Системы Skyscanner сложно назвать маломасштабными. Наш сайт и приложение каждый месяц используются миллионами путешественников, мы обрабатываем умопомрачительные объёмы запросов, используя микросервисную архитектуру, которая сама по себе далеко не маленькая. В общей совокупности у нас задействовано несколько сотен микросервисов и микросайтов (веб-приложений, поддерживающих определённую часть нашего сайта), обслуживаемых сотнями экземпляров AWS Lambda и библиотек. Каждое из этих средств хранится в своём собственном репозитории GitHub, что даёт некоторые преимущества с точки зрения разделения задач, но имеет и свою цену: когда одно и то же изменение нужно выполнить во всех этих репозиториях, как это можно осуществить?


Большинство наших микросервисов используют общие разделяемые библиотеки, поэтому обновление для установки нового исправления безопасности, повышения устойчивости или добавления функции наблюдения (например) часто является относительно простой задачей, выполняемой сервисом Dependabot.

Однако отнюдь не каждое изменение, которое требуется внести, выполняется в библиотеке. Несмотря на все наши усилия, у нас всё ещё остаются шаблонные (boilerplate) конфигурации и код, который время от времени необходимо совершенствовать. И, хотя мы сокращаем число репозиториев там, где это возможно (в том числе благодаря объединению репозиториев, когда оно имеет смысл), у нас всё ещё остается множество репозиториев.

Нам необходимо иметь возможность выполнения достаточно сложных изменений одновременно в десятках и сотнях репозиториев.

Долгое время мы разрабатывали свою внутреннюю систему под названием Codelift. В первую очередь это была система пакетной обработки, которая в ночное время применяла написанный на Python сценарий изменения для каждого из сотен репозиториев, отправляя предложения на изменения кода в чужих репозиториях (PR-предложения) для всех таких изменений. Но, как оказалось, очень сложно написать такой сценарий, который бы надёжно отрабатывал со всеми репозиториями. Главным узким местом была потребность в квалифицированных специалистах, которые требовались для проверки этих сценариев изменений. И самим сценариям часто требовалось несколько раундов настройки, чтобы преодолеть неизбежные сбои. Система Codelift постепенно выводилась из эксплуатации, но потребность в ней оставалась.

Появление Turbolift

Система Turbolift — это переосмысление процесса внесения массовых изменений.

  • Прежде, чтобы написать надёжно работающий сценарий внесения изменения в системе Codelift, инженерам приходилось создавать локальные копии (клоны) многих или даже всех задействованных репозиториев только для проверки работоспособности этого изменения. Но если инженеры в любом случае собираются создавать локальные копии репозиториев, почему не сделать это частью процесса?

  • Подготовка сценариев изменений на Python накладывала свои ограничения: иногда самым простым способом реализации изменения является просто вызов команды из оболочки или запуск более специализированного инструмента рефакторинга, такого как codemod или comby. Иногда предпочтителен вызов редактора или интегрированной среды разработки — это будет хоть и тяжеловесным, но самым верным способом. А иногда самым простым вариантом выполнения будет автоматическое изменение, которое сработает для 95 % репозиториев с последующей ручной настройкой для нескольких репозиториев, где такая настройка потребуется.

  • Наличие сценариев изменения само по себе полезно только в том случае, если планируется повторно выполнять такую же операцию массового рефакторинга. Но во многих случаях можно с полной уверенностью констатировать, что это разовые изменения. И, хотя очень важно протоколировать то, что мы делали, совсем не обязательно выполнять это в форме сценария для многократного применения.

  • Одной из тонких проблем с Codelift было то, что все его PR-предложения исходили от пользователя-бота: при этом от владельцев системы Codelift ожидалась тщательная проверка каждого изменения, и это становилось серьёзным узким местом. Мы поняли, что оптимальным будет создание предложений на изменения кода в чужих репозиториях инженером, который фактически несёт ответственность за их выполнение. В этом случае обеспечиваются прозрачность распределения прав, более простая обратная связь и отсутствие необходимости создавать целую команду посредников.

Система Turbolift автоматизирует наиболее утомительные этапы этого процесса: массовое распараллеливание альтернативных вариантов выполнения процесса, клонирование, создание PR-предложенийбез внесения каких-либо противоречий при выполнении самих фактических изменений. Инженеры могут непосредственно проверять, изменять и тестировать свои изменения, используя те инструменты, которые им требуются, что позволяет работать с гораздо большей степенью отдачи, чем просто отправить сценарий в систему пакетной обработки и ожидать результатов.

Создание клонов на машинах разработчиков имеет очевидные минусы: для этого требуется время и дисковое пространство. Но, на наш взгляд, снижение информационной нагрузки на инженеров нивелирует эти издержки.

Система Turbolift начинала жизнь как наскоро написанный набор bash-сценариев, но она быстро доказала нам свою полезность. Теперь, когда мы переписали эту систему на Go, привели в порядок и сделали её инструментом с открытым исходным кодом, хотелось бы поделиться ею с вами. По сравнению с первоначальной версией язык Go помог сделать этот инструмент более удобным для использования и обслуживании в долгосрочной перспективе. У нас есть множество идей о дальнейшем развитии этого инструмента, и мы приветствуем все поступающие от вас предложения о том, как улучшить его.

Если вы начнёте работать с Turbolift, советуем вам уделить особое внимание потребностям инженеров, анализирующих предложения на изменения кода в чужих репозиториях, особенно, если создаётся много таких PR-предложений. В файле README для этого проекта содержится несколько рекомендаций, которые мы разработали внутрикорпоративно, чтобы помочь авторам изменений, удерживая их в рамках разумного.

Как инструмент Turbolift помог нам

  • При приближении момента, когда истечёт срок действия какого-либо внутреннего SSL-сертификата, наша команда сопровождения промышленной платформы использовала Turbolift для выполнения PR-предложений сотен репозиториев, в которых были ссылки на истекающий сертификат.

  • Turbolift применяется нашей командой веб-поддержки для стандартизации версий и тестирования библиотек на наших микросайтах.

  • Наша команда сопровождения промышленной платформы использовала Turbolift для исправления ошибки, которую когда-то допустили в шаблоне кода, а затем растиражировали по множествам репозиториев.

  • Региональные команды смогли очистить и обновить файлы с метаданными репозиториев, в которых отслеживались информация о владельцах и прочие сведения. Обновление этих файлов и раньше было рутинной, но необходимой работой, поскольку региональные команды меняли названия или менялись владельцы репозиториев.

В целом за последние три месяца, используя Turbolift, мы отправили свыше 1200 внутренних предложений на изменения кода в чужих репозиториях. Каждый из этих случаев означает устранённую проблему или исправленную техническую недоработку, которые в противном случае превратились бы в создаваемые вручную PR-предложения. Мы надеемся, что инженеры в Skyscanner и других компаниях в полной мере ощутят преимущества от упрощения рабочего процесса при выполнении масштабных изменений.

Turbolift написан на Go — компилируемом языке от Google, который вы за год освоите с нуля на курсе Backend-разработчик на Go — от ключевых понятий в IT, основ Linux и до применения Go для DevOps. Мы используем модель фундаментального образования, поэтому вы получите не только практические навыки, но и крепкую теоретическую базу, научитесь мыслить по-новому — и в этом вам помогут эксперты в своём деле и менторы, которые с удовольствием ответят на ваши вопросы и передадут вам свои знания.

Узнайте, как прокачаться и в других специальностях или освоить их с нуля:

Другие профессии и курсы