![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d11/d3c/377/d11d3c377337e0dce367ad0dd9ad23d0.jpg)
Привет, Хабр. Мы снова провели внутренний хакатон. В этот раз задачи были серьёзнее, а организация прошла более гладко. Решил поделиться с вами мыслями о том, не являются ли хакатоны просто формой добровольной переработки, какую пользу они несут для компании и участников, и стоит ли это всё потраченных денег.
Краткий исторический экскурс: 21 апреля 2018 года система Dodo IS упала и лежала без чувств несколько часов. Это была одна из самых серьёзных и дорогих аварий за всё время существования Додо Пиццы. Прошлое – жестокий, но справедливый учитель. Поэтому, чтобы не забывать его уроки, мы проводим внутренние хакатоны, посвященные дню великого падения.
Чтобы вам было проще ориентироваться в статье, оставлю тут
Оглавление
-
Какие задачи можно решить за один день?
Задача №1: отображать клиентские отзывы на экране мотивации в кухне
Задача №2: убрать панель навигации из iOS-приложения Додо Пиццы
Задача №3: геймифицировать работу сотрудников с помощью персонального сайта
Задача №4: встроить строку поиска на главный экран приложения пиццерий на iOS
Задача №5: оповещать сборщика заказов в пиццерии о новых заказах через вибрацию браслета
Зачем участвовать во внутреннем хакатоне?
Сам я не так часто бываю на хакатонах, но в этот раз было интересно поучаствовать, потому что здесь:
можно получить новый опыт в разработке, проверить в деле новую технологию;
проверить свои силы в нестандартной рабочей обстановке;
сделать что-нибудь необычное с привычной системой;
реализовать свою идею не дожидаясь очереди в беклоге и показать её бизнесу, ну или просто для души.
К тому же, это ещё и внутреннее мероприятие, то есть его участники так или иначе уже знакомы между собой, а значит будет проще вместе работать над задачей. Последнее особенно актуально во времена пандемии, когда многие работают из дома и чаще общаются лишь со своей обычной командой.
Какие задачи можно решить за один день?
На внешнем хакатоне приходится выбирать наиболее понятную и близкую задачу, в то время как на внутренний хакатон каждый может предложить свою идею. В результате хотелось взяться чуть ли не за каждую задачу из списка.
Кстати в этом году почти не было задач на развлекательную тематику, как в 2019 году про игру с пепероньками. Большинство из них были серьёзными. Вероятно, что наши команды и компания стали более взрослыми, поэтому участникам хотелось сделать не только что-то интересное для себя, но и полезное для бизнеса.
В этом году было пять команд. Были те, кто приходил поучаствовать целыми рабочими командами, а некоторые объединились специально под конкретную задачу. Для написания кода, с одной стороны, было сравнительно мало времени — около 7 часов. С другой — мы работали с уже знакомой системой, и этого времени вполне хватило, чтобы сделать MVP, пригодное для демонстрации своего решения. Вот какие решения получились.
Задача №1: отображать клиентские отзывы на экране мотивации в кухне
Команда «Павел Притчин»
Раньше на экранах мотивации, которые висят на кухне, в левой части отображалось лишь среднее время приготовления продуктов и другая сопутствующая информация, а правая пустовала. Непорядок!
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/871/3e3/3c1/8713e33c1a98b298731cdcb6d60f2491.png)
Теперь же на ней видны оценки и отзывы, которые оставляют клиенты к заказу через приложение, и сотрудники видят, делает ли их работа людей более счастливыми.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/348/7c1/405/3487c1405c08c107823b5951e402e1fe.png)
До этого хакатона единственным каналом связи между клиентскими отзывами и сотрудниками был управляющий, который получал отзывы с оценкой ниже пяти звёздочек в Pyrus. То есть о недочетах знал только управляющий, а о своих сильных сторонах не знал никто.
Теперь же сотрудники видят не только свои точки роста, но и счастье наших клиентов, такой фичи даже у управляющего не было.
Ожидалось, что клиенты с плохой оценкой будут оставлять оскорбительные комментарии к отзывам, но почти все они корректирующие, и это очень круто!
Кстати, фича настолько понравилась окружающим, что даже Фёдор Овчинников не прошел мимо и сделал пост в ВК:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e42/062/be5/e42062be5c5982637b9d482b844bcbbd.png)
О задаче и хакатоне от участников команды «Павел Притчин»:
Задача показалась нам наиболее выполнимой с потенциалом быстрого выхода на прод, поэтому и взялись за неё. Решали просто, подписались на события из RabbitMQ и отправляли отзывы на экран по SignalR. Допилили, докрутили дизайн, и уже сейчас эта доработка тестируется в наших пиццериях. Мы решили разделить тест на две группы, показываем где-то только положительные, а где-то и все отзывы клиентов.
Само участие в хакатоне — это фан и возможность поработать с ребятами из других команд, понять как они думают. Ну и покреативить никогда не помешает.
Задача №2: убрать панель навигации из iOS-приложения Додо Пиццы
Команда «nonames»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/72b/5d5/282/72b5d52826928ea06cede625556257d2.jpg)
Для хакатонов стараемся выбирать задачи «со звёздочкой»: на которые обычно не хватает сил, времени, людей, знаний. Которые раз за разом откладываем. Которые «ну вообще надо, было бы круто, но что-то сейчас как-то вообще не ясно как это сделать». Короче говоря, задачи с большой неопределенностью.
В прошлый раз попробовали сделать AppClips — мини-версию приложения, где есть исключительно основной сценарий: меню, корзина, оплата, статус. Это довольно новая «штука», Apple её только с iOS 14 представила. На рынке таких мини-приложений почти нет. Слышали, что S7 сделали такое, но своими глазами не видели.
Основной смысл AppClips — концентрация на главном, отказ от второстепенного. В итоге пользователь достигает своей цели быстрее и проще. Причём даже без установки приложения: мини-версия моментально запускается, будто бы из ниоткуда при сканировании QR-кода или NFC-метки.
В этот раз решили упростить навигацию: выпилить панель навигации из iOS-приложения Додо Пиццы. Главное — вперёд и под палец пользователя, второстепенное — подальше и поглубже.
Детальные детали реализации.
Профиль перенесли в левый верхний угол на экране меню.
Экран контактов хотели спрятать в профиль, но не успели и вообще выбросили.
Сделали плавающую корзину: кнопка появляется, только если в корзине что-то есть.
Благодаря предыдущим пунктам смогли выкинуть нижнюю панель.
Выбор категорий спустили под палец, на место той самой нижней панели: жать стало проще, не надо тянуться наверх.
Изменили шапку меню: выбор города унесли на экран со списком адресов, сжали пикер типа заказа.
Благодаря сэкономленному месту на экране видно больше товаров: основного, зачем к нам приходят клиенты.
Добавили активный заказ прямо на экран меню: так пользователь при разворачивании сразу увидит его статус, без перехода в профиль.
Обе задачи были не только проверкой гипотез, но и проверкой нашей модульности: как хорошо мы попилили, что мы можем вертеть. Мы узнали, что эти «сверхнеопределенные задачи» решаемы. Узнали, где мы попилили слабо, а где хорошо. Поняли, что хотим видеть полностью самостоятельные куски экранов, чтобы можно было из них собирать приложение, как из кубиков. Поняли, что вкладываемые в распил усилия оправдываются.
Оба раза приложение пилилось «наживую»: добавляя или меняя новый функционал, мы ломали основной. Сделав в прошлый раз AppClips, мы полностью сломали основное приложение. Сделав в этот раз новую навигацию, мы полностью потеряли старую. А так делать, конечно же, нельзя: новое надо внедрять, не ломая старое, аккуратно проверяя полезность вложенных усилий.
Наша гипотеза скоро будет проверяться в реальных условиях, продакты разобрали её по беклогам. Хакатон — отличное место чтобы проверить гипотезы и затащить незатаскиваемое. Ну и поиграть мышцами, в конце концов.
Задача №3: геймифицировать работу сотрудников с помощью персонального сайта
Команда «People2People»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3d3/c2e/835/3d3c2e835db47508d5234a21a2e83ee6.jpg)
Когда думали, чего хотим от хакатона, пришли к выводу, что хотим расширить экспертизу в предметной области и в технологиях. Поэтому остановились на идее геймификации работы сотрудников с помощью персонального сайта со всякими ачивками (по аналогии с яндексом). А потом пришла идея сделать это на мобилке (всё равно большинство людей заходит на сайт с мобильных телефонов). Так за один день мы увеличили наше знание как по предметной области (данные по ачивкам надо собирать по всей базе Dodo IS), так и по технологиям (попробовали себя в мобильной разработке).
Когда выбирали, что лучше под мобилку, у нас нашлись ребята с опытом работы с ней (писали полгода под Android и немного под iOS). Посмотрели в сторону React native, но, как мы слышали, его сейчас очень плохо поддерживают, и это совсем не как Electron — просто портировать сайт не получится, нужно пользоваться внутренними компонентами. Потом посмотрели на Flutter — в компании уже есть успешный кейс использования (приложение для курьеров), а значит есть пример для ориентации. Мы скачали репу курьерского приложения и сделали небольшой реверс инжиниринг. Самое весёлое, что язык dart, на котором Flutter юзают, мы начали изучать в утро хака (смотрели уроки, пока ехали в метро :D).
Для бека тоже решили что-нибудь попробовать, поэтому взяли node.js с next.js на борту. На нём можно быстро накидать прототип, не ввязываясь в сложные настройки, которые мы делаем на .NET. Также и над контрактами запариваться не надо. Ну и главное, почти не убиваемый js сожрёт почти все, поэтому для хака (на котором может всё поменяться в любую секунду) в самый раз.
За минуту до презентации мы смогли собрать работающее Android-приложение и запустить его на телефоне для презентации. Полный CI/CD, естественно, поднимать не решились и просто подняли на компе бек, а с телефона обращались по локальному IP адресу (т.е. на тот момент все работало в рамках wifi-сети). Но для презентации этого достаточно. Также не было реальной авторизации. У нас было просто поле, куда нужно вбить id сотрудника, и мы уже переходим на его страницу (так себе защита :D). На странице можно было посмотреть различные достижения сотрудника (столько-то сделал пицц или столько-то часов отработал за всё время). Для разных типов сотрудников были сделаны разные наборы ачивок.
Хакатон – это праздник мысли. На таком мероприятии можно оторваться от рутины и попробовать что-то новое, придумать что-то совсем необычное, то, что в обычной разработке бы и трогать не стал (да и времени бы не было). А ещё это соревнование, на котором можно доказать всем, а главное, себе, что ты можешь многое, даже в очень сжатые сроки.
Задача №4: встроить строку поиска на главный экран приложения пиццерий на iOS
Команда «Afterparty будет?»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4e5/d08/06f/4e5d0806f1b12c09788ca874c92c5316.jpg)
Мы занимались задачей по встраиванию строки поиска на главный экран приложения пиццерий на iOS. Именно этот функционал позволяет экономить время для пользователей, которые точно знают, что они хотят заказать, и при этом не хотят скролить 140 позиций в меню.
Сделали мы это просто с помощью дополнительного экрана, на котором был собственно сам поиск, а также первоначальный список рекомендаций. Про реальное тестирование гипотезы пока ничего сказать не можем.
В хакатоне участвовали, чтобы поближе узнать проект и хорошо провести время ( мы любим кодить). Выбрал именно эту задачу, потому что много предложений по улучшению именно этого функционала приходит от пользователей.
Нельзя сказать, что за этот день мы научились чему-то новому, но явно потренировались в навыке выступления, было достаточно волнительно, даже несмотря на то, что аудитория была приветливая и маленькая.
Задача №5: оповещать сборщика заказов в пиццерии о новых заказах через вибрацию браслета
Команда «3333»
У нас в ресторанах есть система голосового оповещения о новых заказах. Иногда эти оповещения не слышат по тем или иным причинам, а скорость реакции крайне важна для лучшего клиентского опыта. Кроме того, в Челябинске есть пиццерия, в которой работают люди с нарушением слуха, и они физически не слышат эти оповещения.
Возникла гипотеза, что скорость реакции и сборки увеличится, если кассир, который собирает заказы, будет получать уведомления в виде вибрации на браслете. На хакатоне мы решили создать прототип оповещений через браслет Xiaomi Mi band.
Эта задачка давно витала в воздухе, а ещё она достаточно простая, чтобы успеть сделать работающее решение за время хакатона. При этом у неё были реальные перспективы дойти до тестирования в пиццерии, что и произошло. К тому же хотелось придумать какое-то решение для сотрудников с нарушением слуха, помочь им лучше взаимодействовать с нашей системой.
Мы подошли к проекту с двух сторон: у нас была research-часть и development-часть. Research состояла из исследования API, которое есть у Mi fit, чтобы слать уведомления напрямую. Development заключалась в разработке нового веб-сервиса, который подключён к нашей шине сообщений, и при получении нужного события отправлял бы оповещения на браслет с помощью API Mi fit.
В силу обстоятельств, наши исследования зашли в тупик, и нам не удалось воспользоваться имеющимся API, поэтому мы использовали нотификации через телеграмм, которые есть в Mi fit из коробки. Но зато к концу хакатона у нас был работающий веб-сервис, на котором полностью отрабатывал задуманный нами сценарий.
Уже сейчас это решение тестируется в реальной пиццерии, то есть мы успешно вышли в прод и проверяем гипотезу в реальных условиях.
Исследование API mi band
Исследовали API mi band и попытались подключиться к браслету напрямую со своего устройства (не через mi fit). Прошлись по этим материалам и попытались использовать их в своих целях, может и вам пригодится.
Организация хакатона
Прошлый хакатон в 2019 году проводили в выходные. В этот раз организаторы решили, что хотят провести его в пятницу, чтобы хотя бы в выходные мы отдыхали от кода. Окончательный выбор предоставили участникам. Как вы уже могли понять из названия, хакатон всё-таки прошёл в рабочий день.
По формату проведения решили не упарываться и не ограничиваться только оффлайн форматом, поэтому у нас была целая команда, которая участвовала онлайн, и это не вызвало каких-либо трудностей.
Ошибки: как делать не надо
Конечно, не обошлось и без ошибок. В первую очередь, были проблемы с коммуникацией: мы дали недостаточно информации, и часть участников не знала вообще о чатике хакатона, куда записаться, где лежат задачи, и так далее.
Из этой ошибки вылилась следующая: вплоть до начала хакатона не было известно, сколько будет участников. Несмотря на то, что большинство участников были записаны в табличку с заданиями, не было полной уверенности, что там видны абсолютно все участники.
![Призы хакатона: брендированный термос и колонка Призы хакатона: брендированный термос и колонка](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7cb/7b5/32a/7cb7b532aa1533045f43de13324f327c.jpeg)
Из этой проблемы возникла ещё одна: абсолютно вслепую заказывали напитки, пиццу, а главное — подарки.
К счастью, всё обошлось, и все участники победивших команд получили свои призы. Кстати, призами были брендированный термос и колонка, а ещё все участники (и вообще все, кто тогда был в офисе) получили очень классные стикеры.
![Подарочные стикеры Подарочные стикеры](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2d5/174/ee9/2d5174ee9257b2f09381af464d2af5ae.png)
Отзывы: про ценность фидбека
Несмотря на небольшие косяки с организацией, всё прошло очень весело и завершилось эпичной защитой проектов. Будем продолжать эту традицию. В следующий раз планируем собрать хакатон в декабре, когда у нас будет предпраздничный кодфриз (когда мы не добавляем новые фичи в код), и хакатон можно будет растянуть на несколько дней.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/da1/be3/abf/da1be3abf3c8a40e41d61f7171523c78.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2c9/7ac/67f/2c97ac67ff1de9f37e2991b6cc955de3.png)
Является ли хакатон формой добровольной переработки?
Некоторым коллегам показалось, что хакатон позволяет ускорить разработку. Поэтому встал вопрос: «Может нам нужно каждую неделю/месяц устраивать хакатоны?». На них мы создаем за день какое-то минимально рабочее решение, чтобы проверить идею или изучить новую технологию, или делаем просто что-то just for fun. Раньше мы пытались придерживаться правила «что сделано на хакатоне, остаётся на хакатоне», но в этом году он оказался настолько крутым, что 5 из 5 проектов попали в цель (например, браслеты, про которые писали выше).
Тут важно понимать, что если решение захотят протестировать в бою, много времени уйдёт на публикацию и прочие сопутствующие вопросы. Возможно, даже больше, чем на саму разработку. Так что, даже если мы будем генерировать такие же крутые идеи, например, каждый месяц, ускориться не получится. Ну и задача хакатона — перевернуть беклог: сделать не то, что имеет важнейший приоритет, а то, что хочется, и оно не обязано потом попадать в прод. Поэтому неверно считать, что хакатон поможет быстро затащить что-либо в прод, минуя беклог.
Тем не менее, при должном балансе, хакатоны действительно способны ускорить проверки интересных фич и просто помочь ребятам отвлечься от рутины и немного повеселиться с кодом.
Беклог всегда был, есть, и будет, а вот тут есть возможность фокусно поработать над какими-то дерзкими гипотезами, до которых в обычное время руки не доходят.
Выводы
Правило «что сделано на хакатоне, остаётся на хакатоне» не сработало в этом году. На этот раз получились очень классные проекты и, как минимум, два решения добрались до тестирования в боевых условиях. Кто знает, сколько таких будет в следующий раз.
Для кого-то такой хакатон — это отличная возможность создать прототип, чтобы проверить свою гипотезу и просто сделать что-то по фану. Для кого-то — повод перевернуть беклог: сделать не то, что имеет важнейший приоритет, а то, что хочется и интересно сделать. Некоторые люди, благодаря хакатону, ближе познакомились с работой других команд, поработали вместе, посмотрели чужой код.
Ещё это возможность попробовать в деле новый фреймворк, язык или какой-нибудь инструмент, который в обычное время, может быть, мы бы и не подумали использовать.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2f8/225/bfc/2f8225bfc0daaecb55994ed2de98f478.jpeg)