Ни для кого не секрет, что сейчас игровая индустрия штампует только те виды игр, которые гарантированно пользуются спросом. Время идёт вперёд. Мир меняется. Технологии развиваются. Некоторые жанры остаются позади и вымирают, и олдфагам вроде нас остаётся оплакивать эти потери в хабрапостах.
В этом посте посмотрим на вымершие с коммерческой точки зрения жанры. И сразу уточним — речь пойдёт про игры для ПК и консолей. Область мобильных игр — тема отдельного хабрапоста. (Но если вам всё же интересно, то статистику по мобильным играм на октябрь 2022 года можно посмотреть в этой статье.)
Во что играют в 2022 году
В мире существует более миллиона видеоигр и более 30 их жанров.
С первых дней возникновения компьютерных игр инновации в технологиях и аппаратном обеспечении определяли их развитие, а игровые жанры адаптировались, чтобы отразить эти улучшения: посмотрите на самые ранние текстовые ролевые игры и The Witcher 3, чтобы увидеть, насколько далеко продвинулся этот жанр за более чем три десятилетия.
О том, почему популярен тот или иной жанр и чем он цепляет игроков, написана не одна книга по геймдизайну. В игре должен быть выдержан баланс сложности, темпа, соревновательности, юмора, а также учтена куча других параметров. Можно вложить миллионы денег в маркетинг, но если игра в итоге окажется сложной, запутанной, с непродуманными игровыми механиками, то она умрёт, не принеся создателям прибыли. Учитывая, что современные игроки избалованы и их вниманием сложно завладеть, разработчикам нужно хорошо постараться, чтобы их игра вызвала отклик. И подобный естественный отбор привёл нас к господству определённых жанров.
По данным NPD Group — компании, занимающейся изучением рыночной конъюнктуры, список самых продаваемых игр на октябрь 2022 года выглядит так:
В топе мы видим экшен, спорт, приключения, RPG. Именно эти жанры дают максимальную игровую свободу игрокам и множество возможностей разработчикам.
Современный шутер развился из аркадных игр и остаётся самым популярным среди современных геймеров. Формат шутера предоставляет разработчикам большой выбор различных сеттингов — можно взять за основу реальные исторические события, как это было в Call of Duty, или поместить игрока в инопланетный мир, как в Halo или Quake.
По оценкам, в 2022 году двадцать процентов геймеров предпочтут шутеры. Благодаря популярности этого жанра, людям легче найти союзников и противников на онлайн-арене. Поэтому шутеры занимают первое место среди самых популярных игровых жанров.
RPG занимают второе место — одиннадцать процентов геймеров выберут именно эти игры. Сейчас ведётся много споров вокруг того, что считать ролевой игрой, но с уверенностью можно сказать, что любая игра со структурой, основанной на выборе и управлении инвентарём, подходит под это определение. Такие игры начинались как текстовые приключения на ПК, но теперь это разветвлённые 3D-приключения, происходящие в открытом и огромном мире. Ожидается, что к 2026 году рынок MMORPG вырастет на 9,5%.
Спортивные игры — от первой Pong до последней EA SPORTS FIFA — берут азартом, вовлекают игрока и позволяют использовать онлайн-геймплей.
Что мы потеряли?
Текстовые игры
Очевидно, что с развитием технологий текстовые игры в том виде, в каком мы их знали на заре развития компьютеров, ушли в прошлое. Текстовые приключения стали основой для современных RPG. Они давали игрокам всё то, что есть в видеоиграх — выбор и интерактивность, в те времена, когда графика была в зачаточном состоянии и не было соответствующего железа. Игрок взаимодействовал с игрой, вводя различные команды.
В эти игры могли играть несколько игроков по сети, используя ранние коммутируемые соединения, то есть такие игры были предшественниками современных MMO. Название «текстовые приключения» сохранилось даже в первые годы графики, пока интерактивность обеспечивалась вводом текста.
В качестве примера можно привести Zork, где игрока мог съесть монстр Грю, и The Oregon Trail, в которой можно было умереть от дизентерии. Несмотря на примитивность подобного жанра, рынок для них всё ещё существует, и энтузиасты разрабатывают их по сей день.
Шутеры со световыми пистолетами (light gun shooter)
Технология светового оружия появилась ещё в 1930-х годах. Световые датчики позволяли игрокам стрелять по движущимся целям на экране, и игры со световым оружием получили широкую известность в середине 80-х годов благодаря Duck Hunt (1985 год). В следующее десятилетие популярность этой игры возросла.
Кровожадные дети 90-х наслаждались возможностью взять в руки пластиковый пистолет и воплотить в жизнь свои фантазии из боевиков в Virtua Cop (1994 год) и Time Crisis (1995 год).
Сейчас пострелять из светового пистолета можно только в игровых автоматах — там можно встретить и House of the Dead, и Halo: Fireteam Raven 2018 года. А вот за пределами игровых автоматов периферийные устройства в основном можно найти только у кого-то на антресолях.
Несмотря на умирание жанра, дух домашней игры со световым пистолетом поддерживается, например, игрой для PlayStation Farpoint (2016 год), которая позволяет игрокам использовать контроллер прицеливания PSVR для поражения целей в виртуальном мире. Но сейчас игра практически исчезла с радаров.
Приключенческие игры Point-and-Click
Помните, какой ажиотаж вызвало продолжение игры Grim Fandango (1998 год)? Вот и мы не помним. А всё потому, что жанр Point-and-Click как средство зарабатывания денег умер.
В конце 80-х и большую часть 90-х годов такие игры приобрели огромную популярность. Главенствовали серии Kings Quest, Police Quest, Space Quest, Legend of Kyrandia и Leisure Suit Larry. К 90-м годам к ним присоединилась компания Lucasarts, выпустившая хиты Maniac Mansion, The Secret of Monkey Island и Full Throttle.
Одна из причин популярности таких игр — они могли представить более впечатляющий игровой опыт и продуманные по сюжету истории на ограниченном аппаратном обеспечении той эпохи. Эти игры отлично выглядели и звучали.
Но в середине 90-х произошёл взрыв популярности шутеров от первого лица, и рынок наводнили игры Duke Nukem 3D, Heretic, Blood, Rise of the Triad и Dark Forces. В конце 90-х появились игры в жанре Deathmatch — Quake и классика FPS Half-Life.
В середине 90-х геймеры познакомились с новым и захватывающим жанром Real-time strategy, который погрузил их в Warcraft II, Command & Conquer, Dune II, Starcraft и Total Annihilation. Благодаря мощным однопользовательским кампаниям, удобному локальному мультиплееру и появлению Battle.net, эти игры окончательно переманили геймеров и завладели их временем и вниманием. Привлекательность более медленных игр угасла, и к 2000 году игры Point-and-Click почти что вымерли.
Смерти жанра способствовало и перенасыщение рынка. Европейские студии выпускали такие игры тоннами, и к концу 90-х геймеры увидели ошеломляющее падение качества. Игры были очень похожи.
Также печально известной проблемой были эзотерические квесты, часто не интуитивные и длинные. Один из примеров — важный для сюжета ключ, застрявший в электрифицированном рельсе метро в игре 1999 года The Longest Journey. Чтобы его достать, игроку нужно было выполнить 12 неочевидных действий. А учитывая, что доступ к интернету был далеко не таким повсеместным, как сегодня, такого понятия, как GameFAQ, не было. Приходилось ломать голову или в сердцах ломать диск с игрой.
Интерактивные киноигры
Quick Time Events, как и большинство других спорных игровых тропов, сам по себе не так уж плох. Но что если игра представляет собой один длинный QTE от начала до конца? Некоторые геймеры их просто ненавидят.
Такие игры, как Dragon's Lair и Road Avenger, едва ли можно назвать играми вообще. Но при этом отсутствие интерактивности означало, что разработчики могли серьёзно поработать над графикой. Эти игры были максимально приближены к мультфильмам 90-х годов.
Жанр «киноигр» был доминирующим, когда графический прогресс позволил играм выглядеть так же хорошо, как и мультфильмы, и при этом иметь реальный геймплей. Пожалуй, это единственный жанр в этом списке, который действительно остался в прошлом, хотя его влияние будет ощущаться ещё не одно поколение. Редких представителей жанра, как, например, As Dusk Falls в расчёт не берём.
Автомобильные боевые игры
Два самых известных имени этого жанра — Carmageddon и Twisted Metal, пользовавшиеся огромной популярностью. Они позволяли игрокам доводить ярость на дорогах до откровенно абсурдных высот.
Разработанная компанией Stainless Games и впервые выпущенная в 1997 году игра Carmageddon была самой весёлой. Игрок гоняет на автомобиле вместе с компьютерными соперниками.
Пройти гонку можно было тремя различными способами: пройти (или проехать) трассу игры, разбивать другие гоночные автомобили, просто убивать пешеходов.
90-е были золотой эрой жанра автомобильных боёв. Именно в это десятилетие на рынке появились самые успешные игры: Vigilante 8, Twisted Metal, Destruction Derby. Но Carmageddon отличался от них другим геймплеем. В игре игроку начислялись очки за убийство пешеходов на улицах. Из-за жестокого характера Carmageddon в нескольких странах запрещали (на какое-то время). Тем не менее плохая реклама — тоже реклама.
В то время как отдельные видеоигры становились все более популярными, сам жанр оставался нишевым — он так и не стал мейнстримом.
Игра не получила большого развития за пределами основной концепции, и в конце концов, фанаты просто устали от однотипности. У жанра автомобильных боёв был огромный потенциал, но возможности были упущены. Отчасти этот жанр был раздавлен конкурентами — в первую очередь Grand Theft Auto III. Игра 2001 года задала тон и установила высокие стандарты того, как должна выглядеть игра в жанре action-adventure. Технология 3D стала долгожданным дополнением к ощущениям от игры, а анимация персонажей была выполнена с помощью технологии захвата движения.
GTA 3 подняла планку не только в играх жанра action-adventure, но и во всей игровой индустрии. И те студии, разработчики или издатели, которые не смогли угнаться за прогрессом, остались за бортом. Carmageddon стала одной из таких жертв, что привело к упадку всего жанра автомобильных боёв.
Аркадные авиасимуляторы
Аркадные авиасимуляторы — это не те игры, которые будут приносить много денег создателям. Они чрезвычайно сложны в разработке. Чтобы сделать реалистичный симулятор, понадобится нескольких докторских степеней по аэронавтике и истории, а также тонны исследований. Кроме того, такие игры недружелюбны к консолям — они не очень хорошо подходят для консольного управления, поэтому коммерциализировать их сложно. Издатели не станут рисковать миллионами, создавая игру, которая не будет продаваться на консолях.
При этом хардкорные фанаты требуют максимального реализма и устраивают холивары в сети, что очередной релиз игры испорчен из-за того, что кабина пилота в Me-262 окрашена не в тот оттенок синего. Но массовому пользователю всё это не нужно. Говорить при этом о смерти жанра нельзя: такие игры выпускаются, и своя аудитория у них есть, но массовой популярности они не снискали. Да, есть самолеты в War Thunder и World of Warplanes, но хочется чего-то нового.
Рельсовые шутеры
Жанр рельсовых шутеров (Shoot 'em up) зародился на аркадных игровых автоматах с игры Space Invaders. Пик популярности пришёлся на конец 80-х — начало 90-х, в основном в виде аркадных и консольных проектов.
Наиболее яркие представители жанра — House of the Dead, Virtua Cop, Silent Scope, Dead Space Extintion. Рельсовые шутеры получали большую часть прибыли от аркадных автоматов, а на домашние консоли их портировали в большинстве случаев уже потом. Теперь разработка таких игр не имеет особого смысла с финансовой точки зрения. Чтобы полноценно играть в такую игру, нужно световое оружие. А про состояние игр со световым оружием мы писали выше.
Сейчас у жанра осталось небольшое количество верных поклонников, в частности, среди японских посетителей залов игровых автоматов.
А как эволюционировали рельсовые шутеры от Sky Raider (1978 года) до Dead Containment (2021 год) можно посмотреть в видео:
Toys-to-life
Игры жанра Toys-to-life были интересной идеей. Собирать фигурки со специальными чипами, которые связываются с периферийным порталом. Первой такой игрой стала U.B. Funkeys. Игра для ПК 2007 года имела все элементы, которые впоследствии стали определять жанр. Игроки покупали стартовый набор, в который входил USB-концентратор и несколько фигурок, и открывали новые области и персонажей в игре, купив фигурку и установив её на концентратор.
Эта простая, но потенциально прибыльная концепция была использована для создания одной из самых печально известных серий — Skylanders. Совершенно внезапно она стала самой популярной игрой в мире: продажи стартового пакета в три раза превысили ожидания издателя Activision. Skylanders: Giants, продолжение игры, вышедшее в следующем году, принесло разработчикам более 195 миллионов долларов только в США. Было ясно, что этот относительно новый жанр может принести большие деньги, и другие компании подхватили идею. Конкуренция возросла в разы.
Как и в случае с играми Point-and-Click, рынок быстро перенасытился играми жанра Toys-to-life. Геймеры поняли, что платят за посредственную игру со скудным содержанием только для того, чтобы потом выкупить остальное за непомерную плату. Многие разочаровались в жанре в целом, посчитав, что игры создавались не для игрока, а для продажи игрушек, спекулируя на любви к героям.
Сегодня этот жанр практически умер, и за последние несколько лет было предпринято лишь несколько попыток возродить его. Игра Starlink и её расширение Starfox не смогли спасти жанр.
Экстремальные виды спорта
Ещё в 90-х и начале 2000-х видеоигры, связанные с экстремальными видами спорта, были одними из лучших на рынке. Но почему они вымирают сейчас?
На пике популярности жанра новые игры появлялись постоянно, однако разработчики редко делали что-то новое в механике. Формула дополнялась, но редко улучшалась, основной геймплей не обновлялся. Как это всегда бывает, количество затмевало качество, и игроки получали застрявшие в земле скейты и прочие комические баги, портящие всё впечатление.
Интерес к этим играм угасал наравне с интересом к экстремальным видам спорта, на которых они были основаны: сейчас эти виды спорта (тот же BMX, например) в целом гораздо менее популярны, чем в конце 90-х и начале 2000-х годов. Но как таковой экстремальный спорт не ушёл из игр. Он стал менее заметным, но его влияние очевидно (пример: механика движений в Rocket League).
Игра Steep от Ubisoft казалась лебединой песней этого жанра для массового пользователя. Однако сейчас развитие жанра продолжают MX Vs. ATV и, конечно, Riders Republic.
Несмотря на то что недавнее переиздание Tony Hawk's Pro Skater 1+2 хорошо продаётся, а серия Skate от EA по-прежнему занимает особое место в сердцах людей, жанр экстремальных видов спорта, похоже совсем утратил привлекательность для массовых геймеров.
Кандидаты на вымирание
Сложно сказать, вымрет ли в ближайшее время какой-либо жанр. Современные игры часто заимствуют и комбинируют элементы из разных жанров, что создаёт собственные интересные поджанры, как, например, недавно вошедший в моду Battle Royale, являющийся миксом ролевых игр и шутеров. Новая тенденция «Игра как услуга», также всколыхнула рынок видеоигр. Услуга подписки на бесплатные игры позволяет геймерам попробовать сотни вариантов в нишевых жанрах, которые, в противном случае они могли бы пропустить.
Но если предположить, что жанр умирает после перенасыщения рынка, то первым кандидатом может как раз таки стать королевская битва. Возможно, что через несколько лет люди устанут от таких игр, и мы увидим что-то новое.
Воскрешение мертвецов
Естественный отбор жанров видеоигр обусловлен в первую очередь коммерческим аспектом — если игра может зацепить внимание геймеров и вовлечь их в процесс, то значит, на игре можно хорошо заработать.
Но пока существуют инди-разработчики, ни один жанр видеоигр не умрёт по-настоящему.
Например, британская студия Mediatonic, создавшая Fall Guys: Ultimate Knockout, сумела обновить классический 3D-платформер, объединив его с королевской битвой. Любимица инди-компаний Among Us взяла ретро-формат с видом сверху вниз и превратила его в чрезвычайно успешную многопользовательскую социальную игру, в которую на пике популярности в 2020 году одновременно играли более 176 000 человек.
3D-платформер, олицетворением которого стали Mario 64, Banjo-Kazooie и Crash Bandicoot, был популярен в конце девяностых, но с наступлением нового тысячелетия интерес к нему угас. Однако в последние годы жанр переживает нечто вроде мини-ренессанса: в 2018 и 2020 годах появились новые части серий Spyro и Crash Bandicoot. На инди-фронте Playtonic Games представила в 2017 году Yooka-Laylee — одновременно современный 3D-платформер и духовный наследник старых игр.
И хотя маловероятно, что в ближайшее время, например, Naughty Dog, возьмётся за двухмерный платформер или приключение Point-and-Click, повсюду можно увидеть доказательства того, что заброшенные игровые жанры могут найти благодарную аудиторию в инди-сфере. Так что, жанр {name} умер, да здравствует жанр {name}!
А о каких угасших игровых жанрах тоскуете вы?
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Комментарии (89)
Kallist
24.11.2022 16:20+1Как бы да, но как бы и нет :)
Уже давно можно говорить, что индустрия скатилась, что делают одно и тоже. И да, в этом, разумеется, есть своя правда. Большие корпорации действительно не стремятся делать что-то новое и поддерживать разнообразие жанров. Это диктуется простыми расчётами, основанными на стоимости маркетинга и размере ЦА.
Тем не менее, мы всё равно имеет массу игр самых разных жанров, стилей и сеттингов. Просто их ниша - инди. Это продукты, выручка которых обычно не превышает $2-5 млн и как следствие стоимость разработки обычно невелика ($0,5-1 млн). Попытка выйти в более дорогую нишу неминуемо приведёт к конкуренции с теми самыми Fifa, Call of duty, Assassin's Creed...
Поэтому я очень оптимистично смотрю на будущее геймдева и очень люблю инди игры.
daniilshat
25.11.2022 19:16+1Не думаю, что она скатилась. Просто в индустрии нашли «формулу успеха», которая 100% окупит игру и принесёт прибыль. Большие студии не хотят идти на риски и экспериментировать. Это как с кино. Крупные студии снимают один и тот же сюжет, но с разными персонажами. Что-то новое показывают молодые режиссёры без гигантских бюджетов. С играми такая же история — что-то свежее выпускают инди-студии
Ktator
26.11.2022 02:37Просто в индустрии нашли «формулу успеха»
И скатились. EA, например создала монополию (спортивный клуб либо подписывает договор и появляется только у EA либо не появляется у EA) на спортивные симуляторы, и, мягко говоря, пользуясь монополией, не даёт никому выпустить конкурента, например, фифе, а сама из года в год почти ничего не меняет, кроме имён игроков.
daniilshat
26.11.2022 15:16Да, раньше была PES. Она была прямым конкурентом FIFA, но потом её выдавили. Сейчас вроде PES эволюционировала в EFootball, но про неё мало слышно
GospodinKolhoznik
24.11.2022 16:36+2Больше всего жалко, что умер так и и не разродившись нормально жанр где надо активно двигаться с контроллером движений, как в Wii, например. Те игры, что для него понаделали были достаточно сырые, скорее как проба концепции, а не окончательный продукт, а потом эта тема вообще стала не модной.
transcengopher
24.11.2022 16:56+12Эти игры сейчас в основном совмещены с VR. Возможность управлять игрой всячески размахивая руками для VR — одна из основных их фишек, сразу после самой технологии погружения.
В качестве примера могу привести Beat Saber и прочие похожие VR-ритм-игры, где можно себе подобрать режим "зарядки" на любой вкус.
PsihXMak
25.11.2022 19:41+1Почему же умер? Есть nintendo switch с их джойконами. Их рингфит - вообще бомба. Есть просто игры для джойконов. Есть набор Nintendo Labo. Но он больше для детей подходит.
Так же, как уже написали, есть VR.
Hidon
26.11.2022 20:33вообще не жалко, особенно если вспомнить некоторые игры с wii, где это управление было единственным(геймпад не работал), но за всю игру эта фигня использовалась раза два. например tales of symphonia: dawn of the new world передаёт привет.
а если нужно это кому, то VR системы есть на все цвета, вкусы и кошельки. там как раз это самое motion управление.
BigBeerman
24.11.2022 17:33+2Зато появились новые, например, симуляторы ходьбы. Да и пиксель хантинг не то чтобы умер, да, такие игры не в топе продаж, но их все равно выходит достаточно много. Собственно, сетовать на засилье онлайн-шутеров и MMORPG всё равно что осуждать топы хитпарадов, понятно,что попса всегда будет самой массовой.
yatanai
25.11.2022 14:28Тут больше беда что громкие релизы затмевают остальное. И единственный вариант найти интересную индюшатину, это следить за новостями инди издателей и пылесосить нишевые проекты Стима, в надежде что-то найти.
Те же текстовые квесты существуют и сейчас, и даже выходят, просто подаются не напрямую через текст, и найти их в Гугле нереально.
Sancho_SP
24.11.2022 18:07+29Строго говоря, почти все те «жанры» произрастали из технических ограничений.
Текстовые квесты существовали тогда, когда графика была тоже текстовая. Из машинки в кармагеддоне стало можно выходить и получилась гта) Квесты, стрелялки и тому подобное теперь в полноценном 3д.
ishtan
24.11.2022 18:21+4Чуточку не соглашусь с автором по поводу аркадных авиасимов. Тут, ИМХО, нужно несколько уточнить - авиасимы, что хоть и аркадны, но "пытаются" в реализм - и авиасимы, которые тотальная аркада.
По первой субкатегории - насколько мне известно, серия Ace Combat живет и здравствует, да и Project Wingman оч сильно порадовал относительно недавно.
По второй - последнее, что приходит на память - авиасим-аркадка по Wh40k - вполне себе в духе старых аркадных "леталок"
А по "усопшим" жанрам... Лично мне оч жаль, что "Апейрон" закрылась - у них была крайне самобытная серия тактик (7,62, Бригада Е5, Мародер). Именно подобного (не пошагового) - еще не довелось увидеть. + очень шикарно была проработана оружейная часть игры
Mixael-L
25.11.2022 10:26Если Ace Combat для вас авиасим, который «пытается», то что тогда для вас X-plane или Prepar3d, я даже боюсь представить
ishtan
25.11.2022 10:30В оба не играл, судить не могу. В свое время именно в авиасимах - достаточно много провел за "Ил-2 Штурмовик" и MFS. Поэтому и в кавычках слово "пытается" - так как тот же Ace Combat (строгое ИМХО) - уже не совсем прям аркадный авиасим. Но тут, как говорится - на вкус и цвет
konst90
25.11.2022 19:19War Thunder в аркадном режиме вполне себе аркадный авиасим, и да, одиночная кампания тем есть.
tugrikk
24.11.2022 18:59А учитывая, что доступ к интернету был далеко не таким повсеместным, как сегодня, такого понятия, как GameFAQ, не было. Приходилось ломать голову или в сердцах ломать диск с игрой.
У нас народ Another World проходил как раз по FAQ, которые приносились на дискетках, а сливались кем-то с каких-то BBS.
playermet
24.11.2022 19:22+3Point & Click не умер, он живее всех живых.
BigBeerman
25.11.2022 11:33+2Депония хороша, да.
AnthonyMikh
26.11.2022 06:47Депония хороша, но вышла десять лет назад, буквально.
BigBeerman
26.11.2022 07:53Первая часть. А так я каждую распродажу в Стиме что-нибудь да покупаю, странно находить новые игры мёртвого жанра
playermet
27.11.2022 13:17Так каждый год годные/крупные/громкие выходят, включая новинки и переиздания: Disco Elysium, Sam & Max Save the World, Sam & Max: Beyond Time and Space, Return to Monkey Island, Syberia: The World Before, Samorost 1. Если оценивать по тегам стима, то элементы point&click есть более чем в четырех тысячах игр. На мобильных платформах их вообще неисчислимое количество. Отдельно стоит отметить point&click для взрослых, которые создаются любителями по одной в неделю, и некоторые из них даже в стим попадают.
nebularia
26.11.2022 11:54Он очень живой, но занимает сегмент "казуальных" игр. Игр этого жанра выходит десятки, если не сотни в год. Обычно они также обозначаются как "поиск предметов", но в современном его виде поиск там - всего лишь одна из механик, даже не очень часто используемых. А основа - тот самый Point'n'click. Что тоже очень даже неплохо. Но всякие игровые чарты обычно такие игры игнорируют.
playermet
27.11.2022 12:33Очень много казуальных на мобилки, но бывают и классические на ПК. Смешение механик/жанров - это да, но это сейчас с играми всех жанров так.
DikSoft
24.11.2022 20:45+6Как-то выпал из обзора жанр SimCity / Civilization , мне кажется.
SadOcean
25.11.2022 02:35+2Глобальные стратегии редки (потому что сложны и дороги в производстве), но тем не менее время от времени радуют, хотя крупных игроков мало.
По сути это те же цивилизации (хотя они очень отличаются, каждая новая часть как новая игра), но появился ICEBERG с Endless Space / Endless Legend и Humankind. Есть параходы (недавно вышла Виктория, на стелларис и рыцарей делают аддоны регулярно)
Но и цикл жизни таких игр большой - по 20 аддонов на каждую в коллекцию фанатов.
А экономические и градостроительные симуляторы - вообще нишевый, но регулярный жанр.
Тут и свежие бобростроительные игры, и всякие симуляторы космоколоний, и новые градостроительные про разные исторические эпохи, и старые серии (Anno, Tropico).
А сейчас еще пошли клоны Factorio.
Это в основном инди, но игры большие и качественные.
konst90
25.11.2022 19:23+2Cities:Skylines.
Просто сейчас так сложилось, что в нишевом жанре выходит одна удачная игра, которая становится стандартом жанра и одновременно платформой для выхода DLC (от разработчика) и/или модов (от сообщества). В жанре градостроев это упомянутый выше Cities:Skylines, в жанре дальнобойщиков - Euro Truck Simulator (и его побратим American Truck Simulator), в космосе - KSP, в жанре производства - Factorio, хотя тут есть и другие проекты. Обмазавшись модами, можно провалиться в эти игры на годы.
AllexIn
26.11.2022 08:32+3Градостроительные игры не умерли. Просто это нишевый жанр, поэтому в них существует несколько больших игр, в которые все и играют. Практически невозможно сделать "маленький" градостроитлеьный симулятор. Любая попытка приведет к тому, что игрок включит, поймет что в игре нет большинства привычных ему фич и пойдет обратно в Cities: Skylines играть. И большой тоже нет смысла делать, потому что игроков не так много.
DaneSoul
24.11.2022 20:58+4и к 2000 году игры Point-and-Click почти что вымерли.
Тем не менее, за последние 10 лет вышли шикарные и с юмором:
— The Book of Unwritten Tales (первая часть, дополнение, вторя части — все очень мне зашло).
— Deponia (целая серия игр в одной стилистике и сюжетно связанных)Жанр «киноигр» был доминирующим, когда графический прогресс позволил играм выглядеть так же хорошо, как и мультфильмы, и при этом иметь реальный геймплей. Пожалуй, это единственный жанр в этом списке, который действительно остался в прошлом, хотя его влияние будет ощущаться ещё не одно поколение.
Эмм… Detroit: Become Human вышел не так давно и очень хорошо зашел.А учитывая, что доступ к интернету был далеко не таким повсеместным, как сегодня, такого понятия, как GameFAQ, не было.
Еще как было, может называлось немного иначе, но целые книги с секретами игр выпускали, и в игровых журналах советы по прохождению печатали.daggert
25.11.2022 18:50+4Эмм… Detroit: Become Human вышел не так давно и очень хорошо зашел.
Да там можно перечислять кучу: Бейонд ту Соулс, Фаренгейт, серия Tales from *, серия Man of Medan/Little Hope/House of Ashes. Они живые.
playermet
27.11.2022 13:54Тем не менее, за последние 10 лет вышли шикарные и с юмором
Да с 2000х очень много годноты вышло: серия Syberia, серия Samorost, серия Deponia, Machinarium, Fran Bow, Primordia, The Dream Machine, Broken Age, Gemini Rue, Goetia, серия Rusty Lake, Twelve Minutes и т.д.
gBACTAKAHA
25.11.2022 00:07+5А я иногда вспоминаю таких мною любимых динозавров как descent и freespace. Ничего подобного я больше не видел. Можно ещё mech warrior добавить.
dendron
25.11.2022 02:52+1Можно ещё mech warrior добавить.
Так ведь он живой (ну или живее прочих). Есть сетевая Mechwarrior Online, есть однопользовательская Mechwarrior 5, есть тактическая Battletech. Это, конечно, не Ваха (Warhammer 40k), но ещё пока шевелится.
SadOcean
25.11.2022 02:55+10Мне кажется, что многие из описанных примеров - лишь неудачная ошибка выборки.
На самом деле для многих из этих вещей наступил очередной рассвет и они живее всех живых, просто есть нюансы.
- Во первых текстовые игры.
Тут важно понять - когда то у компьютеров были СЕРЬЕЗНЫЕ технические ограничения. Поэтому у игр было не особо много вариантов, как выглядеть.
И если раньше квесты по эльфам и квесты про космос из-за ограничения средств были только текстовыми, то теперь у нас есть игры про космос (Масс эффект, Элит, Dead Space и их новые аналоги, типа Калисто протокол) и игры про эльфов (Условно ведьмак, но тысячи их), тысячи их.
И фанаты космоса и фентези, не скованные ограничениями, наслаждаются 3д экшн приключениями.
А текстовые игры стали нишевыми - на ностальгирующих, на любителей или от случая к случаю.
Но это не значит что они вымерли - наоборот, никогда у вас не было таких возможностей поиграть в текстовую игру или сделать ее.
Тысячи их на телефоны, есть целые порталы в интернете, многие очень популярны - миллионы игроков. Есть и сборники приключений, есть и индивидуальные игры, и симуляторы. Есть f2p мыльные для домохозяек, есть космические от инди, есть конструкторы и комьюнити.
Конечно их не так много, как фанатов баттлфилда, но так как игровой рынок гораздо больше - возможно сейчас в такие игры играет больше людей, чем во времена их рассвета.
То же самое касается многих похожих жанров
- Point-n-Click квесты. Мобильный рынок наполнен играми с элементами поинт энд клик. Десятки инди игр выходят каждый год.
Просто по меркам современных суперкачественных развлечений это реально нишевые игры.
Зачастую потому они и пиксельные - под старину (ну и для экономии)
- Экстремальные виды спорта - опять же, спортивные игры выходят регулярно, хоть это и нишевый рынок. Кроме условного футбола и гонок там регулярно бывают и симуляторы экстремальных видов спорта (недавно вышло про полеты на вингсьюте над горами в VR).
Появилось громадное количество "фентезийных" видов спорта, типа Blood bowl, всяких игр на аренах, тот же футбол на машинках (простите запамятовал)
- Бои на машинах - опять же, живет и процветает, дав кучу потомков. Все же обычно про убийство пешеходов речь не идет, но вот дерби, сражений машин, сражений машин (а так же самолетов, кораблей, космолетов и других агрегатов) которые собирает игрок - довольно много.
- Аркадные авиасимы - с одной стороны, нишево, с другой - Microsoft Flight Simulator - просто посмотрите, какой вершины достигли. Опять же, есть инди про полеты на коврах самолетах и пепелацах по неведомым фентезийным мирам.
- Интерактивные игры - аналогично, конкретно технологию съемок на видео используют в основном инди от ограничения ресурсов, и такие игры выходят регулярно.
Что же касается развития - игр с сильной сюжетной составляющей и кинематографичностью - то такие вещи, которые называют "кинцо" выходят регулярно. Возможно не каждый год Detroit Become Human, но периодически.
Про игры с пистолетами - ну, у нас есть просто Oculus Quest. Идея пострелять с двух рук там реализована на все 100.
В общем статья спорная))SadOcean
25.11.2022 03:01+1Возможно часть из этих проблем точек зрения можно объяснить достаточно просто.
Например автор считает "Игры про экстремальные виды спорта" значимым явлением.
Но так ли это?
Условно в свое время вышла Tony Hawk's, и потом некоторое время эта серия жила и была популярной. Несколько студий сделали клоны (тоже игры про скейтеров или про близкие виды спорта, условно про экстремальные велогонки), но они не были столь популярны.
И все, с этой точки зрения, если не выйдет новой Tony Hawk, которая привлечет старых фанатов, то кажется, что ничего нет, хотя с точки зрения фанатов экстремальных игр не было никакой моды - был Tony Hawk и другие игры.
И сейчас они играют в современные игры про спуск с гор на лыжах, им норм. И пару раз в год выходят новые хорошие игры - про прыжки с парашютами или лазанье по скалам (есть шикарная для VR), а значит никакого половодья нет - только Tony Hawk кончился, и то не факт.
PuerteMuerte
25.11.2022 18:43+1Да, многие жанры просто эволюционировали. Ну потому что как не был бы прикольным Кармагеддон, давить одних и тех же бабулек и овечек по дюжине трасс быстро надоедает, и даже с аддоном ещё с девятью трассами. А вот если добавить сюда возможность выходить из машины, стрелять, выполнять какие-то задачки, времяпровождение игрока в игре возрастает в разы.
Ну а световой пистолет... световой пистолет помер скорее в борьбе за качество изображения.
dave2
25.11.2022 20:13Световой пистолет перекочевал в ВР. Правда он теперь нарисованный, а в руке держится нелепая погремушка (джойстик ВРа), но смысл остался неизменным.
PuerteMuerte
25.11.2022 21:46ВР - это немного не то, ВР, это такой себе неосвоенный фронтир видеоигр, где пока только относительно редкие энтузиасты присутствуют, как среди пользователей, так и среди разработчиков. Световой пистолет в прошлом, это был дешёвый массовый девайс, который был в комплекте к самым популярным приставкам, от китайской "Денди" до советского "Видеоспорта".
Fen1kz
26.11.2022 00:13+2Хм, я не нашел сколько световых пистолетов было продано, но, например, SNES была продана тиражом 49 млн по всему миру
А вот
Объем мирового рынка гарнитур для виртуальной (VR) и дополненной реальности (VR) в 2021 году достиг 11,2 млн штук, увеличившись на 92,1% в сравнении с показателем годичной давности
Если представить что световой пистолет шел к каждой пятой приставке (а я уверен, что такого и близко не было), то продажи пистолетов для SNES за всё время и продажи VR в 2021 году равны.
Так что поддержу товарища Грустного Океана, статья написана как будто жанры умерли, хотя как бы они живее всех живых, просто на фоне общих успехов они нишевые.
PuerteMuerte
26.11.2022 01:32Если представить что световой пистолет шел к каждой пятой приставке
А вы не на ту консоль смотрите. Посмотрите на NES - более 60 млн оригинальных приставок и не поддающиеся исчислению тиражи клонов, которых только одних производителей около сотни известно. И световой пистолет шёл к каждой приставке.
SNES, это уже более поздний период, когда графика приставок обогнала возможности простого датчика пистолета, он стал более сложным и дорогим девайсом, и перестал ложиться в каждую коробку в качестве бонуса.
AllexIn
26.11.2022 08:37+1Ну и сколько было реально игр под тот световой пистолет?
Говорить в 2022 году, что VR нишевый продукт для энтузистов - как минимум странно. Quest сделал эту мысль не актуальной.PuerteMuerte
26.11.2022 23:18Ну и сколько было реально игр под тот световой пистолет?
Как минимум, одна, в которую играли все и везде, распространённая почти как Тетрис.
Говорить в 2022 году, что VR нишевый продукт для энтузистов - как минимум странно. Quest сделал эту мысль не актуальной.
Сколько сейчас хитов класса "А" заточены под Oculus Quest?
Ontaelio
25.11.2022 03:49+2Аааа, какой кошмар.
Упомянутые "текстовые игры" никакого отношения к CRPG вообще никогда не имели, ранние CRPG текст не слишком жаловали, зато сразу пытались в графику (см. Dungeon и Akalabeth). Adventure и Zork благополучно эволюционировали в поинт-н-клик. К RPG можно как-то отнести "текстовые игры" MUD, но они тоже благополучно эволюционировали в MMORPG.
Сам поинт-н-клик прекрасно живет и зарабатывает. Да, он не попадает в лютые чарты, но все у него хорошо за счет простоты и дешевизны разработки. Сериалы всякие, сезонные подписки, мобильные телефоны - вот это вот все. Отдельно доставил нелепый наезд на The Longest Journey - одну из самых успешных игр своего времени.
"Рельсовые шутеры", к которым почему-то отнесена Space Invaders (!!!), - ну тут вообще намешано все подряд, понять, о чем речь, невозможно.
Про лайт ганы (никогда не пользовавшиеся большой популярностью даже в залах автоматов) выше справедливо написали.
Кто действительно умер - так это, пожалуй, PBeM. Но опять же - именно в чистом виде и со своей спецификой, так-то в пошаговые стратегии в онлайне никто играть вроде не мешает.
В общем, слышал звон...
tonykk
25.11.2022 10:23+6Игра «Позвоните Кузе» — российская интерактивная игра
Российским тут можно назвать только телепроект, игра изначально разработана в Дании под оригинальным названием Hugo.
xxji
25.11.2022 10:27+2Простите, но где это текстовые игры вымерли? Брантье не для этого жил и страдал)
Плюсом отдельно идут игры симуляторы консоли, живее всех живых, другое дело что они нишевые по большей части, но это и хорошо, совсем уж не скатываются в откровенную казусльную упрощенку.
Areek
25.11.2022 19:01+5Вот очень точно замечено. Текстовые квесты стали визуальными новеллами, как только смогли позволить себе визуал.
Wolkill
25.11.2022 11:13+1Игра «Позвоните Кузе» — российская интерактивная игра, в которую можно было играть прямо со стационарного телефона
«Кузя», конечно, не был изобретением российского ТВ. За десять лет до премьеры на РТР тролля Хьюго – так зовут Кузю в оригинале, – придумал датчанин Нильс Мортенсен, а другой датчанин – Иван Сольвасон, бывший редактор журнала про компьютеры, и его компания SilverRock Productions определили формат шоу и создали технологию, которая позволила управлять героем с помощью кнопок на телефоне.
Взято отсюда:
https://kanobu.ru/articles/pozvonite-kuze-otkuda-vzyalis-videoigryi-v-pryamom-tv-efire-367988/F0iL
25.11.2022 22:33Из копилки интересных, но бесполезных фактов: оригинальная Hugo (тот самый программно-аппаратный комплекс, который использовали на телестудиях) работала на компьютерах Amiga.
Germanjon
25.11.2022 11:30+5Куда-то пропал целый пласт игр, где ты борешься с машиной исключительно ради раздевания привлекательной красотки на экране: Sexonix, Стрип-покер, Стрип-шашки.
Скорее всего, это связано с высокой доступностью сайтов вида Онлифанс, что автоматически делает цель игры неинтересной
kenoma
25.11.2022 12:09Не упомянули жанр пошаговых игр, мне на ум кроме серии DoS ничего не приходит, а подобного Героям 3 кроме инди проектов нет ничего.
Barnaby
25.11.2022 20:02+1Pathfinder, Solasta, PoE - это ничего? В следующем году Baldur's Gate 3 от создателей DoS выходит.
kenoma
26.11.2022 12:40PoE - Path of Excile пошаговая? За Solasta и Pathfinder спасибо, пропустил.
Aldrog
26.11.2022 12:51+1Скорее всего Pillars of Eternity. Только она изначально тоже не пошаговая, а реалтаймовая с паузами. Пошаговый режим в качестве опции прикрутили сильно позже, и по отзывам он не слишком хорошо продуман и сбалансирован.
Ontaelio
25.11.2022 14:03+3Вот что дейсвительно в свое время гремело, а теперь исчезло или спряталось в ниши, так это:
- космические симуляторы. Wing Commander, Privateer, X-Wing, TIE Fighter, всякие Стар Треки, все были хитами, более их практически нет. Ну тут понятно, графика. Раньше удобно было делать симулятор с черным фоном, теперь смысла нет.
- жанр Elite/Star Control. Периодически пытается возродиться, не очень успешно. Видимо, ЦА ушла в онлайн.
- классические single-player 3D-шутеры типа "пыщь пыщь ололо" - Wolf3D, Duke Nukem 3D, Doom и иже с ними. Теперь это или BR, или военные симуляторы, или масштабные кинематографические адвенчуры с сюжетами, стелз, ролевыми элементами и прочими усложнениями.KReal
26.11.2022 02:45+1— жанр Elite/Star Control. Периодически пытается возродиться, не очень успешно. Видимо, ЦА ушла в онлайн.
Elite под тем же брендом цветет и пахнет. Можно и соло, и онлайн, всё великолепно. Плюс есть No Mans Sky, для тех, кому побольше фансервиса.
me21
26.11.2022 10:22Ооо, да. Космические симуляторы ван лав. И не скажу, что там графика была хуже авиасимов того же времени. И сюжеты там были — ну в тех, которые по Звёздным Войнам, понятно. Это моя слабость. Но и Wing Commander тоже не отставал.
titbit
25.11.2022 19:25-4Вымирают оффлайн игры. В сети больше возможностей и способов заработка.
Вымирают игры без графических наворотов. Появление и развитие графических ускорителей бросило силы на крутую графику и движки даже в ущерб играбельности.
Вымирают сложные игры, рынок сильно вырос и расширился и надо учитывать "новых" игроков, раньше играли условные гики, теперь все подряд.
dave2
25.11.2022 20:29+6Вы весьма далеки от игр по всей видимости. Инди игры без графических наворотов десятками выходят каждый месяц и многие из них собирают весьма внушительные сборы. Сложные игры в плане навороченности имеют свою устойчивую фанбазу и умирать не собираются. Те же Парадоксы поддерживают на плаву как минимум четыре свои игровые серии с порогом вхождения на уровне пилотирования космического аппарата. Сложные игры в плане непрощающего геймплея как раз переживают новый расцвет, сейчас идет бум соулслайков, да и в инди такого добра достаточно. Так что рано хороните.
raamid
25.11.2022 22:02+3Как-то, мягко говоря, странно, что в обзоре вообще не упоминаются стратегии. Ни среди существующих игр, ни среди вымерших. А ведь стратегии - это не просто жанр игр, это целый класс игр. Есть пошаговые, реалтайм, сингл и мультиплеер, экономические, тактические. Есть ацкая смесь всех жанров (например X-COM). И все это проигнорировать - это за пределами моего понимания.
AllexIn
26.11.2022 08:39Так стратегии далеко от вымирания. Не могу вспомнить ни одного поджанра стратегий, популярной игры в котормо не выходило бы за последние 5 лет.
garwall
25.11.2022 22:22+3вымерли симуляторы бога a-la Populous и Black & White. еще интересно вспыхнули и быстро потухли кинематографические шутеры от Amreican Laser Games.
GospodinKolhoznik
27.11.2022 00:24Симуляторы бога не вымерли, они просто ещё не родились. Black & White это real time strategy цель в которой захват ключевых объектов противника, но ловко замаскированная под симулятор бога побочными квестами. Как только побочные квесты кончаются, остается чистый RTS и понимаешь, что от симулятора бога ничего не осталось. Возможно им стоило одними лишь квестами и ограничиться.
Ближе всего к симулятору бога подобралась игра Deo Gratias. Настоящий, всамделишный симулятор бога, а не стратегия косящая под него, но есть одна проблема - геймплей в ней до одури скучен и игра абсолютна не играбельна, да и ещё чудовищно забагована.
khajiit
27.11.2022 14:51Настоящий, всамделишный симулятор бога, геймплей до одури скучен и игра абсолютна не играбельна, да и ещё чудовищно забагована
Так это наоборот, реализм: пятиметровый возвратный гортанный нерв, родовые пути через клитор и глаза с обратным подключением передают привет )
F0iL
25.11.2022 22:38+4Leisure Suit Larry
Приятные воспоминания. Не знаю как в оригинале, а в русском переводе VGA-версии первой части там местами проскакивал вполне себе такой айтишный юмор:
v1000
26.11.2022 00:19Делают игру со стандартным геймплеем - игроки плюются, что все слишком стандартно.
Делают игру с нестандартным геймплеем - игроки плюются, что слишком непонятно.
Игрокам не угодишь.
А еще, бывает, в погоне за выпуском игры в продажу, выходит забагованное нечто. И даже когда сама игра шикарна, она плохо продается. И даже если она через много лет становится культовой, в момент выхода своим примером она может отпугнуть других разработчиков выпускать свои игры в подобном жанре. Либо наоборот, слишком большая популярность вызывает массовый выпуск однотипных игр, и наступает пресыщение от жанра.
SergioShpadi
26.11.2022 09:26Одной из любимых игр детства была Rise and fall: civilizations at war. На первый взгляд это обычная RTS-ка про битву войск древних Греции, Рима, Египта и Персии. Но игра обладала фичей, которой я больше нигде и никогда не встречал - возможность вживаться в главного персонажа своей фракции и идти рубить врагов от третьего лица. Для Греции это был Александр Великий, для Рима - Цезарь, для Египта - Рамзес и Клеопатра, для Персии - Навуходоносор. Все остальные фичи тоже были заточены под возможность вживаться в персонажа: таран и абордаж кораблей, боевые башни, и так далее.
DaneSoul
27.11.2022 01:26Вживаться в персонажа и видеть из его глаз и выполнять действия было реализовано в Dungeon Keeper
trir
Зато появился VR
gsaw
И в нем ожили некоторые жанры. Те же рельсовые шутеры или киноигры, правда экзотической направленности :)
Hlad
"...правда экзотической направленности...": "кз" == "р"?
garwall
возродился
Hidon
скорее выкопался. этот VR уже много раз пытались делать. имхо, пока напрямую в мозг это транслировать не будут, так и не будет массовым развлечением.