Что, Где, Когда?


IT — консалтинг в большинстве случаев ассоциируется с построением хранилищ, систем визуализации и анализа данных, но сегодня мы познакомимся с еще одной командой GlowByte — GlowByte FI.


Команда FI строит системы финансового учета, бюджетирования, планирования, прогнозирования и аллокации расходов — много умных слов, которые мы ниже объясним.
В статье обсудим значение систем финансового учета для бизнеса, типы информационных систем и выгоду их приобретения и использования в компании.


image


Своя игра


Итак, в мире наступающей цифровизации всем понятно зачем нужно знать такие показатели бизнеса, как: средний чек покупателя, конверсия, ARPU (средний доход с пользователя), LTV (доход с пользователя за все время пользователя сервисом), стоимость привлечения клиента и т.д. Основа этого — финансовый план.


Родина начинается с картинки в букваре, а успех и прибыль компании с продуманного бизнес-плана, построения бюджета и его исполнения.


Что такое бюджет? Зачем он необходим компании?


image


Чтобы понять необходимость бюджетирования и планирования, приведем простой жизненный пример: 30 — летний человек живет в России, ходит на работу и получает заработную плату; живет от зарплаты до зарплаты, пока государство, допустим, не примет новый закон, который гласит об отмене пенсионных накоплений. В такой момент приходит осознание, что пенсионный возраст близок, пройдет всего каких-то 30 — 35 лет, а накоплений никаких. Что же делать? Какие шаги должен совершить наш герой на пути к созданию пенсионного капитала?


image


Шаг первый: Записывать все доходы и расходы.
Шаг второй: После появления определенной статистики доходов и расходов, выявить обязательные и необязательные траты — это и называется (взрослая самостоятельная жизнь) финансовым анализом.
Шаг третий: Сформировать бюджет на год. Процесс бюджетирования основывается на статистике доходов и расходов, закладывая определенный процент на непредвиденные траты, а также учитывая краткосрочные финансовые цели на горизонте до или чуть свыше года.
Шаг четвертый: Чтобы достичь конечной цели — пенсионный капитал — нашему герою необходимо овладеть такими инструментами как прогнозирование и стратегическое планирование. Отличие этих двух процессов от бюджетирования заключается в горизонте планирования (бюджет обычно строится на год) и определенных допущениях, т.к. не все ситуации в следующие 5-10-15 лет можно предугадать. Только при составлении прогноза с учетом своих стратегических планов (ипотека, дети, путешествия) наш герой может просчитать, какие инструменты накопления он может использовать для того, чтобы жить комфортно.
Этот пример из жизни человека отличается от жизненного цикла компании одним — масштабом.
Давайте рассмотрим как поэтапно происходят такие процессы в компании?


Где логика?


image


На начальном этапе создания бизнеса практически любой бюджет и бизнес-план создается в Excel — это самый простой и незатратный путь. Первая ИС (здесь и далее: ИС — информационная система) в компании — система бухгалтерского учёта. Далее могут появляться системы кадрового, маркетингового и коммерческого учета (например, CRM). По отдельности все эти системы важны и нужны, но для принятия стратегически верного бизнес — решения необходимо видеть всю картину целиком, а для этого необходимо собрать все имеющиеся пазлы.


Сбор отчётности исторически начинался c большого количества Excel-файлов и имеет недостатки:
Процесс сбора данных из разных систем-источников — трудоемкий и подвержен ошибкам;


  • Отчетность по важным показателям для бизнеса может предоставляться несвоевременно и “съедать” больше ресурсов, чем необходимо (поиск актуального файла, файл весит “о боже мой” больше 50МБ, нет возможности вносить исправления в файле одновременно нескольким пользователям);
  • Excel-файлы как вид отчетности не обеспечены хорошим уровнем безопасности. Потеря или несанкционированный доступ к таким незащищенным система грозят бизнесу серьезными последствиями;
  • Согласование и утверждение финансовых показателей осуществляются в основном по почте, что снижает скорость и точность принятия важных решений, а также не позволяет хранить их историю.
    Большинство из этих факторов — человеческие. И именно автоматизация позволяет управлять такого рода рисками.

Поле чудес


Следующий важный этап в развитии управления компанией — объединение разных систем информации в интегрированную ИС: Систему Управления Эффективностью Организации (CPM — Corporate Performance Management), которая является комплексом взаимосвязанных процессов, методологий и подсистем. Решения CPM охватывают все бизнес-задачи в области стратегии и финансов.


Какое же решение CPM выбрать? На что необходимо обратить внимание?


На помощь приходит “Магический квадрант Гартнера” — это отчет, необходимый для оценки и выбора наиболее подходящей для компании автоматизированной системы.


Gartner (Гартнер) — это консалтинговая и аналитическая компания, которая специализируется в сфере ИТ: исследует поставщиков, которые представляют инфраструктурные ИТ — решения для компаний.


image


Как читать этот “магический квадрант” и что все это значит? Давайте разберемся.


image


По квадранту:


Лидеры (Leaders) — лидирующие решения на данном рынке (рынок указан в самом названии таблицы). Хорошо себя зарекомендовавшее законченное решение, которое покрывает нужды подавляющего большинства заказчиков, и имеющее понятное развитие в будущем.


Нишевые игроки (Niche players) — не очень широко распространенные на данном рынке решения. Как правило заточены на решение определенных или очень специфических (узких относительно всего этого рынка) задач.


Претенденты (Challengers) — законченные целостные решения, достаточно широко распространенные на рынке, но не показывающие четкие тенденции будущего развития. Решения, которые сейчас работают хорошо, но непонятно, как они буду взаимодействовать с новыми постоянно добавляемыми в инфраструктуру компонентами, а производитель ничего конкретного по этому поводу не сообщает.


Визионеры (Visionaries) — такие компании не сильно представлены на рынке, но агрессивно рассказывают о перспективах своего развития в будущем. Часто появляются новички с уже готовым и быстроразвивающимся продуктом.


На что нужно обязательно обратить внимание при анализе “квадранта” и выборе инфраструктуры:


  1. Название квадранта — им определяется рынок решений, который рассмотрен в данном квадранте;
  2. Дата выхода. Учитывая, что рынки в сфере высоких технологий быстро развиваются и меняются, квадранты старше 2 лет не имеет смысла. Такие квадранты можно рассмотреть только в качестве представления исторического развития данного сегмента рынка;
  3. Шкала оценки: "Зрелость уже сейчас" (Ability to execute) и "Перспективность в будущем" (Completeness of vision). Любой продукт или решение оценивается исходя из готовности и возможности развития продукта в будущем;
  4. Соотношения оценок и представления на рынке: "Нишевые игроки", "Претенденты", "Провидцы" и "Лидеры".
    Сам факт попадания в квадрант, в любую категорию, уже говорит о том, что решение данного вендора заслуживает внимания. Ориентируйтесь на квадрант, но в конечном выборе закупаемого решения необходимо также учитывать и другие факторы, соответствующие целям и возможностям самой компании.

Супер-приз


Что же мы получаем в итоге? Вывод неутешителен: автоматизация на определенном этапе развитии компании неизбежна, и процесс этот нелегкий, но результат, при котором появятся новые возможности для компании — увеличение прибыли, сокращение трудозатрат — стоят всего этого. Как к выбору инфраструктуры, так и в целом к автоматизации подходить нужно тщательно и проделав предварительную работу. О том, как начать процесс автоматизации и не бросить, на какие именно факторы необходимо опираться при выборе CPM-решения расскажем в следующей статье. Stay tuned!