Четверть века назад как своеобразный эксперимент возник один из первых крупных поисковых движков, задумывавшийся как публичный тест основного продукта производителя серверов. В этом тесте мог принять участие любой пользователь с подключением к вебу. На то время эксперимент оказался настолько удачным, что этого никто и представить не мог. Однако проблема заключалась в том, что по сути своей это был эксперимент, который никогда не позиционировался как бизнес. Поэтому со временем эту инновацию неизбежно превзойдут другие, более подходящие компании, а данная передовая идея со временем станет частью прошлого. Но никто не собирался превращать в музейный экспонат инновации Интернета 1995 и 1996 годов: время не стояло на месте, как и веб-сайты, какими бы важными они ни были. Однако было бы здорово, если бы кто-то смог это сделать. В своей статье я пишу об AltaVista, Digital Equipment Corporation, веб-доменах и о том, как важная история может стать основой глупой маркетинговой схемы какой-то случайной компании.

270 гигабайт


Таков общий размер двух жёстких дисков машин Scooter и Turbo Vista, на которых в начале 1996 года работала AltaVista. (Как писал легенда технологий Боб Меткалф в своей статье в InfoWorld, эти две машины работали в тандеме: более скромный Scooter с 20-гигабайтным жёстким диском и 1 гигабайтом ОЗУ получал страницы, а Turbo Vista с 2 гигабайтами ОЗУ и 250-гигабайтным жёстким диском хранила его находки и передавала их пользователям веба.) Эти машины, передававшие между собой довольно скромные по современным меркам объёмы информации, были созданы исключительно для демонстрации возможностей процессора DEC Alpha. На самом деле, именно такой была первопричина существования AltaVista: Полу Флаэрти, которому пришла в голову эта идея, поручили продемонстрировать мощь новой линейки компьютеров DEC, и во время отпуска его озарило. Позже систему разработали сотрудники DEC Майкл Берроус и Луис Монье.


AltaVista в начале 1997 года.

Как первый хороший поисковый движок AltaVista опустился в глубины цифрового забвения


Более 40 лет Digital Equipment Corporation выживала как независимая компания, но изначально она создавалась для более ранней эпохи компьютеров. Хотя компания лучше адаптировалась ко времени, чем её современники (например, Wang Laboratories), в начале 1990-х у неё всё-таки начались проблемы и она не смогла найти себе место в новом мире.

Но в процессе своего выживания, менее чем за три года до продажи компании, DEC чуть ли не случайно придумала популярное веб-приложение, которое во многих отношениях более знакомо обычным пользователям, чем потрясающие линейки компьютеров PDP и VAX, на которых компания сделала себе имя в 1960-х, 1970-х и 1980-х.

В этот период DEC была одной из самых важных компьютерных компаний. Она была основана в 1957 году двумя бывшими исследователями MIT Кеном Олсеном и Харланом Андерсоном, которые воспользовались венчурным капиталом для производства промышленных компьютеров, и обрели успех, сосредоточившись на относительно небольших миникомпьютерах, а не мейнфреймах. DEC была важной для истории компьютеров компании, но она упустила фундаментально важные тенденции — персональный компьютер и популярность операционных систем на базе UNIX. На протяжении 1990-х пыталась вернуться к прежнему уровню доходов.


Пример чипсета DEC Alpha, такой же использовался для работы AltaVista.

AltaVista родилась как часть этого проекта по возврату былых позиций, начавшегося с линейки процессоров под названием DEC Alpha. Линейка 64-битных RISC-микропроцессоров Alpha правильно позиционировался как конкурент по скорости для популярных процессоров таких компаний, как Intel и IBM. Это был достойный конкурент, давший DEC шанс вернуть себе величие, но для многих покупателей определяющим фактором стала цена, а по этому параметру DEC не мог конкурировать с Intel Pentium, по крайней мере, на рынке десктопов и рабочих станций.

Пытаясь стимулировать процесс, DEC искала способы прорекламировать возможности Alpha. Было решено сделать упор на возможности Alpha в обработке большой базы данных. А где найти базу данных лучше, чем World Wide Web? Так мы получили AltaVista — блестящий пример того, на что способно серверное оборудование стремящейся остаться на плаву компании.

DEC была далеко не новичком в Интернете. В 1985 году компания зарегистрировала один из первых коммерческих доменов Интернета DEC.com. В те времена технологические компании заявляли свои права на домены верхнего уровня. Однако благодаря AltaVista именно название Digital.com, зарегистрированное в 1993 году, стало ассоциироваться у большинства пользователей с DEC.

По адресу www.altavista.digital.com обычные пользователи могли выполнять поиск в вебе с такой степенью глубины и сложности, которая была недоступна большинству поисковых движков того времени. Система оказалась революционной: наконец кто-то создал поисковый движок Интернета, обращавшийся с Интернетом со всем должным уважением.

Так почему же AltaVista проиграла? Несмотря на то, что как маркетинговый инструмент идея была отличной, DEC, похоже, не осознавала что поисковый движок сам по себе является достойным бизнесом, пока не стало слишком поздно. После того, как компания создала движок, она столкнулась с конкуренцией со стороны компаний, которые понимали это, например, со стороны будущего победителя — Google.

Статья в New York Times за сентябрь 1996 года описывала это следующим образом:

По мнению аналитиков, запуском Altavista компания Digital надеется получить бОльшую известность как разработчик передовых технологий Интернета. Это способно повысить продажи компьютеров Digital, аналогично тому, как Sun Microsystems воспользовалась разработкой своего языка программирования Java, даже несмотря на то, что сама Java обеспечила относительно низкую прибыль и Sun пока не заявляла о её дальнейшем развитии.

(Сравнение с Sun было довольно точным, хотя Sun гораздо лучше разобралась с тем, что делать с Java, чем Digital со своей AltaVista.)

В книге 2005 года о развитии Google и поисковых движков в целом The Search сооснователь Wired Джон Бэттелл обвинил в этом провале корпоративную культуру, не понимавшую, как обращаться с такими инновациями, реализованными внутри компании:

Если сравнивать с настоящим, то AltaVista была Google своей эпохи. В 1996 году это был лучший и самый любимый бренд веба. Он предсказал множество современных инноваций и поисковых возможностей, от автоматического перевода, поиска аудио и видео до кластеризации результатов. Как бизнес AltaVista трижды пыталась выйти на IPO в течение трёх лет под управлением трёх разных владельцев. Вероятно, наиболее определяющим оказалось то, что AltaVista была продуктом компании, добившейся экстраординарного успеха в своём первоначальном бизнесе, но в конечном счёте провалившейся из-за твердолобого руководства, не желавшего смотреть никуда, кроме как в зеркало заднего вида.

В конце концов, несмотря на наибольшую популярность среди поисковых движков вплоть до 2000 года, серия ошибочных решений (в том числе и бестолковая попытка превратить поисковый движок в портал в стиле Yahoo!), обеспечила проигрыш AltaVista на цифровом рынке. Её множество раз продавали, обычно как часть более масштабного корпоративного сегмента, и к тому моменту, как Yahoo! приобрела AltaVista в рамках покупки в 2003 году Overture Services, этот поисковый движок стал вчерашним днём, не связанным со своим доменным именем и забытым большинством обычных пользователей Интернета.

На протяжении последнего десятилетия своей жизни в Yahoo! она, по сути, оставалась лишь бледной тенью самой себя.

«В начале года мы заявили о проведении мероприятий по сосредоточению усилий и предоставлению услуг, улучшающих повседневную жизнь пользователей. В рамках этого процесса мы сегодня прекращаем поддержку нескольких продуктов, чтобы сделать упор на создание прекрасных продуктов, необходимых каждый день». — таким было заявление Yahoo! 2013 года о закрытии AltaVista в самый разгар эпохи управления Мариссы Майер. (Если вы зайдёте на altavista.com, то вас перенаправят на Yahoo! Search.) Слухи о закрытии ходили уже давно, впервые появившись в слайде директора отдела контроля производства компании, предлагавшем список проектов для закрытия.


Как Digital.com выглядел в 1996 году.

Почему интересующемуся историей пользователю Интернета не надо заходить Digital.com, чтобы узнать о DEC


В конце 2020 года AltaVista и DEC являются покрытыми пылью сегментами истории Интернета, которые не так часто попадают в свет прожектора. Но стоит заметить иронию, которая заключается в том, что в 2020 году лучше всего узнавать AltaVista не по верхним результатам в поисковом движке.

Если сегодня поискать в вебе «AltaVista», то первым результатом выдачи будет сайт под названием Digital.com (примечание: в моей статье все ссылки на этот сайт намеренно отправляют на версию этой страницы за 1996 год в Internet Archive, и на то есть причина, о которой чуть ниже). Страница с крутым заголовком "Урок истории поискового движка AltaVista для Интернет-нердов" может создать впечатление, что этот проект исторического исследования благороден по своей природе.

Благодаря профессионально написанной статье она кажется весьма поучительной и информативной по природе.

Однако истина заключается в том, что этот сайт — своего рода Интернет-аутсайдер. Он существует только для того, чтобы создать поток контента для Digital.com. Основная цель сайта на 2020 год — публикация обзоров ПО с учётом SEO-раскрутки, на которых можно делать деньги.

Сначала Digital.com был не таким — зарегистрированный в 1993 году компанией DEC домен стал её вторым домом после DEC.com. Однако DEC, как и большинство её знаменитых потребительских продуктов, сменила несколько владельцев, а затем ушла в тень. В 1998 году продажи миникомпьютеров этой компании вошли в штопор, из которого не позволила выбраться даже линейка продуктов Alpha, после чего она была продана Compaq. Новый владелец, в свою очередь, вложил слишком много средств в корпоративный рынок и в 2002 году был приобретён Hewlett-Packard, а части наследия DEC были расщеплены между HP и HP Enterprise, когда компания в 2015 году разделилась на половины.


Как Digital.com выглядит в 2020 году.

В процессе этого расщепления домен Digital.com, которым долгие годы владела HP, после многих попыток избавиться от него был продан в 2014 году. В 2015 году появилась фирма под названием Review Squirrel, позже выкупившая домен Digital.com и взявшая это имя для своей компании.

Если вкратце, то это исторически важное доменное имя, на котором хостился один из первых популярных поисковых движков, теперь используется для легализации присутствия в поисковиках «левой» компании, и если вы когда-нибудь искали AltaVista, DEC или любую историю Интернета, связанную с Digital Equipment Corp., то вы, по сути, кликали на рекламу бывшей Review Squirrel.

Я исследователь истории Интернета и сильно ненавижу схемы с обратными ссылками, поэтому когда несколько месяцев назад узнал об этом сайте, (разумеется, получив от него запрос на обратную ссылку!) мой мозг едва не взорвался. Создалось такое ощущение, что кто-то взял всё то, что я ненавижу в современном Интернете, и соединил это в одном домене.

«Простите, я не публикую ссылок на нежелательные ресурсы. Уверен, что Кен Олсен и Харлан Андерсон были бы в восторге от того, что имя основного домена их компании используется как фабрика контента», — саркастически ответил я сразу же после получения письма. (Разумеется, ответа я не дождался.)

Нужно признать: на данный момент ничто не мешает владельцам культурологически важных доменов использовать их сомнительным образом. Например, когда-то популярный женский блог TheFrisky, теперь использует накопившийся почти за десяток лет поисковый трафик в качестве приманки, пользуясь его увядающей культурной ролью для продвижения сербского музыкального продюсера.

Digital.com не делает ничего подобного, однако его существование я нахожу столь же неприглядным — он использует фундаментальную часть истории Интернета в собственных маркетинговых целях.

Год назад я писал о том, почему исторически важные веб-сайты должны получить какую-то защиту от подобных вещей, приведя пример того, как Yahoo! часто скверно обращалась со своей собственностью. В саге о Digital.com компания Yahoo! играла роль второго плана, но я считаю, что этот эпизод отражает ту же общую проблему: компании не волнует история, если на ней нельзя нажиться.

Digital.com использует историю как горлышко воронки, но вы должны увидеть, насколько темно дно, до которого доходит воронка. И оно неприглядно.



На правах рекламы


VDS для сайтов любых масштабов — это про наши эпичные серверы! Они бесплатно защищены от DDoS-атак, скорость интернет-канала — 500 Мегабит, остальные параметры тарифа вы можете сконфигурировать самостоятельно в пару кликов. Предоставляем возможность автоматически установить удобную панель управления VestaCP для размещения сайтов. Поспешите заказать!