Раньше мне казалось, что уже каждый разработчик так или иначе знаком с этип понятием. Но каково было мое удивление, что некоторые коллеги, друзья и знакомые впервые слышали это слово. Давайте для начала дадим определение:
Духота — это эмоциональное состояние человека, команды или проекта, при котором максимальные затраты времени и сил направлены на бесполезные действия.
Бесполезными действиями могут являтся: выяснение отношений между коллегами; задачи, высосанные из пальца; работа без четкого тз; чайко-менеджмент.
Также стоит сказать о задержках зп. Этот фактор очень сильно влияет на состояние разработчика (думаю, тут и без меня понятно).
На самом деле бесполезных действий намного больше, я лишь привел некоторые частые примеры. Давайте теперь поговорим, почему я считаю эту тему очень актуальной и острой на данный момент.
Духота — это один из главных признаков выгорания разработчика.
Если вы, ваш коллега или подопечный постоянно недоволен новыми правками, задачами, менеджментом и тд, то скорее всего ему (вам) душно работать в этой компании/команде/проекте и он (вы), рано или поздно, уходит(е) в другую компанию под угрозой выгорания. Самое обидное, что подавляющее большинство таких случаев никак не учитывается, следовательно, опыт из этого никакой не приобретается.
Хочу сделать оговорку, что по большей части я говорю об аутсорс-компаниях, потому что в продуктовых и тем более в стартапах такая проблема наблюдается очень редко.
По своему личному опыту скажу, что духота — это единственная причина, по которой я старался сменить работу. Ни зп, ни проект, ни даже сложность и неудачи так не влияют на твое моральное состояние как духота. Самый яркий пример у меня был прошлой зимой, когда мы делали «стартап на заказ». В той компании было все: от чайко-менеджмента до месячных задержек зп.
«Одна фича с человека в день.Все неправильно, переделываем» — с такими парадигмами мы работали полгода. Правда, я только начинал получать реальный опыт, поэтому сменить работу было очень тяжело. Но из этого я сделал несколько выводов:
1. Не бойтесь менять место работы
Я знаю, что для многих разработчиков это очень решительный поступок. Но нужно всегда помнить, что если вам душно и вас не слышат, то это единственное спасение от выгорания. Либо вы уходите в другую компанию на лучшие условия и новый опыт, либо теряете ценность себя как разработчика и выгораете на несколько месяцев, а то и лет.
2. Умейте себя оценивать адекватно
Часто разработчики недооценивают свои способности, изредка переоценивают. Чтобы более-менее адекватно оценивать свой уровень, нужно хотя бы собеседоваться в разные компании. В каждой команде есть свои технологии, опыт и способности, которые ценятся больше всего, но везде есть те критерии, которые дают тебе какую-либо градацию.
3. Не бойтесь говорить о проблемах
Если вы заметили, что ваш коллега создает духоту, которая мешает вам работать, не бойтесь об этом сказать. Этот человек может сам не знать, что он мешает вашей разработке, потому что просто привык быть таким. Также он может быть токсичным или снобом, тогда такой человек в перспективе будет мешать всей команде. Помните: из-за духоты страдает не только ваше моральное состояние, но также и здоровье и силы. Из-за душной работы вы будете быстрее уставать, у вас не будет времени на семью и себя.
Update: Решил привести пример из жизни, а то статья получилась слишком сжатая.
Самый яркий пример духоты, который растянулся на несколько месяцев был в компании name.
Там мы делали стартап на заказ — приложение-клон Instagram с новым дизайном и несколькими фичами. Это было мое второе место работы в мобильной разработке под Андройд. Все задачи находились в Jir'е. Порой мы делали задачи, а когда приходило время списать на них затраченное время задача редактировалась так, что приходилось начинать с нуля. «Ребята, надо быстрее делать. Да там поправить 10 минут делов». На самом деле все было иначе.
Далее начались еще большие странности, чем мы(команда) могли предполагать. Однажды произошел общий звонок в зуме, где был сказан следующий монолог директором: «Ребята, вы з@#$%ли, все опять неправильно, мне уже надоело, меня заказчик в@#$%бал в ж@#у, делайте по фиче в день, чтобы наверстать упущенное». Это к слову о чайко-менеджемнте. В чем была виновата команда никто не знал, ведь все работали по кривому, но ТЗ.
Отдельные строки хочу выделить нашему back-end тимлиду. Он был любителем ждать до дня сдачи фичи и дедлайнить ночью, из-за чего почти все задачи стояли на ожидании, пока сервер был не готов. Самый крупный абсурд случился, когда пришлось создавать заказ на одном из сервисов Яндекса, чтобы разбудить этого человека и привезти в офис.
В итоге проект «заморозили», компания оформила на себя банкротство, зп до сих пор никто не получил. Но «кормление завтраками» все еще продолжается.
Было бы очень интересно услышать ваше мнение и опыт в комментариях.
fougasse
Про чаек не очень понял.
В продуктовых тоже наблюдаются те же проблемы.
stardust_kid
en.wikipedia.org/wiki/Seagull_management
Rand1k Автор
Согласен, надо делать если дали, но духоту никто не отменял) Если бы делать необязательно было, то духоты бы и не существовало, как по мне