23 марта 2021 года на заседании правительства Крыма зашла речь об упорядочивании работы автоперевозчиков, в ходе которого было предложено воспользоваться помощью Роскомнадзора. Я попытался разобраться в этом ноухау и в тексте излагаю ключевые моменты.
Украина в конце декабря 2014 года в одностороннем порядке прекратила движение автобусов и поездов через границу с Крымом. Поезда Укрзализницы, следовавшие в Крым, теперь останавливаются на станции Новоалексеевка в Херсонской области, не доезжая до границы с полуостровом. Позже было прекращено движение грузового транспорта через пограничные пункты, движение легковых автомобилей продолжается.
Суть нелегальных автоперевозок состоит в бронировании места в микроавтобусе клиентом по телефону в объявлении, а затем в назначенное время и назначенном месте пассажир садится в микроавтобус, который доставляет его до автомобильных пунктов пропуска на границе. Далее, пройдя российский, украинский пункты пропуска и пешком около километра между ними, пассажир оказывается на территории Херсонской области, где его ждет другой микроавтобус, который доставит его в конечную точку поездки. Путешествие в обратном направлении происходит аналогично.
«Паритетчик [партнёр] на Украине работает до границы с Крымом. После прохождения пункта пропуска пассажиры переходят в автобусы крымских перевозчиков, которые уже развозят пассажиров по городам полуострова. Также и в обратном направлении — крымские автобусы из разных городов довозят пассажиров до пункта пропуска на границе с Украиной, где после прохождения необходимых процедур их ждут украинские автобусы, которые везут в разные города.
При этой паритетной схеме сотрудничества крымские и украинские перевозчики не делятся выручкой, а только пассажирами. По понятным причинам, деньгами делиться невозможно»
В местных СМИ этих перевозчиков именуют «челночниками». География ежедневных рейсов из Крыма широка - в Киев, Винницу, Одессу, Николаев, Херсон, Скадовск, Кривой рог, Каховку и Чаплинку. Объявления и страницы перевозчиков можно легко найти в Facebook, Instagram и Вконтакте. Иногда перевозчики имеют сайты-визитки.
На заседании Совета министров Глава республики раскритиковал работу уполномоченных органов по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков.
«Вопрос нелегальных перевозок — это секрет Полишинеля. Об этом знают все крымчане, кроме уполномоченных органов. Я звоню в органы правоохранительные, потому что я сам захожу на сайты и вижу отправления «Симферополь — Киев». Оценка деятельности всех должностных лиц будет по результату, включая руководство «Крымавтотранса». Подсадчики там все известны», — сказал он.
При этом причину заинтересованности в посещении сайтов нелегальных перевозчиков в Киев он не указал.
Министр транспорта республики на заседании Совмина сообщил о 22 нелегальных перевозчиках, которые не имеют разрешений на работу и осуществляющих перевозки до границы с Украиной: «Перевозки организованы нелегальными диспетчерами через интернет-сайты. Предлагается осуществлять блокировку интернет-ресурсов через территориальные подразделения Роскомнадзора. В настоящее время формируется соответствующая доказательная база».
Глава Крыма еще в 2019 году громко анонсировал борьбу с нелегальными перевозчиками в Крыму. На легализацию предпринимателям дали около двух суток, а затем глава Крыма пообещал тотальные рейды.
Цитировать грозные обещания местного главы республики нет смысла т.к. с тех пор ничего не изменилось и они идентичны нынешним. А предложенные им «кары» популистские и в принципе неосуществимы и предназначены для ушей тех немногочисленных избирателей, которые в нем еще не разочаровались, после прогремевших на всю Россию местных протестов против застройки Форосского парка, что даже заставило прокомментировать Пескова неприятную (и для Кремля) ситуацию. А есть еще более мелкие местные горячие точки, которые к лету могут громко прогреметь, а осенью выборы в Думу: Меганом, аэропорт Заводское, керченские порты, бессмысленное освоение миллиардов российского бюджета, призовые места в антирейтинге российских регионов и т.д. И в которых глава Крыма «светится» не на стороне добра, что не проходит незаметно для его и так низкого политического рейтинга.
Углубленное изучение вопроса позволило найти статью местного медиаресурса, который разъясняет юридическую сторону вопроса. Из статьи следует ,что этот бизнес нельзя назвать нелегальным. Есть проблемные места, но нельзя сказать, что частные перевозчики явно нарушают какое-либо законодательство – они просто используют лазейки в законодательстве.
Зачем этот текст на Хабре? С одной стороны это достаточно забавная IT- новость, когда власти пытаются микроскопом забивать гвозди, и не стесняются громко объявить о некомпетентности министров, силовиков, регионального правительства, или не желающих (риторический вопрос почему) или не умеющих работать (риторический вопрос о соответствии занимаемой должности) и применять те меры контроля, которые они уже имеют по умолчанию.
И с другой стороны это достаточно печальная новость, суть которой написал в комментарии хаброюзер @El_Kraken_Feliz совсем недавно - 9 декабря 2020, и эта суть уже реальность мышления властных структур:
Это у наших властных структур и им сочувствующих уже искажение мышления. Почему-то они думают, что если что-то запретить, то это сразу исчезнет. Ведь объективная сторона вопроса никого не интересует.
И возможно министр просто решил, что если Роскомнадзор заблокирует сайты, то глава Крыма не будет их посещать? Вполне рабочая версия для пятницы.
Radisto
Но в детстве же работало! Спрятался под одеяло — чудовище из-под кровати не тронет. Видимо, логика та же
tvr
mSnus
Неееет! Это был Хват Раковая Шейка!!!))
tvr
У каждого
переводчикасвой монстр под кроватью :))alfaslash
Ну, допустим, Роскомнадзор справится с группами во Вконтакте и сайтами-визитками, а дальше что? Кажется, что в очередной раз, очередной чиновник методом «запретить» пытается решить проблему.
А организовать регулярные (или сезонные) рейсы до границы в рамках того же «Крымавтотранса» не думали? Не так просто люди же катаются с нелегалами, значит есть потребность.
lz961
А зачем их организовывать, если они уже организованы? Вопрос, почему эти рейсы не легализованы.
unsignedchar
"Вопрос, почему эти рейсы не легализованы."
Потому что это тот самый блаблакар, только с крымскими особенностями. Найти попутчиков через интернет — это же не противозаконно?
soltpain
ШЛАКОБЛОКИРОВАТЬ
Zenitchik
Я что-то не понял, а что в этом незаконного? Если, допустим, я вызову яндекс-такси до границы, потом пройду контроль, и на той стороне вызову какое-нибудь ихнее такси, что изменится?
Или, вот, автобусное сообщение. Через границу рейсы запретили: ну, маршрут укоротили до границы. В чём проблема-то?
severgun
Что незаконного?
1) Незаконная предпринимательская деятельность. Налоги где? ИПшки ни у кого нет.
2) Незаконные пассажирские перевозки. Автомобили без ТО. Водитель без освидетельствования в рейсе.
Про 2 дня на легализацию не знаю. Но суть легализации именно в этом. Никто ее не выполнил.
Очевидно наказывая незаконных перевозчиков можно открыть законный автопарк принадлежащий детям чиновников.
PS Статье не место на хабре. 0 про технологии 100% про политику.
JohnSmith2
А что, налоги вам в карман идут? Разве не на дворцы и яхты, дружкам сами знаете кого. Или вы и есть приближенное лицо, сами знаете кому.
radonit
А это тут при чём? Закон есть-соблюдайте, в той же Америке налоговые преступления одни из самых тяжёлых, по хорошему в России надо так же ужесточать наказание за уклонение от уплаты. А то с одной стороны говорят налоги идуь на яхты и платят в серую зарплаты и те же люди возмущаются повышением пенсионного возраста.
JohnSmith2
В Америке которую вы так любите приводить в пример, налоги тратятся на граждан Америки, на самих налогоплательщиков, а не на дворцы и яхты приближенных к президенту. Барак Обама например вообще в скромном доме живет, и никакие дворцы с яхтами себе не строил за бюджетные деньги.
radonit
Это не та страна, гднюе оборонный бюджет выше совокупного оборонного бюджета последующих трёх стран? Или граждане патроны на завтрак едят?
Javian Автор
Из указанной статьи в тексте о юридических особенностях:
1. Легковые такси также могут предоставлять услуги извоза к границе. Причём договором фрахтования в данном случае является устная договорённость. Хотя весь доход идёт мимо касс автостанций. Потому что есть существенная разница между тем, как платит предприниматель налоги как перевозчик, выполняющий заказные перевозки, и как перевозчик с регулярными перевозками. Там упрощённая система.
2. 8+1 — это не автобус, а легковой автомобиль повышенной вместимости. Ездят легковые автомобили типа «Вито», «Фольцваген» Т5 и Т6, но они ездят как частные лица. Трудно доказать, что это нелегальная перевозка.
И политики тут не больше, чем в статье на хабре про очередной закон по закручиванию гаек в интернет под предлогом решения какой-то благородной узкой задачи, на которую вполне хватает существующего законодательства.
gerkulesov
Я полагаю, что в статье идет речь о перевозчиках без лицензии
AnterKan
Если рассматривать с точки зрения закона, то возможно например банальное отсутствие лицензии (которая требуется насколько я помню для транспорта, оборудованного для перевозки более 8 человек) или отсутствие регистрации ЮР лица, если оно требуется.
В реальности вполне возможно, что по закону всё чисто, но не закинули «кому следует» сверху или мешают ему же чем-либо
Javian Автор
Но речь о микроавтобусах 8+1, можете сами погуглить эти «сайты нелегальных перевозчиков».
Картинка с первого в выдаче Гугла:
sets
Какая дичь. Эти якобы нелегальные перевозчики не везут пассажиров морем, не пытаются перейти вброд Сиваш, не делают подземных тоннелей. Они максимально открыто приезжают ровно в одну и ту же точку на полуострове. Их там может словить ребенок. При чем тут вообще какие-то сайты?
Javian Автор
Вы точно поняли суть, которая меня зацепила. Номера автобусов есть, номера телефонов есть. Используйте те инструменты, что даёт уже существующее законодательство. Но…
M_AJ
Вполне возможно, что ничего особенного они не нарашают. Во многих провинциальных городах у автостанций полно таких водил, возящих людей до ближайших деревень на личных пассажирских авто. Как я понимаю, доказать там незаконное предпринимательство довольно сложно, в вот "заблокировать" сайт — легко. Вот и выбирают путь попроще, все же, надеюсь, понимают, что реальность вообще мало этих людей волнует, главное наверх отчитаться, что "меры приняты".
Javian Автор
В провинциальных городках скорее прочитают объявление на ближайшем столбе, чем в интернете. В общем-то примерно в году 2019-м я обратил внимание в Крыму на такие объявления на столбах, но тогда не поинтересовался в чем суть этого бизнеса.
user1er
Соседняя ветка комментариев весьма красочно отражает
axe_chita
Причем здесь IT? Незаконная предпринимательская деятельность? Дело полиции ибо статья 171 УК РФ. Не платят налоги? Дело налоговой.
«Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:»
В пункте пропуска приграничная зона? Зона ответственности ФСБ.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, легальных рычагов давления прекратить/легализовать этот нелегальный бизнес до фига. Почему это до сих пор продолжается? Значит кому-то это выгодно.
Сколько это будет продолжаться? До резонансной автокатастрофы с человеческими жертвами. Или политическое решение с наказанием невиновных и награждением непричастных.
Что более правдоподобно решайте сами.
Javian Автор
Почитайте внимательно про юридические особенности вопроса — нет тут ничего противозаконного. Некий чиновник высокого ранга, но без образования, спасает свою карьеру придумыванием проблем, которых нет. Его подчиненные, следуя принципу "ты начальник — я дурак", бегут исполнять так, чтобы начальник остался доволен их исполнительностью. Но ничего не изменится — как ездили так и ездят, этих водителей суд оправдает. И чиновники рангом по ниже это понимают.
Это просто яркий пример сферического чиновника на постсоветских просторах. Все эти запреты, законы Яровых, судебные решения примерно так же и придумают.
Вот недавний пример https://habr.com/ru/news/t/544220/
"Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации Украины, потребовала закрыть доступ к нескольким сотням сайтов в ходе расследования дела о мошенничестве. Полный список ресурсов опубликован на сайте комиссии."
axe_chita
Из вашей статьи
«На заседании Совета министров Глава республики раскритиковал работу уполномоченных органов по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков.»
Министр транспорта республики на заседании Совмина сообщил о 22 нелегальных перевозчиках, которые не имеют разрешений на работу и осуществляющих перевозки до границы с Украиной:
На легализацию предпринимателям дали около двух суток, а затем глава Крыма пообещал тотальные рейды.
Т.е. как минимум речь идет о «бомбилах» которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью (пассажирским извозом) на территории республики Крым, не имеют соответствующих лицензий, патентов, образований ИП и ЮЛ, нарушаюшие уголовное, административное и налоговое законодательство.
В ином случае если они (извозчики) имеют разрешительные документы, ими образованы ИП или ЮЛ, выплачивающие налоги в бюджет, выполняют правила безопасности перевозок, осуществляющие транспортировку пассажиров по территории республики Крым без пересечения границы, то какие к ним могут быть претензии? Все в рамках правого поля РФ.
А то что они «бесшовно» договариваются с украинской стороной, о том что пассажиров будет ожидать транспорт который их доставит в точку назначения, так этого к «делу» не пришьёшь. В особенности учитывая что взаиморасчетов между ними нет.
Но вернемся к "сферическому чиновнику"
СИМФЕРОПОЛЬ, 23 марта 2021, 12:06 — REGNUM Глава Крыма Сергей Аксёнов потребовал активизировать работу по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков в регионе. Он также пообещал кадровые выводы тем должностным лицам, которые закрывают глаза на нелегальных перевозчиков. Об этом Аксёнов сообщил на заседании Совета министров Республики Крым 23 марта.
«Насколько сейчас удалось достигнуть целевых показателей по выявлению нелегальных перевозок в Крыму? Это и вопросы, связанные с подсадкой на автостанциях, а также на площадках за ними, и вопросы несоответствия транспорта лицензионным требованиям. Часть мошеннической схемы как работала, так и работает. Так давно можно было поднять данные видеофиксаций на трассах и заметить, что ежедневно по ним ездят одни и те же нелегальные автобусы»
Аксёнов подчеркнул, что создаётся впечатление, что о работе нелегальных перевозчиках знают все, кроме уполномоченных органов.
«По итогам выездов на места всем должностным лицам, в том числе сотрудникам ГУП РК «Крымавтотранс», будет дана оценка их деятельности. В частности, если увидим, что на местах продолжают подбирать пассажиров, руководство автостанций будет отстранено от работы», — добавил Аксёнов.
Глава Крыма подчеркнул, что наличие нелегальных перевозчиков на дорогах региона будет рассматриваться как «умышленное нежелание должностных лиц заниматься этой работой».
Как напоминает ИА REGNUM, власти Крыма много раз говорили о проблеме нелегальных перевозок на полуострове. В регионе ранее ужесточили штрафы, также поднимался вопрос о возможной конфискации транспортных средств.
Так что вопрос в основном не в пассажиропотоке на Украину, и из нее, а в бардаке в пассажирских перевозках в Крыму в частности. И будет длится до той страшной аварии которая унесет жизни десятков людей, ведь всем пофиг пока гешефт рубиться. А все окрики с самого верху будут саботироваться методом «итальянской забастовки» и увидел начальство «напрягся и вспотел». Вот и тут имитация деятельности путем блокировки непричастных.
Javian Автор
Я помню этих перевозчиков при Украине на жд вокзале, тогда было именно много как «бомбил» на легковушках, так и упомянутых как «нелегальных» перевозчиков, на микроавтобусах типа «Спринтер», набрасывавшихся на выходящего с вокзала с багажом: «Ялта, Алушта, Севастополь! Через пять минут отъезжаем». Тогда я узнал, что надо осторожно выбирать место для парковки у вокзала — если примут за конкурента, то порежут шины. И вообще бизнес нелегальный, но под «крышей».
Летом 2020 года ничего не изменилось, кроме количества и популярных направлений — те же самые зазывалы, кроме обычного «Ялта!», кричали «Чонгар, Джанкой». А их автобусы стоят на прежнем месте — видно на Яндекс.панорамах с надписью «Заказной». Т.е. юридически это заказное такси.
С точки зрения законодательства эти «нелегальные перевозчики» легальны. Источник цитаты 2018 года:
Обратите внимание на Яндекс панораме один микроавтобус с табличкой «Заказной», а другой нет (тот же источник цитаты):
Суть проблемы там же:
Поэтому борьба, объявленная губернатором — фарс. Игра на отвлечение внимания избирателя в тот момент, когда у губернатора этот март катастрофически не удался: министр культуры «Да *б твою мать» и «орлолев», вице-премьер Крыма, буянящий на борту Аэрофлота и т.д… Конечно в основном ему прилетело из Кремля за Форос — алчность, вызвавшая протесты под «День воссоединения Крыма с Россией». Думаю ему этого не простят.
Авария была в 8 апреля 2018:
В мае посадили владельца автобуса:
Т.е. никаких других нарушений не было.
axe_chita
Так в Республике Крым эта ситуация, с нелегальными таксистами на легковых автомобилях, муссируется как минимум с 2015 года. Каждый год она поднимается. А по концове ФНС заявляет что 90% таксистов Крыма — нелегалы.
Вбиваем в Яндекс.Ру «Крым такси нелегалы» и видим картину которая не меняется пятилетками. Что тут сказать? «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?»
Ищите тех кому это реально выгодно чтоб более 90% таксистов было в серой зоне.
«Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
Как думаете, на каком проценте прибыли сидит серый бизнес такси в Крыму?
Javian Автор
От одна из первых ссылок Яндекс.Ру возникает чувство дежавю: 07.11.2019«При Украине было лучше…» Правительство Крыма загоняет таксистов в «глубокое подполье»
Имхо, борьба с нелегалами — это просто желание и очередная попытка подмять под себя этот рынок, а не забота о пассажирах.
axe_chita
Смотрите новость которая вам попала на глаза от 07.11.2019 в ней прямым текстом говориться «Нелегалам дали время до 24 июля, чтобы зарегистрироваться, после этого начались тотальные проверки.» до 24.07.2020! Полгода отпускалось. Но тут, как в мультике, «Форс мажор» пришел.
Javian Автор
Насколько я понимаю вопрос многолетней борьбы, то «нелегальным такси» будет считаться автомобиль с «шашечками», но без лицензии. Если это обычный авто без опознавательных знаков «такси» т.е. берущих пассажиров через агрегаторов «бла», «яндекс», «убер» и т.д., то сложно доказать что он таксист. Разве, что «контрольной закупкой». Собственно в ваших ссылках на статью от 20.07.2020 написано о проблеме: «В Госдуме рассматривали уже несколько версий законопроекта, но пока компромисс между интересами государства, таксистов, агрегаторов и пассажиров не найден».
И статью 20.10.2016: «Как и везде, популярны мобильные приложения, которые дают возможность дополнительного заработка для любого желающего без какой-либо ответственности. Никаких законодательных ограничений по использованию этих ресурсов нет, хотя тема обсуждается не первый год.».
Нет закона, который прямо бы запрещал это. Поэтому и появляются местные костыли типа данного Роскомнадзора или из вашей ссылки от 3.12.2020 «При повторных нарушениях предлагается закрывать доступ к мобильным приложениям такси сроком на 90 дней.», которые не будут работать. Но высокопоставленный чиновник громко сымитировал бурную деятельность, а нулевой результат — это мелочи. Если всё делать как надо, то можно и без работы остаться :)