Всеволод Опанасенко основал компанию «Т-платформы» в 2002 году. Всемирную славу компании принесла разработка суперкомпьютера «Ломоносов» в 2009 году. Его мощность составляла 1,7 петафлопса (количество операций с плавающей точкой в секунду). «Ломоносов» занял 12-е место в мировом рейтинге суперкомпьютеров.
Из 500 мощнейших суперкомпьютеров мира восемь располагается в России. Наша страна занимает девятое место в мире по уровню распространения суперкомпьютеров. По итогам прошлого года на базе задач, решенных на «Ломоносове», было написано более 500 научных статей и защищено около 50 докторских и кандидатских работ.
Всеволод Опанасенко рассказал «Ведомостям» о мировом рынке суперкомпьютеров, об успехах компании на Западе, об импортозамещении и развитии отрасли в России.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные цитаты из интервью.
Из 500 мощнейших суперкомпьютеров мира восемь располагается в России. Наша страна занимает девятое место в мире по уровню распространения суперкомпьютеров. По итогам прошлого года на базе задач, решенных на «Ломоносове», было написано более 500 научных статей и защищено около 50 докторских и кандидатских работ.
Всеволод Опанасенко рассказал «Ведомостям» о мировом рынке суперкомпьютеров, об успехах компании на Западе, об импортозамещении и развитии отрасли в России.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные цитаты из интервью.
Об отставании России от Запада по использованию суперкомпьютеров в промышленности
В рейтинге 500 самых мощных компьютеров мира 42% всех систем используется в промышленности и еще 26% – для исследований, в том числе в инженерных областях. В текущем российском рейтинге тор-50 уже 30% суперкомпьютеров коммерческого использования, включая промышленность, финансовые компании и IТ-провайдеров. 5–7 лет назад у нас совсем не было коммерческих систем.
О роли спроса и предложения в отрасли
С одной стороны, первичен спрос. Но с другой стороны, если не стимулировать его в промышленности, не объяснять предприятиям на конкретных примерах, какую выгоду они получат от использования суперкомпьютеров, то спрос и не возникнет. Суперкомпьютер – вещь сложная, его непросто использовать. Чтобы заниматься суперкомпьютерным моделированием, нужно иметь квалифицированных специалистов, которых в России мало.
Три-четыре года – нормальный срок жизни суперкомпьютера. Большинство компаний возвращаются к нам либо за расширением, либо за новой системой, когда начинают использовать суперкомпьютер в своей работе и понимать, какой эффект это дает.
О сферах применения суперкомпьютеров в России
Помимо авиастроения это еще и судостроение. Их расчетные задачи – это оптимизация обводов корпусов судов, гидродинамика гребных винтов с учетом кавитации. В мире одна из самых продвинутых отраслей – нефтеразведка. Но в России нефтяные компании не имеют собственных суперкомпьютеров и, как правило, используют зарубежные суперкомпьютерные центры для обработки данных сейсморазведки и моделирования резервуаров собственных месторождений. Наши нефтяные компании вообще часто заказывают услуги полного цикла у западных компаний– и сейсморазведку, и обработку данных.
О том, можно ли ли ускорить развитие отрасли в нашей стране
Если будет команда, то можно. Это будет взрывной рост, например, в нефтеразведке. Суперкомпьютер французской Total обошелся ей примерно в $80 млн, и, насколько мне известно, он уже окупился. Компания моделировала нефтяные месторождения на шельфе, это позволило практически полностью избежать бурения «сухих» скважин. Каждая такая скважина обходится в десятки миллионов долларов, поэтому экономия очень существенная.
О причинах конкурентоспособности компании «T-Платформы» на Западе
Очевидно, соотношение цены и производительности. Более мощные системы, которые стоят дешевле, чем у конкурентов. Ключевое преимущество – мы поставляем системы, сильно адаптированные под заказчика. У нас более 400 проектов, и нет одинаковых. Суперкомпьютер – это дорогое устройство, и заказчику важно, чтобы система была оптимизирована под его задачи. Кроме того, мы стараемся выводить на рынок новые продукты быстрее конкурентов и делаем решение под ключ, включая инженерную инфраструктуру и настройку ПО.
О потенциальном объеме рынка госзаказа в России
Сотни миллиардов рублей. И мы рассчитываем вместе с партнерами на десятки процентов этого рынка. Имеется в виду рынок IT-оборудования – вычислительного (включая системы хранения данных), телекоммуникационного, встраиваемого (промышленного и т. п.), где заказчиками выступают научные, образовательные организации, госкорпорации, госорганы, компании с большим государственным участием и прочие.
О проблемах запуска серийного производства у российских компаний
Многие компании пытаются замкнуть все на себя, это неэффективно. Для создания успешного серийного продукта нужна кооперация. Я против натурального хозяйства. Например, у нас нет собственных производственных мощностей. Мы их не развивали, не развиваем и развивать не будем. В мире и в России есть достаточно много качественных производств, которые мы используем для нашей вычислительной техники. Нельзя самому с нуля написать операционную систему и прикладной софт, создать все возможные продукты. Если государство будет принимать меры по защите отечественных разработчиков и производителей, таких компаний станет значительно больше. Это будут десятки тысяч новых рабочих мест. Для продаж, как правило, тоже нужна кооперация.