Synovate Comcon провела опрос пользователей мобильных устройств. Владельцы смартфонов и мобильных телефонов в январе-июне стали тратить меньше денег на мобильную связь. Затраты первых сократились на 9,3% – до 486 рублей в месяц, а затраты вторых – на 12%. В среднем за полгода на мобильной связи россияне сэкономили примерно 5,3%. Причины происходящего, как оказалось, заключаются не только в пресловутом кризисе.
Сами операторы в пылу конкурентной борьбы придумывают «беспроигрышные» схемы оплаты, выгодные тарифы, а также всевозможные пакеты услуг оптом и в розницу. Привлечь пользователей таким образом им действительно удалось, правда, выручка операторов связи начала падать. Падению также способствует не меньшее рвение игроков рынка из смежных сегментов, которые распространяют бесплатные точки WiFi-доступа и бесплатные интернет-мессенджеры.
Отчеты операторов не оставляют для анализа ничего, кроме таких показателей, как средний счет на sim-карту или средний месячный счет (ARPU). В той же Москве, например, количество зарегистрированных sim-карт превышает количество жителей более чем в два раза. У МТС и «Вымпелкома» ARPU год к году снизился на 3,3% и 1,5% соответственно.
Некоторое снижение ARPU «Вымпелкома» – следствие массового перехода абонентов на пакетные тарифы (сейчас ими пользуется почти 20% подписчиков), в результате минута разговора подешевела, объясняет представитель оператора Анна Айбашева. Сотрудник одной из сотовых компаний полагает, что ARPU также снизился из-за международного роуминга. Россияне стали меньше выезжать за границу. А те, кто выезжают, предпочитают делать это без лишних разговоров.
«Вымпелком» однако потерял не так много, поскольку снижение показателей по одной статье доходов компенсировались ростом по другой. Выручка оператора от мобильной передачи данных увеличилась на 19%. Дмитрий Солодовников также сообщил, что и у МТС произошло смещение доходов в сторону мобильной передачи данных.
Представитель «Мегафона» Татьяна Зверева не спешит соглашаться с результатами исследования. Она признает, что среди абонентов растет доля пользователей смартфонов и уменьшается доля любителей мобильных телефонов. Данные Synovate Comcon свидетельствуют о своеобразном «круговороте» пользователей гаджетов: в конце июня 2015 года смартфонами пользовались 49% российских абонентов. Это на 14 п. п. больше, чем в прошлом году. А доля пользователей телефонов на столько же уменьшилась и составила 53%. Однако часть россиян оказалась поклонниками обоих гаджетов, чем и объясняется распределение долей с суммой более 100%.
В сети «Мегафона» уровень проникновения дата-передающих устройств приблизился по итогам II квартала 2015 года к 50%, а в продажах его фирменных магазинов доля смартфонов уже достигла 65%, заявила Зверева.
Управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев полагает, что стагнация выручки российских операторов ожидаема. Ссылаясь на опыт развитых стран, он прогнозирует дальнейшее падение спроса на услуги операторов, которые можно заменить интернет-приложениями. В Испании уже в 2013 году более половины абонентов вообще не пользовались SMS. У российских операторов это еще впереди, считает Алексеев.
Сами операторы в пылу конкурентной борьбы придумывают «беспроигрышные» схемы оплаты, выгодные тарифы, а также всевозможные пакеты услуг оптом и в розницу. Привлечь пользователей таким образом им действительно удалось, правда, выручка операторов связи начала падать. Падению также способствует не меньшее рвение игроков рынка из смежных сегментов, которые распространяют бесплатные точки WiFi-доступа и бесплатные интернет-мессенджеры.
Отчеты операторов не оставляют для анализа ничего, кроме таких показателей, как средний счет на sim-карту или средний месячный счет (ARPU). В той же Москве, например, количество зарегистрированных sim-карт превышает количество жителей более чем в два раза. У МТС и «Вымпелкома» ARPU год к году снизился на 3,3% и 1,5% соответственно.
Некоторое снижение ARPU «Вымпелкома» – следствие массового перехода абонентов на пакетные тарифы (сейчас ими пользуется почти 20% подписчиков), в результате минута разговора подешевела, объясняет представитель оператора Анна Айбашева. Сотрудник одной из сотовых компаний полагает, что ARPU также снизился из-за международного роуминга. Россияне стали меньше выезжать за границу. А те, кто выезжают, предпочитают делать это без лишних разговоров.
«Вымпелком» однако потерял не так много, поскольку снижение показателей по одной статье доходов компенсировались ростом по другой. Выручка оператора от мобильной передачи данных увеличилась на 19%. Дмитрий Солодовников также сообщил, что и у МТС произошло смещение доходов в сторону мобильной передачи данных.
Представитель «Мегафона» Татьяна Зверева не спешит соглашаться с результатами исследования. Она признает, что среди абонентов растет доля пользователей смартфонов и уменьшается доля любителей мобильных телефонов. Данные Synovate Comcon свидетельствуют о своеобразном «круговороте» пользователей гаджетов: в конце июня 2015 года смартфонами пользовались 49% российских абонентов. Это на 14 п. п. больше, чем в прошлом году. А доля пользователей телефонов на столько же уменьшилась и составила 53%. Однако часть россиян оказалась поклонниками обоих гаджетов, чем и объясняется распределение долей с суммой более 100%.
В сети «Мегафона» уровень проникновения дата-передающих устройств приблизился по итогам II квартала 2015 года к 50%, а в продажах его фирменных магазинов доля смартфонов уже достигла 65%, заявила Зверева.
Управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев полагает, что стагнация выручки российских операторов ожидаема. Ссылаясь на опыт развитых стран, он прогнозирует дальнейшее падение спроса на услуги операторов, которые можно заменить интернет-приложениями. В Испании уже в 2013 году более половины абонентов вообще не пользовались SMS. У российских операторов это еще впереди, считает Алексеев.