В последние 4.5 года я много рассказывал на Хабре про такие OpenSource проекты, как SObjectizer и RESTinio. Но вот об использовании SObjectizer и/или RESTinio в реальных проектах пока еще ни разу не удавалось поговорить (была лишь одна статья от стороннего автора).

Причина простая: мы не можем обсуждать те проекты, в которых мы сами применяли SObjectizer/RESTinio, ибо NDA. Равно как и не можем рассказывать о тех чужих проектах, о которых узнали в частном общении. Так что с наглядными примерами использования SObjectizer/RESTinio в реальной жизни всегда была напряженка.

Дабы как-то улучшить ситуацию пару лет назад мы даже сделали небольшой демо-проект Shrimp и опубликовали здесь серию статей о нем (раз, два, три). Но все-таки это было не более чем демонстрация.

К счастью или к несчастью, но далеко не самый удачный 2020-й год предоставил нам возможность показать как же выглядит реальный проект, в разработке которого SObjectizer и RESTinio активно используются. И в данной статье я попробую рассказать о том, как и для чего SObjectizer и RESTinio применяются в arataga, исходники которого можно найти на GitHub.

Тем, кто хочет больше узнать об arataga и причинах его появления на GitHub-е, рекомендую прочитать этот блог-пост. Здесь же в двух словах скажу лишь, что arataga -- это socks5+http/1.1 прокси-сервер, который затачивался под использование в следующих условиях (перечислены те из них, которые актуальны с точки зрения внутренней архитектуры arataga):

  • много точек входа, счет идет на тысячи (8 тысяч нужно было поддерживать сразу). У каждой точки входа уникальное сочетание IP+port;

  • подключения на одну точку входа могут идти с темпом в несколько десятков в секунду, параллельно на одной точке входа могут "висеть" сотни подключений;

  • одновременно могут существовать десятки тысяч подключений, общий темп появления новых подключений на всех точках входа может быть от 1500 в секунду;

  • аутентификация клиентов должна укладываться в единицы миллисекунд;

  • обновленная конфигурация и новые списки пользователей, которым разрешена работа с прокси-сервером, периодически доставляется через HTTP POST на специальный административный HTTP-вход.

Далее в статье я сосредоточусь на архитектурных и технических моментах, не затрагивая тему "зачем это все было нужно?"

Вероятно, для того, чтобы лучше понимать изложенное ниже, нужно иметь общие представления о SObjectizer-овских агентах, диспетчерах и почтовых ящиках (mbox-ах). Старая обзорная статья может в этом помочь (хотя сам SObjectizer за это время несколько изменился).

Тезисно о принятых проектных и архитектурных решениях

Многопроцессность или многопоточность?

Прежде всего нам предстояло сделать выбор между реализацией arataga в виде мультипроцессного или мультипоточного приложения.

В случае мультипроцессного приложения потребовалось бы иметь процесс-родитель, который бы запускал N дочерних процессов-исполнителей. Процесс-родитель отвечал бы за управление дочерними процессами и за распределение конфигурации/списков пользователей между дочерними процессами. Дочерние же процессы открывали бы точки входа и обслуживали бы входящие соединения от клиентов и исходящие к целевым хостам.

Каждый процесс при этом мог бы быть простым однопоточным процессом (может быть за исключением родительского, в котором могло бы потребоваться больше одного рабочего потока).

Достаточно простая и надежная схема, почти что в духе unix way. Но связываться с ней не очень хотелось из-за большого количества IPC-взаимодействия между родительским и дочерними процессами: в одну сторону должна идти управляющая информация, в другую -- диагностическая.

Вариант в виде многопоточного приложения выглядел проще, т.к. все взаимодействующие сущности оказывались в рамках одного общего адресного пространства и распространение любой информации в любых направлениях не представляло вообще никакой проблемы.

Плюс к тому, у нас в руках был большой молоток, SObjectizer, с помощью которого разрабатывать многопоточные приложения гораздо проще, чем при ручной работе с std::thread, std::mutex и std::condition_variable и т.п. Если выразить основные сущности приложения в виде SObjectizer-овских агентов, распределить этих агентов должным образом по рабочим нитям и организовать их взаимодействие на базе асинхронных сообщений, то ужасы многопоточности можно спокойно обойти стороной. Что, собственно, в очередной раз и произошло.

Сколько рабочих потоков нужно?

Здесь все было понятно изначально, еще даже до начала разработки arataga, поскольку старый прокси-сервер, на замену которого arataga и разрабатывался, использовал модель thread-per-connection. Когда счет одновременно живущих соединений идет на десятки тысяч, то thread-per-connection не есть хорошо.

Поэтому об использовании в arataga схемы thread-per-connection речь не шла вообще. Сразу же был взят курс на применение чего-то похожего на thread-per-core.

Было решено под обслуживание подключений отводить не все доступные вычислительные ядра, а использовать формулу (nCPU-2), где nCPU -- это количество ядер.

Так, если на машине 8 ядер, то в arataga будет создано 6 рабочих потоков, которые будут отвечать за обслуживание соединений. Т.е. работой с трафиком будут заняты 6 ядер. Два оставшихся ядра будут доступны для других рабочих потоков внутри arataga. Плюс и самой ОС нужно что-то оставить, а то не очень приятно удаленно подключаться к работающему серверу по ssh, когда у него все ядра загружены под 100%…

Что будет агентом, а что не будет?

Изначально в работе arataga выделялось несколько типов операций, которые должны были выполняться на разных рабочих контекстах:

  • разбор конфигурации. Обработка конфигурации для нескольких тысяч точек входа может занимать некоторое время (например, 5ms). Сюда входит и парсинг/валидация конфигурации, и сохранение ее локальной копии, и удаление устаревших точек входа, которых нет в новой конфигурации, и создание новых точек входа, добавленных в обновленной конфигурации;

  • разбор списка пользователей и формирование структур для представления этого списка в памяти. Это также может занимать некоторое время, поскольку списки пользователей могут насчитывать несколько десятков тысяч строк;

  • обработка точек входа. Т.е. создание серверных сокетов на заданных IP+port, прием новых подключений с учетом ограничений на максимальное количество параллельных подключений и т.д.;

  • обслуживание принятых подключений. Т.е. вычитывание данных от клиента, определение типа протокола, осуществление проксирования подключения в зависимости от типа протокола и команды, пришедшей от клиента.

Первые три операции явно напрашивались на то, чтобы быть представленными в виде отдельных агентов, которые привязываются к тому или иному диспетчеру.

А вот по поводу последнего, т.е. обслуживания уже принятых подключений, можно было поступить по-разному. Можно было попытаться представить каждое подключение в виде отдельного агента.

Но этот подход меня лично не вдохновлял по нескольким причинам.

Во-первых, дело в том, что обслуживание разных команд в рамках одного протокола (не говоря уже про разные протоколы) может существенным образом отличаться. И если попытаться все эти различия запихнуть в одного агента, то этот агент распухнет до неприличия.

Во-вторых, не очень понятно, в чем смысл использовать здесь агента. Взаимодействие с сетью предполагалось делать с использованием Asio и асинхронных операций. Т.е., если вызывается Asio-шный async_read_some, то когда-то Asio вызовет для этой операции completion_handler. И если мне нужно передать результат async_read_some агенту, то в completion_handler нужно будет отослать агенту сообщение, которое агент обработает. Что, вообще-то говоря, не бесплатно, т.к. сперва на каком-то io_context будет запланирован вызов completion_handler, а затем, когда до completion_handler дойдет очередь, будет запланирован вызов обработчика события у агента. И только затем когда-то будет вызван этот самый обработчик. Что наводит на мысль "а не слишком ли много приходится платить за концептуальную чистоту?" Тем более, что по прошлому опыту я знал, что когда операции чтения/записи сокета доставляются до агента в виде сообщений, то как-то кардинально это работу с сетью не упрощает. Может быть даже наоборот.

Добавим сюда еще и то, что регистрация/дерегистрация агентов в SObjectizer все-таки не самая дешевая операция (это связано с механизмом коопераций и гарантиями транзакционности операции регистрации). Конечно, если принимать новые подключения с темпом в 2000-3000 в секунду, то "тормоза" SObjectizer-а здесь не проявятся, SObjectizer может регистрировать/дерегистрировать кооперации с гораздо более высоким темпом. Но все-таки у частого создания/удаления агентов есть своя цена, и если ее можно не платить, то лучше ее не платить.

В результате было принято решение, что агентом будет точка входа, но вот отдельные подключения агентами не будут. Вместо этого, агент, представляющий точку входа, будет обслуживать все подключения к этой точке.

Для чего планировалось использовать RESTinio?

Изначально предполагалось, что посредством RESTinio будет реализован административный HTTP-вход. Причем не в виде SObjectizer-овского агента, а просто единственная отдельная нить, на которой будет работать RESTinio-сервер.

Библиотека RESTinio, действительно, была использована таким очевидным образом. А вот о паре менее очевидных способов применения RESTinio в arataga речь пойдет ниже.

Погрузимся в подробности

Некоторые детали использования SObjectizer

В этой части бегло пройдемся по некоторым моментам использования SObjectizer в коде arataga. Выбор чисто субъективный, мне показалось, что именно они наиболее показательны и/или не обычны.

В рамках одной статьи невозможно обсудить все аспекты применения SObjectizer в проекте arataga, поэтому что-то неизбежно останется "за кадром". Так что если у кого-то из читателей возникнут вопросы, то постараюсь ответить в комментариях.

Агент startup_manager и "глобальный таймер"

Работа arataga начинается с запуска агента startup_manager. Этот агент отвечает за последовательный запуск основных "компонентов" arataga: сперва стартует агент user_list_processor, затем агент config_processor, затем уже запускается отдельная нить с RESTinio-сервером для административного HTTP-входа.

Каждый из запускаемых startup_manager агентов должен затем подтвердить свой успешный запуск. Если этого не произошло за отведенное время, то startup_manager прерывает работу приложения вообще.

В агенте startup_manager можно обнаружить один непривычный трюк: запуск при старте периодического сообщения one_second_timer_t, которое отсылается раз в секунду на специальный mbox.

В какой-то мере это преждевременная оптимизация.

Дело в том, что всем точкам входа нужно время от времени контролировать тайм-ауты выполняемых операций. Например, нужно принудительно закрывать соединения, в которых долго нет никакой активности.

Обычно это выполняется посредством отложенного сообщения: агент отсылает самому себе отложенное на 1 секунду сообщение, а когда оно приходит, то проверяет времена жизни подключений, времена отсутствия активностей в них и т.д. После чего шлет себе следующее отложенное сообщение. Или же вместо перепосылки отложенных сообщений один раз запускает периодическое сообщение.

Но когда агентов, нуждающихся в подобных периодических проверках, будут тысячи, то это будет означать, что раз в секунду будут порождаться тысячи отложенных/периодических сообщений.

Ну и зачем, спрашивается, это делать, если достаточно всего одного сообщения, которое будет отсылаться в отдельный mbox один раз в секунду? И на которое смогут подписаться столько получателей, сколько потребуется.

Вот как раз для того, чтобы каждый агент, обслуживающий точку входа, не запускал свое собственное периодическое сообщение для контроля тайм-аутов, агент startup_manager делает это посредством one_second_timer_t.

Понятие io_thread и ее реализация на базе asio_one_thread-диспетчера

Выше говорилось, что в реализации arataga было решено придерживаться модели, похожей на thread-per-core, при этом (nCPU-2) рабочих потока будет выделено под выполнение операций с сетью. Такие рабочие нити получили условное название io_thread (далее io_thread == "I/O нить" и поэтому "io_thread" будет иметь женский род).

Т.к. работа с сетью в arataga работа идет посредством Asio, то для следования идее thread-per-core было решено сделать так, чтобы на каждой io_thread работал свой собственный экземпляр asio::io_context.

Т.е. нам нужна была рабочая нить, которая создает экземпляр asio::io_context, а затем вызывает для него run(). После чего на этой нити нужно было бы еще как-то разместить и агентов, реализующих точки входа. И чтобы одна и та же нить обслуживала и операции Asio, и события SObjectizer-овских агентов.

В arataga для этих целей просто используются экземпляры asio_one_thread-диспетчера из so5extra. Каждый такой диспетчер -- это отдельный рабочий поток (т.е. io_thread).

Агент config_processor, о котором речь пойдет ниже, создает N экземпляров asio_one_thread-диспетчеров, а затем просто привязывает к этим экземплярам агентов, обслуживающих точки входа.

Агенты authentificator и dns_resolver, их дублирование на каждой io_thread

Подключающихся к arataga клиентов нужно аутентифицировать. Эта задача была поручена отдельному агенту authentificator. Когда агенту, обслуживающему точку входа, нужно аутентифицировать клиента, то отсылается сообщение агенту authentificator, который выполняет аутентификацию и шлет назад результат аутентификации.

Еще агентам, которые обслуживают точки входа, нужно выполнять резолвинг доменных имен. За эту операцию отвечает еще один специальный агент -- dns_resolver. Тут используется подобная схема: агент-точка-входа отсылает агенту dns_resolver сообщение, а тот присылает назад результат поиска доменного имени.

Мне показалось, что если уж мы пытаемся следовать модели thread-per-core, то логичным было бы сделать отдельную копию агентов dns_resolver и authentificator для каждой из io_thread. Поэтому эти агенты создаются сразу же вслед за очередным asio_one_thread-диспетчером и привязываются к только что созданному диспетчеру.

Распределение агентов по диспетчерам

В результате получилась следующая картинка:

У агентов config_processor и user_list_processor есть собственные рабочие потоки, которые реализуются посредством штатного диспетчера SObjectizer под названием one_thread.

Каждая io_thread представлена отдельным диспетчером asio_one_thread из so5extra. И на каждом таком диспетчере работает сразу несколько (десятков, сотен, тысяч) агентов acl_handler.

Агент config_processor

Агент config_processor отвечает за обработку конфигурации arataga, поддержание списка существующих точек входа, их распределение между io_threads, и за создание/удаление точек входа при изменении конфигурации.

При своем старте config_processor пытается прочитать локальную копию конфигурационного файла. Если это удалось, то config_processor принимает поднятую из конфига информацию за текущую конфигурацию и создает описанные в ней точки входа (регистрирует агентов acl_handler).

Если же локальной копии конфигурации нет или же прочитать ее не удалось, то config_processor ждет, пока придет новая конфигурация от административного HTTP-входа.

Когда от административного HTTP-входа поступает новая конфигурация, что после ее успешной обработки config_processor рассылает уведомления об изменении параметров arataga на отдельный multi-producer/multi-consumer mbox. Так изменения в конфигурации становятся доступны всем, кто в них заинтересован.

В работе config_processor с acl_handler есть важная особенность: сейчас в arataga агент acl_handler намертво привязывается к конкретному asio_one_thread и живет на этом asio_one_thread до тех пор, пока не будет удален.

Эта особенность может привести к ситуации, когда из конфигурации удалили, скажем, 1000 точек входа, и в результате на одной из io_threads осталось заметно меньше работающих агентов, чем на других io_threads.

Эта диспропорция может быть устранена при добавлении новых точек входа. В этом случае config_processor при создании новых агентов acl_handler будет привязывать их к тем диспетчерам asio_one_thread, на которых сейчас меньше всего живых acl_handler.

Но если новые точки входа не создаются, то диспропорция останется и config_processor не будет перераспределять старые acl_handler между диспетчерами asio_one_thread. По двум причинам:

  • во-первых, в SObjectizer нет возможности перепривязать агента с одного диспетчера на другой. Поэтому к какому диспетчеру агента изначально привязали, на таком он и будет продолжать работать;

  • во-вторых, в каждом агенте acl_handler может существовать множество Asio-шных объектов, завязанных на конкретный экземпляр asio::io_context. Если перемещать содержимое acl_handler с одной io_thread на другую, то нужно будет и переконструировать эти Asio-шные объекты.

Чтобы не возиться со всем этим добром было решено смириться с такими диспропорциями в первой версии aragata. Может на практике они вообще не будут столь серьезными, чтобы оказывать влияние на производительность. Ну а если таки будут, вот тогда можно было бы и озадачиться проблемой миграции точки входа с одной io_thread на другую.

Агент user_list_processor

Агент user_list_processor отвечает за работу со списком пользователей.

При своем старте user_list_processor пытается прочитать локальную копию списка пользователей. Если это удалось, то локальная копия становится актуальным списком. Если не удалось, то user_list_processor ждет поступления нового списка от административного HTTP-входа.

Когда от административного HTTP-входа прилетает новый список пользователей, то user_list_processor пытается его обработать. И, если это получается успешно, то обновленный список рассылается на отдельный multi-producer/multi-consumer mbox на которые подписаны агенты authentificator. Что позволяет authentificator-ам получать обновленные списки пользователей сразу после того, как user_list_processor завершит их обработку.

Агент acl_handler

Агент acl_handler является, наверное, самым сложным и объемным агентом в arataga (hpp-файл, cpp-файл). Его задача -- это создать серверный сокет для точки входа, принимать и обслуживать подключения к этому серверному сокету.

В связи с этим в рамках данной статьи можно выделить несколько аспектов в реализации acl_handler.

Во-первых, acl_handler инициирует асинхронные I/O операции с помощью Asio, в частности, вызывает async_accept у Asio-шного asio::ip::tcp::acceptor. В async_accept передается completion-handler в виде лямбды, где напрямую вызываются методы агента. Такие вызовы безопасны потому, что агент привязан к asio_one_thread диспетчеру. Этот диспетчер специально создан для того, чтобы на одном рабочем контексте можно было работать и с агентами, и с Asio. Если бы acl_handler привязывался к какому-то другому диспетчеру (например, к штатному one_thread-диспетчеру), то этого делать было бы нельзя.

Во-вторых, логика у acl_handler достаточно тривиальная, но даже и здесь нашлось место для применения иерархического конечного автомата (которые в SObjectizer-е уже довольно давно поддерживаются):

Иерархический автомат потребовался здесь потому, что acl_handler должен ограничивать количество одновременных подключений к точке входа. Поэтому, когда это количество достигает разрешенного максимума, агент переходит в состояние st_too_many_connections, в котором он делает практически всю свою обычную работу, за исключением новых вызовов async_accept.

В-третьих, агент acl_handler не занимается сам обслуживанием принятых подключений и обработкой протоколов socks5/http. Вместо этого для каждого соединения создается т.н. connection_handler. Это объект, в который отдается принятое подключение и который уже с этим подключением непосредственно работает. Т.е. читает из него данные, пытается определить протокол, пытается обслуживать подключение согласно того или иного протокола.

Т.е. когда в результате async_connect у acl_handler появляется новый asio::ip::tcp::socket, то создается объект, реализующий интерфейс connection_handler_t, и новый socket отдается этому только что созданному connection_handler-у. Больше про новое подключение acl_handler ничего не знает. Далее acl_handler лишь хранит у себя умный указатель на connection_handler и лишь время от времени дергает у connection_handler-а метод on_timer (тот самый "глобальный таймер" о котором речь шла выше). А вот connection_handler дальше живет своей собственной и весьма непростой жизнью.

Вообще говоря, как раз тот кусок arataga, который относится к connection_handler-ам, является самым мудреным в проекте. Вероятно, далеко не самым удачным. И, скорее всего, именно он мог бы стать первым кандидатом на рефакторинг по итогам опытной эксплуатации. Поскольку первая версия arataga создавалась в высоком темпе, в условиях сжатых сроков, то ничего лучше сходу придумать не удалось. Возможно, здесь следовало бы применить stackful-короутины. Но экспериментировать с ними не было времени. Так что, если история с arataga получит продолжение (что вряд ли, но вдруг), к этому куску arataga нужно будет сделать еще один, более вдумчивый подход. Пока что получилось то, что получилось :(

Использование retained_mbox для распространения конфигурации

Примечательным моментом использования SObjectizer-овских mbox-ов в arataga является применение retained_mbox из so5extra для распространения информации о текущей конфигурации и списках пользователей.

Особенностью retained_mbox является то, что retained_mbox хранит у себя последние отосланные сообщения (по одному для каждого типа отосланных сообщений). И когда кто-то делает новую подписку на некий тип сообщения, то retained_mbox сразу же после завершения подписки отсылает этому подписчику последнее сохраненное сообщение этого типа.

В arataga это свойство retained_mbox используется для того, чтобы агенты authentificator сразу же могли получить текущий список пользователей. Сценарий работы такой:

  • стартует агент user_list_processor. Он читает локальную копию списка пользователей и отсылает сообщение с этим списком в retained_mbox. На этом этапе подписчиков у retained_mbox еще нет, но нас это не волнует;

  • затем стартует агент config_processor, который читает локальную копию конфигурации и создает io_threads вместе с authentificator-ами;

  • каждый запущенный authentificator должен получить список пользователей, для чего authentificator-ы подписываются на соответствующее сообщение из retained_mbox-а;

  • поскольку в retained_mbox уже есть сообщение со списком пользователей, то это сообщение сразу же отсылается каждому новому подписчику.

Благодаря этому authentificator-у при старте не нужно ни у кого ничего явно запрашивать.

Правда, платить за это нужно тем, что authentificator вынужден делать подписку в so_evt_start, а не в предназначенном для этого so_define_agent.

Некоторые детали использования RESTinio

Теперь попробуем пробежаться по нескольким аспектам применения RESTinio в arataga. Тем более, что одно из применений было очевидным, тогда как одно совсем не очевидным.

Первое применение RESTinio, самое очевидное: административный HTTP-вход

Очевидное применение, ради которого RESTinio и подтягивался в проект arataga, -- это реализация административного HTTP-входа. Как раз здесь простота асинхронной обработки входящих запросов посредством RESTinio и была нужна с самого начала.

В этом месте RESTinio используется классическим способом. Запускается RESTinio-сервер, этот сервер принимает входящие запросы, выполняет их первичную валидацию. После чего пересылает запрос во внутрь arataga и ждет ответа. Когда ответ сформирован, то RESTinio отсылает его клиенту.

Упомянуть здесь можно разве лишь то, что для взаимодействия RESTinio- и SObjectizer-частей приложения были сделаны вспомогательные интерфейсы (раз, два). Когда startup_manager запускает RESTinio-сервер, то отдает серверу реализацию интерфейса requests_mailbox_t. RESTinio-сервер через этот интерфейс передает в SObjectizer-часть arataga входящие запросы. И каждый входящий запрос сопровождается реализацией интерфейса replier_t. Посредством этого интерфейса реальные обработчики запроса могут отвечать RESTinio-серверу.

Два эти интерфейса скрывают от RESTinio-части существование SObjectizer-части arataga и наоборот. Что мне показалось полезным. Хотя бы плане сокращения времени компиляции отдельных cpp-файлов.

Второе применение RESTinio, не очевидное, но вполне ожидаемое: работа с HTTP-заголовками при проксировании HTTP-соединений

Второе применение стало для меня лично неожиданным, хотя оно было вполне себе логичным. Дело в том, что применить RESTinio в его текущем виде для проксирования HTTP-соединений не представляется возможным в силу нынешних архитектурных особенностей RESTinio.

Поэтому работу с проксируемыми HTTP-соединениями в arataga пришлось делать "с нуля". И одной из составляющей этой работы является разбирательство с HTTP-заголовками в запросах/ответах, а также с содержимым некоторых из них.

И вот когда у меня руки дошли до обработки HTTP-заголовков в проксируемых соединениях, то я внезапно (c) осознал, что в RESTinio уже есть инструментарий для этого. Чем и воспользовался, хотя изначально о таком даже и не думал.

Третье применение RESTinio, совсем не очевидное: синтаксический разбор конфигурации

А вот третье, совсем не очевидное, применение RESTinio не то, чтобы было сразу мной задумано. Но такой вариант начал просматриваться чуть ли не с самого начала.

В arataga нужно было парсить два типа конфигурационных файлов (собственно конфигурация и список пользователя). У каждого из которых был свой, уже устоявшийся к тому времени синтаксис.

Плюс к тому в этот синтаксис хотелось внести небольшие, но важные с точки зрения простоты использования, дополнения. Вроде суффиксов, которые бы обозначали объем данных или времена таймаутов. Например:

acl.io.chunk_size 16kib # Вместо 16384

timeout.authentification 1200ms # Вместо 1200
timeout.connect_target 7s # Вместо 7000

Ну и для того, чтобы не делать парсинг конфигов вручную только штатными средствами стандартной библиотеки C++ (очень куцей в этом плане), нужно было задействовать какой-то генератор парсеров. А зачем тащить в проект еще что-то, если нечто подобное уже есть в RESTinio?

Так что easy_parser из RESTinio, который изначально появился в RESTinio для упрощения разбора HTTP-заголовков, пригодился в arataga и для разбора конфигурации.

Любопытный, на мой взгляд, пример использования easy_parser-а из RESTinio можно найти здесь. Именно этот transfer_speed_p() используется для реализации команд конфигурации вроде:

bandlim.in 850kib
bandlim.out 700kib

Заключение

Реальные проекты, подобные arataga, являются отличным полигоном, на котором разработчик библиотеки может увидеть насколько удобна его библиотека вне тепличных условий уютного манямирка. Как правило, при использовании библиотеки в новом проекте отлично проявляются просчеты в дизайне библиотеки и/или же обнажаются подводные камни, о которых ты пока что даже и не подозревал. Из чего затем вырастают вполне себе конкретные идеи о том, куда следует двигаться дальше.

С RESTinio это сработало на 100%. Опыт применения RESTinio в arataga дал пинка под за толчок в сторону разработки пусть приблизительного, но аналога middleware из ExpressJS. Первый результат уже доступен в 0.6.13. И, если пойти на слом API в ветке 0.7, то можно будет поддержать и цепочки асинхронных обработчиков.

Но еще более важным итогом использования RESTinio в arataga стало изменение лично моих взглядов на позиционирование RESTinio в мире аналогичных фреймворков для C++.

Так что для RESTinio испытание arataga оказалось исключительно полезным.

А вот с SObjectizer-ом получилось скучно и обыденно. Он просто работал. Ничего не пришлось подкручивать или добавлять. Кой-какие мысли о потенциально привлекательных направлениях дальнейшего движения появились. Но пока не вполне оформившиеся и не имеющие однозначно четкого подтверждения того, что это реально необходимо делать.

Я же надеюсь, что данная статья даст читателям, которые с любопытством посматривают на RESTinio и/или SObjectizer(+so5extra), но пока что сами эти проекты не пробовали, возможность взглянуть на реальный код, написанный с применением наших инструментов. И сделать собственные выводы о том, нравится ли увиденное или нет.

Что касается перспектив самих RESTinio и SObjectizer/so5extra, то тут все не так однозначно и без внешней поддержки, боюсь, их развитие приостановится. Впрочем, это уже совсем другая история…