На днях исследователи компании «Антифишинг» опубликовали результаты исследования, согласно которым около 86% россиян подвергались кибератакам со стороны злоумышленников.

Исследование базируется на результатах опроса, проведенного с участием 501 человека в возрасте от 18 до 55 лет. Из 86% столкнувшихся с киберугрозами 18,6% понесли реальные потери — финансовые или информационные.

Самые распространенные темы цифрового мошенничества, с которыми столкнулись респонденты:

  • Мошеннические смс или сообщения в мессенджерах/социальных сетях, написанные якобы от лица знакомого с просьбой одолжить денег/ срочно помочь материально – 52,4% (263 чел.).
  • Телефонное мошенничество (звонки якобы от службы безопасности банка) – 52,2% (262 чел.).
  • Мошенническая реклама в интернете о компенсациях из-за пандемии – 39,7% (199 чел.).
  • Мошеннические письма на электронной почте о каких-либо продажах и акциях на товары – 36,7% (184 чел.);.
  • Мошеннические сообщения в мессенджерах, которые сообщали о необходимости обновить приложение по присланной ссылке – 34,3% (172 чел.).
  • Мошеннические письма на электронной почте о произошедшей смене пароля от какого-либо сайта (госуслуги, почты и т.п.) – 31,9% (160 чел.).


Статистика столкновения с атаками мошенников по разным темам (%). Источник: hightech.plus

Очень часто мошенники используют приемы социальной инженерии. И если раньше это были преимущественно звонки с требованием или просьбой предоставить средства для того, чтобы выручить якобы пострадавшего в ДТП родственника, то сейчас это еще и COVID-19. Это направление можно назвать самым «трендовым» — каждый третий гражданин РФ сталкивался с мошенничеством, так либо иначе связанным с темой коронавируса.

По словам экспертов, социальная инженерия популярна потому, что мошеннику гораздо проще обмануть человека, чем использовать технологические инструмента для обхода или взлома защиты какой-либо компании. В любой кризис значимость социальной инженерии возрастает в несколько раз.

При оценке статистики небезопасных действий, которые совершили респонденты в ответ на действия кибермошенников, наиболее эффективными оказались:

  • E-mail сообщения о продажах или акциях на товары — этим сообщениям поверили 18,7% опрошенных.
  • Телефонное мошенничество (служба безопасности банка) — 10,3% опрошенных.
  • Фальшивая реклама в интернете о компенсациях из-за пандемии — 7,3%.
  • Мошеннические сообщения в мессенджерах, в том числе относительно необходимости обновить приложение — 8,7%.
  • Сообщения с просьбой одолжить деньги от знакомых людей — 5,3%.

Общая статистика по результатам опроса:



Операторы связи, опрошенные «Известиями», заявили, что постепенно совершенствуют свои антифрод-системы. Они блокируют подменные номера, которые используют злоумышленники для того, чтобы ввести жертву в заблуждение.

К сожалению, вероятность вернуть средства, потерянные из-за действий мошенников, использующих приемы социальной инженерии, крайне невелика. Проблема в том, что обманутые люди сами переводят средства, после чего мошенники быстро выводят деньги. Вернуть их практически невозможно.