! У нас если человек что-то изобретет — он обычно сначала рассказывает об этом всем, потом пишет статью, публикуется в сборнике, получает грант, защищает диссертацию, а вот потом, года через три, наконец вспоминает про патенты. А там патентовать уже поздно: если информация была опубликована, то ничего нового в ней уже нет, даже если ее опубликовал сам автор. То есть у нас уровень правосознания в этой сфере немного другой, он пониже. Может быть, это связано с тем, что в России авторские права — сфера относительно молодая. В Советском Союзе авторские права как бы защищали, но в Европе и США авторское право развивалось совсем другими темпами.

Как это можно изменить? Важно рассказывать о случаях, когда права защитили. Сейчас очень мало информации о том, как все это работает: судебной практики почти нет, у юристов есть задачи важнее, чем писать по ночам статьи, как они отстояли авторские права. С чего бы это было модным, если об этом никто не говорит? Постепенно, лет через 20–30, мы наверное придем к той модели, которая есть в Европе, когда у каждого есть базовые знания, что такое интеллектуальная собственность. Пока все вообще не так, но я надеюсь, получится это изменить.



Надеюсь, вам было полезно. На моем глобусе точно стало светлее. Задача, которая меня в этой истории будоражит: «снять спазм», тот ступор, когда тебя вроде ограбили, а что делать — неясно. В итоге человек застывает и ничего не делает. Этот ступор — то, на чем кормятся пираты.

P.S. Права на этот текст принадлежат мне, мое авторское право на него возникло в момент публикации. Иллюстрация тоже принадлежит мне, это право возникло в момент, когда я оплатила работу художника. Знания, что делать, если на вашу интеллектуальную собственность претендуют, теперь принадлежат вам, и вы можете их свободно распространять, пересказывая собственными словами или цитатами со ссылкой на автора и источник.

Светлана Болгова приняла вызов Главреда и теперь исследует вопрос, как защищать авторские права.