В 2019 году правительство США наложило санкции на две крупные китайские телекоммуникационные компании, отрезав их от жизненно важных поставок полупроводниковых микросхем. Компания Wuhan Hongxin Semiconductor Manufacturing Co. тогда пообещала выйти на путь самообеспечения перед лицом все более жестких ограничений, накладываемых со стороны США. Частная компания заявила на своем веб-сайте, что привлечет в общей сложности 20 миллиардов долларов, чтобы производить 60 000 передовых чипов год.
Спойлер: компания Hongxin обанкротилась.
Незавершенный завод Hongxin в портовом городе Ухань сейчас стоит заброшенным. Его основатели исчезли, несмотря на то, что они задолжали подрядчикам и инвесторам миллиарды юаней.
Компания — один из шести многомиллиардных проектов, потерпевших крах за последние два года. Их взлет и падение — поучительная история в отрасли, которая переполнена государственными деньгами, но все еще испытывает дефицит опыта, и является предварительным обзором дорогостоящего и извилистого пути, по которому Китаю придется идти к полупроводниковой самодостаточности, которая теперь является приоритетом национальной безопасности.
Вид через микроскоп на китайский микрочип, установленный на стенде контролируемого государством проекта Tsinghua Unigroup во время 21-й Китайской международной выставки высоких технологий в Пекине в 2018 году
Громкие обещания
Компания Hongxin Semiconductor была основана в ноябре 2017 года как совместное предприятие между администрацией района Дунсиху города Ухань и компанией Beijing Guang Liang Lantu Technology.
Китайское правительство пытается создать «национального чемпиона» в полупроводниковой промышленности. Имея четкую цель, местные органы власти стремятся поддержать частные предприятия, производящие микросхемы, даже те, которые имеют сомнительную квалификацию.
Желание развивать собственных производителей микросхем привело к серии безрассудных инвестиций в плохо спланированные проекты, многие из которых обанкротились за пару лет после выкупа многомиллионных инвестиций у государственных органов.
Эта ситуация привлекла внимание Китайской национальной комиссии по развитию и реформам (Chinese National Development and Reform Commission, NDRC). Во время брифинга для прессы, состоявшегося в октябре 2020 года, пресс-секретарь Мэн Вэй заявила, что некоторые компании «с недостаточными знаниями в области разработки интегральных схем вслепую участвовали в проектах».
Один из соучредителей Guang Liang, Цао Шань только закончил среднюю школу и использовал ложные учетные данные и другую личность. Другой соучредитель, Ли Сюэен, занимался продажей традиционной китайской медицины, алкоголя и табака до того, как основал Hongxin, согласно корпоративным отчетам, рассмотренным NDRC.
Цао обещал инвестировать в размере 1,8 миллиарда юаней (279,1 миллиона долларов) за 90% акций HSMC (Hongxin Semiconductor Manufacturing Co.), в то время как правительство Уханя выделило 200 миллионов юаней на оставшуюся часть.
Всякий раз, когда Цао встречался с потенциальными инвесторами, он представлялся вице-президентом компании Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. (TSMC) или вице-президентом нью-йоркского офиса Acer. Он также хвастался личными «связями» с высокопоставленными китайскими правительственными чиновниками.
Цао Шань даже не было настоящим именем основателя HSMC. Цао на самом деле звали Бао Энбао, который позаимствовал имя водителя своей семьи. У TSMC не было вице-президента по имени Цао Шань, а у Acer даже не было офиса в Нью-Йорке. На самом деле Бао только окончил школу и не имел технических навыков, необходимых для изготовления полупроводниковых пластин.
Эти недостатки не помешали HSMC стать признанным звездным проектом для Уханя и провинции Хубэй. HSMC позиционировала себя как проект, в который было вложено 20 миллиардов долларов. Как HSMC, возглавляемая альтер-эго Бао Энбао, удалось пустить пыль в глаза инвесторов, ветеранов отрасли и правительственных спонсоров, остается загадкой.
Имея много денег, поступающих в бюджет, HSMC объявила об амбициозных планах по производству микросхем от 90 до 7 нанометров. Цао заявил, что HSMC «станет третьим после TSMC и Samsung в области чиповых технологий».
Все, что было нужно, — это техническая команда для реализации видения. План Бао по найму инженеров и техников был прост: он выберет компанию с хорошими связями в отрасли и заплатит солидную плату за найм лучших талантов. HSMC прибегла к услугам кадровой компании Shanghai Jingtai, чтобы переманить до 100 старших технических специалистов. Чем выше их уровень, тем больше комиссионных HSMC готово было платить.
За короткое время HSMC удалось сформировать высококвалифицированную команду инженеров, которые присоединились за привлекательное вознаграждение. HSMC также смогла закупить желанную машину для литографии у голландского производителя оборудования ASML. В какой-то момент казалось, что Бао на самом деле строит функциональное предприятие по производству полупроводников.
Однако инженерам не потребовалось много времени, чтобы придраться к работе HSMC. Бао заключил контракт на строительство с Wuhan Torch Construction Group, компанией, у которой не было опыта строительства заводов по производству полупроводников. Чтобы ускорить процесс планирования, Бао приобрел старые заводские чертежи SMIC в проектном институте. Для Бао никогда не было первостепенной заботой то, будет ли завод работать. Все, что ему было нужно, это стены и крыша, чтобы HSMC могла привлечь больше инвестиций от центрального или местного правительства.
Китайские производители микросхем по-прежнему в значительной степени полагаются на европейские, американские и японские технологии, большая часть которых, в свою очередь, опирается на американскую интеллектуальную собственность, которую США не намерены допускать в руки Китая. Спрос на полупроводники в Китае продолжает расти за пределы того, что он может обеспечить сам; торговые данные показывают, что в 2019 году Пекин импортировал чипов на сумму 350 миллиардов долларов.
Учитывая эту зависимость, правительство Китая вкладывает большие деньги в этот сектор, чтобы ускорить разработку и производство микросхем внутри страны. В последнем документе о пятилетнем экономическом планировании страны, опубликованном в марте, интегральные схемы — полупроводники — определены как приоритетный сектор для финансирования исследований и разработок.
Тотальный подход привел к заметным достижениям. Успешные компании по разработке микросхем, такие как Cambricon и Huawei HiSilicon, позволили Huawei заменить некоторые из своих разработанных в США микросхем в своих мобильных телефонах.
Недалеко от Hongxin находится Yangtze Memory Technologies Co. (YMTC), частично государственная компания, которая планирует удвоить производство микросхем памяти, чтобы обогнать южнокорейские Samsung и SK Hynix, которые в настоящее время доминируют в производстве.
Череда ошибок
Между тем, два других крупных полупроводниковых компаний — Tacoma Semiconductor Technology Co. Ltd. и Dehuai Semiconductor Technology Co. Ltd. — также обанкротились.
Tacoma находится в 520 км от Уханя вдоль реки Янцзы, в портовом городе Нанкин. Там тайваньский предприниматель Джозеф Ли изначально нашел желанную гавань для своих амбиций, основав в городе свою компанию в 2015 году. Он пообещал собрать 3 миллиарда долларов на производство микрочипов при консультации с израильской компанией Tower Semiconductor (ранее TowerJazz).
Ли в 2016 году стал соучредителем второй компании Dehuai Semiconductor в городе Хуайань провинции Цзянсу. (Ли продал свою долю в том же году, сославшись на противоречие в видении с другими менеджерами фирмы.)
В 2017 году Ли пригласил китайские СМИ совершить поездку по объектам Tacoma, заявив, что компания заработала 200 миллионов юаней (30,7 миллиона долларов). Tacoma на данный момент так и не завершила строительство своих производственных мощностей.
В 2018 году сотрудники Tacoma обратились в мэрию Нанкина с жалобами на невыплаченную зарплату. Корпоративные документы Китая показывают, что против Такомы в провинциальный суд было подано 50 судебных исков, и все они были направлены на возмещение затрат на строительство или невыплаты заработной платы. Ли оспаривает задолженность сотрудников по выплате заработной платы в размере 20 миллионов юаней.
Hongxin, Tacoma и Dehuai смогли получить государственное финансирование на миллиарды юаней при условии, что они будут соответствовать этому с собственными инвестициями — обязательство, которое так и не реализовалось. В конечном итоге Tacoma собрала лишь небольшую часть — 250 миллионов из 2,5 миллиардов юаней — от того, что обещала.
«Мы никогда не думали, что, когда наш денежный поток иссякнет, мы не сможем найти новые источники финансирования, на которые мы рассчитывали», — сказал Ли японской телекомпании NHK в марте этого года.
Технологические аналитики говорят, что последние провалы в производстве полупроводников в Китае показывают, насколько астрономическими являются первоначальные затраты в этой отрасли.
Роспуск компаний Hongxin, Tacoma и Dehuai привел к каскадной цепи банкротств.
Судебные протоколы показывают, что правительство Уханя конфисковало около 120 гектаров земли и аппарат ASML компании Hongxin для выплаты долга на сумму около 128 миллиардов юаней (19,6 миллиарда долларов).
По словам жильцов по соседству, Hongxin незаметно выехал из своей штаб-квартиры в конце прошлого года. Примерно в 10 минутах езды от гостиницы находится заводской комплекс, представляющий собой не что иное, как бетонную оболочку.
«Руководителей нигде не найти», — говорит Ван Лийин, директор Huaiyu Construction Co. в Ухане, с которой был заключен субподряд на строительство завода Hongxin. Ван утверждает, что подрядчики Hongxin все еще должны ему более 40 миллионов юаней (6,14 миллиона долларов) за строительные материалы, и предъявляет им иск в суде Уханя.
Tacoma и Dehuai официально объявили о банкротстве, а местные органы власти взяли на себя оставшиеся активы компаний для реструктуризации. Суд обязал основателя Tacoma Джозефа Ли не покидать материковый Китай до тех пор, пока он не выплатит долги компании. В настоящее время он живет в портовом городе Нинбо и работает над своим новым предприятием по разработке микросхем Chengxing Semiconductor Company, которое он основал в 2019 году.
Ли говорит, что также работает с местным правительством Нанкина над реструктуризацией компании и привлечением новых инвесторов. «Возобновить работу Tacoma — это единственный способ не подвести сотрудников и подрядчиков компании», — написал он в WeChat.
Еще три крупных предприятия обанкротились в 2020 году. Даже солидные компании-производители микросхем сталкиваются с проблемами финансирования; Материнская компания YMTC Tsinghua Unigroup заявила в декабре прошлого года, что не выполнила своих обязательств по выплате основной суммы долга по облигациям на сумму почти 2,5 миллиарда долларов из-за «проблемы ликвидности».
Урок
Учитывая большое количество полупроводниковых компаний, получающих государственные инвестиции, некоторые из них обречены на провал. Это дорогостоящая, но необходимая ошибка в стремлении Китая к технологической независимости.
Полупроводниковая промышленность характеризуется высокими требованиями к инвестициям, высоким риском и, конечно же, возможностью получения высокой прибыли. В процессе разработки компаниям требуются постоянные финансовые вложения и поддержка.
Даже воспользовавшись рычагом промышленной политики и огромными государственными субсидиями, трудно конкурировать с ведущими компаниями, такими как южнокорейский Samsung и тайваньский производитель микросхем TSMC, которые ежегодно тратят баснословные деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Высокий риск не остановил волну новых участников. По данным китайской корпоративной базы данных Qichacha, только в прошлом году появилось более 20 000 новых компаний, связанных с полупроводниками.
Но бизнесу по производству микросхем для выживания требуется «полная экосистема цепочек поставок», а не только горстка хорошо финансируемых стартапов.
Китайские политики пытаются замедлить бум полупроводниковых компаний, предостерегая от чрезмерных инвестиций и проектов «белых слонов».
На правах рекламы
Эпичные серверы — это виртуальные серверы которые прекрасно подойдут для размещения разнообразных сайтов. Сумасшедшая производительность благодаря мощным процессорам семейства AMD EPYC и очень быстрым NVMe дискам Intel. Обязательно закажите!
webzuweb
В РФ за все время не обанкротилась ни одна компания с планами по производству чипов 7нм!
pae174
Да, вся история очень похожа на принадлежавший Рейману завод Ангстрем-Т, который в 2008 получил миллиард долларов из бюджета на производство импортозамещающих микросхем и
проепробанкротил их медленной скоростью за 10 лет. Никто не расстрелян. Все довольны.denisshabr
У Реймана на этот талант. Мегафон кстати он же создавал, будучи ещё министром связи.