image

Российский рынок венчурных инвестиций в стартапы начал формироваться еще в 90-х. Немногим более чем за 20 лет он пережил взлеты, падения и новые подъемы. Сейчас это активно развивающийся сектор, так как в инновациях заинтересованы и государство, и госкорпорации, и частные компании. Разбираемся, как устроен стартап-рынок в России и кто его основные игроки.

Портрет российского стартапера


Типичный российский стартапер — это 37-летний москвич с техническим образованием и опытом работы в топовой или менее крупной компании, или же с практикой ведения собственного бизнеса. К таким выводам приходят авторы исследования «Стартап барометр». При этом, согласно данным их анализа, люди в более молодом возрасте — редкость для отрасли. Например, доля студенческих разработок составляет лишь 5% от всего количества проектов на российском рынке стартапов. Такое возрастное распределение может вызывать неоднозначную реакцию, но многие эксперты отмечают, что стартаперы с корпоративным опытом имеют больший потенциал создать жизнеспособный продукт, собрать команду и правильно оценить риски. Зачастую юный предприниматель бросается в новое дело довольно опрометчиво и, как правило, терпит поражение.

В России по состоянию на 2020 год насчитывалось около 700 технологических стартапов. Большинство сосредоточено на разработке технологических решений на основе искусственного интеллекта или анализа больших данных для крупных и средних предприятий. Согласно статистике, 80% стартаперов потенциально готовы углублять сотрудничество с корпорациями, однако они не всегда согласны пожертвовать своей независимостью.

Сегодня совокупный оборот венчурных инвестиций в России составляет почти 22 млрд рублей — это вдвое больше, чем в 2019 году. До этого, на фоне санкций 2014 года и последовавшего кризиса, российские стартапы переживали не лучшие времена с точки зрения финансирования. Однако пандемия, обнажившая потребность в цифровых инновациях, смогла возродить интерес инвесторов к отрасли.

Пока что Россия уступает зарубежным странам по темпам развития сегмента. В частности, по количеству проектов она в десятки раз проигрывает Западной Европе, Сингапуру и США.

Если говорить о финансировании научных исследований и разработок в России, то объем валовых внутренних затрат на НИОКР составляет лишь 1,1% от ВВП, что в 2-4 раза меньше, чем в развитых странах.

Где деньги взять?


image

Как правило, на первых этапах стартапы финансируются за счет собственных накоплений своих основателей, которые зачастую совмещают работу над проектом с альтернативной деятельностью или с другим бизнесом.

Свежий oпрос среди стартаперов показал, что большинство (49%) нуждается в инвестициях, остальные — в связях (23%), партнерах (13%) и сотрудниках (10%). В наставничестве и экспертизе заинтересованы лишь 2% от общего количества опрошенных предпринимателей.

Сейчас с растущим интересом со стороны частных или корпоративных венчурных фондов, бизнес-ангелов перед российскими стартапами открываются более широкие возможности для получения финансирования. Также деньги можно привлечь через стартап-акселераторы или за счет продажи проекта.

Акселераторы, инкубаторы, технопарки


Что касается нематериальной поддержки, предпринимателям ее оказывают бизнес-инкубаторы: они предоставляют льготы на офис, экспертную помощь при работе с документами и с уплатой налогов.

Первые инкубаторы появились в России в 90-х, но массовым явлением они стали в 2000-х, когда государство активно взялось за программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Сейчас по всей стране насчитывается свыше 250 частных и государственных инкубаторов. Многие функционирует при крупных университетах.

Бизнес-акселераторы также призваны оказывать поддержку стартапам, однако такая помощь точечна и направлена на интенсивное развитие, часто организована в форме обучающих акселерационных программ, которые заканчиваются demo-днем, позволяющим стартапам рассказать о своем проекте инвесторам Как правило, компании, проводящие акселерацию, получают долю в стартапе и осуществляют более жесткий контроль за расходованием вложенных средств.

Стоит отметить, что в последние годы в России объем инвестиций от акселераторов заметно сокращается. В 2020 году их финансирование составило 89 млн рублей, что означает двукратное снижение. Если в 2019 году 45 стартапов стали объектом финансирования акселераторов, то годом позже лишь 16 проектов удостоились поддержки. При этом парадоксально, что количество акселераторов только растет, особенно у госкорпораций.

Для стартапов, успешно преодолевших трудности начальных этапов развития, актуально сотрудничество с технопарками — научно-промышленными объединениями, которые на льготных условиях могут предоставить офисы, производственную базу, инфраструктуру и экспертную поддержку. В России этот формат пользуется популярностью, при этом не только в столице, но и во многих других регионах, среди которых Новосибирская область, Татарстан, Нижегородская область и другие.
Венчурные инвесторы

В России структура инвестиций в высокорискованные проекты, которые ищут возможности масштабирования, в целом соответствует международному опыту.

Объем венчурного капитала растет, в том числе с участием иностранного капитала. Одной из самых впечатляющих в этом сегменте стала сделка на $50 млн со стартапом Miro, имеющим отечественные корни, но зарегистрированным за рубежом. Стремительный рост наблюдается и в корпоративных инвестициях. За последнее время они выросли двукратно и составили 5,2 млрд рублей. Инвестиции от частных инвесторов, или так называемых бизнес-ангелов, составили 3,7 млрд рублей в 2020 году, а от частных венчурных фондов поступили 2,3 млрд рублей, сумма, превышающая на 65% показатели прошлого года.

Российский рынок венчурного финансирования возник по инициативе западных инвесторов в 90-х, когда Европейский банк реконструкции и развития основал 11 региональных венчурных фондов. Пик его развития пришелся на 2012 год, когда объем инвестиций достиг почти $1 млрд и вывел Россию на 5 место в мире. Однако после событий 2013-2014 годов ситуация изменилась и на протяжении нескольких лет наблюдался отток денег.

В 2017 году власти обязали госкорпорации развивать венчурные фонды. В результате соответствующие структуры появились при «Ростехе», «Роснано», «Роскосмосе», Объединенной судостроительной корпорации и т.д.

Несмотря на общую позитивную динамику в отрасли, некоторые ее участники считают, что сейчас привлечь инвестиции в проект сложнее примерно в 3 раза, нежели 10 лет назад.

Венчурные строители


image

В процентном соотношении вероятность успеха стартапа, по разным данным, колеблется от 1 до 10%. Молодым компаниям не хватает ресурсов, чтобы расширить масштабы, а корпорациям, заинтересованным в “выращивании” стартапов внутри своих структур, — предпринимательского духа и скорости.

Выход из этого парадокса был найден в 1996 году, когда в США появилась первая в мире стартап-студия Idealab — компания, занимающаяся выращиванием стартапов либо под конкретный запрос, либо с оглядкой на тенденции рынка. Основная цель стартап-студий, или венчурных строителей, заключается в создании и продаже стартапов.

В Россию эта практика пришла относительно недавно — в 2012-м, поэтому на данный момент компаний такого профиля пока немного — чуть более 10. Правда, уже сейчас отрасль может похвастаться громкими сделками и проектами. Например, студия i-Free уже основала 12 стартапов (в числе которых, первый в России b2b-фудтех «наЛанч» и сервис для учета финансов CoinKeeper, в который МТС инвестировала 125 млн рублей), а также провела более 14 инвестиционных сделок, среди которых продажа сервиса «Кошелек» «Тинькофф-банку». Сооснователь i-Free и CEO «Кошелька» Кирилл Горыня в интервью Forbes отметил, что «изначально мы думали, что «Кошелек» будет скромной частью мобильного телефона, но затем захотелось поместить в приложение все самые лучшие финансовые услуги».

В момент продажи эксперты оценивали стартап от 700 млн до 7 млрд рублей: у него насчитывалось 20 млн зарегистрированных пользователей и 300 млн оцифрованных карт. Официальные детали сделки не разглашаются.

Еще одна из старейших стартап-студий России — «Техноспарк» — имеет в портфеле более 30 проектов в сфере медицины, спорта и робототехники и сотрудничает с такими гигантами, как SAP, а приложения для здоровья от студии Palta скачивают сотни миллионов человек по всему миру.

Венчурные строители проводят работу со стартапами на ранних стадиях их развития (до MVP), предоставляют им ресурсы и специалистов, помогают усовершенствовать бизнес-процессы, а затем помогают привлечь внешний инвестиционный раунд или продают корпорациям. Иногда покупатели сразу приходят с запросом на технологию. В таком случае стартап-студии или придумывают идею сами, или адаптируют задумки зарубежных разработчиков.

В среднем такой подход может повысить жизнеспособность стартапа до 45%, отмечает сооснователь стартап-студии «Техноспарк» Денис Ковалевич.

Сейчас активно идет работа по открытию таких стартап-студий при российских университетах. По данным Правительства РФ, в 40 вузах уже функционируют такие экосистемы. В будущем, планируется открывать по 10-20 стартап-студий в год.

Перспективы развития


На сегодняшний день большинство российских стартапов ориентированы на отечественный рынок. На Европу приходится 22%, на США — 16% и на Азию — 13%. Инвесторы, со своей стороны, охотнее рассматривают проекты, стремящиеся выйти на международный рынок и менее зависимые от рубля. Впрочем, сохраняется высокий спрос на инновации со стороны таких крупных игроков, как «Сбер», «Яндекс», «ВТБ», X5 Retail Group, МТС, «Ростелеком» и т.д., что может стать дополнительным стимулом для рынка стартапов.

В 2021 году рынок ожидает рост. Основные тренды — уменьшение доли акселераторов и увеличение первоначальных инвестиций от бизнес-ангелов, отмечают эксперты исследования «Венчурный рынок России в 2020 году». Среди перспективных направлений туризм, который пытается вернуть свои показатели на уровень до вспышки вируса, и транспорт. С точки зрения рынков Азия представляет наибольший интерес и характеризуется заметным спросом и отсутствием предубеждений в отношении российских проектов.

Комментарии (0)