Инженеры из Университета штата Южная Каролина придумали неинвазивный способ проверки состояния качества магнитной ленты, который позволит определить, подлежит ли восстановлению та или иная запись. Метод основан на инфракрасной спектроскопии.
Новые технологии стремительно мчатся вперёд, а устаревшее оборудование превращается в хлам. Уже довольно давно для записи аудио мир отказался от магнитной плёнки в пользу лазерных дисков, а затем перешёл в цифровой формат, не привязанный к накопителям.
Но на магнитной плёнке всё ещё могут находиться культурные ценности – неизданные записи знаменитых исполнителей, лекции известных учёных, знаковые исторические моменты. А жизнь плёнки недолговечна – она теряет свои физические свойства, становится хрупкой, слой оксида, содержащий информацию, отслаивается от гибкой подложки. Длительное пребывание во влажных и тёплых климатах приводит к химической реакции, в результате которой плёнка становится липкой.
Энтузиасты, работающие со старыми записями, знают способ восстановления старых плёнок – "выпекание", то есть нагревание до определённой температуры. После нескольких часов в печке с плёнки уходит избыточная влажность, и на некоторое время она возвращает первоначальные свойства.
Устройство для запекания аудиокатушек Snackmaster Pro с четырьмя лотками, термостатом и вентилятором
Но не всякую плёнку можно восстановить таким способом – некоторые уже испортились так сильно, что на них просто не стоит тратить время. При этом, времени на оцифровку становится всё меньше. В библиотеках, музеях и прочих хранилищах только в США по некоторым оценкам содержатся до 46 миллионов кассет (видео и аудио). Количество пригодной для их оцифровки аппаратуры постепенно уменьшается, поэтому всю информацию сохранить в любом случае не получится.
«Вы спросите, почему же в общем порядке не прогревать все плёнки,- поясняет Стивен Л. Морган (Stephen L. Morgan), химик университета и соавтор работы. – Просто ни у кого нет на это времени. Нашей целью было разработать простой и неинвазивный метод определения лент, которые находятся в критическом состоянии, чтобы их можно было ставить в первую очередь на оцифровку».
Учёные проводили опыты на материалах Библиотеки Конгресса в Нью-Йорке. Они взяли 133 случайные аудиокассеты, хранящиеся там с 1970 – 1990 годов. Используя инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье для ослабленного полного отражения (attenuated total-reflection Fourier transform infrared spectroscopy), проанализировали отрезки лент. Выяснилось, что присутствие в спектрах пиков полиестр-уретановых продуктов деградации с точностью до 92% говорит об очень плохом состоянии плёнки. Такие ленты должны стать первыми кандидатами на запекание.
Специально для тех людей, которые будут заниматься оцифровкой старых плёнок, учёные написали программу, облегчающую определение состояния конкретной кассеты – на тот случай, если у первых не окажется химического образования. Их программу можно даже обучать, тренируя её при помощи кассет из конкретной коллекции — поскольку химия у разных производителей кассет, а также у кассет разного возраста, немного различается.
Джордж Блад (George Blood), специалист по сохранению информации с кассет, рассказывает, что его деятельность – это гонка со временем, и что огромное количество информации с магнитных лент грозит исчезновением. «Через 20 лет мы уже не сможем проиграть ни единой кассеты,- утверждает он. – Любые средства ускорения процесса [оцифровки] серьёзно повлияют на объём культурной информации, которую мы сможем оцифровать».
Недавно мы уже писали про труд Мэрион Стоукс, которая за 35 лет записала более 40000 видеокассет с передачами, транслировавшимися по телевидению. Сейчас волонтёры из организации Internet Archive занимаются их оцифровкой.
Zzzuhell
Устройство для запекания аудиокатушек Snackmaster Pro с четырьмя лотками, термостатом и вентилятором жутко напоминает…
22sobaki
Интересно, какие кассеты в итоге лучше сохраняют информацию. Помнится, очень ценились «хромовые» и «металлические» кассеты — оказались ли они лучше обычных по этому показателю?