Как я уже писал в статье о советской межконтинентальной крылатой ракете Буря, в первые годы ракетной эры ещё не было ясно, какая боевая межконтинентальная ракета эффективнее – баллистическая или крылатая. Обе они, как считалось, имели свои плюсы и минусы, которые уравновешивали друг друга. Неудивительно, что по обе стороны Атлантики велась активная работа в обоих направлениях.
Историю отечественных крылатых программ мы уже знаем, а сегодня мы познакомимся с американской разработкой – Navaho.
И снова сперва нам предстоит окунуться в немецкие ракетные наработки. На сей раз речь пойдёт не просто о бумажной идее, а о летавшей ракете – A-4b. Представляла она из себя А-4 (также известную как V2 или Фау-2), к которой было приделано стреловидное крыло размахом 6 метров. A-4b была построена в рамках работ по увеличению дальности обычной А-4 и разработке двухступенчатой ракеты А-9/А-10, где девятка (по сути крылатая четвёрка) являлась второй ступенью. A-4b была запущена дважды – 27 декабря 1944 года и 24 января 1945. Оба пуска оказались неудачными: при первом ракета упала в 400 метрах от старта, при втором – разрушилась при снижении над целью в результате отрыва консоли крыла из-за нерасчётных скоростных нагрузок. Дело в том, что она пикировала, хотя в нормальном режиме должна была выходить на цель, плавно снижаясь.
Разные крылатые варианты А-4
Вполне ожидаемо, что сложные и недостаточно развитые системы не могли оказать и не оказали влияния на ход войны – V2 оказалась неточной, ненадёжной и недостаточно дальнобойной. Однако победители по достоинству оценили работы немцев, и за наработками началась настоящая охота по обе стороны от линии раздела Германии. Американцы преуспели, им достались почти все ключевые создатели «оружия возмездия» во главе с Вернером фон Брауном и Вальтером Дорнбергером, которые открыто рекламировали американцам свои идеи, в том числе и А-9/А-10. Конечно, объяснялось это не только нежеланием попасть в руки советских военных и инженеров, но и желанием продолжить работу над амбициозными проектами, которые разрабатывались не только как чисто боевые, но и как мирные космические.
Американцы заинтересовались, но, колоссально отставая от немцев, захотели сперва научиться самостоятельно строить хотя бы А-4. Впрочем, военные уже начали прорабатывать ТЗ на ракеты будущего, обладающие значительной дальностью и способные доносить до противника атомные бомбы. За одно из таких ТЗ ухватился глава компании North American Aviation (NAA), что логично – война закончилась, впереди маячит сокращение финансирования, а значит и персонала. Терять почти 100 тысяч опытных работников не хотелось, поэтому внутри компании была организована лаборатория по изучению новых технологий, в том числе ракетных и реактивных двигателей, а также систем автоматического управления и радиолокации. Задачей лаборатории стало создание ракеты, способной донести полезную нагрузку массой 1360 кг (у А-9 было 900 кг) на дальность 800 км.
Любопытно, что свои ракетные эксперименты NAA, не обладавшая никаким опытом в области реактивного движения, начала на собственной парковке, отгородив машины бульдозерным отвалом. Изначально было принято решение скопировать двигатель от А-4, но очень быстро стало ясно, что тот был полон «костылей» и переусложнён, поэтому решили разработать свой, упрощённый вариант. Параллельно прорабатывалась аэродинамическая схема аппарата. Сперва хотели доработать А-4b, установив вместо двух консолей в середине фюзеляжа четыре, но в носу. Потом родилась идея использовать ракетный ускоритель, а саму ракету оснастить двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) для экономии топлива. В 1948 году даже успели запустить несколько демонстраторов NATIV, однако внезапно от ВВС прилетело новое ТЗ, требующее увеличить дальность по меньшей мере в два раза – до 1600 км на первом этапе. NAA пришлось окончательно отказаться от использования немецких наработок и остановиться на двухступенчатой системе с ускорителем на ЖРД и второй ступенью на двух ПВРД. Проект получил индекс XSSM-A-2.
Один из первых вариантов будущей Navaho, черты Фау-2 всё ещё заметны, но уже добавилось носовое оперение и два ПВРД, а хвостовые стабилизаторы превратились в кили и консоли крыла
И всё бы ничего, но тут в 1949 году СССР взрывает свою первую атомную бомбу, что не на шутку перепугало американцев, которые тут же, в начале 50-го года, спустили в NAA ещё одно ТЗ: с использованием наработок по аэродинамике и системе наведения XSSM-A-2 (первые экземпляры которой уже строились) создать ракету, способную доставить атомную боевую часть массой 3150 кг на дальность 10 тыс. км с круговым вероятным отклонением 460 метров. Высота полёта – 18 км, крейсерская скорость – 2.7-3 Маха (~3200-3500 км/ч). Именно на реализацию этих требований и был направлен проект Navaho.
Разработку поделили на три этапа. Первый – создание беспилотного самолёта-аналога Х-10. На нём проверяли аэродинамическую концепцию машины, а также автопилот и инерциальную (упрощая — автономную) систему навигации. На втором этапе необходимо было построить двухступенчатую ракету G-26, способную достичь дальности в 2300 км. Это была подобная (2/3 размера) модель уже полноценной боевой системы Navaho – G-38. На G-26 нужно было отработать вертикальный старт и работу ПВРД.
Разработка шла относительно быстрыми темпами. Так, подразделение NAA Rocketdyne уже к 1951 году смогло разработать самостоятельно двигатель для ускорителя, по пути преодолев проблему неустойчивого сгорания топлива (немцы решить эту проблему так и не смогли, даже получив американские ресурсы, а советских ракетчиков она преследовала даже в 60-х). Х-10 начал летать в 53-м, а разработка Х-26 опережала ход работ по американским баллистическим ракетам настолько, что в середине 55 года ВВС США уже заказали в общей сложности 22 маршевых ступени и 34 ускорителя. Пока конструкторы баллистических ракет мучались с ЖРД и системами навигации, NAA уже имела на руках почти все необходимые элементы, и 6 ноября 1956 года G-26 совершила первый полёт с пусковой позиции на мысе Канаверал.
Navaho G-26 на стартовой площадке:
… и в полёте:
Точнее попыталась, потому что через 26 секунд конструкция разрушилась в воздухе. В марте, апреле и июне 1957 года – ещё три пуска, все неудачные, но на четвёртом хотя бы дошли до отделения стартового ускорителя. G-26 даже не смогла достичь проектной дальности в 2800 км. А в это время баллистические конкуренты – ракеты Thor, Jupiter и Atlas – приступают к полётам, а 31 мая вторая уже достигает дальности 2100 км, хотя в целом испытания идут не очень успешно. В СССР, кстати, в это же время на старты выходят межконтинентальные Р-7 и Буря. Таким образом практика показала, что баллистические ракеты могли доставить ядерный заряд на аналогичную дальность, но при этом гораздо быстрее. Устройство этих ракет было, конечно, сложнее, чем устройство стартового ускорителя Navaho, но уж точно проще, чем вторая ступень крылатого комплекса. А ведь полноценный прототип G-38 ещё пока не был построен.
В общем, ВВС проект быстро прикрыли – уже 11 июля Минобороны США выпустило постановление о приостановке работ, а на следующий день 4705 сотрудников NAA получили следующее сообщение: «Остановите работу, пройдите к ближайшему выходу и сложите личные вещи из ящиков своих столов в указанные корзины». В итоге, оставшиеся образцы G-26 и Х-10 были использованы в рамках программ RISE и Fly Five для испытаний ЗРК Nike, Falcon и Bomarc, а также для работ по стратегическому бомбардировщику ХВ-70 Valkyrie, дальнему перехватчику XF-108 Rapier и сверхзвуковой КР «воздух-поверхность» AGM-28 Houпd Dog.
Она же не мысе Канаверал уже в качестве памятника
G-38 так и не была построена, однако наработки по Navaho успешно пережили как сам проект, так и его наследников. Так, специально созданная технология сварки титана была использована для знаменитых разведчиков SR-71, техника наведения пригодилась при разработке самолёта A-5 Vigilante, а процессы обеспечения безопасности при работе с жидким кислородом, заданные для Navaho, используются на мысе Канаверал до сих пор. Но главное, что оставила после себя неудачная ракета – это компания Rocketdyne. Изначально это было подразделение NAA, которое должно было воспроизвести и доработать двигатели от немецкой А-4, но очень быстро она стала обеспечивать почти все основные космические программы США. На ЖРД Rocketdyne летали и ракеты Thor, Jupiter и Atlas, и ракеты Saturn, включая и лунные Saturn-V, и даже Space Shuttle (там двигатели Rocketdyne стояли на борту самого корабля).
Видео с несколькими запусками G-26, её движков и Х-10
Navaho, как и Буря, оказалась заложницей собственной концепции. Она была слишком большой, медленной и сложной, чтобы составить конкуренцию МБР, хотя изначально казалось, что это мнение ошибочно. Однако на заре космической эры всё это было ещё совсем неочевидно.
Автор: Александр Старостин
Хостинг VDS-серверов с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой можно у Маклауд.
HellKaim
Вот уж во истину - сквозь тернии к звездам.
Гиперзвуковые конструкции казались проще тогда, так как были продолжением самолетов. Опыт показал что это не так, хотя главные конструктора это знали, но уж больно заманчиво выглядело.
Как показывает практика, сверхзвук в авиации прижился только с уменьшением массо/габаритных размеров полезной нагрузки, да и использовался, по началу, лишь как средство долететь до противника. Хотя, эти идеи, скажем в СССР, не забыли и создали МБР крылатой схемы. Она, конечно, совсем не то, что проекты 50х, но все ж использует обе технологии: часть трассы как ракета, часть - как планер.