«Если бы не синие коробки, Apple бы не существовало. Я уверен в этом на 100%». — Стив Джобс
Хотя «фрикеры» (фанаты телефонных систем) использовали «синие коробки» для доступа к бесплатным телефонным услугам ещё в 1950-х годах, первую цифровую blue box спроектировал Стив Возняк в 1972 году. Её рекламировали и продавали сам Возняк (взявший себе фрикерское имя «Berkeley Blue»), Джобс (известный под именем «Oaf Tobar») и их друзья в Беркли и по всей Калифорнии в 1972 и 1973 годах. Возняк говорил, что они изготовили 40-50 устройств, а Джобс утверждал, что сотню; но определённо известно, что многие коробки были конфискованы, когда усилились аресты фрикеров в 1973-1975 годах; частично это было вызвано коммерческим распространением устройств. Эти синие коробки являются результатом первого коммерческого сотрудничества двух гигантов, ставших основателями Apple, а их печатные платы стали для Воза первым опытом изготовления плат.
До наших дней дошло очень мало устройств, произведённых лично Возняком, и ещё меньше осталось первых версий таких плат — Возняк вскоре сменил структуру печатной платы, чтобы использовать в ней более дешёвую мембранную клавиатуру. Первые модели производились самим Возняком. В 1971 году журнал «Esquire» опубликовал статью «Тайны маленькой синей коробочки» с подзаголовком «История настолько невероятная, что она заставит вас сочувствовать телефонной компании». В статье рассказывалось о группе инженеров, разобравшихся в том, как взламывать автоматические коммутационные системы Bell, свободно перемещаясь по междугородним телефонным системам Bell при помощи специальных частот, генерируемых «синими коробками». История этих «телефонных фрикеров» стала сенсацией, а особенно важным читателем статьи был молодой студент-инженер Беркли по имени Стив Возняк. Как вспоминает Возняк, первым делом после прочтения статьи он позвонил своему хорошему другу Стиву Джобсу, который пока ещё учился в старших классах школы. На следующий день они запрыгнули в машину Воза и направились в библиотеку Стэнфордского линейного ускорителя, чтобы прошерстить полки в поисках зацепок, позволивших бы им уточнить подробности описанного в «Esquire».
Blue box с мембранной клавиатурой
По воспоминаниям Возняка, они их нашли: «Я замер, схватил Стива и едва не закричал от восторга. Мы смотрели на список, испытывая прилив адреналина. Мы повторяли только что-то типа „Ух, ...!“ и „Ого, это на самом деле правда!“. Меня буквально трясло и по спине бегали мурашки. Это был настоящий момент эврики». (Wozniak, p.100). Возвращаясь в Беркли, они восторженно обсуждали возможность создания «синей коробки», и спустя три недели Возняк её изобрёл. Выяснив, что создаваемые аналоговой синей коробкой частоты имеют сильные отклонения, он спроектировал первую цифровую синюю коробку. В своей биографии он вспоминает: «Клянусь, и по сей день я сильнее всего горжусь проектированием этой платы: набором деталей, способным выполнять одновременно не две, а три задачи. Я и сейчас думаю, что это было невероятно» (Wozniak, p.102).
В течение следующих нескольких недель благодаря неожиданной помощи «Captain Crunch» — изготовителя синих коробок Джона Дрейпера, упомянутого в статье «Esquire» и мгновенно ставшего героем хакеров и фрикеров, Возняк совершенствовал конструкцию, в результате создав первую в мире цифровую синюю коробку, способную создавать гораздо более устойчивую частоту, чем предыдущие аналоговые устройства. Имея на руках «синюю коробку», двое молодых людей и их друзья начали исследовать телефонную систему, благодаря чему произошла знаменитая история Возняка: он позвонил в Ватикан, представился Генри Киссинджером и позвал к трубке Папу римского (к сожалению, в это время тот спал). Вскоре после этого Джобс придумал план по распространению этих устройств среди студентов Беркли, желающих делать бесплатные телефонные звонки. Они стучались в случайную дверь общежития Беркли и спрашивали человека с придуманным именем, которого, конечно, не обнаруживалось. Они объясняли, что ищут парня, которые делает бесплатные телефонные звонки при помощи синей коробки.
Если собеседник высказывал интерес или любопытство, то они продавали ему коробку. Благодаря изобретательному маркетинговому плану Джобса и архитектуре Возняка им удалось заработать на проекте около 6000 долларов, собирая устройства с себестоимостью 40 долларов и продавая их за 150 долларов. По словам Билла Клэкстона, которого Captain Crunch встретил в общежитии, когда впервые встречался с Возом, в первых синих коробках использовались твёрдые клавиши, которые быстро были заменены на мягкую клавиатуру, чтобы сделать устройства более дешёвыми. Вспоминая всю эту историю, Стив Джобс заметил: «Мы с Возом учились работать вместе и выработали уверенность, что можем решать технические проблемы и действительно что-то производить».
Список литературы
1. Lapsley, Phil. Exploding the Phone: the Untold Story of the Teenagers and Outlaws Who Hacked Ma Bell. (New York, 2013).
2. Wozniak, Steve. IWoz: Computer Geek to Cult Icon (New York, 2006).
3. Isaacson, Walter. Steve Jobs. (New York, 2011).
Недавно одна из первых синих коробок, созданных Возняком (на фото в начале статьи), была продана на аукционе Bonhams за 31 325 долларов (около 2,4 миллиона рублей).
yvm
У нас бы расстреляли и на этом бы все кончилось )
frog
Мой знакомый этим успешно занимался в Питере в начале 1990-х. До сих пор не расстрелян, вроде :)
khulster
В середине 90-х были популярны радиотрубки с радиусом работы 500-1,5 км, которые могли зацепиться за любую базовую станцию. Продавцов хорошо знал лично, вроде никого не расстреляли.
А попозже лично держал в руках и даже звонил по «беспатной» Fora, мобиле которая так же цеплялась в сеть за чей то счет.