Всем привет. Уже почти два года назад я приобрел на aliexpress китайский набор, состоящий из отладочной платы EasyFPGA A2.2, с Cyclone IV EP4CE6E22C8N на борту, ИК пульта SE-020401, программатора, пары USB проводов и шлейфов. Долгое время все это добро лежало у меня без дела, т.к. я никак не мог придумать для себя какой-то интересной и не слишком затратной по времени задачи.
Еще в прошлом году на том-же aliexpress я заказал RGB светодиодную ленту на базе всем известных WS2811 микросхем. Перед покупкой, посмотрев обзор в YouTube на специфический протокол этих микросхем, я решил, что будет интересно написать свой драйвер для них под ПЛИС. А т.к. вышеупомянутая плата на борту имеет фотоприемник, то еще и добавить возможность пощелкать режимы пультиком из комплекта. Такой себе предновогодний проект выходного дня.
Работа с WS2811
По сути, из даташита на WS2811 видно — что протокол довольно прост: на вывод DIN микросхемы нужно передать 24 бита данных цвета в формате RGB888 MSB-first. Следующие 24 бита принятых данных микросхема продублирует на выводе DOUT, что позволяет объединять WS2811 в последовательные цепочки:
Схема последовательного подключения WS2811 микросхем:
Каждый бит здесь кодируется выставлением на выводе DIN логической единицы и логического нуля на определенный промежуток времени. Для значения один — это высокий уровень в течение 1.2 µs и низкий в течение 1.3 µs, а для нуля — 0.5 µs и 2.0 µs соответственно. Из чего видно — что общее время передачи одного бита информации в обоих случаях составляет 2.5 µs. Для завершения передачи достаточно удерживать низкий уровень более чем 50 µs, что послужит сигналом для микросхемы изменить скважность ШИМ на выводах OUTR ,OUTG и OUTB, в соответствии с новым значением цвета.
Тайминги для WS2811:
Реализация WS2811 протокола в модуле WS2811Transmitter
module WS2811Transmitter
# (
CLOCK_SPEED = 50_000_000
)
(
input clkIN,
input nResetIN,
input startIN,
input [23:0] dataIN,
output busyOUT,
output txOUT
);
localparam DIVIDER_100_NS = 10_000_000; // 1 / 0.0000001 = 10000000
reg [4:0] cnt100ns;
reg [24:0] dataShift;
reg busy;
reg tx;
wire [24:0] dataShifted = (dataShift << 1);
wire clock100ns;
initial begin
busy = 0;
tx = 0;
cnt100ns = 5'd0;
end
assign busyOUT = busy;
assign txOUT = tx;
ClockDivider #(.VALUE(CLOCK_SPEED / DIVIDER_100_NS)) clock100nsDivider (
.clkIN(clkIN),
.nResetIN(busy),
.clkOUT(clock100ns)
);
always @(negedge clkIN or negedge nResetIN) begin
if (!nResetIN) begin
busy <= 0;
tx <= 0;
cnt100ns <= 5'd0;
end
else begin
if (startIN && !busy) begin
busy <= 1;
dataShift <= {dataIN, 1'b1};
tx <= 1;
end
if (clock100ns && busy) begin
cnt100ns <= cnt100ns + 5'd1;
if (cnt100ns == 5'd4 && !dataShift[24]) begin
tx <= 0;
end
if (cnt100ns == 5'd11 && dataShift[24]) begin
tx <= 0;
end
if (cnt100ns == 5'd24) begin
cnt100ns <= 5'd0;
dataShift <= dataShifted;
if (dataShifted == 25'h1000000) begin
busy <= 0;
end
else begin
tx <= 1;
end
end
end
end
end
endmodule
Основное здесь это то, что я завел счетчик clock100nsDivider с частотой в 100 ns, и каждый импульс сигнала clock100ns увеличивает значение счетчика cnt100ns на единицу. Переведя сигнал startIN в 1, мы инициируем передачу данных, после чего получаем 1 на сигнале busyOUT. В начале передачи каждого бита на сигнале txOUT выставляется логическая единица, а после 12 отсчетов счетчика cnt100ns для значения один или 5 отсчетов для значения ноль — сигнал txOUT переводится в логический ноль. После 25 отсчетов процедура повторяется для следующего бита, пока все 24 бита не будут переданы, что переведет сигнал busyOUT в 0.
Единственная особенность этого модуля заключается в том, что данные передаются по заднему фронту тактового импульса clkIN. Это было сделано для того, чтобы управляющая логика уже на следующий такт после инициации передачи реагировала на изменение сигнала busyOUT.
Временная диаграмма передачи 24 бит данных цвета FF0055h для WS2811Transmitter:
Работа с ИК пультом
Для передачи данных в нем используется стандартный NEC Infrared Transmission Protocol. Ноль здесь кодируется наличием сигнала в течение 562.5µs и паузой в течение 562.5µs. Единица — 562.5µs и 1.6875ms соответственно. Начало передачи — 9ms сигнал и 4.5ms пауза. А последний импульс в течение 562.5µs обозначает окончание передачи.
Весь пакет данных состоит из: стартовой последовательности (9ms сигнал и 4.5ms пауза), 8 бит адреса принимающего устройства, 8 бит — побитовая инверсия этого адреса, 8 бит — команда, 8 бит ее побитовая инверсия и 562.5µs импульс окончания передачи. Все данные передаются в формате LSB-first.
Пример передачи пакета данных посредством NEC Infrared Transmission протокола:
Реализация NEC протокола в модуле NecIrReceiver
module NecIrReceiver
# (
CLOCK_SPEED = 50_000
)
(
input clkIN,
input nResetIN,
input rxIN,
output dataReceivedOUT,
output [31:0] dataOUT
);
localparam DIVIDER_281250_NS = 3556; // 562.5µs / 2 = 281.25µs; 1 / 0.00028125 ? 3556
reg [23:0] pulseSamplerShift;
reg [33:0] dataShift;
reg [31:0] dataBuffer;
reg [1:0] rxState;
reg rxPositiveEdgeDetect;
reg clock281250nsParity;
reg clock281250nsNReset;
wire clock281250ns;
wire startFrameReceived;
wire dataPacketReceived;
initial begin
rxState = 2'd0;
rxPositiveEdgeDetect = 0;
clock281250nsParity = 0;
clock281250nsNReset = 0;
pulseSamplerShift = 24'd0;
dataShift = 34'd0;
dataBuffer = 32'd0;
end
assign dataReceivedOUT = rxState[0];
assign dataOUT = dataBuffer;
assign dataPacketReceived = dataShift[32];
assign startFrameReceived = dataShift[33];
ClockDivider #(.VALUE(CLOCK_SPEED / DIVIDER_281250_NS)) clock281250nsDivider (
.clkIN(clkIN),
.nResetIN(clock281250nsNReset),
.clkOUT(clock281250ns)
);
always @(posedge clkIN or negedge nResetIN) begin
if (!nResetIN) begin
rxState <= 2'd0;
rxPositiveEdgeDetect <= 0;
clock281250nsParity <= 0;
clock281250nsNReset <= 0;
pulseSamplerShift <= 24'd0;
dataShift <= 34'd0;
dataBuffer <= 32'd0;
end
else begin
case ({dataPacketReceived, rxState[1:0]})
3'b100 : begin
dataBuffer[31:0] <= dataShift[31:0];
rxState <= 2'b11;
end
3'b111, 3'b110 : rxState <= 2'b10;
default : rxState <= 2'd0;
endcase
case ({rxIN, rxPositiveEdgeDetect})
2'b10 : begin
rxPositiveEdgeDetect <= 1;
clock281250nsParity <= 0;
clock281250nsNReset <= 0;
pulseSamplerShift <= 24'd0;
case ({startFrameReceived, dataPacketReceived, pulseSamplerShift})
26'h0ffff00 : dataShift <= 34'h200000001;
26'h2000002 : dataShift <= {1'd1, dataShift[31:0], 1'd0};
26'h2000008 : dataShift <= {1'd1, dataShift[31:0], 1'd1};
default : dataShift <= 34'd0;
endcase
end
2'b01 : rxPositiveEdgeDetect <= 0;
endcase
if (clock281250nsNReset == 0) begin
clock281250nsNReset <= 1;
end
if (clock281250ns) begin
clock281250nsParity <= ~clock281250nsParity;
if (!clock281250nsParity) begin
pulseSamplerShift <= {pulseSamplerShift[22:0], rxIN};
end
end
end
end
endmodule
По сути все тайминги здесь делятся на 562.5µs. Значит заведем сдвиговый регистр pulseSamplerShift в который будем сэмплировать состояние rxIN через каждые 562.5µs. Т.к. захват сигнала нужно производить между его фронтами, то модуль делителя частоты ClockDivider настраивается на частоту в два раза меньшую — 281.25µs. По импульсу от clock281250ns изменяем значение четности clock281250nsParity, и на все нечетные состояния производим захват. С помощью rxPositiveEdgeDetect находим передний фронт сигнала, и проверяем состояние pulseSamplerShift на наличие стартового импульса, ноля или единицы.
Временная диаграмма приема пакета данных 00FF0FF0h для NecIrReceiver:
Основной модуль Main
module Main
(
input clkIN,
input nResetIN,
input rxIN,
output txOUT
);
localparam IR_COMMAND_EQ = 32'h00ff906f;
localparam IR_COMMAND_PLAY = 32'h00ffc23d;
localparam IR_COMMAND_PREV = 32'h00ff22dd;
localparam IR_COMMAND_NEXT = 32'h00ff02fd;
localparam IR_COMMAND_MINS = 32'h00ffe01f;
localparam IR_COMMAND_PLUS = 32'h00ffa857;
localparam UNITS_NUMBER = 100;
localparam PATTERN_COLORS_NUMBER = 128;
localparam PATTERNS_NUMBER = 4;
localparam CLOCK_SPEED = 50_000_000;
localparam UPDATES_PER_SECOND = 20;
reg [$clog2(PATTERNS_NUMBER) - 1:0] patternIndex;
reg [$clog2(PATTERN_COLORS_NUMBER) - 1:0] colorIndex;
reg [$clog2(PATTERN_COLORS_NUMBER) - 1:0] colorIndexShift;
reg colorIndexShiftDirection;
reg [2:0] colorSwapIndex;
reg [$clog2(UNITS_NUMBER) - 1:0] unitCounter;
reg txStart;
reg pause;
reg beginTransmissionDelay;
wire ws2811Busy;
wire beginTransmission;
wire [23:0] colorData;
wire [23:0] colorDataSwapped;
wire [0:$clog2(PATTERNS_NUMBER * PATTERN_COLORS_NUMBER) - 1] colorIndexComputed;
wire irCommandReceived;
wire [31:0] irCommand;
wire rxFiltered;
initial begin
patternIndex = 0;
colorIndex = 0;
colorIndexShift = 0;
colorIndexShiftDirection = 0;
colorSwapIndex = 0;
unitCounter = 0;
txStart = 0;
pause = 0;
beginTransmissionDelay = 0;
end
assign colorIndexComputed = {patternIndex, (colorIndex + colorIndexShift)};
ROM1 rom(
.clock(clkIN),
.address(colorIndexComputed),
.q(colorData)
);
ColorSwap colorSwapper (
.dataIN(colorData),
.swapIN(colorSwapIndex),
.dataOUT(colorDataSwapped)
);
RXMajority3Filter rxInFilter (
.clockIN(clkIN),
.nResetIN(nResetIN),
.rxIN(rxIN),
.rxOUT(rxFiltered)
);
NecIrReceiver #(.CLOCK_SPEED(CLOCK_SPEED))
necIrReceiver (
.clkIN(clkIN),
.nResetIN(nResetIN),
.rxIN(~rxFiltered),
.dataReceivedOUT(irCommandReceived),
.dataOUT(irCommand)
);
ClockDivider #(.VALUE(CLOCK_SPEED / UPDATES_PER_SECOND))
beginTransmissionTrigger (
.clkIN(clkIN),
.nResetIN(nResetIN),
.clkOUT(beginTransmission)
);
WS2811Transmitter #(.CLOCK_SPEED(CLOCK_SPEED))
ws2811tx (
.clkIN(clkIN),
.nResetIN(nResetIN),
.startIN(txStart),
.dataIN(colorDataSwapped),
.busyOUT(ws2811Busy),
.txOUT(txOUT)
);
always @(posedge clkIN or negedge nResetIN) begin
if (!nResetIN) begin
patternIndex <= 0;
colorIndex <= 0;
colorIndexShift <= 0;
colorIndexShiftDirection <= 0;
colorSwapIndex <= 0;
unitCounter <= 0;
txStart <= 0;
pause <= 0;
beginTransmissionDelay <= 0;
end
else begin
if (irCommandReceived) begin
case (irCommand)
IR_COMMAND_PLAY : pause <= ~pause;
IR_COMMAND_EQ : colorIndexShiftDirection <= ~colorIndexShiftDirection;
IR_COMMAND_NEXT : patternIndex <= patternIndex + 1;
IR_COMMAND_PREV : patternIndex <= patternIndex - 1;
IR_COMMAND_PLUS : colorSwapIndex <= (colorSwapIndex == 3'd5) ? 0 : (colorSwapIndex + 1);
IR_COMMAND_MINS : colorSwapIndex <= (colorSwapIndex == 0) ? 3'd5 : (colorSwapIndex - 1);
endcase
end
if (beginTransmission) begin
unitCounter <= UNITS_NUMBER;
colorIndex <= 0;
case ({colorIndexShiftDirection, pause})
2'b10 : colorIndexShift <= colorIndexShift + 1;
2'b00 : colorIndexShift <= colorIndexShift - 1;
endcase
beginTransmissionDelay <= 1;
end
else if (beginTransmissionDelay) begin
beginTransmissionDelay <= 0;
end
else if (unitCounter != 0 && !ws2811Busy) begin
colorIndex <= colorIndex + 1;
unitCounter <= unitCounter - 1;
txStart <= 1;
end
else begin
txStart <= 0;
end
end
end
endmodule
Здесь настраиваются все модули и задаются параметры проекта. Вся логика “программы” заключается в реакции на beginTransmission сигнал, который инициирует передачу новой последовательности цветов на светодиодную ленту. По сигналу irCommandReceived происходит реакция на принятую команду от ИК пульта: остановка бегущих огней, изменение направления, переключения набора цветов и смена варианта перемешивания RGB каналов при помощи ColorSwap модуля.
Наборы цветов хранятся во внутренней памяти EP4CE6E22C8N чипа, называемой M9K Memory Blocks. Эти блоки, в моем случае, настроены как ROM, и организованы 24-х битными словами. Для этого был создан файл формата .mif с данными, и при помощи ROM Megafunction в Quartus сгенерирован ROM.v модуль. При синтезе проекта данные из .mif файла попадают в конечный .sof файл, и загружаются в чип на стадии конфигурации энергонезависимой памяти ПЛИС.
Для генерации набора цветов был написан небольшой скрипт color_patterns_generator.js под Node.js, который и создает rom.mif файл:
fs = require("fs");
const MODE_REPEAT = "repeat";
const MODE_STRETCH = "stretch";
const MODE_GRADIENT_STRETCH = "gradient-stretch";
const ROM_FILE_NAME = "rom.mif";
const COLORS_NUM = 128;
const COLORS_PATTERNS = [{
mode: MODE_GRADIENT_STRETCH,
colors: [
0xff0000,
0xff0000,
0xff00ff,
0xff00ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xffff00,
0xffff00,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ff00,
0x00ff00,
0xff0000,
]
}, {
mode: MODE_STRETCH,
colors: [
0xff0000,
0xff0000,
0xff00ff,
0xff00ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xffff00,
0xffff00,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ff00,
0x00ff00,
]
}, {
mode: MODE_REPEAT,
colors: [
0xff0000,
0xff0000,
0xff0000,
0xff0000,
0xff0000,
0xff0000,
0xff0000,
0xffffff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xffffff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0x0000ff,
0xffffff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xffffff,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffffff,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ffff,
0x00ffff,
0xffffff,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0xffffff,
]
}, {
mode: MODE_REPEAT,
colors: [
0xff0000,
0xff0000,
0x00ff00,
0x00ff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xff0000,
0xff0000,
0xff0000,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0xff00ff,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0x00ff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
0xffff00,
]
}
];
function getRed(color) {
return ((color >> 16) & 0xff)
}
function getGreen(color) {
return ((color >> 8) & 0xff)
}
function getBlue(color) {
return ((color) & 0xff)
}
function toHex(d) {
let result = Number(d).toString(16).toUpperCase();
return result.length % 2 ? "0" + result : result;
}
function generate() {
let result = "";
let byteAddress = 0;
result += "WIDTH = 24; -- The size of data in bits\n";
result += "DEPTH = " + (COLORS_NUM * COLORS_PATTERNS.length) + "; -- The size of memory in words\n";
result += "ADDRESS_RADIX = HEX; -- The radix for address values\n";
result += "DATA_RADIX = HEX; -- The radix for data values\n";
result += "CONTENT -- start of (address : data pairs)\n";
result += "BEGIN\n";
let red;
let green;
let blue;
for (let pattern of COLORS_PATTERNS) {
for (let i = 0; i < COLORS_NUM; i++) {
if (pattern.mode === MODE_GRADIENT_STRETCH) {
let index = i * (pattern.colors.length - 1) / COLORS_NUM;
let colorA = pattern.colors[Math.floor(index)];
let colorB = pattern.colors[Math.floor(index) + 1];
let colorBValue = index % 1;
let colorAValue = 1 - colorBValue;
red = Math.round(getRed(colorA) * colorAValue + getRed(colorB) * colorBValue);
green = Math.round(getGreen(colorA) * colorAValue + getGreen(colorB) * colorBValue);
blue = Math.round(getBlue(colorA) * colorAValue + getBlue(colorB) * colorBValue);
} else if (pattern.mode === MODE_STRETCH) {
let index = Math.floor(i * pattern.colors.length / COLORS_NUM);
let color = pattern.colors[index];
red = getRed(color);
green = getGreen(color);
blue = getBlue(color);
} else if (pattern.mode === MODE_REPEAT) {
let index = i % pattern.colors.length;
let color = pattern.colors[index];
red = getRed(color);
green = getGreen(color);
blue = getBlue(color);
}
result +=
toHex(i + byteAddress) + " : " +
toHex(red) +
toHex(green) +
toHex(blue) + ";\n";
}
byteAddress += COLORS_NUM;
}
result += "END;";
return result;
}
try {
fs.writeFileSync(ROM_FILE_NAME, generate());
console.log("Success");
} catch (err) {
console.log("Failed\n", err);
}
И вот что в итоге получилось из всего этого:
Собственно вот такие пироги.
Ссылка на проект в GitHub
KeisN13
Блин, а я хотел на следующем FPGA стриме с ней поработать. Опять не успел.
Ivanii
А зачем для адресной ленты ПЛИС? Есть пара хороших проектов с адресной лентой на ардуино.
Для меня интересна тема работы с Tang Nano, от начала до например частотомера.
KeisN13
Ну светодиодная лента это всегда красиво и душа отдыхает на таких проектах. Проекты на работе с гигабитными сердесами, ддрами, эзернетами, цосом просто надоедают. Хочется чего-то простого и в тоже время необычного. радующее глаза.
Разумеется лента только часть проекта, там будут физичиски неклонируемые функции, микроблейзы и что-нибудь еще.
Да и стримы заточены на FPGA разработчиков, так что с ардуино — это не к нам
Andy_Big
Любопытства для, полагаю. :)
Тоже получил на днях, хочу поиграться с ней :)
KeisN13
Мы на одном из стримов разбирали GoWin, нам дали отладку на совсем, могу тебе дать погонять на пару месяцев DK-START-GW1NS2
Gerrero
Всем привет! Подскажите, пожалуйста, какой-нибудь ресурс (канал на ХАБРЕ, ютубе, сайт) по ПЛИС, где освещенны тонкости написания «кода» на VHDL прям с нуля, а не набор статей, которые рассчитанны на подготовленного человека. Спасибо
KeisN13
vhdlguide.readthedocs.io/en/latest/index.html#
proton17
Хорошо сделано) а есть что-то похожее по Verilog или SV? Я бы на работе ребятам подогнал для обучения, да и сам иногда поглядывал)
Rullix
Каршенбойм. Краткий курс HDL.
Hypnotriod Автор
Точно такой-же есть, но по Verilog:
verilogguide.readthedocs.io/en/latest
Ivanii
Сайт marsohod.org
Статьи we.easyelectronics.ru/tag/ПЛИС
Форум electronix.ru/forum/index.php?app=forums&module=forums&controller=forums&id=75
Себе заказал с Али платку с EPM240T100C5(240 логических элементов) и USB Blaster, еще на Али есть платы Tang Nano с GW1N-1(1152 LUT, 864 триггера)
Andy_Big
И там же есть платы с Tang Primer c EG4S20 (23520 LUT, интегрированная 64 Mbit SDRAM) :) Но чуть подороже — от 17 до 43 долларов, в зависимости от комплектации.
LennyB
Зачем Вы используете конструкцию initial?
Hypnotriod Автор
Ну как правило хорошего тона, что-бы избежать неявного поведения при симуляции.
LennyB
Ну, у Вас явно прописан асинхронный сброс для этих регистров, так что никакого неявного поведения не будет, если в тестбенче прописать сигнал nResetIN. А потенциальный источник противоречия — странное правило хорошего тона, по-моему.
Hypnotriod Автор
Ну ничего не могу утверждать, т.к. профессионально на verilog ничего не пишу. Где-то читал что желательно описывать initial блок. Видел в чужом коде, что регистры сбрасывались через сброс и в initial были описаны их начальные состояния. Ну а так — да, избыточно.
Behi
Спасибо. Сделаю на новый год детям.
Чудесная музыка, кстати.
Hypnotriod Автор
Спасибо, но именно эта музыка как раз не моя :)