«Вместо» или «вместе»? В случае взаимодействия человека с роботами пока, к счастью, лидирует второе, о вытеснении людей роботами из разных профессий речь пока не идет. По крайней мере, об этом говорят современные исследования в области human-robot collaboration, а также зарубежные и отечественные эксперты. Этические вопросы работы с роботами и искусственным интеллектом озадачивают и ученых, и даже Папский престол. Попробуем разобраться вместе с деканом факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО Александром Капитоновым и кандидатом технических наук Владиславом Громовым.
Робот помогающий
В городе Аугсбург (Германия) компания KUKA Robotics проводит исследование совместно с Университетом прикладных наук для спорта. В рамках проекта RoSylerNT они изучают взаимодействие человека с роботом-помощником при переноске грузов. Фокус — на психосоциальные аспекты, такие как восприятие технологий людьми, которые работают с роботом, страх перед ними и формирование доверительных отношений.
Роботизированная система, созданная KUKA, представляет собой подвижную автономную платформу и двух роботов LBR iiwa. Участники эксперимента — 15 тестировщиков в возрасте от 18 до 49 лет. Основная их задача: взаимодействовать с роботом и описывать свой опыт.
В робота «вшиты» датчики и технология компьютерного зрения, также он оснащен планшетом, который позволяет ему коммуницировать со своим партнером с помощью визуальных сообщений. Как отмечают участники эксперимента, эти сообщения помогают легче понимать действия робота и работают на установление доверия в паре «человек-робот». Также LBR iiwa персонально приветствует своего партнера благодаря встроенной системе распознавания лиц.
«После недолгого периода привыкания я быстро поняла, как робот реагирует на меня, что он может делать, а что – нет. Например, вскоре я выяснила, что у него нет склонности к резким движениям», — рассказывает одна из участниц эксперимента.
Источник
Ориентироваться на местности роботизированной системе помогают подгруженные карты окружающего пространства и фотобаза. Робот способен распознавать позу, движения, анализировать нагрузку человека и подстраиваться под него в конкретной ситуации. Это необходимо не только для эффективного взаимодействия, но и для защиты от случайных травм при работе с роботом.
Исследовательский проект продолжится до конца 2021 года. Разработчики планируют получить самообучающуюся роботизированную систему, которая стала бы полноценным интерактивным помощником человека. Несмотря на внимание к психосоциальному аспекту исследования, кураторы проекта также заинтересованы в разработке инноваций, которые легли бы в основу других роботов KUKA.
Как отмечают в компании, сотрудничество с роботами приобретает все большее значение, а в промышленности люди и интеллектуальные машины все чаще работают в непосредственной близости друг от друга.
Александр Капитонов, декан факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО, прогрессор проекта Airalab
Инициатив в области так называемого human-robot collaboration сейчас немало. Особенно они развиваются в европейских странах. Бизнес здесь анализирует роботизацию с разных аспектов: социальных, экономических, психологических. Исследование KUKA Roboter — один из примеров. Хорошо себя тут проявила и компания BMW. Немецкий производитель автомобилей в свое время обязался перед сотрудниками предоставить им другую работу, если в результате автоматизации их заменят на роботов.
Human-robot collaboration — про двустороннее сотрудничество. Мы конструируем и обучаем роботов так, чтобы они работали с нами, не принося вреда. Роботы, в свою очередь, также влияют на трансформацию пространства вокруг нас. Самый яркий пример — то, как люди начали переосмыслять дизайн интерьера квартир, чтобы робот-пылесос мог автономно и без сбоев выполнять свою работу.
Источник
Имеет право
Германия — одна из первых стран, которая начала разрабатывать широкую программу роботизации и автоматизации промышленности, с 2006 года. Вскоре этим вопросом заинтересовались в Евросоюзе. В 2013 году был запущен проект SPARC, посвященный развитию и финансированию робототехники.
Проект не заканчивается, и в эти дни, с 23 по 25 ноября, в Боснии и Герцеговине под эгидой SPARC проходит ежегодная European Robotics Week 2020. Главная тема — «Робототехника для человечества». Неделя посвящена влиянию робототехники и технологий на повседневную жизнь, экономику и здоровье в разрезе пандемии COVID-19.
В целом, крупных мероприятий, посвященных роботизации и взаимодействию человека с роботами, немало. Так, конференция ACE (International conference on future applications of AI, sensors, and robotics in society) — в 2021 году пройдет в 15-ый раз. По ее итогам выпускается Journal of Future Robot Life, затрагивающий целый спектр тем — от эмоций и этики роботов до взаимодействий с секс-роботами.
Этические принципы работы искусственного интеллекта волнуют даже Папу Римского. Последний «громкий» документ, регламентирующий отношения с AI, был представлен 28 февраля 2020 года в рамках научного форума по ИИ, организованного Папской академией защиты жизни. Согласно документам, искусственный интеллект должен уважать неприкосновенность частной жизни, работать надежно, непредвзято, прозрачно и «учитывать потребности всех людей». Свод этических принципов поддержали Microsoft и IBM.
Что в России
В России также есть некоторые подвижки к созданию безопасной цифровой среды и системе ее правового урегулирования. Как минимум важность этой задачи была отмечена президентом в сентябре этого года на 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В целом, в роботизации страна пока уступает другим: промышленных роботов используют мало. По последним данным (совместное исследование Минкомсвязи РФ с Национальной ассоциацией участников рынка робототехники), плотность роботизации в России в 2018 году составила 5 роботов на 10 000 рабочих. Для сравнения, средний показатель по миру за тот же период составил 99 роботов. В Китае плотность роботизации находилась на отметке в 140 роботов, в США — 217, в Японии — 327, в Германии — 338. Мировые лидеры — Южная Корея (774 робота на 10 тыс. рабочих) и Сингапур (831 на 10 тыс. рабочих).
Впрочем, как бы ни была мала интеграция роботов в жизнь страны, о том, как вводить их в правовое поле, тоже задумываются.
«Первой ласточкой» стала концепция закона о роботах, разработанная сооснователем Mail.Ru Group Дмитрием Гришиным в 2016 году. Законопроект не приняли, однако в результате появилась Автономная некоммерческая организация по содействию развитию робототехники и инновационных технологий «ПравоРоботов». Именно на нее возложена роль ключевой отечественной площадки подготовки законодательных инициатив в области цифровой экономики.
Вопрос о месте роботов в правовом поле время от времени всплывает в новостной повестке. Так, в 2019 году в постановление Правительства РФ были внесены изменения в ПДД «О беспилотном транспорте». А недавно Институт прогрессивного образования обратился в Минфин с предложением ввести налог на роботов, а собранные средства направлять в специальный Фонд переподготовки уязвимых профессий. Предполагается, что налоговые отчисления будут сопоставимы с 13% НДФЛ со средней зарплаты в определенной профессии. По прогнозам, в течение 10–15 лет в стране без работы могут остаться 20 млн человек.
Робофобия
Робофобия — страх перед технологиями и иррациональная ненависть к ним — уже обросла культурным контекстом и стала объектом исследований по всему миру. В заключение спросили у экспертов, стоит ли напрягаться, если вашим «соседом по цеху» вдруг стал молчаливый промышленный контроллер.
С помощью такого робота Владислав Громов обучает студентов и занимается исследованиями. Фото: Маргарита Ерукова, ITMO.NEWS
Владислав Громов, кандидат технических наук, доцент ИТМО, взаимодействует с роботом KUKA в исследованиях и при обучении студентов
Если обсуждать вопрос взаимодействия робота и человека, основная задача, которая стоит перед разработчиками, — это обеспечение безопасности. Именно она имеет первостепенное значение при разработке ПО. Отчасти из-за этого некоторые производители промышленных роботов ограничивают доступ к API робота, чтобы кастомные изменения в его функционале не повлекли за собой неприятные последствия для человека. Если в результате изменений робот травмирует человека, производитель может понести ответственность либо как минимум получить нелестную огласку в СМИ. Процесс согласования и испытания новых алгоритмов с точки зрения безопасности остается критически важным. Поэтому внедрение больших промышленных роботов — процесс очень долгий и трудоемкий.
За последнее десятилетие робототехника шагнула далеко вперед, и это связано с ростом вычислительных мощностей. Большинство производителей сейчас выпускают роботов c промышленными контроллерами, которые способны производить сложные вычисления достаточно быстро. Роботы обзаводятся системами компьютерного зрения, могут обрабатывать большие данные — без дополнительных вычислительных устройств. Тем не менее, в данном случае развития технологий все равно недостаточно, чтобы роботы повсеместно подключались к выполнению сложных задач — с участием человека или без оного.
Почему? Искусственный интеллект недостаточно развит, чтобы давать стопроцентную гарантию достижения поставленных перед ним целей. Алгоритмы глубокого обучения, хотя и в разы лучше, чем несколько лет назад, все равно дают погрешность в распознавании объектов. Поэтому, когда речь идет о сложных задачах, да еще и с участием человека, на ИИ лучше не полагаться — могут быть жертвы. В этом случае методы классического адаптивного управления, такие как силомоментные вычисления, дают более гарантированный результат работы.
Главная задача промышленных роботов — сделать так, чтобы человек не выполнял тяжелую или рутинную работу. Мало кто получает удовольствия от монотонных, повторяющихся изо дня в день действий. Время работников, закручивающих колпачки на зубной пасте, прошло. Обычно люди понимают, что роботы появляются на производстве для того, чтобы облегчить их работу и не повлиять на качество результата. Им остаются более сложные задачи, не описанные в строгих алгоритмах. И так человек по-новому переосмысливает свое участие в производственных процессах.
Важно также понимать, что полное исключение человека из производственных процессов — это дорогостоящая процедура, для малых и даже средних предприятий она не подойдет. Поэтому работа «в паре» становится более реальной перспективой ближайших лет. В таком случае часть действий робот выполняет с участием человека. Например, последний вручную доводит робота до точки старта работы.
Поэтому так активно начали развиваться алгоритмы взаимодействия с человеком. Без них робот либо некорректно выполнит свою работу, либо травмирует своего «партнера» (потому что не сможет определить, где он находится).
Александр Капитонов, декан факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО, прогрессор проекта Airalab
Эксперты сходятся во мнении: как бы быстро ни развивались технологии автоматизации, они скорее будут помогать человеку, усиливать его компетенции, облегчать работу, но не исключат его из процессов полностью.
Практически в любой стране есть отрасли, автоматизировать которые слишком дорого или нерационально. Дешевле и эффективнее работают люди. Кстати, если вы волнуетесь из-за конкуренции с роботами, можно проверить свою профессию на сайте Will robots take my job. Здесь рассчитывается вероятность, с которой вас на работе заменят роботы и/или искусственный интеллект. Все прогнозы основаны на данных. Учителя и юристы могут не волноваться — вероятность замены роботами минимальна. А вот таксистам и дальнобойщикам стоит подумать о будущем — риск потерять работу из-за технологического прогресса составляет 89%, хоть и не в ближайшее время. Точные сроки сейчас назвать сложно, но это произойдет, как только человечество будет готово менять устоявшиеся форматы жизни.
iliasam
«В целом, в роботизации страна пока уступает другим: промышленных роботов используют мало.»
Так и промышленность у нас менее развита, чем в странах, с которыми идет сравнение далее (Китай, США, Япония, Германия).
HEKOT
Что имеется ввиду под «менее развита»?
1. Если «её меньше», так и сравнение на 10,000 рабочих, а не на 10,000 населения.
2. Если «она хуже», то роботизированность и есть один из показателей развития промышленности.
iliasam
Скорее, второй вариант.
iburyl
Можем сравнить не с Германией, а, например, с Чехией. Это, казалось бы, не локомотив европейской промышленности: