Эта заметка по сути своей транскрипция выступления, которое я подготовил для круглого стола на форуме Армия-2020, который проходил этим летом. Круглый стол был посвещен нематериальным стимулам для привлечения молодых специалистов и выпускников вузов на предприятия оборонки, да и в отечественные высокотехнологичные корпорации в целом. Предлагалось обсудить применение мирового опыта и роль отечественной истории в этом деле.
Вопроса связанного с перениманием иностранного опыта, ее я коснусь в первую очередь.
При решении вопросов, касающихся межкультурного взаимодействия, часто пользуются моделью Хофстеде. Модель оценивает культурные ценности общества по 6 измерениям, каждое из которых влияет на поведение и восприятие отдельных его членов. С помощью этой модели попробуем оценить какие подходы могут быть более а какие менее эффективны.
Гером Хофстеде возглавлял научно-исследовательский отдел IBM и разработал эту модель для улучшения межкультурного взаимодействия внутри транснациональной корпорации, сейчас она принята на вооружение по всему миру, а социологи провели исследования по этой модели для 93 стран. Модель позволяет формализовать различие в менталитетах разных народов и лучше понять их восприятие мира.
Нас сейчас интересует Россия.
Среди всех измерений обратим внимание на превалирующие - «Ориентация на будущее» и «Дистанция власти». Самый большой показатель в нашей культуре – «Избегание неопределенности» пока оставим за скобками, но я вернусь к нему позднее.
С этой информацией обратимся к еще одному вопросу, выносимому на обсуждение – роль отечественной истории.
Можно ли привлечь молодых специалистов при помощи примеров великих деятелей прошлого?
Для всех культур с высоким показателем «Ориентация на будущее» характерна способность быстро принимать и отказываться от существующих традиций в зависимости от сложившихся условий. Члены таких обществ испытывают слабое влияние истории на принятие собственных решений.
Часто эти особенности можно использовать во благо. Во многом благодаря легкости в отказе от традиций, Россия быстро вырвалась в лидеры по развитости банковской инфраструктуры – люди легко отказались от традиции использования наличных денег в пользу более удобного безналичного расчета. По данным ЕЦБ только 21% всех расчетов местного населения проходит с помощью безналичных технологий, в то время как в России этот показатель достиг 60%.
Обратная сторона медали заключается в том, что общество невосприимчиво к воздействиям при помощи апелляции к историческим персонам и событиям. Примеры великих свершений прошлого по сути своей отражают традиционно сложившийся уклад, при котором престижно работать в той или иной отрасли или общество в целом считается успешным в каком-то деле. Из-за неустойчивости традиционных укладов такие примеры не находят искреннего отклика у людей. Лозунги и образы, использованные на агитации на примере ниже производят впечатление только на людей, выросших и воспитанных в патриотически-центрированной системе ценностей. Но отклик этот вызван не прямым воздействием такой агитации, а ассоциациями этих образов с образами из детства и той средой, в которой человеку комфортно, и которая эти ценности прививает.
Применение таких методов не играет на руку рекламодателя. Они скорее имеют обратный эффект демонстрируя оторванность организации от ценностей и мировоззрения своей аудитории.
Какими должны быть стимулы?
Конструктивно подойти к вопросу мотивации молодых специалистов поможет второе доминирующее измерение – «дистанция власти». В культурах с высоким значением этого показателя чрезвычайную роль играет статус.
Мотивация, связанная с возможностью приобретения или потерей статуса, может пересиливать материальную составляющую. И именно этот факт следует использовать для привлечения специалистов. Если вы хотите, чтобы человек пошел работать к вам, нужно сделать чтобы работать у вас было престижно.
Такой вопрос, в какой из лабораторий, изображенных на рисунке выше, работает успешный ученый? Если человек из лаборатории слева будет получать бо?льшие деньги, чем человек из лаборатории справа, он будет чувствовать себя менее успешным. Когда я говорю о материальной обеспеченности я не обязательно подразумеваю, что необходимо увеличить финансирование лабораторий. Эту проблему можно решить исключительно организационными методами. Дело в том, что организации расходуют средства очень неэффективно. Финансово-хозяйственная деятельность в первую очередь направлена на выполнение плана, а уже затем на достижение результата.
И здесь самое время вспомнить о самом сильном показателе нашей культуры – «Избегание неопределенности». Побороть эти тенденции очень тяжело даже на локальном уровне. Но это нужно делать.
Во-первых это имеет прямое отношение к статусу. Когда у человека нет возможности проявить инициативу и когда его начинания не получают развития в угоду выполнения плана - это сильно бьет по его самооценке. Такой сотрудник не будет чувствовать себя важным и нужным.
Во-вторых жесткое планирование в таких областях как наука и инновации – неэффективно. Некоторые темы исследований могут потерять свою актуальность за время инициации проекта. В области информационных технологий гибкие методы управления показали свою эффективность. И есть положительные примеры применения таких практик в области научных исследований.
Креативность – это то, что нельзя предсказать … Мне очень нравится в той науке, что я делаю, что я могу прийти утром с идеей, а к вечеру уже сделаю образец, его померяю, у меня уже будет ответ.
– Константин Новоселов
Третий аспект, актуальный в первую очередь для молодых специалистов, это возможность заработать себе имя в мировом научном сообществе. В США,молодой выпускник понимает, что работая в Лос-Аламосе сможет заработать себе имя.
Выпускник, который поедет работать во ВНИИЭФ попадет в изоляцию от сообщества. Человек, идущий на такую работу должен быть готов к тому, что широко известным ученым он стать, скорее всего не сможет. Не многие готовы пойти на это, имея альтернативы.
Потеря возможности общения с мировым сообществом в целом, сама по себе не привлекательна. Этот фактор тоже сильно отпугивает выпускников. Абсолютное большинство из которых легко готовы отказаться от некоторых карьерных возможностей в пользу сохранения за собой всех свобод. Важно понимать, что эти люди никогда не жили в закрытой стране и воспринимают те свободы общения и передвижения, которые они имели всю свою жизнь неотъемлемыми правами. И отказ от них в пользу места в организации с сомнительными перспективами видится им одной из наименее привлекательных возможностей после выпуска.
Они ориентируются на глобальные каналы передачи информации, чаще находятся в трансграничном языковом и культурном пространстве.
– Степан Гончаров, Социолог Левада центра
Резюмируя, обращу внимание на ключевые посылы, которые я хотел донести:
Ошибочно считать, что апелляция к образам из прошлого способна повлиять на решения людей в современном мире.
Необходимо повысить престижность работы в российских институтах, отчасти это можно сделать организационными мерами. Нужно повысить эффективность расходования средств институтами, изменить систему целеполагания в сторону более гибкого планирования и дать ученым возможность реализовывать свои идеи и заработать себе имя.
Gengenid
То есть платить нормально не планируется? Ясненько.
JediPhilosopher
Даже там где платят нормально есть куча проблем, обивающих желание там наукой заниматься. От вот таких вот убогих лабораторий до невозможности как-то выбрать направление исследований (на что деньги дали — то и делай, даже если это абсолютно тупая и бессмысленная фигня).
vakhramov
> даже если это абсолютно тупая и бессмысленная
имхо — для такой оценки надо уже не быть начинающим специалистом, а в статье речь про них. Идеалы, не имеющие под собой фундаментального основания, это тоже большая проблема; человеческий фактор, если угодно. Уж на сколько я не особо умный, боюсь подумать — сколького я еще не знаю. В начале пути этого я не чувствовал.
Tiriet
А в Лос-Аламосе Вам, как начинающему специалисту, предложат заниматься чем Вам лично хочется? да ладно. Точно так же зав-отделом выдаст Вам тему, и будете по ней работать, строго в рамках заданного направления исследований, на которое дали деньги, а по результатам работы- напишете статью в скопус, где первым автором будет именно этот зав-отделом, а не Вы, даже если он к содержанию работы вообще никаким боком.
botka4aet
Речь про макулатуромарание.
Сделал опыт — заполни 5 листов отчетности.
Разлил реактив — пиши объяснительную.
Da7n Автор
Там темой обсуждения были именно нематериальные стимулы, думаю об этом стоило упомянуть…
Gengenid
Ну да, существенный нюанс
Inzer
Какие количественные показатели использовать для анализа эффективности?
Кто будет оплачивать возможность реализации идей на предприятии ОПК?
lain8dono
Проблема в том, что нематериальные стимулы будут работать только после того, как материальные стимулы себя исчерпают. Или как минимум вместе.