Как пел когда-то Владимир Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Завораживающая высота гор издавна манила к себе людей и только в прошлом веке, люди смогли покорить многие самые высокие вершины Земли.

Для дыхания на высоте используется сжатый воздух и в этой статье мы рассмотрим, а можно ли его как то заменить?

Покорение вершин в прошлом было связано со значительными трудностями, впрочем, не исчезнувшими и сегодня: низкая температура, ураганные ветра, со скоростью ветра, достигающей 160 км/час, резкая смена погоды, ну и, конечно же, — невозможность полноценно дышать на такой высоте. Это связано с тем, что атмосферное давление падает по мере удаления от поверхности Земли. Для примера, на вершине Эвереста, атмосферное давление составляет всего лишь около 30% от того, которое является обычным и к которому мы привыкли, находясь на уровне моря.

Высота же, находящаяся после отметки в 8.000 метров, называется «зоной смерти», так как на таких высотах адаптация к низкому давлению невозможна и человек постепенно начинает умирать. При таком понижении давления, могут происходить такие негативные явления как бред, внезапная слепота и даже отёк мозга.

Поэтому альпинисты, совершающие восхождения на такие высокие пики, вынуждены брать с собой запас воздуха для дыхания в баллонах. В среднем, альпинисту требуется до 28 л сжатого воздуха для восхождения, который будет израсходован за 140 часов, при максимальной интенсивности дыхания.

Запас воздуха является конечным, его невозможно пополнить на вершине. И это один из тех факторов, из-за чего, в частности, было много трагических моментов, связанных с гибелью альпинистов.

Ситуация примерно аналогична с ситуацией при кораблекрушении: когда воды вокруг тебя полно, а напиться ты не можешь! Довольно досадная ситуация, надо признать!

Однако, мы же инженеры! Может быть, существует некий способ, который позволяет воспользоваться окружающим воздухом для дыхания? Способ напрашивается только один: каким-либо образом «сгустить» окружающий атмосферный воздух, сделав его пригодным для дыхания!

В технике, наиболее известным способом «сгущения» воздуха, — является его сжатие компрессорами. Наиболее распространенным типом компрессора является поршневой, частный случай которого представлен мембранным компрессором (гибкая мембрана оттягивается в середине специальной тягой и возвращается на место, благодаря чему происходит нагнетание воздуха, находящегося над мембраной).

imageИсточник картинки:www.hydro-pnevmo.ru

Единственная проблема заключается в том, что такие компрессоры потребляют достаточно много энергии, обладают большим весом, поэтому малоприменимы в целях создания некой носимой установки.

Но неужели все так плохо?!

К счастью, вовсе нет: существует один тип компрессорных установок, который обладает поистине поразительной производительностью: компрессоры винтового типа.

image
Источник картинки:wikipedia.org

Суть устройства компрессорных установок такого типа, заключается в том, что 2 винта специальной формы вращаются друг рядом с другом, с небольшим зазором. Их форма разработана с таким расчетом, что воздух, попадающий между быстро вращающимися роторами данных винтов, — постепенно сжимается. Для увеличения эффективности действия компрессоров такого типа, используется подача смазки между винтами. Она служит как для целей смазывания винтов (особенно в момент старта, когда они могут соударяться друг с другом), так и для обеспечения герметичности зоны сжатия.

Более подробно об этом, в вики:
«Конструкция винтового компрессора запатентована в 1934 году. Надёжность в работе, малая металлоёмкость и габаритные размеры предопределили их широкое распространение. Кроме того, использование винтовых компрессоров позволяет экономить до 30 % электроэнергии. Винтовые компрессоры успешно конкурируют с другими типами объёмных компрессорных машин, практически полностью вытеснив их в передвижных компрессорных станциях, судовых холодильных установках.

Типовая конструкция компрессора — сухого сжатия, работает без подачи масла в рабочую полость. Компрессор имеет два винтовых ротора. Ведущий ротор с выпуклой нарезкой соединён непосредственно или через зубчатую передачу с двигателем. На ведомом роторе нарезка с вогнутыми впадинами. Роторы расположены в разъёмном корпусе, имеющем один или несколько разъёмов. В корпусе выполнены расточки под винты, подшипники и уплотнения, а также камеры всасывания и нагнетания.

Высокие частоты вращения винтовых компрессоров определяют применение в них опорных и упорных подшипников скольжения.

Между подшипниковыми камерами и винтовой частью роторов, в которых сжимается газ, расположены узлы уплотнений, состоящие из набора графитовых и баббитовых колец. В камеры между группами колец подаётся запирающий газ, препятствующий попаданию масла из подшипниковых узлов в сжимаемый газ, а также газа в подшипниковые камеры.

Касание винтов роторов при отсутствии смазки недопустимо, поэтому между ними оставляют минимальный зазор, обеспечивающий безопасную работу компрессора, а синхронная частота вращения ведущего и ведомого роторов обеспечивается наружными синхронизирующими шестернями. Винтовые поверхности роторов и стенок корпуса образуют рабочие камеры. При вращении роторов объём камер увеличивается, когда выступы роторов удаляются от впадин и происходит процесс всасывания. Когда объём камер достигает максимума, процесс всасывания заканчивается и камеры оказываются изолированными стенками корпуса и крышками от всасывающего и нагнетательного патрубков.

При дальнейшем вращении во впадину ведомого ротора начинает внедряться сопряженный выступ ведущего ротора. Внедрение начинается у переднего торца и постепенно распространяется к нагнетательному окну. С некоторого момента времени обе винтовые поверхности объединяются в общую полость, объем которой непрерывно уменьшается благодаря поступательному перемещению линии контакта сопряжённых элементов в направлении к нагнетательному окну. Дальнейшее вращение роторов приводит к вытеснению газа из полости в нагнетательный патрубок. Из-за того, что частота вращения роторов значительна и одновременно существует несколько камер, компрессор создаёт равномерный поток газа.

Отсутствие клапанов и неуравновешенных механических сил обеспечивают винтовым компрессорам высокие рабочие частоты вращения, то есть позволяют получать большую производительность при сравнительно небольших внешних габаритах.

В наше время широкое распространение получили двухступенчатые винтовые компрессоры. Их особенностью является эксплуатация винтовых пар не с двумя роторами, а с четырьмя, что обеспечивает увеличение производительности на одной и той же электрической мощности до 15%».
Уникальными качествами таких компрессорных установок являются:

  1. обеспечение ровного постоянного потока воздуха, без пульсаций, которые свойственны компрессорам поршневого либо мембранного типа;
  2. производительность установок такого типа примерно в 8 раз превышает производительность аналогичных поршневых или мембранных компрессоров;
  3. вследствие наличия пункта «1», установки такого типа не требуют (или, скорее, «могут функционировать без») наличия ресивера в системе. Под ресивером понимается емкость для хранения сжатого воздуха, которая служит для: охлаждения поступающего воздуха, осаждения содержащихся в нём паров воды и масла, устранения пульсаций от работы поршня;
  4. бесшумная или малошумная работа в течение продолжительного периода времени;
  5. практически полное отсутствие физического износа, во время работы (когда роторы винтовой пары стартовали, — они больше не трутся практически ни обо что, кроме воздуха и масла (или даже только об воздух, зависит от конкретного компрессора). Износ опорных подшипников роторов в данном вопросе, — считаем несущественным и не учитываем;


Но у внимательного читателя возникнет естественный вопрос: если всё так хорошо и прекрасно, почему же компрессоры такого типа не используются массово, вместо поршневых и мембранных?

Ответ на него очень простой: ввиду сложности изготовления винтовых пар для такого компрессора. Поэтому у промышленных компрессоров такого типа, существует понятие «количества пусков», так как в момент старта, роторы соударяются друг об друга и, соответственно, меняется геометрия, происходит износ, снижается ресурс.

Каждая компания, производящая компрессорные установки такого типа, считает своим ноу-хау геометрию винтовых пар. Так как именно от неё зависит производительность каждого конкретного компрессора.

Однако наше время предоставляет весьма неожиданные возможности для усовершенствования и в этой сфере: из-за появления 3D печати, роторы компрессора могут быть легко изготовлены! Мало того, они могут изготовляться достаточно легко, сложной конфигурации, в массовом порядке.

Поэтому, компрессор такого типа как нельзя лучше подходит в качестве носимой установки альпиниста, которая будет сжимать окружающий воздух до значений, пригодных для дыхания.

В рамках нашей инженерной задачи, требования к такому компрессору достаточно низкие. Изначально компрессоры такого типа предназначены для создания достаточно больших давлений (известны экземпляры, создающие давление в 8, 10, 20 атмосфер). Нам же, требуется всего лишь поднять давление окружающего воздуха (которое, как мы упомянули ранее, составляет всего 30% от нормального атмосферного давления.
Кстати, следует уточнить, что несмотря на широко распространенное заблуждение, количество кислорода не уменьшается с высотой, падает только его давление, равно как и всей газовой смеси атмосферы) до пригодного значения в 1 атмосферу. Так как давление окружающего воздуха уже составляет 0,3 атмосферы, нам не хватает для нормального дыхания докачать, недостающие 0,7 атмосфер.

Это достаточно маленькие требования и с этим компрессор винтового типа легко справится.
Ввиду низких требований, мы с лёгкостью сможем отказаться как от использования смазки для герметизации валов (чтобы не иметь потом проблем с очисткой воздуха), так и от потребности его работы на больших частотах. То есть, в нашем случае, компрессор может работать на достаточно небольших оборотах и этого будет вполне достаточно, для обеспечения человека воздухом для дыхания!

Таким образом, вырисовывается следующая конфигурация нашей компрессорной установки:

  • небольшой аппарат рюкзачного типа, который занимает всего лишь 1/20 емкости рюкзака или около того;
  • малого веса (напечатанный, с использованием, например, титана или алюминия, его вес может быть очень скромным);
  • питаемый от небольшой литий-ионной батареи, которая может подзаряжаться от солнечной батареи на рюкзаке, а также — от небольшого ветрогенератора, также установленного на рюкзаке.

image

А на рюкзаке можно разместить компактный, толщиной сантиметров 10 — массив цилиндрических ветрогенераторов:


При такой конфигурации дыхательной системы, можно обеспечить человека практически неограниченным запасом воздуха для дыхания на большой высоте!

Автором статьи был проведён достаточно скрупулёзный поиск в сети интернет, в целях найти какой-либо проект 3D-печатного винтового компрессора. Но интернет в этой области оказался «девственно чист». За исключением одного проекта энтузиаста, который напечатал компрессор из пластика, чтобы создать аппарат для обеспечения воздухом больных covid-19. Там же он выложил исходные файлы проекта, прошивку для Ардуино Нано и пару любопытных видео, которые демонстрируют принцип работы этой системы:


Как нетрудно заметить, компрессор, даже работая на маленьких оборотах, достаточно легко накачивает большой полиэтиленовый мешок воздухом. Это как раз то самое, о чем мы говорили ранее: высокая производительность позволяет работать даже на малых оборотах, тем не менее обеспечивая большой поток воздуха.

Стартап? «Почему бы и да»....

В качестве альтернативного компрессорному способу сжатия, можно было бы рассмотреть весьма любопытный эффект, с которым наверняка знакомы большинство читателей: ионный ветер.

Суть его заключается в том, что при подаче высокого напряжения на электроды специальной формы, которые по сути являются ассиметричным конденсатором, возникает поток заряженных ионов воздуха, которые дуют от одного электрода к другому.

По данным ряда исследователей, эффективность такого способа примерно равна воздушному винту в авиации.

Так что, несмотря на обилие на YouTube различных экспериментов с ионным ветром, ионными двигателями и ионолётами, достаточно скромного масштаба, эффективность этого способа является достаточно интересной, в рамках нашей задачи.

Говоря о энергозатратах такого способа создания давления, имеются следующие цифры. Для создания подъемной силы для подъёма 1 грамма веса, — требуются затраты примерно в 1 Вт мощности. Таким образом, несложно подсчитать, что для накачки наших 0,7 атмосфер, нам потребуется мощность в 700 Вт. Если подробнее, то давление 1 атмосферы составляет приблизительно 1 кг/см2. Нам нужно накачать 0,7 атмосферы или же 700 грамм/см2. Что соответственно составит 700 Вт потребляемой мощности.

Установка такого типа могла бы выглядеть как некий рюкзачный носимый комплекс, имеющий воздухозаборный патрубок и «разгоняющий воздух» внутри себя, для создания требуемого давления на выкиде системы.

image

Очевидным плюсом такого способа является отсутствие каких-либо движущихся деталей, что является весьма существенным фактором в условиях низких температур и для повышения общей надежности системы.

Кроме того, из за электрического способа создания давления — его величину можно было бы регулировать с высокой точностью, применяя для этого ШИМ-контроль.

В порядке же технического бреда, можно было бы рассмотреть еще один способ, который теоретически возможен, хотя и весьма труден в реализации.

Но, несмотря на это, рассмотрение этого способа в рамках «мозгового штурма» является достаточно интересным, так как в истории науки и техники существовало и существует множество решений, которые в момент непосредственно изобретения казались полным бредом. Тем более, согласно 3 закону Артура Кларка:
«любая, достаточно развитая технология — неотличима от магии»…
Итак… Общеизвестно, что звуковые колебания, распространяясь в пределах земной атмосферы, представляют собой соответствующие «сгущения» и разрежения воздуха. Совокупная протяженность зон повышенного и пониженного давления — соответствует длине волны конкретного звука (длина волны — расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками в пространстве, в которых колебания происходят в одинаковой фазе). Достаточно красивой демонстрацией этого факта являются эксперименты с трубой Рубенса:

Представим некий генератор звуковой волны, достаточно мощный, чтобы за счёт излучения соответствующей длины волны, — «покрыть полностью» группу восходящих альпинистов зоной повышенного давления, в которой возможно нормальное дыхание! Способ является достаточно красивым с технической точки зрения и укладывается в рамки ТРИЗ («лучшее устройство, это то, которое не существует, но тем не менее — его функция выполняется»). В нашем случае, каждый конкретный член восходящей группы не имеет какого-либо устройства для дыхания, однако вся группа, тем не менее, находится в приемлемой для дыхания зоне, которая перемещается вместе с группой! Это не обязательно может быть звуковой метод, это может быть некое излучение, создающее, например, за счет резонанса, протяженные зоны повышенного давления в атмосфере Земли.

В любом случае, если кто то сможет реализовать этот метод — это тянет на Нобелевскую премию, не меньше.

image

На данном этапе развития науки и техники данный волновой способ выглядит полнейшим бредом, однако, как учит нас «матерь всех наук» философия, — «любая истина привязана к месту, времени и личности, её воспринимающей». Поэтому то, что выглядит трудновыполнимым сейчас, не обязательно останется таковым и в будущие периоды времени.

Не ставить самому себе границ в сознании, мечтать, экспериментировать, двигаться вперед — и кто знает…

АПДЕЙТ:
Друзья, по поводу вполне справедливых комментариев, которые можно свести в 3: 1) «зачем надувать альпиниста»; 2) «будет трудно выдыхать»; 3) «нужен скафандр».

Вы безусловно правы. Любая концепция, еще не дошедшая до практической реализации — всегда требует решения ряда неожиданных вопросов. И даже узких мест.

В ходе написания этой статьи — я ставил своей целью показать широкой публике ряд достаточно неожиданных возможностей, которые можно было бы применить для создания давления. Полагаю, что большинство даже не задумывалось о данном направлении.

Надеюсь, статья даст пищу для размышлений и (даже!) кто то сможет реализовать что то на базе изложенного в реальной жизни.

Мало того, способ с винтовым компрессором, я рассматривал для запуска своего стартапа. Но, так как понял, что мои руки дойдут до этого «лет через 100 — не меньше», мне было не жалко поделиться этой мыслью — с народом ;-)

Комментарии (40)


  1. j_aleks
    04.08.2021 12:21

    что то вы не туда заехали, вам нужно парциальное давление менять а не надувать бедного альпиниста как воздушный шарик…


    1. w985
      06.08.2021 09:33

      этот вариант тоже хорош. есть вариант персональных кондиционеров, который похож на скафандр. его можно взять за основу или скафандр. может быть, энергозатраты будут меньше, чем в предложенной статье...


  1. pae174
    04.08.2021 12:24

    Где вы берёте такую траву?


  1. DAN_SEA Автор
    04.08.2021 12:27
    +1

    "что то вы не туда заехали, вам нужно парциальное давление менять а не надувать бедного альпиниста как воздушный шарик…"

    Об этом сказано в статье, вот тут:
    "Кстати, следует уточнить, что несмотря на широко распространенное заблуждение, количество кислорода не уменьшается с высотой, падает только его давление, равно как и всей газовой смеси атмосферы) ".

    То есть, парциальное давление кислорода в воздушной смеси - не падает с высотой, несмотря на широко распространенное заблуждение. Падает только давление всей смеси в целом, и, соответственно - парциальное давление кислорода в ней, в частности.

    Таким образом,самый простой способ сделать воздух снова пригодным для дыхания - поднять его давление.


    1. 1801BM1
      04.08.2021 12:54
      +1

      Возьмите просто компрессор дающий +0.7 атмосферы и попробуйте подышать на уровне моря суммарным давлением 1.7 атмосферы из ресивера. Вдох может и получится, а выдох - нет, усилие выдоха формируется мышцами грудной клетки и внешней атмосферой - они просто не передавят 1.7 в ресивере. Если сделать какой клапан и выдыхать в атмосферу, то наддувать легкие на каждом вдохе +0.7 тоже не ОК, будет баротравма.


      1. DistortNeo
        04.08.2021 14:09

        Потому и получается, что при таком подходе надо облачать человека в скафандр и надувать его.


    1. lohmatij
      04.08.2021 13:10
      +12

      Как дайвер-инструктор со стажем более чем в 3000 погружений попробую вам на пальцах объяснить почему важно парциальное давление и почему альпинисты дышат кислородом.

      Первое: организму важно парциальное давление кислорода для дыхания. Для его расчета нужно умножить давление газа которым дышит альпинист (или дайвер) на долю кислорода в этом газе. Легко посчитать что на уровне моря парциальное давление кислорода равно 0.21 (21% от 1 атмосферы).

      Второе: для обеспечения жизнедеятельности нужно чтобы парциальное давление кислорода было больше 0.08. При давлении дыхательной среды в 0.3 атмосферы легко посчитать что парциальное давление по кислороду будет 0.07, оттого и «зона смерти».

      Третье: давление дыхательной среды всегда равно давлению окружающей среды. Если не равно, то обьем легких соответсвующие образом измениться чтобы эти давления уровнять. Лёгкие - очень нежный орган, как тончайшая губка, могут очень сильно сжиматься при повышении окружающего давления (скажем, когда, фридайвер ныряет на глубину 40 метров, где давление 5 атмосфер, лёгкие сжимаются в 5 раз. Фридайверы могут и на 200 метров нырять, и лёгкие у них это сжатие прекрасно переносят). В то же время эволюция не приспособила этот орган к расширению, и при небольшом избыточном давлении они рвутся, что приводит к баротравме легких, пневмотораксу и другим ужасам.

      Своим насосом вы предлагаете разорвать альпинисту легкие, а вам надо думать как повысить содержание O2 в том же давлении окружающей среды.


      1. xaosxaos2
        05.08.2021 13:22

        А сколько не разорвёт? тут главное как понимаю от порога 0.3 уйти. И зачем стремится к 1? если еще например 0.5 0.6. 0.7…


    1. Kohelet
      04.08.2021 13:23
      +5

      Вы не понимаете, что такое парциальное давление? Если у нас на уровне моря давление 1 атмосфера, и состав воздуха — приблизительно 30% кислорода и 70% азота, то парциальное давление кислорода 0.3 атмосферы. Так что если на вершине, где давление 0.3 атмосферы, дышать чистым кислородом — то всё будет хорошо. И баллоны не со сжатым воздухом, а с кислородом.


  1. gmini
    04.08.2021 12:28
    +2

    https://habrastorage.org/r/w1560/webt/w8/_i/v1/w8_iv1kp9tqazumzxq-al3dw33k.jpeg

    напомнило - а теперь со всей этой #@% попробуем взлететь )))

    если развивать идею - можно было бы на высотных лагерях просто палатки наддувать для отдыха. Обычно спортсмены с достаточной подготовкой после акклиматизации скорее страдают от невозможности восстановить силы во время сна.


    1. DAN_SEA Автор
      04.08.2021 12:31

      Вполне себе способ. В танках, например, поддерживается повышенное давление внутри, чтобы не попадали вредные факторы снаружи, с поля боя(радиация, пыль, дым).


      1. pae174
        04.08.2021 14:43
        +1

        Собираетесь наддуть палатку до одной атмосферы при внешних 0.3 атмосферы? У меня для вас плохие новости - при 0.7 атмосферы перепада давления на каждый квадратный метр полотна палатки будет давить изнутри 7 тонн.


      1. alcanoid
        04.08.2021 19:42
        -1

        Расскажите-ка, как именно повышенное давление побеждает радиацию?


        1. jar_ohty
          04.08.2021 20:08
          +2

          Повышенное давление позволяет воздуху только выходить из танка через неплотности кабины, но не проникать извне с радиоактивной пылью и т.п. Именно поэтому в различного рода реакторных отсеках, горячих камерах и т.п. создают небольшое разрежение.


        1. DAN_SEA Автор
          04.08.2021 20:26

          Очень даже легко - повышенное давление не дает попадать радиоактивной пыли снаружи. Не радиацию как таковую -а проникновение пыли, дыма.


          1. alcanoid
            05.08.2021 14:44
            -3

            Ну так и пишите, что предотвращает попадание пыли, в т.ч. радиоактивной, дыма, в т.ч. радиоактивного, etc. А то с ваших слов складывается впечатление, что сама по себе радиация в надутый танк не проникает. :)


        1. BalinTomsk
          04.08.2021 23:33

          не только радиацию (точнее пыль от нее). При стрельбе часть пороховых газов попадает в башню. На полигоне мы стреляли не настоящими снарядами - 14 мм через вкладной стволик, танк на полигоне едет медленно 2-3 км/час. Но даже после нескольких выстрелов все уснули - и танк не торопясь продолжать ехать за пределы полигона.


          1. alcanoid
            05.08.2021 14:48

            Кто разбудил в итоге? Прямо заинтриговали.


    1. DAN_SEA Автор
      04.08.2021 12:39

      И еще: палатки вполне можно "наддувать" ионными ускорителями. В сети полно выкладок по затратам электроэнергии - они там смешные. Могу несколько ошибиться в цифрах, но примерно такие: напряжение питания-от 20 киловольт; ток потребления - 0,0002 Ампер.

      Соответственно: ставим солнечные батареи и "дуем" в палатки многоступенчатым ионным ускорителем. Надежно, просто, ломаться нечему (кроме деградации солнечных батарей от старости).


      1. ksbes
        04.08.2021 13:16

        Проблема «мёртвой зоны» не столько в малом парциальном давлении кислорода, сколько в малом запасе разницы парциального давления кислорода и углекислого газа.
        (должно быть не менее 8% атмосферы, при 6% — большинство теряет сознание)

        Так вот альпинисты не могут отдохнуть в палатках именно из-за накопления углекислого газа — даже мизерного повышения его парциального давления достаточно, чтобы приблизится (то самое «невозможно отдохнуть») или перейти черту. Поэтому палатки там — это скорее навес от ветра и снега. Требуется хорошая вентиляция.
        (человек легко, особенно при пониженном давлении надышит даже просто в безветрие в открытой палатке 1-1,5 % атмосферы СО2, т.е. парциальное давление кислорода должно быть не менее 9-10%, что как раз соответствует высоте базовых лагерей)

        А с хорошей вентиляцией наддуть палатку до одной атмосферы не получится. Даже здесь у нас внизу в этих весёлых шариках внутри которых по воде бегают — спать уж никак нельзя. Гарантированная смерть за пару часов.

        Тоже самое касается и любого дыхательного оборудования — от противогазов до нырятельных масок: основная опасность там — не в подаче воздуха, а в отведении углекислого газа, чтобы он не накапливался (объёмы маленькие — парциальное давление меняется очень быстро). И много ныряльщиков гибнет из-за этого в некачественных или самодельных масках.

        Т.е. существенно повысить давление относительно внешнего обычным воздухом у вас просто не получится, хоть магией ветра пользуйтесь. И именно поэтому альпинистам нужен чистый кислород.


        1. gmini
          04.08.2021 13:32

          Так наддув палатки и вентиляция - это одно и то же. Если дуть свежий воздух снаружи, то отработанный воздух обязательно выйдет - палатка же негерметична при всем желании. Тут просто надо ограничить утечки для сохранения давления, но все лишнее стравливать.


          1. DistortNeo
            04.08.2021 14:32

            А теперь посчитайте, сколько воздуха необходимо поддувать. При нормальных условиях это 30 м³ в час на человека, то есть нужно сжимать 100 м³ забортного воздуха при 0.3 атм примерно в 3 раза. Работа будет равняться 100 * 30000 * ln (10/3) = примерно 3.5 МДж, что соответствует мощности компрессора 1000 Вт при 100% КПД.
            Уже многовато получается, не находите?

            Теоретически, можно воздух не стравливать, а выпускать через генератор, и в итоге сэкономить на расходах на компрессоре.

            Ну и это ещё не учтён момент, что при сжатии воздух нагревается, а при расширении — охлаждается. То есть, по-хорошему, ещё и рекуператор надо с собой тащить.


            1. gmini
              04.08.2021 15:25

              ну понятно, что энергии тут нужно очень много.

              а, кстати, отопление в палатке на высоте - это то, чего тоже очень не хватает


      1. katzen
        04.08.2021 15:55
        +1

        И еще: палатки вполне можно "наддувать" ионными ускорителями. В сети полно выкладок по затратам электроэнергии - они там смешные.

        Точно. Поэтому все компрессоры пора переводить на ионные — затраты-то смешные.

        Уже все начинают.


  1. Abwindzentrierer
    04.08.2021 13:00
    +1

    В итоге путь к вершине Эвереста будет усеян не только пустыми кислородными баллонами и брошенными палатками, но и солнечными батареями, ионизаторами, высоковольтными электродами и прочими высокотехнологичными средствами :)


  1. atri24
    04.08.2021 13:33

    Вопрос к знатокам. Все же знают как сливают бензин из бака - вставляют трубку в бензобак, потом создают ртом вакуум и затягивают часть бензина ртом и потом он спокойно сливается под действием силы тяжести.
    Вот, если проложить длинную трубу от основание горы до вершины и попробовать первоначально прокачать насосом воздух наверх вершины... не станет ли он дальше подниматься сам, из-за действия перепада давлений воздуха внизу горы и на вершине?


    1. Radisto
      04.08.2021 13:47
      +2

      Тогда бы воздух сам перетекал с уровня моря в стратосферу, перепад давления же есть. Воздух в трубе ничем не отличается от воздуха вне трубы, столб его создаст ровно то же давление, ничего никуда не перетечет


      1. atri24
        04.08.2021 13:50

        Дык, в том то и дело, что отличается. Превоначально мы же закачаем плотный воздух снизу и этот более плотный воздух будет вытекать сверху :)


        1. dlinyj
          04.08.2021 14:54
          +1

          А массу воздуха вы не учитываете? Так-то вы вечный двигатель изобрели.


        1. Radisto
          04.08.2021 17:20
          +1

          Если он более плотный, то гидростатическое давление он создаст ещё больше, и будет стремиться вытечь из трубы вниз


    1. DistortNeo
      04.08.2021 14:51
      +1

      А вы не обращали внимания, что второй конец трубки при этом должен находиться ниже уровня первой?

      А так да, чисто теоретически, можно на уровне моря поставить компрессор, который будет гнать воздух наверх. Давление внизу должно быть порядка 3.5 атм, чтобы наверху было 1 атм.


  1. Radisto
    04.08.2021 13:49
    +2

    Кажется автора поощряют плюсами за особо кровожадный способ убийства альпиниста))


  1. Diordna
    04.08.2021 14:09

    Не сочтите за рекламу но я пользуюсь(дома) именно мембранным насосом с Aliexpress который дает чуть больше 1 атмосферы. Потребляет крохи электроэнергии, выдает 15 л в минуту.


  1. DAN_SEA Автор
    04.08.2021 14:31

    Друзья, по поводу вполне справедливых комментариев, которые можно свести в 3: 1) "зачем надувать альпиниста"; 2) "будет трудно выдыхать"; 3) "нужен скафандр".

    Вы безусловно правы. Любая концепция, еще не дошедшая до практической реализации - всегда требует решения ряда неожиданных вопросов. И даже узких мест.

    В ходе написания этой статьи - я ставил своей целью показать широкой публике ряд достаточно неожиданных возможностей, которые можно было бы применить для создания давления. Полагаю, что большинство даже не задумывалось о данном направлении.

    Надеюсь, статья даст пищу для размышлений и (даже!) кто то сможет реализовать что то на базе изложенного в реальной жизни.

    Мало того, способ с винтовым компрессором, я рассматривал для запуска своего стартапа. Но, так как понял, что мои руки дойдут до этого "лет через 100 - не меньше", мне было не жалко поделиться этой мыслью - с народом ;-)


    1. dlinyj
      04.08.2021 14:55
      +1

      Это можно прям в тело статьи добавить. А вам успехов в ваших начинаниях!


      1. DAN_SEA Автор
        04.08.2021 15:00
        +1

        Добавил. Спасибо! ;-)


  1. DASpit
    04.08.2021 16:54
    +1

    Есть концентраторы кислорода. Там компрессор прокачивает воздух через проницаемую только для кислорода мембрану. Можно таким образом парциальное давление кислорода поднять. И не надувать альпиниста.


  1. justhabrauser
    05.08.2021 10:35
    +2

    Но у внимательного читателя возникнет естественный вопрос: если всё так хорошо и прекрасно, почему же компрессоры такого типа не используются массово, вместо поршневых и мембранных?

    У внимательного читателя возник естественный ответ — компрессоры такого типа используются массово и очень популярны. В виде компактный газовых счетчиков роторного типа.
    Берем самый маленький (G1.6, на 1.6…4 куба в час), ставим движок — и можно идти на Кикстартер вуаля.


  1. zuek
    05.08.2021 12:23

    Хмм... вспомнился "марсианский скафандр Маска" - если объединить эти две идеи, то вполне может и "взлететь".