Прошло больше года с начала глобальной пандемии, вызванной Covid-19, но жизнь так и не вернулась в прежнее русло. Изменения в рабочих процессах претерпели все без исключения сферы бизнеса. Даже IT, где, вопреки распространенному заблуждению, многие сотрудники посещали офис.
Что произошло в жизни IT компаний за это время, и как карантин повлиял на digital-маркетинг? Перемены не ограничились переходом на удаленную работу - они гораздо глубже и серьезнее.
Выигрывает тот, кто умеет адаптироваться
Не секрет, что IT-индустрия практически не потерпела убытков во время пандемии. Наоборот, спрос на онлайн-сервисы и технологии вырос. Многие процессы перешли из обычной жизни в Интернет: покупка одежды и еды, общение с коллегами и родственниками, развлечения и игры. Люди оказались запертыми в своих домах, им пришлось получать привычные услуги непривычным способом, а бизнесу - подстраиваться.
Как следствие, вырос спрос на такие IT проекты и направления как:
Онлайн-продажи.
Продвижение бизнеса в онлайн-медиа и соцсетях.
Реклама и digital-маркетинг.
Разработка мобильных приложений для ресторанов и магазинов.
Финансовые технологии, криптовалюты и DeFi (Decentralised Finance).
Игры, стриминг, подписки на онлайн ТВ и все, что связано с развлечениями.
Компаниям, которые откладывали внедрение новых технологий и онлайн-продажи, пришлось в быстром темпе перестраивать свою инфраструктуру и процесс коммуникации с потребителями. Кто успел адаптироваться - получил заслуженную награду в виде роста продаж и лояльности клиентов. Причем немалую роль в этом сыграл digital-маркетинг.
Реклама - по-прежнему двигатель прогресса
Во время пандемии привычки покупателей значительно поменялись. Во-первых, люди начали экономить. Во-вторых, они больше не гонятся за брендами и громкой рекламой. Потребителю стал важен продукт, который решает его проблемы и имеет конкретные преимущества.
В связи с этим поменялся и характер рекламного контента. Сегодня в приоритете - забота компании о потребителе и ее человечные стороны. Стала важна социальная ответственность бренда и помощь, которую он оказывает.
Еще одна реформа digital-маркетинга коснулась формата рекламы. Среди аудитории стали востребованы:
Короткие видео (Instagram, Tik-Tok);
Стримы;
Реклама от блогеров и инфлюенсеров;
Блог-посты и кейсы;
Посты в соцсетях.
Чем больше времени мы проводим онлайн, тем меньше продолжительность внимания, которое мы тратим для восприятия рекламы. Сегодня ролики длиной в несколько секунд востребованы как никогда раньше, и они реально способны повысить конверсию.
Так ли легко IT-специалистам?
Если вам кажется, что в жизни айтишников ничего не изменилось, вы ошибаетесь. Далеко не все из них работали удаленно, живя в жарких странах и путешествуя по миру. Многие сотрудники посещали офисы и наслаждались разными “плюшками”: бесплатный чай и печеньки, пинг-понг в обеденный перерыв, походы с коллегами в бар и другие прелести корпоративной культуры (которая, к слову, отлично развита в сфере IT). В один миг этого не стало.
Общение в Telegram и совещания по Zoom не в новинку для IT-специалистов - им легко освоить пару приложений. Однако постоянная работа из дома негативно сказалась на их продуктивности, дисциплине, скорости и эффективности коммуникации с коллегами. Стоит упомянуть, что у многих элементарно не получается сосредоточиться на заданиях, когда члены семьи круглосуточно находятся рядом.
Работа на карантине для сотрудников IT-компаний не вызвала особых сложностей с технической точки зрения, но оказалась морально тяжелой. Не каждый человек способен к жесткой самодисциплине в домашних условиях.
Впрочем, у перехода на удаленку есть и неоспоримые плюсы:
Экономия времени и денег на проезд до и от работы.
Больше времени с семьей.
Возможность работать из любой точки мира (что актуально при открытии границ).
Меньше усилий на поддержание внешнего вида.
Снижение риска инфекции.
Гибкий график и возможность подработок.
И, наконец, интроверты, коих немало среди программистов и разработчиков, были довольны минимизацией социальных контактов. Некоторые из них не планируют возвращаться к офисной работе.
Да и стоит ли?
Что случилось с вакансиями?
IT-сфера была, пожалуй, самой подготовленной к новым реалиям, которые связаны с коронавирусной инфекцией и переездом в «домашний офис».
С апреля месяца 2020 года значительно увеличился спрос на специалистов по обработке «больших данных», по ведению цифрового документооборота, а также на digital-специальности. Так же возросло количество IT-специалистов, которые находятся в поиске работы, на 30% относительно марта 2019 года.
Работа из дома - мечта или наказание?
На этот вопрос нет однозначного ответа, но года пандемии хватило, чтобы каждый взвесил все “За” и “Против”. Некоторым сотрудникам не терпится вернуться в офис, однако большинство успели оценить преимущества работы из дома и теперь согласны лишь на удаленку. Возможно, секрет кроется в организации рабочего пространства?
Очень важно обустроить свой мини-офис, если вы вынуждены работать дома. Для этого фрилансеры рекомендуют:
Выделить отдельную комнату или зону, где будет располагаться техника и рабочее место.
Настроить освещение и создать приличный фон (на случай важных переговоров).
Договориться с домочадцами, чтобы вам не мешали в рабочее время.
Избавиться от всего, что отвлекает. Порядок на рабочем месте - порядок в голове.
Заранее решить вопрос с перекусами и обедами (заказать доставку или приготовить в свободное время).
Ко всему можно привыкнуть, и удаленная работа не исключение. Но готовы ли компании к таким переменам?
Скорее да, чем нет, при условии сохранения высокого KPI их сотрудниками. Благодаря удаленной работе компании могут снизить затраты на аренду, создание рабочих мест и многое другое. Сэкономленные средства можно вложить в развитие онлайн-инфраструктуры и безопасность.
Вывод
Пандемия существенно повлияла на рабочие процессы во всех компаниях, включая IT-индустрию. Далеко не всем удаленная работа пришлась по нраву: тем, кто не способен к самодисциплине в домашних условиях или живет в окружении большой семьи и маленьких детей, хотелось вернуться в офис. Но, к счастью, большинство работников в IT-индустрии все же смогли адаптироваться к новым условиям без ущерба производительности. А это значит, что многие компании безвозвратно уйдут в онлайн.
qrdl
Зачем эта статья? Два варианта Мусорского — это хорошо, даже тянет на мем, а все остальное?
И да, имеет смысл сначала выяснить, о чем хаб «параллельное программирование», перед тем как публиковать в нем статью.