SpaceX 6 декабря успешно запустила новую версию грузового Dragon на Международную космическую станцию. В рамках миссии состоялся 100-й по счету успешный запуск Falcon 9.
Двухступенчатая ракета Falcon 9 стартовала с площадки 39A Космического центра Кеннеди НАСА. Это был 24-й по счету запуск миссии НАСА в этом году.
Приблизительно через 9 минут после запуска первая ступень ракеты-носителя вернулась на Землю, совершив посадку на судно SpaceX «Конечно, я все еще люблю тебя» в Атлантическом океане.
Первая ступень B1058 запускалась и приземлялась уже четыре раза и стала первой, которую НАСА использовало более чем в одном полете. Ранее ракета-носитель участвовала в миссии SpaceX Demo-2, в ходе которой летом на МКС отправили двух астронавтов НАСА, а также спутник связи для южнокорейских военных и партию спутников Starlink.
Dragon укомплектован 2903 кг материалов для научных исследований. Также он доставит рождественские подарки для экипажа.
Dragon прибудет на МКС ??и состыкуется с портом модуля «Гармония» чуть более чем через сутки после запуска. При этом к МКС все еще пристыкован Crew Dragon Resilience, запущенный 15 ноября с экипажем из четырех астронавтов. Он успешно состыковался со станцией 16 ноября.
Модернизированная версия Cargo Dragon может вместить примерно на 20% больше груза. Кроме того, теперь у него вдвое больше вместимость шкафчиков с электроприводом, что позволяет доставить важные грузы для исследований. Корабль может оставаться на МКС вдвое дольше, чем предыдущие версии.
Начиная с этого запуска, все Dragon будут приводняться в Атлантическом океане, а не в Тихом, поэтому эвакуация будет быстрее. Если потребуется, исследователи получат свои образцы и данные всего через 4–9 часов после приводнения Dragon.
Наконец, каждый новый грузовой Dragon сертифицирован для пяти полетов, тогда как предшественник мог выполнить только три.
Нахождение на МКС двух Dragon позволит увеличить штат экипажа на одного человека. А это важно для проведения исследований. Уже сейчас астронавты увеличили их время с 35 часов в ??неделю до 68.
Незадолго до старта предыдущей миссии, 10 ноября, НАСА сообщило об успешном окончании процесса сертификации Falcon 9 и Crew Dragon для выполнения регулярных космических миссий, включая полеты на МКС.
Изначально в НАСА запретили задействовать уже используемые версии корабля для доставки на МКС экипажа. Затем SpaceX было разрешено запускать их в беспилотном грузовом режиме. Однако летом 2020 года НАСА изменило этот пункт в контракте со SpaceX — со второй регулярной миссии компании разрешили использовать ранее запущенные капсулы и ракеты.
См. также:
Nordosten
Вот это более всего удивительнее. Раньше НАСА и мысли не допускало, чтобы на таком поюзаном носителе запускать, в особенности после старшина, где нагрузка максимальная. То есть раньше первые ступени использовались только, те которые на землю сажались.
Areso
Да, сдвиг парадигмы у заказчика едва ли не более ценен, чем сама техническая возможность у исполнителя.
Остаётся только порадоваться, возможно, что это действительно удешевит полеты и доставку грузов, а значит, и научные исследования на околоземной орбите.
striver
TedBronson
Новая версия Дракона предлагает больше возможностей. В частности я помню инфу про то, что доступно больше электропитания, а значит и возможность доставлять живые грузы или «холодильники».
striver
Да, 2-й Дракон предоставляет значительно больше возможностей, на вскидку — увеличение грузоподъемности на 50%, увеличение объема на процентов 15, автоматическая стыковка, возможность быть пристыкованным к МКС вырастет с 1 месяца до 3 или 4, не самое важное, но быстрее будет добираться к МКС, также солнечные панели не нужно разворачивать — это уменьшения рисков на отказ. Для Спейсов — удешевление процесса восстановления и увеличения количества реюза с 2-х, до 4-х (то есть может слетать до 5 раз). Из минусов — шлюз по площади стал меньше.
leviathan
Первая ступень которой запустили Crew-1 с самого начала была запланирована для последующего Crew-2 в начале-середине 2021.
Хотя насчет перезапуска с грузом NASA после Starlink-а вы правы — это первый такой случай, до этого по-моему ступени запускавшие Starlink больше нигде не использовались (кроме дальнейших запусков Starlink-а же).
redsh0927
За 4 месяца и 15 дней можно перебрать и обновить всё до винтика, оставив только шильдик старый. Вот когда прям с баржи возьмут и поставят на старт…
Вроде Маск когда-то говорил про такую демонстрацию, но пока что 51 день — минимум.
striver
Да, хочет 24 часа, но, когда возврат на дрон — то это физически не возможно, нужно дней 5 на возврат на берег. Только посадка на сушу, но таких случаев — очень мало. Должно сойтись много звёзд, чтобы это произошло. Самые реальные сроки — не менее недели. На подходе пуск Старлинков в январе, там оборот ступени должен быть менее 40 дней.
DonStron
Что вы хотите сказать? Что многоразовое использование — это обман?
Возможно что-то разбирают и меняют, но думаете, если бы это было дороже производства новой одноразовой версии, то они шли бы на это? Зачем?
«25 ноября 2020 года ступень B1049 стала первой ступенью, совершившей семь успешных полетов без изменений в конструкции и кардинального ремонта».
Т.е. даже если межполетное обслуживание занимает 51 день, но если это всё равно дешевле, чем производство новой ракеты, то почему это расценивается как критика?
До них этого никто не делал, понятное дело, что они не смогли бы с самой первой версии сделать ступень, которую можно прямо с баржи ставить на старт. У них итеративное улучшение. Если было бы нужно, они усовершенствовали бы Фалконы дальше, но решили оставить дальнейшие улучшения и сосредоточиться на другой перспективной ракете.
redsh0927
Это «возможно» способно поменять ситуацию кардинально. Одно дело — рабочая ступень практически нахаляву, другое — делать из прилетевшего хлама ступень за 90% цены новой.
Пиар, инвестиции и прочее. Шаттлы вон обходились как десяток ракет за пуск, но зачем-то шли.
Это не критика, а скептика. Сложно поверить в то, что летящая задом ракета не прожаривает сама себя до хрустящей корочки. Так что хочу увидеть как оно полетит без ковыряния в гараже месяцами.
altone
Зачем снижать цены, если конкурентов нет и не предвидится?
Частота пусков зависит не только от наличия ракет, но и от готовности полезной нагрузки.
Вы готовы ответить за полный перебор ракеты за 4 месяца? Можете сравнить со сроком сборки ракеты с нуля (кстати, сборка обычно проще ремонта)?
Chamie
Так они и не ковыряют месяцами, просто запуск ракеты — это не только поставить на стартовый стол и запустить. Они банально не нужны пока каждую неделю, нет такой необходимости, не говоря о том, что погодные условия не каждый день благоприятные, а запуск ещё и согласовывать нужно за сколько-то дней с земными службами.
Задом — это как раз самой термостойкой частью, соплами двигателей. А на скорости, на которой она входит в атмосферу, от них расходится пузырь ударной волны, в некоторой мере защищающий остальную ракету от набегающего воздуха.striver
Снижение каких цен? Сравниваем что с чем? И как нет увеличения частоты пусков? Это ваши догадки, не более. Вы путаете пуски за деньги из общего котелка и коммерческие пуски.
Смешно. Более ничего не скажешь. Ковыряние в гараже…
redsh0927
Догадки. Но если опубликуют инфу, я с удовольствием поменяю догадки на официальные сведения.
А пока уж извините, не исключаю что перебирать ступень вполне может быть дороже новой.
Их тоже вроде как не принято разбрасывать направо и налево.
Ну, заводской рефарбишмент. Какая разница, я не отдел маркетинга чтобы тщательно отбирать наиболее выгодно звучащие синонимы.
striver
konst90
Десяток каких ракет, простите?
по оценкам НАСА к конце нулевых стоимость каждого полёта составляла около 450 миллионов долларов. Впрочем это ценник уже под завершение программы, да еще и после катастроф Челленджера и Колумбии, которые привели к дополнительным мерам безопасности и росту стоимости пуска. По идее в середине 80-ых, до катастрофы Челленджера, стоимость пуска была гораздо меньше, но конкретных цифр у меня нет. Разве что укажу на тот факт, что у Titan IV Centaur стоимость пуска в первой половине девяностых годов составляла 325 миллионов тех долларов, что даже слегка превышает указанную выше стоимость пуска Шаттла в ценах 2010 года. А ведь именно тяжелые РН из семейства Титан были конкурентом Шаттла в ходе его создания.
vakhnenko.livejournal.com/239619.html
striver
Вся программа стоила 211 млрд, делим на 135 запусков — выходит 1,56 млрд 1 пуск. Ближе к концу программы они вышли как раз на 450 млн. В начале было еще дороже. Так что Шаттл — очень дорогая игрушка.
DonStron
Шаттл создавали в период романтизации космоса, когда думали, что летать будут много и часто, будут таскать в кузове грузы, а внутри целый автобус людей. Экономическая целесообразность Шаттлов рассчитывалась, исходя из 30 запусков в год.
А на деле задач столько не нашлось и Шаттлы за 30 лет налетали всего 135 раз.
Мы понятия не имеем на сколько снизилась бы стоимость запусков, если бы Шаттлы за 30 лет налетали 900 раз, как планировалось.
striver