Йозеф Геббельс поручил создать стильный, доступный для массового производства радиоприёмник, чтобы транслировать нацистскую пропаганду в немецкие дома.
Фото: Немецкий музей Появившийся в 1933 году недорогой Народный радиоприёмник (Volksempfanger) помог распространять нацистскую пропаганду среди широкой аудитории.
Йозеф Геббельс знал толк в искусстве убеждения. Будучи министром пропаганды нацистов, он стремился использовать огромный потенциал радио для передачи идей Гитлера. Но сначала ему нужно было настроить людей на это.
Радио помогло нацистам прийти к власти и удерживать ее
18 августа 1933 года Геббельс открыл 10-ю Международную радиовыставку в Берлине речью, в которой провозгласил "Радио восьмой великой державой" - это отсылка к идее Наполеона о том, что пресса - седьмая великая держава. Геббельс утверждал, что "радио станет для двадцатого века тем же, чем пресса была для девятнадцатого века". Он отмечал, что Веймарская республика не сумела задействовать радио, и утверждал, что без него национал-социалисты не смогли бы прийти к власти.
Фото: Ullstein Bild/Getty Images Рабочий проверяет работу радиоприемника Volksempfanger. В общей сложности 28 немецких производителей выпускали радиоприемники в соответствии со строгими стандартами.
"Мы хотим радио, которое достучится до народа, радио, которое будет работать для народа, радио, которое станет посредником между правительством и нацией, радио, которое перейдет наши границы, чтобы дать миру представление о нашем характере, нашей жизни и нашей работе", - провозгласил Геббельс.
Чтобы добиться этого, Геббельс взял под контроль Reichs-Rundfunk-Gesellschaft - Радиовещательную корпорацию Рейха - национальную сеть региональных вещательных компаний. Укрепив контроль над инфраструктурой вещания, он ввел правила относительно допустимого содержания. Его конечной задачей было обеспечить каждому доступ к недорогому радиоприемнику. Но радиоприемники в Германии начала 1930-х годов были дорогими, их стоимость легко могла превышать месячную зарплату простых рабочих. Геббельс обратился к инженеру-электрику Отто Грисингу с просьбой разработать технически простой, легкий в массовом производстве и недорогой радиоприемник. В результате появился Volksempfanger ("народный приемник" или "народное радио"), который Геббельс представил на выставке в Берлине. При дотационной цене в 76 рейхсмарок (около 250 долларов США) он стоил примерно вдвое дешевле самых недорогих радиоприемников, имевшихся в то время на рынке. За первые два дня выставки было продано более 100 000 единиц. Радиоприемник также можно было купить в рассрочку. К 1941 году почти две трети немецких семей имели Volksempfanger, и Геббельсу удалось обеспечить Гитлеру прямой доступ в дома людей через эфир.
Volksempfanger был образцом немецкой инженерной мысли
Volksempfanger имел обозначение VE301, что является отсылкой на 30 января - день прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году. Это был приемник с тремя радиолампами работавший в длинноволновом и средневолновом диапазонах от 150 до 350 килогерц и от 550 до 1700 килогерц, соответственно, и имевший встроенный магнитный громкоговоритель. Радиоприемник выпускался в трех вариантах: VE301 W работал на переменном токе, VE301 B питался от батарей, а VE301 G работал на постоянном токе. Модели W и B продавались по 76 марок, а модель G стоила 65 марок. Все модели имели гнезда слева для подключения антенн различной длины. Более поздняя модель, VE301 Dyn, представленная в 1938 году, имела электродинамический громкоговоритель. На циферблате радиоприемника Volksempfanger не было разметки частот. На нем перечислялись названия городов - Франкфурт и Гейдельберг были среди городов на Volksempfanger из Немецкого музея (на фото вверху). Чтобы выбрать новую станцию, нужно было повернуть вместе две ручки настройки на передней панели. Когда приемник выходил из настройки, раздавался пронзительный визг. На самом деле, Volksempfanger обладали достаточной чувствительностью для приема иностранных передач, но после начала Второй мировой войны в 1939 году их прослушивание стало караться штрафами, тюремным заключением и даже смертью. Низкая стоимость была не единственной причиной популярности Volksempfanger. Оригинальный VE301 имел привлекательный дизайн в стиле арт-деко. Промышленный дизайнер Вальтер Мария Керстинг изготовил корпус из бакелита - пластика, который легко поддавался формовке. Бакелит также обладал изоляционными свойствами, что делало его идеальным для электронной промышленности и позволяло заменить тяжелые и дорогие деревянные корпуса, которые были распространены в то время. К сожалению, в более поздней модели VE301 Dyn отсутствовали некоторые оригинальные черты радиоприемника. У него был прямоугольный динамик и окно настройки, что придавало ему более утилитарный вид.
Изображение: Фил Нельсон/Phil’s Old RadiosВ брошюре подчеркивается особенно красивое звучание Volksempfanger и его соответствие стандартам безопасности, установленным Федерацией немецких инженеров-электриков. Обратите внимание на свастику.
Правительство оказало давление на 28 немецких производителей радиоприемников, включая Philips, Siemens и Telefunken, заставив их выпускать VE301. Они должны были придерживаться строгих стандартов и не могли изменять схему или корпус. Единственным отличительным знаком, который им разрешалось использовать, было клеймо с названием компании на задней крышке. Комитет экспертов радиопромышленности, Институт исследования колебаний (до и после нацистского режима известный как Институт Генриха Герца) и Радиовещательная корпорация Рейха обеспечивали контроль качества и техническое соответствие. Но у Volksempfanger не было полной монополии. Производителям по-прежнему разрешалось выпускать другие радиоприемники и устанавливать на них рыночные цены.
Для немецкого народа Volksempfanger стал желанным развлечением
В оригинальных маркетинговых материалах для VE301 не скрывался план Геббельса по распространению радио среди как можно большего числа немцев. В одной из брошюр утверждалось, что радио объединяет "город и страну, народ и правительство, рабочих и офисных служащих, стариков и молодежь" посредством радиовещания.
Изображение: Международный университет Флориды Волфсониен "Вся Германия слышит фюрера по народному радио", - гласит плакат, рекламирующий Volksempfanger.
Реклама позиционировала Volksempfanger как посредника для всего немецкого сообщества, который сделает страну снова сильной и процветающей, донося политические, культурные и экономические идеи в каждую семью. Национальная эмблема в виде орла рядом с диском настройки характеризует изделие как часть государственных мер пропаганды. Более поздние модели также включали свастику. Еще более дешевая версия радио, Kleinemfanger, появилась в 1938 году и продавалась за 35 рейхсмарок. Она получила прозвище Goebbels-Shnauze, или "рыло Геббельса", отчасти потому, что выглядела как большой тупой нос, но главным образом потому, что была рупором Геббельса. В романе Яна Элиасберга "Война Ханны" (Little, Brown), вышедшем в 2020 году и повествующем о жизни австрийского физика-еврея Лизы Мейтнер, "рыло Геббельса" всплывает в разговоре, когда американский военный следователь пытается завязать светскую беседу с Ханной, работающей над Манхэттенским проектом. Геббельс не ограничивался лишь безостановочной трансляцией программы Третьего рейха. Люди с радостью покупали недорогие приемники в свои дома именно потому, что они также обеспечивали развлечение и отвлечение. Среди регулярных передач были оперы, классические концерты, легкая танцевальная музыка, игры, шутки и популярное искусство. Конечно, программы подвергались жесткой цензуре. К запрещенным материалам относилась "испорченная музыка", такая, как американский джаз, поп-музыка и свинг. Слушателей, похоже, не беспокоила цензура. В своей книге "Новости из Германии: Соревнование за контроль над мировыми коммуникациями, 1900-1945" (Harvard University Press) историк Хайди Двурек отмечает, что "нацисты использовали развлекательные программы, чтобы заманить больше людей слушать речи Гитлера".
Фото: Ullstein Bild/Getty Images Немецкие семьи приобретали приемники Volksempfanger, потому что они предлагали не только партийную пропаганду, но и развлечения.
Это утверждение подтверждается устными рассказами, собранными Мемориальным музеем Холокоста США. Volksempfanger упоминался неоднократно, без подсказки в прямых вопросах. Например, Рольф Крайш, который вступил в гитлерюгенд, а затем в немецкую армию, вспоминал, что обычным людям предлагали радио за 35 марок через Kraft durch Freude, нацистскую организацию, которая предоставляла льготы гражданам, преданным партии. В истории, опубликованной в 1999 году, Крайш вспоминал, что люди с энтузиазмом воспринимали преимущества членства в партии и слушали радио, даже если не были согласны со всеми аспектами деятельности партии. Йоханн Балог, австриец, интервью с которым состоялось в 2019 году, вспоминал, что его деревня Альтодис получила два Volksempfanger, и радиоприемники были установлены в общественных местах в центре города. Он и его семья часто ходили туда, чтобы послушать передачи. Альтодис представлял собой преимущественно католическую общину с небольшим процентом цыган. Однажды ночью полиция увела всех цыган, вспоминает Балог, и никто не сопротивлялся. Хотя он не связывал радио с исчезновением своих соседей, этот случай отражает коварную природу пропаганды - когда она работает, люди принимают ее без вопросов. Позже Балог написал книгу о жизни цыган в Альтодисе. Устные истории Крайша и Балога являются частью инициативы по записи показаний свидетелей Холокоста, которые были не евреями. То, что интервьюируемые с теплотой вспоминали радио спустя десятилетия, показывает, насколько глубоко оно проникло в массовую культуру. Люди воспринимали его не как холодный инструмент пропаганды, а как желанный знак нормальной жизни и прогресса - именно так, как и предполагал Геббельс. В конечном итоге, по словам Творека, пропагандистская машина Геббельса и Volksempfanger изменили звуковой ландшафт городов Германии и привели к единообразию культуры. После Второй мировой войны ученые в области массовых коммуникаций начали изучать подобное использование радио и других технологий, рассматривая связи между политикой, СМИ, культурой и авторитаризмом.
Являются ли социальные сети в 21 веке эквивалентом геббельсовского радио?
Если радио было великой силой 20-го века, то социальные сети могут стать великой силой 21-го. В последние годы многие люди сравнивают манипуляции нацистов с радио для подогревания ненависти с использованием интернета и социальных сетей для радикализации широких групп и распространения ложной информации. С 2008 года эксперт по социальным сетям Андре Оболер документирует и анализирует ненависть в интернете и консультирует по вопросам борьбы с ней. Будучи по образованию компьютерным ученым, в 2012 году он основал Институт по предотвращению ненависти в интернете, который занимается исследованием киберрасизма, экстремизма, мизогинии, троллинга и грифинга (саботаж в онлайн-играх и других виртуальных платформах). Выступая в ноябре 2020 года на Форуме ООН по проблемам меньшинств, он отметил, что ненависть часто основана на невежестве, подпитываемом неправдивыми новостями и дезинформацией - тактикой прямо из учебника Геббельса. Геббельс закончил свою речь на берлинском радио в 1933 году высокопарным пожеланием: объединить науку, промышленность и интеллектуальное лидерство с общей целью "славного немецкого будущего". Его успех в этом деле стал одним из триггеров мировой войны, в которой скрывалась разработанная программа геноцида, массовых убийств и угнетения. Размышляя об использовании Volksempfanger и социальных сетей, я вспоминаю покойного историка техники Мелвина Кранцберга и его шесть законов технологий, первый из которых гласит: "Технология не является ни хорошей, ни плохой; она также не является нейтральной". Элегантный и недорогой Volksempfanger является идеальным воплощением этого закона: Он дал простым немцам доступ к развлечениям и культуре, но в то же время стал инструментом ненависти. То же самое, как мы теперь знаем, можно сказать и о социальных сетях. Разумно подходить критически даже к самой нейтральной на первый взгляд технологии.
Об авторе Эллисон Марш - доцент истории в Университете Южной Каролины и содиректор Института науки, технологии и общества имени Энн Джонсон.
Немного рекламы Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас:Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 - 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB - от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
TCPpoPochte
sinc_func
Мне кажется что в этой статье нарушается последовательность.
Сначала элита Германии вынудила президента Гинденбурга назначить Гитлера рейхканцлером в 1933 году (чего Гинденбург очень и очень не хотел), а затем уже была запущена промывка мозгов.
Очевидно германской элите очень понравились планы на захват восточного жизненного пространства, изложенные в Майн Кампф. Да и мировой элите эти планы очень понравились — не зря же они подкинули бабла в немецкую экономику.
drWhy
«Йозеф Геббельс поручил создать стильный, доступный для массового производства радиоприёмник, чтобы транслировать нацистскую пропаганду в немецкие дома.»
И привитая привычка к эстетичному исполнению утилитарных вещей, судя по всему, у немцев осталась. К примеру китайская компания Auna производит для немецкого рынка массу моделей DAB и интернет радиоприёмников, проигрывателей, в том числе в ретро стиле.
«Правительство оказало давление на 28 немецких производителей радиоприемников, включая Philips, Siemens и Telefunken, заставив их выпускать VE301. Они должны были придерживаться строгих стандартов и не могли изменять схему или корпус. Единственным отличительным знаком, который им разрешалось использовать, было клеймо с названием компании на задней крышке.»
В СССР производство телевизионных приёмников было также унифицировано, по крайней мере со времён ламповых цветных телевизоров (УЛПЦТ), позже появились полупроводниковые (УПИМЦТ — второе поколение, 3УСЦТ-третье и т.д), Унификация благотворно сказалась и на ремонтопригодности за счёт взаимозаменяемости узлов, и на стоимости за счёт использования массово доступных элементов и в результате помогла промышленности успешно освоить выпуск более сложных цветных телевизоров и удовлетворить высокий спрос на них по относительно доступной цене. Высокой популярности телевизоров в немалой степени способствовала развитая сеть телеателье, они были доступны в райцентрах. Отличались выпускаемые разными заводами телевизоры косметическими деталями и иногда незначительными изменениями схемотехники.
А вот схемотехника телевизоров Philips и Telefunken могла отличаться довольно существенно.
«Производителям по-прежнему разрешалось выпускать другие радиоприемники и устанавливать на них рыночные цены.»
«Но радиоприемники в Германии начала 1930-х годов были дорогими, их стоимость легко могла превышать месячную зарплату простых рабочих.»
То есть «нестандартные» модели автоматически получали неконкурентный ценник, приобрести их без государственных дотаций могли лишь лица с доходом выше среднего, а проявление нестандартных предпочтений в то время не приветствовалось.
Спасибо за перевод.
DrPass
Просто Philips и Telefunken решили проблему ремонтопригодности и взаимозаменяемости узлов другим способом — они не использовали в телевизорах такое дерьмо, как блок развёрток БР-1 и БР-2.
acc0unt
Как-то сразу повеяло современными "умными колонками", которые пытается делать и продвигать каждая современная айти-корпа.