Последний кризис показал, как важно уметь продавать онлайн. Угроза «второй волны» гонит магазины в киберпространство.

Мало сделать сайт. Надо привести в него людей. Стоимость привлечения посетителей в веб-магазины — зашкаливает. Остается горестно вспоминать те времена, когда пионеры индустрии деловито занимали места на новой торговой площадке. Поисковики были маленькими, а цены зелеными.

Между тем, новые привычки уже формируются, и важно оказаться в правильном месте раньше конкурентов. Для этого, предлагаю совершить мысленную прогулку в недалекое будущее интернета вообще и онлайн магазина в частности. А направление зададут тренды.

Мы как-то все привыкли, что серьезный интернет бизнес строится на компьютерном интернете. А между тем…

image

Уходим от конкуренции


По данным Digital 2020 больше половины времени(50.1%), которое мы проводим в интернете теперь приходится на мобильные телефоны.
Тренд 1: Мобильный интернет начинает доминировать
Аналитики из App Annie заявляют, что на мобильные приложения теперь приходится 10 из каждых 11 минут пользования мобильным устройством, а на просмотр веб-страниц уходит только 9% нашего «мобильного времени». Приходится признать, что роль магазинов здесь выполняют мобильные приложения. Правила игры совсем другие. И конкуренция существенно ниже.
Тренд 2: В мобильной среде первую скрипку играют мобильные приложения

Снимаем ограничения


Обычно мобильные магазины работают с небольшим ассортиментом товаров/услуг. Ограничение напрямую связано с маленьким экраном смартфона.

Мы привыкли использовать меню классификации для поиска товара. Прайс в несколько тысяч наименований, в маленьком окошке, превращается в кошмар с картинками (как же без них). Большой объем данных делает классификатор не эффективным.



На заре интернета существовали классификаторы сайтов «желтые страницы интернета». Они забыты. Сейчас, мы считаем нормальным, написать запрос и найти ответ в первой десятке выдачи поисковиков.

Похоже, что мы лучше стали общаться с компьютером. Монолог: "Смотри что у меня есть", меняется на диалог: "Что вам угодно?". Если пофантазировать, то вполне естественно сообщить телефону: "Хочу капучино", и получить его, где-нибудь поблизости.
Тренд 3: Среди большого объема данных, доминирует поиск по запросам, близким к естественному общению.
Заменяя классификатор на запросы, мы получим несколько плюшек.

  • Не надо ломать голову что важнее: категория Сапоги/Туфли или Мужские/Женские.
  • Легко использовать сложный товар с характеристиками. Для обуви это размеры и цвет, для автомобилей это марка авто или номер кузова.
  • Мы, побуждаем пользователя формулировать желание. Это помогает онлайн продавцу мониторить ход визита и помогать покупателю не задавая лишних вопросов.

Развивающийся искусственный интеллект делает язык запросов естественнее и точнее. Известны удачные кейсы с запросами по фотографиям или голосом. Обратите внимание, что та-же Яндекс Алиса наиболее полезна именно в мобильном секторе. С компьютера не сделать фотографию или видео так же свободно, как с телефона.
Смартфон в наименьшей степени удобен для коммуникации на экране, в наибольшей для голоса, фото или видео общения.
Примерно половина из 3,7 часов в день, которые люди проводят с мобильными в руках, они тратят на приложения социальных сетей и мессенджеры.

image
Тренд 4: Самые популярные мобильные приложения — социальные сети и месcенджеры.
Время подвести итоги и заметить, что интернет смещается в сторону мессенджеров в мобильных устройствах. Вот удивил! Поддержка общения, это прямое назначение телефона. Можно ли утверждать, что к этому стремится центр тяжести всего интернета?

Давайте рассуждать: Интернет, это в первую очередь — способ коммуникации. Мобильный телефон — это средство коммуникации которое всегда под рукой. Коммуникации с кем? Не только с человеком, но и программой. Самое время вспомнить очередной тренд:


Тренд 5: Чат-боты набирают популярность
В более общем случае я бы сформулировал общее направление так:
Развитие интернета идет в сторону естественного общения человека
с человеком или машиной посредством мобильного терминала.
Я далек от радикальных мыслей, что все остальное вымрет. Думаю, что на горизонте ближайших 5-10 лет будет преобладать такая вот клиент-серверная архитектура, где основными клиентами выступают мобильные телефоны в лице своих владельцев. Не претендуя на роль первооткрывателя посмотрим через призму этой формулировки на онлайн торговлю.

Онлайн магазин будущего, на мой взгляд, должен быть мобильным приложением со способностями естественного общения. Вашим собеседником станет живой консультант или чат-бот. Эдакий продвинутый мессенджер.

Общение покупателя и консультанта на расстоянии очень актуально на фоне пандемии. Такой магазин может стать выходом для офлайн магазинов в условиях локдауна.

Написать Мобильное приложение — это недешево. А наделить его способностями серьезного чата и подавно. Как оказаться на этой поляне раньше других?

Снижаем стоимость


Если найдем уже существующее приложение, это серьезно снизит стоимость проекта. Натянем логику чат-бота на «морду» существующих мессенджеров.

И знаете, выбор пока оказывается — не велик… Чат-боты, так или иначе, можно сделать во многих мессенджерах, но способности Telegram заметно шире. Самое важное для нас отличие, это возможность программировать кнопки (Помнить и набивать команды вручную, понравится не каждому). Если знаете аналоги напишите пожалуйста в комментарии.

Вдобавок, каналы — делают Телеграмм социальной сетью. А это — не лишняя плюшка в способностях онлайн магазина.
Телеграмм с чат-ботом — это недорогая основа собственного онлайн магазина.
Получается достаточно запрограммировать внутреннюю логику чат-бота, об остальном позаботится мультиплатформенный Telegram.

Я предпринял попытку создать такой чат-бот. То что у меня получилось, после установки Телеграмм, можно посмотреть на https://t.me/repassBot.