Часть 1. Кастомный хук

Часть 3. Redux-saga

О генераторах

Генераторы - это новый вид функций, который появился в ES6. О них написано немало статей и приведено множество теоретических примеров. Что касается меня, то прояснить суть генераторов и способ их использования помогла книга You don't know JS, часть async & performance. Из всех книг по JS, которые я изучал, эта наиболее упакована полезной информацией без воды.

Представим, что генератор (функция в объявлении, которой есть *) - это некое электрическое устройство с дистанционным пультом управления. После создания и монтирования генератора (объявления функции) нужно его "крутануть" (выполнить эту функцию), чтобы он вращался на холостых оборотах и "запитал" пульт управления собой (при выполнении функции-генератора возвращает итератор). На этом пульте управления две кнопки: Пуск (вызвать первый раз метод next итератора) и Next (последующие вызовы метода next итератора). Далее с этим пультом управления можно носиться по всей электростанции (по нашему приложению) и когда понадобиться электрическая энергия (некие значения из функции-генератора) нажимать на пульте кнопку next (выполнять метод next() генератора). Генератор производит нужное количество электроэнергии (возвращает некое значение через yield) и опять переходит в холостой режим (функция-генератор ждёт следующего вызова next от итератора). Цикл продолжается, пока генератор может производить электричество (имеются операторы yield) или он не остановится (в функции-генераторе встретится return).

И во всей этой аналогии ключевой момент - это пульт управления (итератор). Его можно передавать в разные части приложения и в нужный момент "забирать" значения из генератора. Для полноты картины, на пульте управления можно добавить неограниченное количество кнопок для запуска генератора в определенных режимах (передача параметров в метод next(любые параметры) итератора), но для реализации хука достаточно и двух кнопок.

Вариант 4. Генератор без промисов

Этот вариант приводится для наглядности, т.к. в полную силу генераторы работают совместно с промисами (механизм async/await). Но этот вариант рабочий и имеет право на существование в определенных простых ситуациях.

Создаю в хуке переменную для хранения ссылки на итератор (ячейка для пульта управления генератором)

const iteratorRef = useRef(null);

Нужно изменить логику хука. При выполнении обработчика события будет запускаться генератор. В данном случае нет никакого обмена данными между генератором и кодом, выполняющим метод next() итератора (генератор просто делает один оборот при нажатии кнопки next). Выглядит это так:

const updateCounter = () => {
  iteratorRef.current.next();
};

const checkImageLoading = (url) => {
  const imageChecker = new Image();
  imageChecker.addEventListener("load", updateCounter);
  imageChecker.addEventListener("error", updateCounter);
  imageChecker.src = url;
};

При запуске генератор расставляет обработчики событий и затем запускает цикл по сборке ответов из этих обработчиков. Каждому обработчику был вручён пульт и было объяснено, что, как только придёт событие, нужно нажать кнопку next на пульте. Когда приходит событие, обработчик добросовестно жмёт на кнопку и тем самым "прокручивает генератор". В процессе оборота происходит dispatch нужного действия и генератор опять переходит в холостой режим, ожидая следующего сигнала от пульта. Ниже приведён код самого генератора:

function* main() {
  for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) {
    checkImageLoading(imgArray[i].src);
  }
  for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) {
    yield true;
    dispatch({
      type: ACTIONS.SET_COUNTER,
      data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep
    });
  }
}

Конечно при монтировании хука нужно "крутануть" генератор, чтобы он запитал пульт (вернул итератор в iteratorRef. И после этого нажать кнопку Пуск (выполнить метод next итератора первый раз).

Ниже привожу полный исходный код хука с использованием генератора без промисов.

Исходный код хука Генератор без промисов
import { useReducer, useEffect, useLayoutEffect, useRef } from "react";
import { reducer, initialState, ACTIONS } from "./state";

const PRELOADER_SELECTOR = ".preloader__wrapper";
const PRELOADER_COUNTER_SELECTOR = ".preloader__counter";

const usePreloader = () => {
  const [state, dispatch] = useReducer(reducer, initialState);

  const stateRef = useRef(state);
  const iteratorRef = useRef(null);

  const preloaderEl = document.querySelector(PRELOADER_SELECTOR);
  const counterEl = document.querySelector(PRELOADER_COUNTER_SELECTOR);

  const updateCounter = () => {
    iteratorRef.current.next();
  };

  const checkImageLoading = (url) => {
    const imageChecker = new Image();
    imageChecker.addEventListener("load", updateCounter);
    imageChecker.addEventListener("error", updateCounter);
    imageChecker.src = url;
  };

  useEffect(() => {
    const imgArray = document.querySelectorAll("img");
    if (imgArray.length > 0) {
      dispatch({
        type: ACTIONS.SET_COUNTER_STEP,
        data: Math.floor(100 / imgArray.length) + 1
      });
    }

    function* main() {
      for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) {
        checkImageLoading(imgArray[i].src);
      }
      for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) {
        yield true;
        dispatch({
          type: ACTIONS.SET_COUNTER,
          data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep
        });
      }
    }

    iteratorRef.current = main();
    iteratorRef.current.next();
  }, []);

  useLayoutEffect(() => {
    stateRef.current = state;

    if (counterEl) {
      stateRef.current.counter < 100
        ? (counterEl.innerHTML = `${stateRef.current.counter}%`)
        : hidePreloader(preloaderEl);
    }
  }, [state]);

  return;
};

const hidePreloader = (preloaderEl) => {
  preloaderEl.remove();
};

export default usePreloader;

Но в полной мере мощь генераторов по управлению асинхронным кодом проявляется совместно с использованием промисов.

Вариант 5. Генератор с промисами

Как вы уже догадались генератор будет возвращать промис. Таким образом обработчикам событий не нужно будет вызывать метод next итератора (не нужно будет отдавать им пульт управления и давать инструкции по его использованию). Просто промисифицируем колбэк (мы сами будем знать когда отработал обработчик и без его ведома).

Код генератор изменится следующим образом:

const getImageLoading = async function* (imagesArray) {
  for (const img of imagesArray) {
    yield new Promise((resolve, reject) => {
      const imageChecker = new Image();
      imageChecker.addEventListener("load", () => resolve(true));
      imageChecker.addEventListener("error", () => resolve(true));
      imageChecker.src = img.url;
    });
  }
};

А вызывающий код будет выглядеть так:

for await (const response of getImageLoading(imgArray)) {
  dispatch({
    type: ACTIONS.SET_COUNTER,
    data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep
  });
}

Основную работу по сравнению с предыдущим вариантом выполняет цикл for await ... of. Пульт управления генератором находится у него и он автоматически нажимает кнопку Пуск и Next.

У этого варианта есть один небольшой недостаток - последовательная обработка промисов. Первое изображение может оказаться большим по размеру и тогда менее тяжёлые картинки будут ожидать разрешения первого промиса, несмотря на то, что они уже давно загрузились и промисы их обработчиков давно разрешены.

Исходный код хука Генератор с промисами
import { useReducer, useEffect, useRef } from "react";
import { reducer, initialState, ACTIONS } from "./state";

const PRELOADER_SELECTOR = ".preloader__wrapper";
const PRELOADER_COUNTER_SELECTOR = ".preloader__counter";

const usePreloader = () => {
  const [state, dispatch] = useReducer(reducer, initialState);

  const stateRef = useRef(state);

  const preloaderEl = document.querySelector(PRELOADER_SELECTOR);
  const counterEl = document.querySelector(PRELOADER_COUNTER_SELECTOR);

  useEffect(() => {
    async function imageLoading() {
      const imgArray = document.querySelectorAll("img");
      if (imgArray.length > 0) {
        dispatch({
          type: ACTIONS.SET_COUNTER_STEP,
          data: Math.floor(100 / imgArray.length) + 1
        });
  
        for await (const response of getImageLoading(imgArray)) {
          dispatch({
            type: ACTIONS.SET_COUNTER,
            data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep
          });
        }
      }
    }
    imageLoading();
  }, []);

  useEffect(() => {
    stateRef.current = state;

    if (counterEl) {
      stateRef.current.counter < 100
        ? (counterEl.innerHTML = `${stateRef.current.counter}%`)
        : hidePreloader(preloaderEl);
    }
  }, [state]);

  return;
};

const getImageLoading = async function* (imagesArray) {
  for (const img of imagesArray) {
    yield new Promise((resolve, reject) => {
      const imageChecker = new Image();
      imageChecker.addEventListener("load", () => resolve(true));
      imageChecker.addEventListener("error", () => resolve(true));
      imageChecker.src = img.url;
    });
  }
};

const hidePreloader = (preloaderEl) => {
  preloaderEl.remove();
};

export default usePreloader;

Итого:

В этой части статьи показано:

  • как использовать useRef для хранения и использования нужных значений на протяжении всего времени жизни компонента (некий аналог глобальных переменных для компонента)

  • как управлять потоком событий с помощью генераторов, но без использования промисов (с использованием колбэков)

  • как управлять потоком событий, обработчики которых промисифицированы, с помощью генераторов и цикла for await ... of

Ссылка на песочницу

Ссылка на репозиторий

Продолжение следует... redux-saga...