Преамбула
Использование динамически связываемых библиотек (DLL), как известно, предполагает один из двух способов подключения: связывание во время загрузки (load-time linking) и связывание во время выполнения (run-time linking). В последнем случае нужно использовать предоставляемый операционной системой API для загрузки нужного модуля (библиотеки) и поиска в нем адреса необходимой процедуры. Существует множество оберток, но, к сожалению, все встречавшиеся мне сильно усложнены и перегружены лишним кодом. Предлагаемое решение изначально предназначено для вызова функций, хранящихся в DLL из исполняемых модулей (EXE), отличается относительной простотой реализации, и (что гораздо более важно) простотой использования в клиентском коде.
Решение с использованием чистого Win32 API выглядит примерно так (пратически, это повторение фрагмента из MSDN):
typedef int (__cdecl *some_proc_t)(LPWSTR);
HINSTANCE hlib = LoadLibrary(_T("some.dll"));
myproc_t proc_addr = NULL;
int result = -1;
if (hlib) {
proc_addr = (some_proc_t) GetProcAddress(hlib, "SomeProcName");
if (proc_addr) {
result = proc_addr(L"send some string to DLL function");
printf("Successfully called DLL procedure with result %d", result);
}
FreeLibrary("some.dll");
}
В этой статье предлагается простая в использовании обертка над этими системными вызовами. Пример использования:
ntprocedure<int(LPWSTR)> some_proc_("SomeProcName", _T("some.dll"));
try {
int result = some_proc_(L"send some string to DLL function");
printf("Successfully called DLL procedure with result %d", result);
} catch (...) {
printf("Failed to call DLL procedure");
}
Как видно из листинга, все, что нужно сделать — создать объект ntprocedure с шаблонными параметрами, которые соответствуют типу вызываемой функции, передав в конструкторе её имя и имя библиотеки.
Реализация
Прежде чем приступить к описанию реализации обертки, приведу небольшой заголовочный файл с тривиальными объявлениями, которые многим покажутся бесполезными, от которых легко избавиться, но используются мной в коде.
#pragma once
#include "tchar.h"
#include <string>
#define NS_BEGIN_(A) namespace A {
#define NS_BEGIN_A_ namespace {
#define NS_END_ }
#define NO_EXCEPT_ throw()
#define THROW_(E) throw(E)
#define PROHIBITED_ = delete
//=============================================================================
typedef std::basic_string<
TCHAR, std::char_traits<TCHAR>, std::allocator<TCHAR> > tstring;
Подумаем над тем, как добиться, чтобы разрабатываемый шаблонный класс вел себя как функция в точке вызова и мог поддерживать произвольное количество и тип аргументов. Первое, что приходит на ум — использовать обобщенный функтор. Авторы известных мне реализаций подобных оберток поступают именно так. При этом используется либо частичная специализация шаблона функтора в зависимости от числа аргументов, либо множественная перегрузка оператора вызова функции. Дело, как правило, не обходится без помощи макросов. К счастью, в C++11 появилась шаблоны с переменным числом аргументов, которые значительно упрощают жизнь:
R operator () (Args ... args)
В действительности, в нашем случае можно поступить гораздо проще, а именно, использовать оператор приведения вместо оператора вызова функции. Если T является типом указателя на функцию, а address является переменной, в которой хранится ее адрес, можно определить следующий оператор:
operator T()
{
return reinterpret_cast<T>(address);
}
Ниже приводится полный код заголовочного файла «ntprocedure.h».
#pragma once
#include "common.h"
#include <memory>
#include <string>
#include <type_traits>
NS_BEGIN_(ntutils)
NS_BEGIN_(detail)
class ntmodule;
class ntprocedure_base {
ntprocedure_base(const ntprocedure_base&) PROHIBITED_;
void operator=(const ntprocedure_base&) PROHIBITED_;
public:
ntprocedure_base(const std::string& a_proc_name, const tstring& a_lib_name);
// Constructor.
virtual ~ntprocedure_base() = 0;
// Destructor.
FARPROC WINAPI address();
// Get the procedure address.
const std::string& name() const;
// Get the procedure name.
private:
std::string m_name;
std::shared_ptr<ntmodule> m_module;
};
NS_END_
template<typename T> class ntprocedure : public detail::ntprocedure_base {
public:
typedef typename std::remove_pointer<T>::type callable_t;
typedef callable_t *callable_ptr_t;
ntprocedure(const std::string& a_proc_name, const tstring& a_lib_name)
: ntprocedure_base(a_proc_name, a_lib_name),
m_function(nullptr)
{
}
// Constructor.
virtual ~ntprocedure()
{
}
// Destructor.
operator callable_ptr_t()
{
if (!m_function) {
m_function = reinterpret_cast<callable_ptr_t>(address());
}
return m_function;
}
// Return stored function to invoke.
private:
callable_ptr_t m_function;
};
NS_END_
Пара моментов, которые заметил внимательный читатель — адрес процедуры хранится в переменной m_function и вычисляется один раз, и второй момент — в базовом классе хранится разделяемый указатель на объект класса ntmodule. Нетрудно догадаться, что он хранит информацию о загруженном модуле. Использование shared_ptr позволяет автоматически выгрузить модуль после уничтожения всех объектов-процедур, которые его используют.
#pragma once
#include "common.h"
#include "resource_ptr.h"
#include <list>
#include <memory>
NS_BEGIN_(ntutils)
NS_BEGIN_(detail)
class ntmodule : public std::enable_shared_from_this<ntmodule> {
ntmodule(const ntmodule&) PROHIBITED_;
void operator=(const ntmodule&) PROHIBITED_;
public:
typedef std::list<ntmodule*> container_t;
ntmodule(const tstring& a_name);
// Constructor.
~ntmodule();
// Destructor.
const tstring& name() const;
// Get the module name.
FARPROC WINAPI address(const std::string& a_name);
// Get the procedure address.
std::shared_ptr<ntmodule> share();
// Share this object.
static container_t& cached();
// Return the reference to the cache.
private:
tstring m_name;
hmodule_ptr m_handle;
};
NS_END_
NS_END_
Рассмотрим определение класса ntmodule:
#include "stdafx.h"
#include "ntmodule.h"
#include "ntprocedure.h"
#include <cassert>
#include <exception>
ntutils::detail::ntmodule::ntmodule(const tstring& a_name)
: m_name(a_name)
{
assert(!a_name.empty());
cached().push_back(this);
}
ntutils::detail::ntmodule::~ntmodule()
{
cached().remove(this);
}
const tstring& ntutils::detail::ntmodule::name() const
{
return m_name;
}
FARPROC WINAPI ntutils::detail::ntmodule::address(
const std::string& a_name
)
{
assert(!a_name.empty());
if (!m_handle) {
m_handle.reset(::LoadLibrary(m_name.c_str()));
}
if (!m_handle) {
std::string err("LoadLibrary failed");
throw std::runtime_error(err);
}
return m_handle ? ::GetProcAddress(m_handle, a_name.c_str()) : 0;
}
std::shared_ptr<ntutils::detail::ntmodule>
ntutils::detail::ntmodule::share()
{
return shared_from_this();
}
ntutils::detail::ntmodule::container_t&
ntutils::detail::ntmodule::cached()
{
static container_t* modules = new container_t;
return *modules;
}
Как видно, указатели на все используемые модули хранятся в статическом списке. Этим обеспечивается кеширование. Конструктор класса ntmodule помещает указатель на свой объект в список, а деструктор удаляет его. Полностью прояснит картину определение класса ntprocedure.
#include "stdafx.h"
#include "ntmodule.h"
#include "ntprocedure.h"
#include <cassert>
#include <exception>
ntutils::detail::ntprocedure_base::ntprocedure_base(
const std::string& a_proc_name, const tstring& a_lib_name
)
: m_name(a_proc_name),
m_module(nullptr)
{
assert(!a_proc_name.empty());
assert(!a_lib_name.empty());
for (auto module : ntmodule::cached()) {
// Perform case insensitive comparison:
if (!lstrcmpi(module->name().c_str(), a_lib_name.c_str())) {
m_module = module->share();
break;
}
}
if (!m_module) {
m_module = std::make_shared<ntmodule>(a_lib_name);
}
}
ntutils::detail::ntprocedure_base::~ntprocedure_base()
{
}
FARPROC WINAPI ntutils::detail::ntprocedure_base::address()
{
FARPROC addr = m_module->address(m_name);
if (!addr) {
std::string err("GetProcAddress failed");
throw std::runtime_error(err);
}
return addr;
}
const std::string& ntutils::detail::ntprocedure_base::name() const
{
return m_name;
}
В конструкторе ntprocedure_base происходит поиск нужного модуля в статическом списке по его имени. Если такой модуль найден, то вызов module->share() создает разделяемый указатель на основе имеющегося в списке указателя, если же такого модуля еще нет, создается новый объект.
Обратите внимание, что для каждого впервые используемого нами модуля мы вызываем LoadLibrary(), не полагаясь на функцию GetModuleHandle() и уже потом контролируем созданные объекты посредством shared_ptr. Это делает безопасным использование созданной обертки совместно в одном проекте с кодом, использующим непосредственные вызовы LoadLibrary() и FreeLibrary().
На этом все. Ах, да, в коде фигурирует тип resouce_ptr. Это ничто иное, как RAII-обертка над такими типами, как HANDLE, HMODULE и так далее. Для тех, кому интерено, привожу реализацию:
#pragma once
#include "common.h"
#include "windows.h"
#include <cassert>
#include <memory>
NS_BEGIN_(ntutils)
template<typename HTag_>
struct resource_close {
void operator()(typename HTag_::handle_t) const NO_EXCEPT_;
};
struct handle_tag {
typedef HANDLE resource_t;
};
struct hmodule_tag {
typedef HMODULE resource_t;
};
template<> struct resource_close<handle_tag> {
void operator()(handle_tag::resource_t a_handle) const NO_EXCEPT_
{
bool status = !!::CloseHandle(a_handle);
assert(status);
}
};
template<> struct resource_close<hmodule_tag> {
void operator()(hmodule_tag::resource_t a_handle) const NO_EXCEPT_
{
bool status = !!::FreeLibrary(a_handle);
assert(status);
}
};
template<
typename RTag_,
typename RTag_::resource_t RInvalid_,
typename RFree_ = resource_close<RTag_>
>
class resource_ptr {
typedef typename RTag_::resource_t resource_t;
typedef RFree_ deletor_t;
resource_ptr(const resource_ptr&) PROHIBITED_;
void operator=(const resource_ptr&) PROHIBITED_;
public:
resource_ptr() NO_EXCEPT_
: m_resource(RInvalid_)
{
}
resource_ptr(resource_t a_resource) NO_EXCEPT_
: m_resource(a_resource)
{
}
// Constructor.
explicit operator bool() const NO_EXCEPT_
{
return m_resource && m_resource != RInvalid_;
}
// Operator bool().
operator const resource_t&() const NO_EXCEPT_
{
return m_resource;
}
// Get the stored handle value.
void reset(resource_t a_resource = resource_t()) NO_EXCEPT_
{
resource_t old = m_resource;
m_resource = a_resource;
if (old != resource_t() && old != RInvalid_) {
m_deletor(old);
}
}
~resource_ptr() NO_EXCEPT_
{
if (m_resource != resource_t() && m_resource != RInvalid_) {
m_deletor(m_resource);
}
}
// Destructor.
private:
resource_t m_resource;
deletor_t m_deletor;
};
typedef resource_ptr<handle_tag, INVALID_HANDLE_VALUE> handle_ptr;
typedef resource_ptr<hmodule_tag, NULL> hmodule_ptr;
NS_END_
На этом точно все. Спасибо за внимание, буду рад услышать ваши комментарии!
Комментарии (6)
boov
14.09.2015 20:01+1Справедливости ради, стоит отметить, что кроме двух упомянутых в статье способов работы с dll, есть еще один, так называемый delay load режим. По сути это нечто среднее между load-time и run-time режимами.
khim
14.09.2015 23:07А как он выглядит? Как человеку, работавшему в основном в Linux'е мне бы хотелось видеть что-нибудь подобное вот этому:
Всё. Если функция нашлась — её можно вызвать. Напрямую и без всяких обёрток. Не нашлась — точно так же можно проверить, что это случилось — и тоже напрямую и без всякого C++.extern void __cxa_finalize (void *) TARGET_ATTRIBUTE_WEAK; ... if (__cxa_finalize) __cxa_finalize (__dso_handle);
P.S. Вообще же меня поражает насколько Linux и Windows протовиположны: в Linux «внизу» — чёткая архитектура, всё удобно, красиво и причёсано, но чем ближе «к человеку» тем более растрёпанным всё выглядит — CLI уже не так удобны как API, а GUI часто вообще что-то с чем-то. В Windows — всё равно наоборот: «сверху» всё красиво и причёсано, но стоит копнуть глубже, так обнаруживаются такие многоуровныевые «костыли» на «костылях», что волосы дыбом встают. Нет в жизни совершенства, увы :-(boov
15.09.2015 08:51К сожалению не так удобно.
Фактически в данном режиме в месте вызова импортируемой функции будет вызываться хелпер-функция __delayLoadHelper или __delayLoadHelper2 (зависит от версии ms studio). Их реализация содержится в библиотеке delayimp.lib (потребуется с ней слинковаться), ее код лежит здесь — vc/include/delayhlp.cpp.
По нему видно, что данный хелпер осуществляет вызов LoadLibrary/GetProcAddress (это делается только один раз).
В случае неудачи — не найден модуль или не найдена фунция — будет брошено исключение посредством RaiseException.
Соответственно его можно перехватить и определить причину ошибки.khim
15.09.2015 13:17Ясно. Да, во многих случаях это будет работать, но во многих — приведёт к видимым для человека проблемам. Типичный пример — какой-нибудь TWAIN: если у нас установлены соответствующие библиотеки, то хочется показать соответствующую кнопочки, но если в момент загрузки программы начать TWAIN инициализировать, то там может пойти деятельность не то, что просто замедляющая работу, а вообще нервирующая: сканер включится, что-то делать начнёт, etc.
Но да, во многих случаях такой подход годится. Будем иметь ввиду :-)
OlegMax
15.09.2015 15:01+11. Не потокобезопасно, причем существование общего кэша не очевидно из интерфейса библиотеки.
2. Указание имени модуля рядом с именем процедуры, по моим ощущуениям, не совсем C++ style — избыточный runtime overhead. Если используются несколько процедур из одного модуля, то имя модуля все равно будет задаваться переменной или константой, так почему бы эту переменную не сделать схожей с ntmodule? Таким образом убирается поиск в кэше и добавляется управление временем жизни хэндла.
gurux13
Комментарии? Их есть у меня.
А в целом — идея интересная, особенно оператор приведения типа — в голову такое не приходило.